Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования»
Выступление на педагогическом совете по теме:
«Работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности как фактор повышения качества образования»
20.02.19
Проблема слабой успеваемости считается одной из самых актуальных для любой школы.
Каждый учитель сталкивается с учениками, которые испытывают большие трудности при усвоении учебного материала. Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше.
Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Необходимо свою работу построить так , чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности.
Как это сделать:
1) Создание на уроке ситуации успеха. Даже разовое переживание успеха может изменить психологическое самочувствие ребенка. Перед слабоуспевающим учеником ставить такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы, где он может проявить инициативу. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывания и подготовки.
2)Подмечено, что «сильные» ученики быстрее включаются в учебный процесс, они первые помощники на уроке. «Слабые» порой часто не понимают, о чем идет речь.Поэтому детей в классе рассаживаю по принципу: сильный-слабый. И на уроке использовать парную форму работы. (выполнение заданий с последующей взаимопроверкой,«Скажи соседу, как ты его понял» и т.п)
3) Групповая форма работы. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Порой бывает, что слабоуспевающий ребенок лучше понимает своего одноклассника.
4) Хороший приемом в работе со слабоуспевающими учащимся является комментирование, решения по образцу, повторение объяснения несколько раз, хоровое повторение,успешна работа по «цепочке» для отработка практических навыков при изучении нового материала.
5) Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости – дифференцированный подход, который может быть осуществлен на любом из этапов урока (как на этапе актуализации знаний, так и закреплении). Часто для дифференциации домашнего задания использую прием «Лестница к знаниям»
Урок русского языка
Правило+ упраж+ страничка для любознательных
6) Для организации индивидуальной работы на уроке использую разноуровневые карточки.
7) Хороший результат также дают разные математические диктанты, тесты для тематического контроля.Такая работа позволяетбыстро выявить общую картину усвоения материала и дает возможность для дальнейшей индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися. (Для этого использую тетради на печатной основе).
8)Большое значение в формировании познавательного интереса у учащихся играет подбор образного, яркого, занимательного учебного материала и добавление его к общему роду учебных примеров и заданий. Можно использовать обучающие игры; карточки-помощники, памятки, правила в стихах (шпаргалки - запоминалки).
9) Проверка рабочих тетрадей дает обратную связь с учеником. Через тетради я вижу усвоил –не усвоил. Создается картина на сколько эффективна прошла работа на уроке и дома. Анализирую ошибки и учитываю при построении следующего урока.
10 Сотрудничество с родителями. Чаще всего достигаем совместного решения по работе над ликвидацией пробелов. Все родители зарегистрированы в АИС, имеют возможность посмотреть успеваемость ребенка, домашнюю работу. А своевременное выставление отметок дает возможность ученику подтянуться в учебе.
11. В своей работе использую технологию “формирующее оценивание” Разным ученикам требуется разное время для овладения учебным материалом. Недостаток времени является главной причиной слабой успеваемости. Поэтому если ученик получил «плохую» отметку, у него должен быть «шанс на исправление». Поэтому если в дальнейшем процессе повторения ученик показывает более высокий уровень, то оценка его может быть выше. Такой учет знаний, умений и навыков помогает ослабить отрицательное психологическое воздействие «плохой» отметки, стимулирует ученика к добросовестной учебной деятельности.
Работа со слабоуспевающими учениками должна проводиться учителем систематически. Эта работа очень кропотливая, требующая огромного терпения.