kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с детьми с высокими художественными способностями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мое педагогическое кредо во многом созвучно со словами Шалвы Александровича Амонашвили «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки в отравленную почву». Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств. Расширение этого арсенала – и есть наша основная задача, но это не значит, что все дети должны быть вооружены одинаковыми приемами для творчества (в противном случае, я думаю, что мы не имели бы столь обширного многообразия жанров, как экспрессионизм, импрессионизм, примитивизм …).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с детьми с высокими художественными способностями »

Тема доклада: Создание условий самореализации личности в процессе обучения художественному творчеству. Работа с детьми с высокими творческими способностями.

«Нация, которая научит детей рисовать в той же мере, как читать и писать, превзойдет все другие народы в области науки и искусства»

Дидро.

Я, Рамазанова Альфия Рафиковна, работаю учителем изобразительного искусства и технологии МОУ «СОШ №4» , 1 квалификационная категория, стаж работы 19 лет.

В условиях модернизации российской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации образовательного процесса на современном этапе на первый план выходят задачи формирования творческой личности и задачи самореализации личности, создание условий для реализации возможностей ребёнка в окружающем мире.

Мое педагогическое кредо во многом созвучно со словами Шалвы Александровича Амонашвили «Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки в отравленную почву». Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств. Расширение этого арсенала – и есть наша основная задача, но это не значит, что все дети должны быть вооружены одинаковыми приемами для творчества (в противном случае, я думаю, что мы не имели бы столь обширного многообразия жанров, как экспрессионизм, импрессионизм, примитивизм …). Очень важно – создать условия для самореализации ребенка посредством своего предмета, а не раз и навсегда отбить у него желание к творчеству резким безапелляционным советом, правкой.

Для своей работы я выбрала такие воспитательные установки:

  1. Все дети талантливы. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом. Эта установка для меня основополагающая.

  2. Свою работу я строю так, чтобы у ребенка возникала потребность в творчестве, желание преобразовать окружающее (через такие приемы, как удивление, озарение, противоречие, догадка, отсутствие критиканства и разбора неудачных с точки зрения общепринятых канонов детских рисунков). Дети должны удивляться и восхищаться. Так как эти способности человека содержат активное, творческое, познавательное отношение к миру.

  3. Детям нужна благоприятная психологическая обстановка для творчества. Терпение, доброжелательность, сочувствие, ненавязчивость, поддержка - это атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей детей.

  4. Соблюдение границ личности ребёнка. Чрезмерная опека и навязанная помощь может заглушить творчество.

  5. Учить ребёнка думать. Думающий человек стремиться познавать мир, учиться выбирать для себя знания нужные и полезные.

  6. Научить ребёнка - смотреть, чтобы видеть красоту окружающего мира, слушать, чтобы услышать других, говорить, чтобы услышали, быть самим собой, уважать каждого человека и его труд.

Основные педагогические задачи:

  1. развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона воображения, фантазии, восприятия, пространственного мышления, формирование навыков практического решения творческих задач;

  2. обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

  3. развитие коммуникативной компетентности школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве;

  4. создание условий для творческой самореализации высокомотивированных учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности (интегрированные проекты) и индивидуальной работы по подготовке к конкурсам и выставкам.

  5. развитие общекультурной компетентности школьников через приобщение к наследию отечественного и мирового искусства; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.

Подробнее остановлюсь на решении некоторых задач.

  1. Развитие творческих способностей.

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.

Э. Фромм

Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.

С этой целью я использую модифицированную мной методику развития творческого воображения Генриха Сауловича Альтшуллера (один из разделов ТРИЗ). Задания должны быть открытого типа: имеющие не единственное решение.

Важнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Рисуя, дети по-настоящему переживают придуманные ими события. Наличие эмоциональной связи между фантазией и реальностью требует от педагога создавать два вида условий для детского изобразительного творчества. Сначала необходимо возбудить у учеников эмоциональное отношение к заданию, а затем, когда эмоции уже действуют, оберегать их от сторонних помех и несвоевременного вмешательства. Чувства легко «спугнуть», а вместе с ними исчезнут и образы фантазии. Сохранить эмоциональное восприятие – значит создать на уроке атмосферу радости, удовольствия, активного творческого переживания, соучастия в процессе восприятия, вызвать потребность в свободной творческой деятельности.

Использование приемов РТВ и ТРИЗ помогло мне превратить занятия с детьми в интересную и всегда новую игру, полную сюрпризов. Важно постепенно усложнять творческие задания; не давать прямых инструкций; проявлять интерес к действиям учеников; признавать и поощрять множественность вариантов ответов; искать в любом ответе рациональное зерно, а не признавать его ошибочным; не сдерживать инициативу и не делать за детей то, что они могут сделать самостоятельно. Суть всех этих приемов состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход. Ценность этих рисунков не в формах и цветовых сочетаниях, не в техническом качестве, а в движении мысли.

Результативность работы по данному направлению проявляется, во-первых, в отношении учащихся к предмету (данные диагностики «Урок глазами ученика», «Цветодиагностика школьной тревожности» показывают, что изо является любимым уроком детей, они не испытывают негативных эмоций и стресса на уроках изо). Во-вторых, о развитии творческих способностей можно судить по таким показателям, как рост участников различных творческих конкурсов и выставок. Среди моих учеников призеры муниципальных конкурсов детского творчества: конкурсы «Выборы глазами детей»,2010г(2 первых места), Фестиваль народного творчества «На Руси много красы»(2 призёра), Конкурс граффити «В 21 Век без наркотиков»(2 место, 2 призёра),2011г., Конкурс творческих проектов(2 призовых места),2011. Я отмечена благодарственным письмом главы города за качественную подготовку учащихся к творческим конкурсам (2011 год), благодарственным письмом департамента образования за развитие творческих способностей обучающихся (2009 год).


  1. Развитие коммуникативной компетентности школьников через использование коллективных средств обучения и обучения в сотрудничестве (опора на технологию КСО В. Дьяченко, гуманно-личностную педагогику Ш. Амонашвили).

Я считаю очень важным на своих уроках создать условия, которые бы способствовали развитию культуры общения, навыков продуктивного сотрудничества. Только общаясь в коллективе, овладевая способами разносторонней деятельности, ребёнок познаёт предметы и явления, усваивает нормы общения и поведения.

Коллективная деятельность имеет огромное зна­чение в художественном воспитании школьников как средство, ак­тивизирующее развитие их творческого потенциала. Через коллективную деятельность развивается по­требность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Результат совместного труда, за тот же промежуток времени, превосходит все ожидания. Успех способствует проявлению положительных взаимоотношений со сверстниками, развивает умение сотрудничать, взаимодействовать, договариваться, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою позицию, понимать и ценить творчество других.

Коллективная деятельность должна быть высоко эмоциональной, легко осуществимой, способствовать проявлению творческого воображения и лидерских качеств, что обеспечивает положительное отношение школьников к предмету.

Наблюдая за детьми, увлечёнными коллективной работой замечаю, что каждый ребёнок чувствует свою значимость и важность в общем деле, значимость личного вклада в результат совместной деятельности. Метод коллективного творчества ставит ученика в позицию активного деятеля, раскрывает его потенциальные возможности, развивает его личное своеобразие, стимулирует поиск новых знаний.

Анализ результатов анкетирования учащихся подтвердил, что при использовании на уроках метода коллективного творчества повысился интерес к урокам. 90% учащихся с нетерпением ждут уроков коллективного творчества. Повысилась дисциплина, дети стали более заметно проявлять такие качества, как товарищество, отзывчивость и взаимопомощь, стали более вежливы по отношению к взрослым и друг к другу. При применении метода коллективного творчества на уроках изобразительного искусства у школьников формируется познавательный интерес к предмету, который становится устойчивым, т.к. учебная деятельность успешна.

  1. Развитие общекультурной компетентности школьников через приобщение к культурному наследию; воспитание эмоциональной отзывчивости, активного эстетического отношения к народным художественным традициям.

О реализации данной задачи можно говорить бесконечно, так как она близка мне и как учителю школы, реализующей программу патриотического воспитания школьников, и как учителю преподающему 4 предмета, которому крайне важна интеграция предметов. В виду ограниченности времени остановлюсь на одном из аспектов решения этой задачи – воспитание средствами декоративно-прикладного искусства. ДПИ, на мой взгляд, самый благодатный материал для развития общекультурной компетентности. Оно в состоянии решить широкий круг задач, как познавательных (познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, мастерами), так и воспитательных (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к культуре своего народа). ДПИ - своеобразный катализатор детского изобразительного творчества; котором аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;

Для проведения уроков данного раздела широко использую нетрадиционные формы – уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки музейного быта (использую возможности как школьного, так и виртуального музеев). Разработки уроков раздела «Народные промыслы России» опубликованы мной на сайте нашей школы, а также на сайтах Прошколу, Опен-классе.


  1. Создание условий для творческой самореализации высокомотивированных учащихся через организацию проектно-исследовательской деятельности (интегрированные проекты).

Использование метода проектов в образовательном процессе ведет к переориентации учебного процесса на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Проект для ученика – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, возможность проявить свои способности, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Проектная деятельность помогает творчески развиваться ребенку и не надо откладывать занятия проектом до старших классов, лучше начать эту работу как можно раньше, ориентируясь на возрастные особенности учеников. Для квалифицированного использования метода проектов в школе мной были пройдены курсы повышения квалификации по теме «Интернет сообщества»,на базе СариКПро, г. Саратов.

Проектная деятельность используется мной преимущественно при организации внеурочной деятельности с высокомотивированными учащимися. И вновь я, как учитель изобразительного искусства, преследую цели интеграции – творческие проекты моих учащихся носят не чисто художественный характер, а являются интегрированными (изо и краеведение, изо и история, изо и технология).

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применения знания из различных областей науки, техники, искусства. У ребенка есть право выбора первого шага, цели и хода проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Цель проектной деятельности – получение такого результата, который как социально, так и личностно значим. Социальный характер проявляется в том, что работа практически используется. Личностный характер проявляется в том, что ребенок реализует свое собственное “Я” через самостоятельную деятельность, принятие самостоятельного решения, оценивание своей работы и получение от нее удовольствия. Проектная деятельность формирует у учащихся надпредметные умения (планирование, организация, рефлексия, сотрудничество), то есть способствует реализации компетентностного подхода.

Проектная деятельность позволяет отойти от авторитарности в обуче­нии, всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся. Кроме того, в ходе работы над проектом меняются отношения между учителем и учеником. Очень важным является сотрудничество взрослых и детей и общая радость от полученных результатов. Также я привлекаю в союзники и соавторы родителей учащихся – тема проекта становится важна не только ребенку, но и членам его семьи. Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор, приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и навыки, умения и навыки самостоятельной работы.

О результативности решения данной задачи можно судить по следующим показателям:

  • До 60% учащихся охвачены проектной деятельностью (творческие и исследовательские проекты).

  • Повышение интереса родителей к проектной деятельности (данные анкетирования).

  • Призовые места на фестивалях проектов: среди моих учеников – лауреаты

  • И главное, чтобы активизировать деятельность учащихся, учитель сам в первую очередь должен быть творческой личностью, любить свое дело и жить интересами детей. Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение. Настроение учителя всегда передается детям.

Свою активную педагогическую позицию я стараюсь проявлять через участие в методической жизни школы, региона, страны. Публикации методического характера размещены на портале.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Работа с детьми с высокими художественными способностями

Автор: Рамазанова Альфия Рафиковна

Дата: 02.06.2015

Номер свидетельства: 217178

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Развитие "творческости" детей в ДОУ "
    ["seo_title"] => string(38) "razvitiie-tvorchieskosti-dietiei-v-dou"
    ["file_id"] => string(6) "135475"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416927463"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "План воспитательной работы в 1 классе по ФГОС "
    ["seo_title"] => string(47) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-1-klassie-po-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "228364"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441271325"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческого потенциала учащихся как одно из направлений работы с одаренными детьми" "
    ["seo_title"] => string(106) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-uchashchikhsia-kak-odno-iz-napravlienii-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "166365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422954721"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Развитие творческих способностей детей c ОВЗ через знакомство с декоративной лепкой и декоративной росписью."
    ["seo_title"] => string(121) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-c-ovz-chieriez-znakomstvo-s-diekorativnoi-liepkoi-i-diekorativnoi-rospis-iu"
    ["file_id"] => string(6) "292600"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455296541"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств к природе»"
    ["seo_title"] => string(85) "statiakhudozhiestviennaialitieraturakaksriedstvovospitaniiaghumannykhchuvstvkprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "308193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458541540"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства