Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНАЯ РАБОТА По теме: “Реализация требований ФГОС в системе начального общего образования. Групповые формы работы.”»
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРОТОСТАН
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
По теме: “Реализация требований ФГОС в системе начального общего образования. Групповые формы работы.”
Выполнила:Карасова Гульназира Галимьяновна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ с.Старый Сибай
Баймакского района РБ
Уфа-2016
Содержание
Введение
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Теоретическая база опыта.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменение целей современного образования. С введением ФГОС результатом обучения и воспитания в начальной школе должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний, т.е. речь идёт о развитии у детей общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).
Моя задача сегодня, как педагога – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. Я постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают, на мой взгляд, групповые формы работы.
На занятиях по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы.
Это связано с её важностью в качестве основы для формирования саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия. Это, на мой взгляд, фундамент всего образования.
Воспитательная ценность групповой работы заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Групповое обучение способствует развитию социально-значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала. Работа в группах наиболее эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Групповые формы обучения можно использовать на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира.
Групповые формы обучения рационально применять, когда материал доступен для групповой работы, учащиеся подготовлены к этой работе, имеются дидактические материалы для работы в группах. Работая над этой темой, я пришла к выводу: Объем усваиваемого материала возрастает. Возрастает творческая и познавательная самостоятельность. Характер взаимоотношений между детьми меняется. Класс становится сплоченней. Больше возможностей осуществлять индивидуальный подход к обучающимся. Ребята получают удовольствие от работы.
1. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия
возникновения, становления опыта.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Важно научить школьников учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы сообща. Важно, чтобы в команде каждый ее член усвоил учебную информацию, чтобы вся группа была заинтересована в этом.
Задачи групповой работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
- Развитие умений успешного общения, что способствует совершенствованию межличностных отношений в классе.
Задачи групповой работы решают проблему развития метапредметных УУД (познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного процесса, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия. Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися. Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Мыслительную деятельность ребят стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий. В Федеральном компоненте государственного стандарта подчёркивается необходимость создания качественно новой личностно- ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Моя задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа. В связи с этим значение групповой работы трудно переоценить. Она активизирует учение школьников, создает широкую наглядно чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения младшими школьниками такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности - группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии - индивидуального субъекта учебной деятельности. По данным исследователей, эта ступень достижима лишь за пределами начальной школы, причем при условии специальной работы, иначе учебная деятельность может оказаться несформированной и к концу обучения в средней школе. Большое значение имеет групповая работа в воспитании у детей гуманистических качеств личности, освоении ими нравственного опыта поведения, формировании
положительных мотивов учения.
2. Теоретическая база опыта.
За годы работы, находясь в постоянном творческом поиске, я стараюсь сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.
Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой дифференциации, мнемонические, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения. В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.
Групповые виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала. При построении учебного сотрудничества детей я учитываю, что такой формы общения в детском опыте еще не было, поэтому ее надо культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык.
Прекрасный помощник при организации групповой работы – книга Г. А. Цукерман и др. «Введение в школьную жизнь». Также я использую при подготовке к занятиям следующую литературу:
1. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как
средство развития коммуникативных универсальных учебных
действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа
плюс до и после.- 2011.- №5.- С.75-78
2. Групповая работа как форма организации деятельности
младших школьников. Режим доступа:
[http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251]
3. Групповые формы работы, как возможность организации
деятельностного обучения на уроке. Режим доступа:
[http://psh.tom.ru/index.php/component/]
4. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм
деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика.
Газета Изд. дома "Первое сентября".- 2010.- №4.- С.3-5
5. Использование групповых технологий на уроках в начальной
школе: Презентация. Режим доступа:
[http://myshared.ru/slide/41841]
6. Опыт организации групповой работы на уроках. Режим
доступа:[http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]
7. Организация групповой работы на уроках в начальной
школе. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/118806]
Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:
по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.
Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы — правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». /Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119/
3. Технология опыта
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Применение современных образовательных технологий в процессе обучения помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.
Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.
1. Применять групповую работу я начала с 1 класса. Первым этапом было сплочение группы. При изучении характера детей я использовала игры и элементы психологического тренинга.
Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что…».
Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.
Участники выстраиваются в два круга (внешний и внутренний) лицом друг к другу. Количество детей в кругах одинаковое. Участник, который стоит во внешнем круге, говорит своему партнеру из внутреннего круга фразу, которая начинается со слов: Мы с тобой похожи тем, что…» (например, что мы живем на одной улице). Участник внутреннего круга отвечает: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например, что у нас разный рост). Затем по команде учителя участники внешнего круга передвигаются по часовой стрелке, меняясь партнерами. Так продолжается пока все участники внешнего круга не повстречаются с участниками внутреннего круга. После завершения упражнения каждый участник рассказал, что он нового узнал о своих партнерах.
2. Для поддержания группового единства я проводила игру «Путанка». Водящий выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться. Когда образовалась путанка, водящего приглашают в комнату. Он распутывает, также не разжимая рук у запутавшихся.
3. На первом этапе образования групп проводилась «Коллективная сказка». Учащиеся получили задание придумать сказку. Каждый участник должен добавить слово или новое предложение. Оценивается коллективный замысел. Эта игра дала мне возможность получить хорошую информацию о детских конфликтах и ожиданиях.
4. Для получения обратной связи я использовала игру «Модифицированное зеркало». Водящий изображал кого-то из членов группы, а группа угадывала, кого изображает водящий.
Все эти мероприятия помогли мне сплотить коллектив и лучше узнать каждого ребенка. Дети стали чувствовать себя комфортней, раскрепощенней. Поняли, что каждый из них индивидуален, но вместе они сильнее. А в группе каждому найдется свое интересное дело по темпераменту, по способностям, по увлечениям.
Следующий этап:
1. необходимо учить детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся. Здесь можно использовать следующие приемы:
- в случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника;
- для оценки своего ответа ученик сам назначает "учителя";
- организуются игры, развивающие умение слушать другого (например, "Снежный ком": первый ученик называет какое-либо слово (число), другой должен повторить это слово и назвать свое, третий повторяет оба слова, названные предыдущими учениками, и называет свое).
2. необходимо научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Сначала эти упражнения могут быть такого вида:
- Договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы. Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.
- Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.
- Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую.
3. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:
- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.
- Скажи напарнику, как ты его понял.
Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.
- Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них.
- Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу. Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.
При изучении на уроках природоведения, чтения объёмных, насыщенных фактическим материалом текстов, можно использовать приём “Чтение. Суммирование в парах”. Суть приёма заключается в следующем:
1) Текст разбивается на смысловые отрывки: 1, 2, 3, 4 и т.д.
Учитель объясняет, что в конце урока учащиеся должны знать содержание всего текста: каждая пара работает над одним из отрывков, затем представляет его всему классу, выслушивает отчёты о работе всех других пар.
2) Далее каждая пара получает отрывок из текста, который разбит на две части. Учащиеся в паре читают весь отрывок. Первый участник пересказывает 1 часть (его роль – докладчик), второй участник (оппонент) задаёт вопросы, подготовленные к этой части. Затем участники, меняясь ролями, работают над 2 частью.
3) На следующем этапе пара суммирует полученную информацию и готовит презентацию своего отрывка. Это может быть пересказ, развёрнутый план, опорный конспект, таблица.
Пара, которая работала с таким же отрывком, предлагает свою версию презентации.
4) Результаты работы озвучиваются последовательно, таким образом, идёт работа над всем текстом.
Данная работа применяется с целью выработки предметных умений, отработки навыков, творческого применения знаний, обучения учащихся планированию, контролю, оценке учебных действий. Полезна она для формирования понятий, так как позволяет провести наблюдения над различным материалом, найти общее и обобщить существенные признаки этого понятия. После завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы, подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.
Третий этап – это групповая работа. Прежде чем перейти к ней, мы с ребятами установили правила работы в группе:
Смотреть на собеседника при разговоре.
Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
Говорить только по делу.
Внимательно слушать ответ.
Обращаться друг к другу по имени.
Полное внимание к однокласснику;
Серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
Терпимость, дружелюбие:
Никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Так как обучающиеся не работали в группах, вместе с 2-мя детьми я показала весь ход работы, обращая большое внимание на взаимодействия. Главное: разбирать не ошибку задания, а ход взаимодействия. Типичные ошибки:
- «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав!», «Нет, я!».
- Отношение ученика, который ничего сам не делает и рад, когда за него выполняют другие.
В ходе разбора данных задач, дети сами пришли к выходу из таких ситуаций.
Следующий момент, который требует внимания учителя, - это подбор детей в группы. Стараюсь объединять детей с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников объединять опасно. Если соединить детей по их желанию, то группы получаются разного уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Хотелось бы порекомендовать остановиться на такой форме подбора членов групп: организатора (капитана, руководителя) каждой группы назначает учитель из числа наиболее способных учащихся. Далее называются 4-5 человек примерно одинакового уровня знаний (в зависимости от количества уч-ся в группе). Каждый организатор выбирает одного ученика к себе в группу из названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные. Для того, чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:
- По желанию
- Случайным образом
- По определенному признаку
- По выбору «лидера».
- По выбору педагога.
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест уч-ся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Организуя работу в группах нужно, чтобы каждый ее член выполнял свою роль. Это позволит быстро и качественно выполнить задание.
Группа может выполнять общее задание, но каждый член делает часть общей работы независимо друг от друга. Такую работу я часто использую на уроках технологии, так как она экономит время. Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей.
Хотелось бы дать несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:
нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Как объединять детей в группы.
- самому слабому нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный;
- упрямцу полезно соперничать с упрямцем;
- двух озорников соединять вместе опасно, но при правильном
подходе они будут работать;
- самых развитых детей не следует надолго объединять со слабыми, им нужны равные;
- не следует создавать группы с детьми со слабой самоорганизацией
Основная моя задача – научить учащихся работать в группах: в статической и динамической паре, в группе из 2-3 человек.
При организации занятий в группах по 2-3 человека я стараюсь чётко отрабатывать роль каждого ученика: роль «рассказчика», роль «строителя», роль «прогнозиста», роль «провокатора», роль «игротехника». При такой организации групповой работы у учащихся, начиная с начальной школы, формируется социальный опыт общения друг с другом, умение вести диалог,
терпимо относиться к чужому мнению. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения.
Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Чтобы обучающимся легче было научиться работать в группе, первые две недели детей не пересаживала. Затем стала использовать различные способы распределения обучающихся по группам:
«Поздравительная открытка»
Раздаю несколько старых поздравительных открыток, разрезанные на две половинки. Каждый ученик вытаскивает свою половинку и ищет того, у кого такая же половинка. Они становится партнерами при работе в группе.
«Имена»
Пишу имена учеников на листочках. Беру листочки с именами половины класса и прошу оставшуюся половину учеников вытащить листочки наугад. Ученики объединяются для работы в парах с тем, чье имя они вытаскивают.
«Волшебные карандаши»
Беру карандаши или фломастеры разных цветов и раздаю их ученикам. Те, кто достали карандаши одного цвета, работают в паре вместе.
Примерные правила совместной работы:
Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала. Вводя новую форму сотрудничества, первоначально я даю ее образец, при этом внимание надо акцентировать на формах взаимодействия – речевых клише: «Ты согласен?», «Не возражаешь?» и т. д. Это вопросы запуска дискуссий, которыми каждая группа пользуется при работе. По-настоящему образец будет освоен детьми только при разборе двух-трех ошибок. Но при этом надо разбирать не содержательные ошибки, а ход взаимодействия («Ваша группа доброжелательно, терпеливо работала и т. д.). Оценивать следует общую работу группы, а не давать ученикам, работающим вместе, разные оценки. Необходимо отметить эффективность групповой работы на разных этапах урока: актуализации знаний, открытия нового знания, формирования и систематизации знаний, а также рефлексии
Заключение
Анализ результативности
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Работа в группе очень эффективная форма обучения. Вот что получается, когда дети в процессе обучения объединяют свои усилия в решение учебных задач:
- на формирования понятий, умений, навыков тратиться меньше времени, возрастает и объём усваиваемого материала, и глубина его понимания;
- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (не остаётся учеников, не работающих на уроке);
- ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- сплоченность класса резко возрастает; дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя;
- в то же время растёт и самокритичность: ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует; воспитательная работа учителя становиться необходимым
условием группового обучения, так как все группы в своём становлении проходят стадию конфликтных отношений.
Таким образом, преимущества групповой работы явны: укрепляется дружба; улучшаются межличностные отношения; устанавливается психологический комфорт в классе; учащиеся усваивают больший объем материала; появляется возможность избежать негативных сторон соревнования; между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения; работа в группе помогает ребенку проявить себя.
Надеюсь, что использовав на уроках групповые формы обучения, мои ученики на уроках будут говорить больше, чем я сама, смогут свободно выражать свое мнение. И ни один ученик не останется на уроке без участия. Групповая форма обучения предъявляет высокие требования к учителю, который управляет классом. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействие учащихся.
Список использованной литературы
1. Групповая работа как форма организации деятельности
младших школьников. Режим доступа:
[http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251]
2. Групповые формы работы, как возможность организации
деятельностного обучения на уроке. Режим доступа:
[http://psh.tom.ru/index.php/component/]
3. Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм
деятельности учащихся на уроке / А. Золотухина // Математика.
Газета Изд. дома "Первое сентября".- 2010.- №4.- С.3-5
4. Опыт организации групповой работы на уроках. Режим
доступа:[http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]
5. Организация групповой работы на уроках в начальной
школе. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/118806]
6. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших