Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность школьников при изучении географии и биологии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Проектная деятельность школьников при изучении географии и биологии в основной школе»
Зубцов Владимир Серафимович: учитель
химии и биологии филиала МБОУ «Первомай-
ская СОШ» в с.Старокленское
2016 г.
Тема опыта: «Проектная деятельность школьников при изучении географии и биологии в основной школе».
Сведения об авторе работы:Зубцов Владимир Серафимович:учитель химии и биологии первой квалификационной категории филиала МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с.Старокленское.
Условия возникновения, становления опыта. Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ходе обучения к определенному возрасту. Для этого ученикам надо слушать внимательно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения и т. д. Вот и получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность.
4. Обоснование актуальности и перспективы опыта.
Проектная деятельность – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения. При этом структура обучения следующая:
- создание проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование их и выбор одной или нескольких;
- опытная проверка принятых гипотез ;
- обобщение результатов: включение новых знаний и умений в уже освоенную учениками систему, закрепление и применение их в теории и практике.
Мне видится решение проблемы в использовании соответствующих технологий, методов обучения. И это не мое открытие, а доказанный научный факт. В частности в средней и старшей школе на уроках по предметам естественнонаучного цикла потребность и умение учиться формируются при использовании технологии проблемного обучения.
5. Ведущая идея педагогического опыта.
Идея моего педагогического опыта – это идея тесной связи проектной деятельности обучения с окружающей повседневной жизнью. В своей педагогической деятельности я опираюсь на неразрывную связь с ней, на формирование единства знаний и умений, сознательность и активность учащихся в целостном педагогическом процессе.
6.Длительность работы над опытом: 3 года.
7. Теоретическая база и технология опыта .
Еще Сухомлинский отмечал: « Страшная эта опасность – безделие за партой, безделие месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ... ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Что делать? Как делать? Чтобы смотивировать детей на учебу. Мы знаем, что традиционные методы обучения у современных детей вызывают лишь раздражение и скуку. школа переходит на стандарты второго поколения, где заложен деятельностныйый подход к обучению. Ученик учись сам.
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса я считаю является организация проектной и исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом при максимальной самостоятельной деятельности на уроке. Учитель и ученик здесь являются партнерами.
Какие условия способствовали выбору моей темы?
Для организации метода проекта и исследовательской деятельности прошел курсовую подготовку по данной теме. В школе, есть условия для внедрения данной темы: интернет, компьютеры, множительная техника, учебное оборудование, много своей и школьной дополнительной литературы, небольшая наполняемость класса.
Цель: формирование у учащихся поисково-исследовательских творческих умений и навыков в процессе изучения естественных дисциплин.
Задачи:
мотивировать учащихся к поисковой исследовательской и проектной деятельности;
определенить в учебных дисциплинах проблемных тематических блоков, актуализирующих исследование и творческий поиск;
внедренить различных формы и методы исследования;
развивать умение описания и обобщения результатов своей деятельности
формировать умений публичной защиты работы.
противоречия между необходимостью активизации познавательной деятельности, развития исследовательских наклонностей школьника, преобладанием анатомо-морфологического материала, большого количества терминов и понятий в содержании школьного курса биологии.
Гипотеза:
Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям в области биологии, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.
Ожидаемый результат:
Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся:
Умению грамотно, лаконично выражать свои мысли.
Владение навыками презентации своей работы.
Умение работать с различными источниками информации.
Повышение мотивации учебной деятельности.
Повышение качества обучения
Что делать учителю, выбравшему методику проектной деятельности учащихся?
1 Изучить теоретический материал и опыт других учителей по данной теме.
2. Поработать с рабочей программой и определить темы, выделить блоки, где можно применить метод проектов.
3. Выработать критерии оценки проектной деятельности учащихся. 4. Составить нормы и требования по оформлению работы. 5. Разработать примерные критерии оценки выступления докладчиков на защите проекта.
6. Составить совместно с учащимися список тем для проектной деятельности. 7. Осуществлять промежуточный контроль и коррекцию выполняемой учеником работы.
2. Продвинутый уровень «Я хочу и могу!» (5-7 классы)
3. Высший уровень «Я знаю как!» (8-9 класс)
Навыки проектной и исследовательской деятельности начинаю с 5 класса.
На уроке-исследовании ставятся две цели: обучение предмету(дидактическая и обучение исследовательским умениям(педагогическая).
Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили. Для этого надо разбудить природную любознательность, влюбить в свой предмет. А как это сделать? Когда на предмет отводится 1 или 2 часа в неделю.
Конечно, урок должен быть оригинальным, наполненным, с различными видами деятельности.
Урок рождается непросто:
Порой- с наивного вопроса,
Порой- со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то…
Когда сомнений нету боле-
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы-
Восторг волшебного полета!
Все это - дивное явленье-
Урок, рожденный вдохновеньем.
Обобщая свой опыт, конечно проще разложить по полочкам принципы и идеи, методы и приемы, но какими словами передать атмосферу урока –удивительное единение с детьми, радость познания и блеск неожиданной мысли, когда выдвигаются оригинальные идеи, находятся нестандартные решения. Как описать импровизацию, вдохновение, творчество?
Виды исследовательской деятельности на уроке.
У каждого учителя есть масса приемов и методов для стимулирования творческой активности, мышления, развития логики ребят без которой не возможно выходить на метод проектов.
1.Креативные задания.
Метод образного видения.
Гидра и медуза кишечнополостные. Какие особенности их строения и жизнедеятельности вы бы взяли для создания фантастического существа?
Какие особенности строения перепончатокрылых вы бы использовали в бионике?
Метод сравнения.
У каких растений водных или наземных лучше развита механическая ткань?
Два живых организма береза и собака: выскажите версии, почему их нельзя назвать родственниками?
Метод эвристического исследования.
Исследуй поговорку «Без корня и полынь не растет. Нужен как воздух».
Сою называют «зеленой коровой». Проведите исследование и запишите как можно больше фактов, подтверждающих данное высказывание.
Метод гипотез.
*Почему весной появляются почки на деревьях?
*Найди возможную причину событий. Медведь зимой не заснул, а бродит по лесу?
Исследование.
*Собери «досье» на какой то объект или явление.
*Метод конструирования понятий. Составь памятку, алгоритм характеристики семейства, какого-то объекта и.т.д.
Метод ошибок. Метод фактов и др.
Такие креативные задания предполагают создание учеником своего продукта: идеи, стиха, рекламы, рисунка, памятки, сочинения, эссе и т.д.
2. Проблемные задания, биологические задачи, где учащиеся ищут способ решения без помощи учителя.
Этот метод предполагает максимально самостоятельную деятельность учащихся по получению и усвоению знаний и умений.
Они содержат противоречия, требуют размышления, сравнения известного с неизвестным, нестандартного взгляда на хорошо знакомые факты и явления, выдвижения гипотез и их обоснования.
Такие вопросы с «Почему»? часто звучат на наших уроках. Но умных ответом мы слышим мало. На такой вопрос отвечают, как правило, ученики, у которых скорость протекания мыслительных процессов совпадает со скоростью говорения учителя. И, ответ звучит неверный или неполный. Надо обязательно показать ребятам, что ответы на многие проблемные вопросы представляют собой цепочку логических рассуждений, в которых каждое звено связано с предыдущим, поэтому, отвечая на такие вопросы, не следует ограничиваться только одним звеном.
Поэтому с 5 класса я приучаю ребят отличать эти задания, и после их озвучивания требуется пауза «минута мысли», когда в полной тишине каждый пытается найти свой ответ.
3. Прием «Обрати вред в пользу»
Это трудный, но в то же время и мудрый прием. Он требует хорошо знать систему. Что в ней плохо, попытаться обратить в пользу. Этот прием я использую реже. Таких заданий в копилке не так много.
В месте, где нереститься рыба, затонуло рыболовецкое судно. Это плохо? А что хорошего?
Бактерии, вирусы вызывают заболевания животных. Это плохо. А что хорошего?
Иногда у ребят самих получается придумывать такие задания.
- Ядовитые грибы опасны. Это плохо. А что хорошего?
-Мутации. Это хорошо или плохо?
4. Теоретические экспресс - исследования. Этот метод ориентирован на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Исследование можно проводить с самыми разными объектами и позволяют увидеть множество тем для собственных изысканий, построения различных гипотез.
Этот метод мне нравится больше всего, и поэтому я часто применяю его на уроке. Учащиеся 5-6 классов достаточно успешно справляются с этой формой исследования. Очень удачно использовать эту форму в 5 классе на темах «Жизнь на Земле», «Человек на Земле». Эти темы проходят во второй половине учебного года, у ребят уже есть представления и выработаны некоторые исследовательские умения, поэтому получаются разные виды работ.
Мини- исследование. « Пингвин птица, а не летает. Почему?»
«Хорошо ли жирафу с длиной шеей?»
Коллаж «Домашние животные», «Животные зимой и летом», «Вокруг света с фотоаппаратом» ( Комментарии)
5. Проведение учебного эксперимента.
Сюда относятся все лабораторные и практические работы и экскурсии по биологии, начиная с 5 класса.
При выполнении этих работ ученик получает субъективно новые знания.
Приобретает навыки наблюдения, оформления результатов своей работы, анализирует полученные данные, и делает выводы.
Темы всех работ прописаны в рабочей программе.
6. Нетрадиционные уроки.
В течение года в 5-6 классах провожу их 3-4, а в старших классах 1-2.
Чаще всего это первый урок в 6 классе «Посвящение».
«Урок открытых мыслей» после крупных тем. Например, 6 класс «Жизнедеятельность живых организмов». 7 класс «Класс Млекопитающие». Суд «Их незаслуженно обижают»
Эти уроки иногда проходят в виде дискуссий. Ребята исследуют не только учебную литературу по данной теме, но и дополнительную.
7.Еще приведу примеры некоторых творческих заданий.
Сказочные истории (о клеточном царстве – государстве).
Спор органов растения. «Кто из них главнее».
Царевна-лягушка (сказка) и др.
Моделирование фантастического животного и его защита. Приспособление животного к среде обитания. (5 кл.)
Интервью.
Ребята придумывают интересные вопросы по теме(питание, дыхание, движение) и формулируют ответы на них от имени каких – либо организмов.
Например, интервью с кротом, с рыбой и т.д.
Написать статью для детей детского садика, научную статью.
Особенно это хорошо получается при изучении темы «Бактерии», «Грибы», «Лишайники»
Исследовательские проекты.
Исследовательские проекты можно считать высшей ступенью исследовательской деятельности учащихся. Овладев методом теоретических экспресс - исследований, приобретя навыки практической экспериментальной работы, учащиеся достаточно успешно справляются с экспериментальной частью проектов, выполняемой по специально подобранным методикам. Однако, для выполнения учебного проекта одного урока недостаточно.
Поэтому эти работы выполняются в течении изучения темы.
Тематика работ. Мы выполняли разного вида проекты: информационные, практико-ориентированные, социальные, исследовательские. Вот темы некоторых работ.
«Проблемы озера Байкал».
«Выбираем лучшие сорта картофеля Тамбовской области».
«Биологические методы борьбы с колорадским жуком и озимой совкой».
«Лучшие сорта земляники Тамбовской области»..
«Влияние внешних условий на рост цветов».
«Вирусы».
Продукт, который делают дети может быть самым разнообразным: буклеты, сказки, коллаж, работы на электронных и бумажных носителях.
Домашние задания также могут носить исследовательский характер:
1. Описание растений и животных по плану
Задание: Охарактеризуйте комнатное растение по следующему плану
2. Наблюдение за живыми объектами (за поведением кошки, собаки. поведением хомячка в клетке, реакцией комнатных растений на время суток и др.)
В рабочих тетрадях остается запись:
1. Проблема.
2. Тема исследования.
3. Цель исследования
4. Гипотеза. Объект и предмет исследования.
5. Описание наблюдения.
6. Вывод. Подтверждение гипотезы.
3. Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток , свой рост в течение суток, измерение температуры тела в покое и после физической нагрузки)
Метод проектов и формирование исследовательских навыков:
заметно повышает интерес школьников к отдельным областям знаний, так и к образованию в целом;
помогает самореализоваться в дальнейшей жизни;
повышает заинтересованность учащихся в учебной деятельности и получения удовольствия от достигнутых результатов;
осуществляет партнерство учителя и ученика на уроке;
дает возможность использовать различные источники информации;
осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности
Преимущества:
- у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
- возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
- интерес к предмету побуждает к чтению биологической литературы, что расширяет их познания в области, данной науки.
Результат изменений.
Повышение качества знаний: возрастает осознанный подход к деятельности на уроке, успешное участие в районных олимпиадах по биологии и географии, активизация научно-исследовательской работы по предмету, участие в школьной практической конференции, в районном фестивале творческих работ учащихся естественного цикла, выступление ребят со своими работами на районном семинаре учителей на базе нашей школы.
Ограничения:
-нет Интернета у учителя дома;
-финансовые затраты на создание авторских средств обучения (краска для принтера, особенно цветная).
Трудоемкость: большие временные затраты на подготовку к урокам (работа в ИНТЕРНЕТЕ, создание презентаций, подбор интересного материала, выбор форм работы и т.д.).
Ребенок – существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.
А. Амонашвили говорил: «Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса».
Однообразие и скука- враги творчества!
Цель данного опыта –Главная педагогическая цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Методические задачи работы в данном направлении: изложение различных точек зрения,на один и тот же вопрос,сталкновение противоречий в практической деятельности,постановка конкретных задач.
Педагогические задачи работы: изложение содержания учебного материала,проверка усвоения знаний,формирование умений создания проектов.
.
ТАБЛИЦА №1
Результаты проведения промежуточной (переводной) аттестации представлены в следующих таблицах:
2014-2015 уч год
Предмет
Всего уч-ся
Принимали участие
Спра-вились
Не справились
Получили отметки
% обучен-ности
% кач-ва зн.
Учитель
"5"
"4"
"3"
"2"
"1"
Биология
43
43
43
0
8
21
14
0
0
100
67,44
Зубцов В.С.
География
43
43
43
0
6
22
15
0
0
100
65,12
Зубцов В.С.
2015-2016 уч год
Предмет
Всего уч-ся
Принимали участие
Спра-вились
Не справились
Получили отметки
% обучен-ности
% кач-ва зн.
Учитель
"5"
"4"
"3"
"2"
"1"
Биология
50
50
50
0
10
21
19
0
0
100
62
Зубцов В.С.
География
50
50
50
0
6
27
17
0
0
100
66
Зубцов В.С.
Вывод. Результаты контрольных и диагностических работ в 5-9 по биологии и географии за последние два года показали,что обученность составили 100%.Качество знаний по географии в 2016 году увеличилось,по биологии уменьшилось,что говорит о недостаточной подготовке к промежуточной аттестации.В целом ученики подтвердили на аттестации те оценки,которые они получили за год.
ТАБЛИЦА №2
Результаты успеваемости и качества знаний по биологии и географии знаний за три года.
Учебный год
Количество
учащихся
Биология
География
биология
география
успеваемость
качество
знаний
успеваемость
качество
знаний
2013-2014
47
47
100%
60%
100%
61,5%
2014-2015
46
46
100%
63,5%
100%
63,5%
2015 -2016
50
50
100%
64%
100%
64%
Успеваемость по школе по биологии и географии за последние 3 года остаётся стабильной -100%.Следует отметить повышение качества знаний на 4 % по биологии и на 3,5% по географии за последние три года.
Анализ отношения школьников к предмету.
Заключение по результатам психодиагностического исследования.
Дата проведения – апрель, 2016 год
Количество обучающихся – 50 человека (5-9 классы)
Результаты исследования
Количественные данные представлены в сводной таблице и графически. В графике использован уточненный результат, полученный после анкетирования обучающихся. Отмечается высокое процентное содержание положительно относящихся к предмету.
Отношение учащихся к предмету
Анкета
«Создание благоприятного психологического климата
в детском коллективе»
(десятибалльная школа)
№
вопроса
Вопросы
Балл
1
Учитель учитывает ваши интересы?
8,2
2
Любите отвечать на уроке?
6,5
3
Вам нравится общаться с учителем во внеурочное время?
8,3
4
Испытываете ли волнение при ответе домашнего задания?
6,3
5
Учитель справедлив, не боится признать свои ошибки?
9,2
6
Обращаетесь ли за разъяснением к другим учителям?
1
7
Отношение учителя на уроке ко всем одинаково?
8,4
8
Ждете окончания урока?
4,5
9
Испытываете усталость на уроке?
4,7
10
Не согласны со своими оценками?
2,7
5кл
6кл
7кл
8кл
9кл
всего
Процентное соотношение
Количество обучающихся
Положительно
4
9
3
6
5
27
54,76%
Безразлично
3
2
0
9
6
20
41,66%
Отрицательно
0
1
0
1
1
3
3,57%
Отношение к предмету
Таблица №3
Результаты участия учащихся в школьных олимпиадах учителя биологии и географии Зубцова В.С.
Предмет,год
Уровень участия
Ф.И. участника
Класс
Результат
География
2013-2014
муниципальный
Михалев Илья
8
призер
муниципальный
Умрихин Алексей
8
призер
Химия
2013-2014
муниципальный
Сухова Алина
8
призер
Экология
2013-2014
муниципальный
Стаценко Анастасия
9
1 место
муниципальный
Тихонова Оксана
9
1 место
Экология
2013-2014
региональный
Стаценко Анастасия
9
участие
региональный
Тихонова Оксана
9
участие
География
2014-2015
муниципальный
Пискунова Мария
7
призер
Экология
2014-2015
муниципальный
Астафурова Наталья
8
призер
Химия
2015-2016
муниципальный
Михалева Дарья
9
призер
Биология
2015-2016
муниципальный
Митрошкина Ольга
8
призер
География
2015-2016
муниципальный
Пискунова Мария
8
призер
География
2015-2016
муниципальный
Саенко Оксана
8
призер
Как видно из таблицы,число участников и призеров в 2015-2016 году стало больше,что говорит об интересе учащихся к изучаемым предметам.
Таблица №4
Результативность участия учащихся в предметных олимпиадах,конкурсах и состязаниях различного уровня.
УЧАСТИЕ В ТВОРЧЕСКИХ КОНКУРСАХ
Год
Наименования
мероприятия
Уровень
Фамилия, имя
участника,
класс
Результат
2013
«Юннат»
муниципальный
Дегтярева Юлия,Ожерельева Анастасия 8 класс
Победители.
2013
«Юннат»
региональный
Дегтярева Юлия,Ожерельева Анастасия 8 класс
2-место
2014
«Юннат»
региональный
Дегтярева Юлия 9 класс.
Сертификат участника
2014
«Грани творчества»
муниципальный
Дегтярева Юлия,Ожерельева Анастасия 9 класс
Победители
2014
«Живая Земля»
региональный
Дегтярева Юлия 9 класс
Сертификат участника
2014
«Путь в науку»
региональный
Дегтярева Юлия 9 класс
Свидетельство
2015
«Юннат»
региональный
Дегтярев Александр 7 класс
Участие.
2016
«Грани творчества»
муниципальный
Дегтярев Александр 7 класс
Победитель
2016
«Грани творчества»
Региональный
Дегтярев Александр 7 класс
Сертификат
2016
Юннат
муниципальный
Дегтярев Александр 8 класс
Победитель
2016
Юннат
региональный
Дегтярев Александр 8 класс
Свидетельство
ВЫВОД:
Проектная технология, ориентированная на обучение конкретного ученика, а не среднестатистического учащегося, требует от школьного учителя личностного подхода в учебно-воспитательном процессе. Именно в условиях индивидуализации обучения появляется возможность для реализации творческого потенциала каждого ученика. Не секрет, что среди учеников в классе есть интеллектуальные бездельники, которые умеют, но не желают учиться. Причина данного явления порой кроется в том, что обучение потеряло сокровенный смысл, превратившись в сообщение определенных знаний. Между тем учение может стать увлекательным занятием, если теоретические знания рассматривать как фундамент для собственного творчества.
Приведенные примеры показывают, что в проектной деятельности появляется возможность учета корпоративных интересов. Очень важно, что проектные работы позволяют раскрыть связи между школьными предметами и областями знаний, которые в школе практически не изучаются. При выполнении работ учащиеся не только реализуют свои знания, находят новые идеи, факты, концепции, но и демонстрируют умение понимать, принимать, применять информацию и доносить ее для своих сверстников в необычной, интересной форме.
В целом, давая оценку роли проектной деятельности учащихся, можно сказать, что она помогает подготовить учащихся к жизни в информационном мире, развивает коммуникативные способности, повышает их общекультурный уровень, способствует развитию общеценностных качеств человека.
В заключение отметим, что в проектной технологии обучения заложены возможности для развития креативной деятельности не только ученика, но и учителя. Задача педагога в данной работе состоит в том, чтобы ненавязчиво выявлять и развивать творческие способности участников проекта, а для этого учитель должен уметь осуществлять диалог с учеником, сделать педагогический процесс действенным процессом общения. В отличие от классно-урочной системы, в проектной деятельности проще создать атмосферу сотворчества и сотрудничества. Общение педагога с учащимися становится поистине глубинным, а их взаимодействие рефлексивным, что создает условия для раскрытия личностного потенциала и творческого становления молодого человека.
Литература:
Балабанова В. В. «Открытые уроки по биологии» Волгоград, Учитель 2001
Гузеев В.В. «Современные педагогические технологии» М. 1999
Лизинский В. М. «Диагностико-аналитические процедуры и акривно-игровые формы в управлении школой» М, Педагогический поиск, 1996
Молис С. С. «Активные формы и методы обучения биологии» М, Просвещение,1988
Поташник М. М. «Организация опытно-экспериментальной работы в школе» М, Класс-сервис, 1991
Роберт И. В.«Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы, использование» М., 1994.
Селевко М. «Педагогические технологи» М. 1998
Тарасов А. «Весёлый урок» Смоленск, Русич, 1999
Щелкунова А. Я. «Я иду на урок биологии» М, Первое сентября, 2000 ст.102
Журнал «Биология в школе» № 3, 2003. Русских Г.А. «Технология проектного обучения» ст. 21.
Журнал «Биология в школе» № 8, 2003. Русских Г.А. «Проектирование игровой деятельности» ст. 30.
Журнал «География в школе» № 2, 2003. Николина В.В. «Метод проектов в географическом образовании» ст. 37.
Журнал «Химия в школе» № 5, 2003. Фандо Р.А., Гордова МюА. «Возможности проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся» ст. 60.