kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа поможет понять отличия овременного урока в условиях реализации ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования»

















Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования











Выполнила:

Ярукина

Ольга Васильевна

МБОУ « Гимназия № 2»

г. Чебоксары









Чебоксары, 2016



Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….

Глава I. Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования ……………………………………………………………………………………

Глава II. Методические принципы современного урока……………………………………

Глава III. Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности……………….

Глава IV Структура современного урока…………………………………………………….

Глава V. Технологическая карта урока как методический инструментарий………………

Заключение…………………………………………………………..........................................

Литература………………………………………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………………………….











































Введение

В современном мире происходят существенные изменения в области промышленности, культуры, спорта, науки и многих других. В связи с этим меняется и само общество, как взрослые, так и дети. Дети дошкольного возраста развиваются под влиянием инновационных технологий, увлекаются современными компьютеризированными средствами досуга. Таким образом, придя в школу, им сложно и неинтересно воспринимать процесс обучения в том виде, в котором мы привыкли его видеть. Поэтому возникла потребность в изменениях и в области образования. Появилась необходимость совершенствования обучения. Так Министерством образования Российской Федерации в 2011 году был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Образованность в современном обществе – это способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.

Конечно, меняется и структура урока. К сожалению, не все учителя готовы изменить свой «привычный» урок и, вместе с тем, измениться самим.  Актуальность работы  заключается в том, что сегодня требуются не просто грамотные специалисты, а мыслящие, творческие, подлинно культурно компетентные личности. Поэтому обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать; логически мыслить; отстаивать собственные мнения; исправлять свои и чужие ошибки; адекватно выражать свои мысли; владеть богатствами выразительной речи. Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Неудивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.

Проблема: Что поможет учителям изменить отношение к современному уроку с учетом требований ФГОС?

Цель проекта: отразить положительные стороны урока, соответствующего требованиям ФГОС.

Задачи:

- изучить научную литературу по данной теме;

- изучить основные отличия современного урока от традиционного;

-составить конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС;

- сделать вывод о необходимости внедрения ФГОС.

Ожидаемый результат:

- теоретическая часть по данной теме;

- выявленные отличия современного урока от традиционного;

Продуктом проекта будет конспект урока, соответствующего требованиям ФГОС.







Глава I. Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования


Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

“Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Как проходил обычный урок? Учитель вызывал ученика, который должен был рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставил оценку, спрашивал следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывал следующую тему и задавал домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов.

Во-первых, это системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта. Как отмечено в концепции ФГОС, современная деятельностная парадигма образования постулирует в качестве цели образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Реализация системно-деятельностного подхода, в частности, предполагает:

  • изменение целей образования (переход от усвоения знаний, умений и навыков к определению цели как формированию умения учиться);

  • переход от «изолированного» изучения обучающимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению этого содержания в контекст решения значимых жизненных задач, придание личностной и социальной значимости результатам образования;

  • целенаправленное создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью самостоятельного продвижения обучающихся в изучаемой области;

  • признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Следующая ключевая особенность ФГОС общего образования — требования к результатам освоения основной образовательной программы.

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трёх групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности, а также учесть их при проектировании образовательного процесса, начиная с уровня рабочей программы учебного предмета и заканчивая уровнем конкретного урока.

Становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков) — является ещё одной особенностью ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при проектировании образовательного процесса.





Глава II. Методические принципы современного урока.

Современный урок — это ограниченный во времени период каждодневной жизни учителя и ученика, который наполнен напряженным трудом и творческими поисками, рутинной работой и радостью успеха.

Урок — целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все основные элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты.

От умения учителя правильно определить каждый из этих компонентов и их рационального сочетания зависит результативность урока. Одновременно с этим урок представляет собой сложнейший психолого-педагогический процесс, произведение учительского творчества, к которому предъявляется множество различных требований.

Следовательно, методическими принципами инновационного урока становятся следующие:

  • Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.

  • Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.

  • Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.

  • Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.

  • Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.

  • Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Чем же инновационный урок отличается от традиционного?

Схема урока


Традиционный урок

Инновационный урок

  1. Оргмомент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление.

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.

  1. Мобилизующий этап.

  2. Самоопределение учащихся

  3. Момент осознания учениками

недостаточности имеющихся знаний.

  1. Закрепление нового материала.

  2. Рефлексия.

В мобилизующий этап может быть включена проверка домашнего задания. Далее предугадывание того, что ученики должны сделать на уроке. Объяснение начинается с осознания учениками недостаточности имеющихся знаний. Заканчиваться урок должен непременно рефлексией.

Требования к современному уроку

в условиях введения ФГОС нового поколения.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? Это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

  • вывод делают сами учащиеся;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • время-сбережение и здоровье-сбережение;

  • в центре внимания урока – дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)



Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.



 В чем же новизна современного урока в условиях введения ФГОС? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.                       Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

                   Важнейшей задачей каждого учителя гимназии при реализации ФГОС ООО является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 

Позиции

Традиционная деятельность

Деятельность учителя, работающего

по ФГОС

Подготовка к уроку

Жестко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя.

При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник

Сценарный план урока, на 30-60%

предоставляющий свободу учителю.

При подготовке использует методические

рекомендации, учебник, in-ternet-ресурсы,

материалы коллег, происходит

обмен конспектами

Основные этапы урока

Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления

(80%-говорение учителя)

Объяснение занимает 20-30% урока;

закрепление 5-10% урока;

самостоятельная деятельность

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить то, что запланировано на урок

Организовать деятельность детей по:

 поиску, обработке, информации;

 обобщению способов деятельности;

 постановке учебной задачи…

Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий

Реши, спиши, сравни, найди, выпиши, выполни…

93% - репродуктивные задания;

7% - исследуй (чаще для сильных учащихся)

Проанализируйте, докажите (объясните),

сравните, выразите символом, создайте

схему или модель, продолжите, обобщите

(сделайте вывод), выберите решение или

способ решения, исследуйте, оцените,

измените, придумайте



Сегодня уроки должны проектироваться по совершенно иной схеме и включать следующие основополагающие принципы:

1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.


Меняется и сама типология урока: если в традиционной системе в образовательном процессе выделялись уроки:  изучения (объяснения) нового материала,  закрепления знаний и формирования умений и навыков,  повторительно-обобщающего характера,

 коррекции знаний, умений и навыков,  комбинированный,  контроля знаний, умений и навыков, то с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки: «открытия» нового знания; рефлексии; общеметодологической направленности; развивающего контроля.

            ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют ее. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.

Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе.

Структура урока изучения нового материала

Структура урока «открытия»
нового знания

1) Организационный этап.

2) Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

3) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости).

4) Актуализация знаний.

5) Введение новых знаний.

6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности.

7) Оперирование знаниями в новых ситуациях.

8) Обобщение и систематизация знаний.

9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1) этап мотивации (самоопределения) к учебной

деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного

действия;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из

затруднения;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап первичного закрепления с

проговариванием во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с

самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и

повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности

на уроке.

Организация познавательной деятельности учащихся предполагается на каждом этапе урока:

1. Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Для реализации этой цели необходимо:

• создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

• актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

• установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2. Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

• воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

• активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

• актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

• попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

• зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3. Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

• проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

• зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

• соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4. Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

• организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

• организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

• создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

• для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика: они становятся партнерами в образовательном процессе.  Таким образом, постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником, школьник становится субъектом образовательного процесса.

Требования ФГОС ООО к современному уроку определяют систему требований к уроку:

1. Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сформулированной (желательно – обучающимися) проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке; должны знать и план (способы) достижения поставленных задач.

2. Мотивация. Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания.

3. Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.

4. Отбор содержания. Это значит, что на уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю.

5. Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.

6. Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия.

7. Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

8. Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося.

9. Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно- познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет.

10. Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.

11. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

12. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

13. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

14. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательным стандартом (образовательной программой); содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений обучающихся.

15. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на урок.


Глава III. Целеполагание как метапредметный вид учебной деятельности

Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такой метапредметный вид как целеполагание, который в педагогическом и психологическом смысле направлен на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Целеполагание является проблемой современного урока. 

        Цели должны быть:

  • Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.

  • Конкретные.

  • Понятные.

  • Осознанные.

  • Описывающие желаемый результат.

  • Реальные.

  • Побудительные (побуждать к действию).

  • Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать»,

« понять».

В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

На этапе целеполагания ученик знает объем предстоящей учебной работы как по минимуму, так и по максимуму; знает свои возможности (выявленный в процессе актуализации опыт); самостоятельно определяет именно свою цель; планирует работу по ее достижению; самооценивает степень достижения образовательных результатов.

Глава IV Структура современного урока

Как же учителю подготовить урок современного типа? Изменяется ли сам процесс подготовки? Всем учителям знакомы основные этапы, которые осуществлялись при проектировании урока традиционного типа:

  • определение цели и задач;

  • отбор содержания учебного материала;

  • подбор методов и приёмов обучения;

  • определение форм организации деятельности учащихся;

  • подбор материала для домашней работы учащихся;

  • определение способов контроля;

  • продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;

  • подбор вопросов для подведения итога урока.

При тщательном анализе каждого из этапов, становится понятно, что технологический процесс подготовки урока современного типа базируется на них же. Только теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Ведь урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Как подготовить современный урок.

В современных условиях, когда объем научной информации огро­мен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных тре­бований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора ме­тодов обучения. Это требование относится к каждому уроку.

Рациональную структуру урока обеспечивают:

  • комплексное планирование задач обучения, воспитания и раз­вития;

  • выделение в содержании урока и темы главного, существен­ного;

  • определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обу­чения;

  • дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;

  • создание необходимых учебно-материальных условий обучения.

Большая часть времени (20—30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, при­вязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализиру­ется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуали­зация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Кон­трольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую уча­щихся к цели.

Подготовка учителя к уроку

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы конструирования урока. Качество любого урока в значительной мере определяется тща­тельностью подготовки к нему учителя. Подготовку учителя к уроку схематично можно представить следующим образом.

1-й этап — изучение учебной программы. Эта часть работы выпол­няется в ходе подготовки к учебному году. При этом особое внима­ние обращают на основные цели и задачи учебного предмета в целом и на цели и задачи, стоящие перед каждой учебной темой. Готовясь к изучению с учащимися очередной темы, учитель вновь обратится к программе, для того чтобы четко поставить перед собой цели и задачи, которые необходимо достигнуть и решить в процессе изучения темы в целом и на каждом конкретном уроке. Изучая содержание конкретной учебной темы, учитель уяснит ло­гическую взаимосвязь учебного материала с ранее изученным, а так­же с материалом, который предстоит изучить позже. Это позволит более глубоко и четко сформулировать ближние и дальние цели изу­чения учебного материала.

2-й этап — изучение методической литературы.

3-й этап — изучение материала конкретного урока в стабильном учебнике. Изучая учебник, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с достигнутым уровнем подготовки и уровнем развития своих учеников. Особенно большое внимание он уделяет доступности изложения учебного материала, отмечает то, что в учебнике изложено просто и доступно, с тем чтобы часть материала поручить учащимся для самостоятельного изу­чения.

4-й этап — изучение и подготовка имеющихся в школе средств обучения по теме урока. Учитель знакомится не только с имеющими­ся пособиями, просматривает учебные диафильмы и кинофильмы, но и с аннотациями учебных телевизионных передач, прослушивает звуковые пособия.

5-й этап — разработка плана урока. План урока — это конечный результат подготовительной работы учителя к проведению урока. План урока составляется на основе тематического плана с учетом реально­го продвижения в изучении темы.

 Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

Структура современного урока

Любой урок, особенно современный, предполагает наличие познавательной деятельности учеников. Однако не менее важно сказать и о познавательной деятельности учителя. Словом, учитель познает преподаваемый материал с разных позиций. Как его представить ученикам? Как точнее сформулировать вопросы? Что предложить в виде начальной информации, на основе которой ученикам предстоит сформулировать собственные суждения и умозаключения? У познавательной деятельности учителя есть еще один важный аспект. Долгие годы в обществе преобладало мнение, что по своему предмету учитель должен знать если не все, то почти все. Что практически невозможно! Скорее всего, именно в этом истоки боязни или, скажем мягче, учительского опасения показать собственное незнание. Не отсюда ли испытываемый многими учителями дискомфорт при встрече с новыми, ранее неизвестными заданиями и желание самому заранее знать ответ? Или нелюбовь к заданиям с возможными несколькими верными ответами?


Типы уроков в зависимости от дидактических задач

В настоящее время можно встретить широкий перечень типов уроков, выделяемых по самым разным признакам. Воспользуемся известной классификацией типов уроков в зависимости от поставленных дидактических задач, точнее по ведущей задаче:

- урок формирования новых знаний и умений

- урок актуализации знаний

- комбинированный урок

Практика показывает, что комбинированный урок наиболее распространен. Хорошо известна общая схема комбинированного урока: контроль знаний и умений, как правило, полученных на предыдущем уроке, и изучение нового материала, который на так называемых устных предметах изучается практически на каждом уроке. Контроль нередко затягивается, и на изучение нового материала остается 20–25 минут. На следующий день / урок все повторяется. Результат неутешительный: накапливаются не только знания, но и недопонятое, неусвоенное, невыученное. Речь может идти о двух видах комбинированного урока. В одном случае изученный на предыдущем уроке материал не имеет таких явных связей с новым содержанием, которые делают необходимым его обязательное повторение. Казалось бы, в этом случае можно не тратить время на повторение, целесообразнее посвятить изучению нового материала весь урок (в два раза больше времени!), что создаст возможности его качественного усвоения. Как же без контроля?! Убежденность в необходимости ежеурочного контроля (потому что иначе, якобы, не будут учить / перестанут выполнять домашние задания) и привычка (всегда так делали!) приводит к живучести урока-конгломерата: сначала про одно, потом про другое, и ни на что толком не хватает времени! Есть и решающая причина малоэффективного комбинированного урока– учителю нельзя учить без отметок . Кто-то когда-то решил, что если на каждую дату в классном журнале не появилось несколько отметок, то и урока вроде как не было! Другой вариант. Для того чтобы перейти к изучению нового материала, необходимо повторить, актуализировать знания прошлого урока, потому что без них не усвоить новое. В этом случае контроль уже не ради контроля, но как диагностика условий для дальнейшего успешного изучения нового. Это содержательно целостный урок, и именно такой урок отвечает требованиям времени.

Конструирование урока формирования новых знаний и умений

Попытаемся выделить основные этапы конструирования урока формирования новых знаний.

1. Определение нового знания, получение которого позволяет реализовать основную образовательную задачу урока.

Новым знанием может стать новое понятие, например ученики могут:

- изучить новые (неизвестные учащимся ранее) признаки понятия.

- определить новые (неизвестные учащимся ранее) признаки понятия и уточнить / расширить / дополнить известное ранее определение / описание / характеристику / классификацию;

- провести сравнение / обобщение / анализ;

- сформировать новые определения понятия;

Содержанием нового знания может стать: новое правило, закономерность, новый способ решения задачи, новое доказательство.

2. Следующий шаг в подготовке и конструировании урока – поиск, анализ и отбор источников получения нового знания. По старинке источником нового знания может стать сам учитель, который объясняет / рассказывает / показывает ученикам новые знания – понятия, закономерности, способы решения и т.п. Полезно пересмотреть отношение к формам собственной деятельности и сделать приоритетной самостоятельную деятельность учеников с использованием разных источников информации.

3. Определившись с источниками нового знания, необходимо продумать способы деятельности с выбранным источником (источниками) получения нового знания.

4. Далее предстоит составить общую схему предстоящего урока:

- сформулировать образовательные задачи;

- определить планируемый результат – предметный и метапредметный;

- выделить основные этапы урока;

- продумать форму рефлексии.

5. Выбрать форму деятельности учащихся на всех этапах урока: фронтальную; индивидуальную; в парах; в малых группах; коллективную;

6. Следует продумать, на каком уровне познавательной самостоятельности предстоит работать учащимся на всех этапах урока. Возможные уровни познавательной самостоятельности – репродуктивный, частично-поисковый и творческий – хорошо известны.

Урок, на котором учитель выступает в роли организатора процесса получения новых знаний и ученики в значительной степени работают самостоятельно, особенно при работе с источниками нового знания, наиболее предпочтителен и соответствует современным требованиям.

7. Важный этап подготовки будущего урока – определение формы представления полученного учащимися результата. Новое знание можно представить в наглядной форме – рисунке, схеме, графике и т.п., а также в речи – устной или письменной.

8. Целесообразно продумать заранее заключительную часть урока. Ученики могут представить / декларировать новые знания.

Конструирование урока обобщения знаний и умений

Назовем этапы конструирования урока обобщения знаний.

1. Необходимо изучить содержание темы и определить возможное обобщение знаний и умений. Задача урока – вывести знания по предмету на новый уровень, например: рассмотреть новые, ранее не известные учащимся признаки – объектов / предметов / явлений – и, опираясь на ранее известные, вывести новый «расширенный» вариант определения; составить сравнительный анализ изученных понятий – объектов / предметов / явлений – и вывести новое обобщающее понятие; составить классификации изученных объектов / предметов / явлений; установить новые неизвестные ранее связи: временные; пространственные; пространственно-временные; причинно-следственны ; выявить закономерности; выявить последовательность – временную, пространственную, вывести правило; систематизировать знания по теме или установить родовидовые связи; найти новый способ решения / доказательства . Определив задачу итогового урока обобщения знаний, следует заново просмотреть содержание темы и подчинить его предстоящему уроку. Содержательным стержнем урока обобщения знаний может стать формирование новых универсальных учебных действий.

2. Далее необходимо проанализировать примерное содержание заданий урока обобщения знаний и определить необходимые изменения в отборе содержания текущих уроков по теме, «оставив» возможности обобщения знаний и умений.

3. Далее предстоит составить общую схему предстоящего урока: сформулировать образовательные задачи; определить планируемый результат – предметный и метапредметный; выделить основные этапы урока; продумать форму рефлексии.

4. Определите форму деятельности учащихся на всех этапах урока.

5. Определите уровни познавательной самостоятельности учащихся на всех этапах урока.

6. Определите форму представления нового знания учащимися.

7. Определите образовательный результат урока.

Конструирование современного урока включает:

- определение места урока в системе других уроков и определение его типа по ведущей цели;

- планирование результатов урока;

- определение задач урока;

- проектирование процесса обучения (отбор содержания, выбор методов, способов и форм, подготовка необходимого оборудования) с учетом реальных условий обучения;

- подготовку необходимого оборудования, включающего содержательное наполнение урока (источники информации, подбор или разработка необходимых вопросов, заданий и других материалов);

- определение форм и способов контроля результатов обучения;

- разработку организационной схемы урока и его окончательного сценария.


Глава V. Технологическая карта урока как методический инструментарий

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

С.И. Гессен.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия.

Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС — технологические карты.

Технологические карты — это методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В технологических картах определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить достижение предметных, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Количество этапов урока, их последовательность и содержание учитель определяет, исходя выбранного типа урока и специфики учебного предмета. Данная карта включает в себя четыре основных блока:

  • информационный, содержащий тему урока, вид урока, тип урока, задачи урока, а также здесь могут быть указаны основные понятия и универсальные учебные действия, формируемые на уроке, оборудование урока (технические средства обучения, демонстрационные печатные пособия, экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы, учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование и т.д.);

  • содержательно-деятельностный, дающий информацию о содержании учебно-познавательной деятельности учащегося, здесь описываются учебно-практические и учебно-познавательные задачи, являющиеся, в свою очередь, деятельностным отражением планируемых результатов;

  • методический, содержащий поэтапный методический инструментарий учителя, соответствующий, в том числе, требованиям системно-деятельностного подхода;

  • результативно-рефлексивный, в котором фиксируются результаты педагогической рефлексии, эталоны выполнения заданий самостоятельной деятельности обучающегося, результаты взаимодействия «ученик — ученик» и «учитель — ученик», соответствующие технологической форме планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных).

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

  • название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

  • цель освоения учебного содержания;

  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

  • основные понятия темы;

  • технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет:

  • увидеть учебный материал целостно и  системно;

  • проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;

  • гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;

  • согласовывать действия учителя и учащихся;

  • организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,

  • осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении.

























Заключение



В ходе работы над проектом, изучив подробно литературу по данной теме, можно сделать вывод о том, что к современным детям нужен иной подход, нежели к детям 20 века, а соответственно и в процессе обучения учителям необходимо использование новых форм и методов работы. Таким образом, структура современного урока, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту позволяет достичь необходимого уровня в процессе обучения, и существенно повысить его качество.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения?

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

  • урок , содержащий разные виды деятельности.

  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.

  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

  • современный урок развивает у детей креативное мышление.

  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.

  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.

В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений.

Важными компонентами проектирования современного урока нам представляются целеполагание и конструирование технологической карты учебного занятия.

        Проведение современного урока требует высокого социально-нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности.











Литература



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;

  2. Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.

  3. О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.

  4. Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.

  5. Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.

  6. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения // Библиотека директора школы. 2004. № 3.

  7. Чернобай Е.В. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде» (Серия «Работаем по новым стандартам») — М.: Просвещение, 2012 г.

8. Агафонова С.В. Суть изменений современного урока с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/sut-izmeneniy-sovremennogo-uroka-s-vvedeniem-federalnogo

9. Гришова, Е.А. Современный урок в условиях введения ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / Е. А. Гришова // /images/1/1f/Гришова_Е._А.,_Горобец_М._А..

10. Иванова М.Ю. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /nachalnaya-shkola/materialy-mo/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah-vvedeniya-fgos

11. Кирьянова Е.А. Новые подходы к планированию уроков в рамках введения ФГОС второго поколения [электронный ресурс] // /ps/blog/35203.html

12. Утякаева Ф.А. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/trebovaniya-k-sovremennomu-uroku-v-usloviyah

13. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // /metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf

14. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г. /obraz_process/doclad.pdf
















Приложения

Приложение 1

Цели современного учебного занятия

Личностные цели.

Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету; развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

Помочь осознать … (содействовать осознанию …)

  • социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

  • ценность совместной деятельности.

Метапредметные цели.

Развитие интеллектуальной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • анализировать …

  • сравнивать …

  • выделять главное …

  • классифицировать … .

Развитие исследовательской культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • использовать научные методы познания …

  • формулировать проблемы …

  • предлагать пути решения проблем …

Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • ставить цели;

  • планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

  • осуществлять самоконтроль-самооценку-самокоррекцию.

Развитие информационной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • структурировать информацию;

  • составлять простой и сложный план;

  • и т.д.

Развитие коммуникативной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • общаться;

  • диалогической и монологической речи;

  • сознательной ориентации учащихся на позиции других людей;

  • слушать и вступать в диалог;

  • участие в коллективном обсуждении;

  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Развитие рефлексивной культуры

Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)

  • отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.



Приложение 2


Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся







Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная





Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

I этап урока














II этап урока





















Приложение 3

Технологическая карта урока

Информационный блок



Содержательно-деятельностный блок

Методический блок

Результативно-рефлексивный

блок

1. 

2. 

1. 

2. 

1. 

2. 



Приложение 4

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности



Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия






Деятельность учителя

Деятельность обучающихся






Познаватель-ная

Коммуника-тивная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и

сохраняют

учебную цель и

задачу.

2. Совместное исследова-ние проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия

учебной задачи,

обсуждают

предметные способы

решения

3. Моделиро-вание

Фиксация в модели сущест-венных отноше-ний изуча-емого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют само-контроль Принимают и

сохраняют учебную

цель и задачу.

4. Конструи-рование нового способа действия.

Постро-ение ориенти-рованной основы нового способа действия

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Осуществляют

самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первич-ный контроль за правиль-ностью выпол-нения способа действия

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формули-ровать собственное мнение и позицию

Осуществляют

самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабаты-вают способ в

целом.

Осуществляют

пошаговый контроль

по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференциро-ванной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют

пошаговый контроль

по результату

Урок математики 2 класс

«Умножение на 0 и 1»

Цель урока: освоить приемы умножения на 0 и 1.

Задачи урока:

1. Закрепить смысл умножения и переместительного свойства умножения.

Отрабатывать вычислительные навыки.

2. Развивать внимание, память, мыслительные операции, речь, творческие

способности.

3. Воспитывать интерес к математике на основе сотрудничества и

практической деятельности на уроке.


Познавательные УУД:

  1. Понимать и использовать информацию, представленную в виде текстов, схем, рисунков.

  2. Сравнивать, анализировать и делать выводы при решении примеров в группе.

Регулятивные УУД:

  1. Осуществлять контроль и оценку своей работы.

  2. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу и работу группы.

Коммуникативные:

  1. Вступать в диалог (отвечать и задавать вопросы, уточнять).

  2. Сотрудничать с товарищами при работе в паре и группе: устанавливать и соблюдать очередность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках .

  3. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах, парах

Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация деятельности

Учитель:

Мы начинаем урок математики. Математику называют недаром «царицей наук». Без знаний математического счета невозможно представить нашу жизнь. В переводе с древнегреческого языка слово математика означает «учится». Она нужна всем.

2. Постановка учебной задачи

Перед вами три конверта со словами « справлюсь легко», «надо подумать», «будет трудно» и листочки с видами заданий:

-математический диктант

-работа с таблицей умножения

- работа с выражениями

- решение задач

- геометрический материал

Разложите по конвертам, в зависимости от того, насколько уверенно вы чувствуете при выполнении заданий.

3. Актуализация ранее полученных на уроке знаний

А теперь приступаем к разминке. Один человек работает у доски, остальные в тетрадях.

- первый множитель 3, второй 6.

-2 х5

- увеличить 5 в 4 раза

- найти произведение двух чисел 3 и 7

- 5 х 6

- 6 уменьшить в 2 раза

- 4 х 8

-6 х 7

-3 умножить на3

-запиши число, которое на 2 больше, чем значение произведения 5 х 5

- 24 уменьшить в 4 раза

18 10 20 21 30 3 32 42 9 27 6

Немного истории.

Древнегреческий математик Пифагор (показать его портрет и прочитать фамилию), который сделал очень много ценных для науки открытий,считал число 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или умножения трёх чисел:

1+2+3=6 1*2*3=6

Таким свойством не обладает ни одно другое число.

Найди число, которое можно встретить как результат умножения в нескольких столбиках таблицы:

18 = 3 х 6 18 = 9 х 2

Вспомните похожие числа:

12 = 2 х 6 12 = 3 х 4

24 = 6 х 4 24 = 3 х 8

Найдите тройки чисел, которые можно связать между собой:

18 + 3 = 21 10 + 20 = 30 3 х 9 = 27

У. : «слагаемое», «слагаемое», «сумма», «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность».

— Компоненты каких действий я назвала?

Д. Сложения и вычитания.

У. Назовите компоненты умножения.

Д. Множитель, множитель, произведение.

У. Что обозначает первый множитель?

Д. Равные слагаемые в сумме.

У. Что обозначает второй множитель?

Д. Число таких слагаемых.

Задание 2

У. Рассмотрите записи. Какое задание будете выполнять?

12+12+12+12+12

33+33+33+33

а+а+а

Д. Заменить сумму произведением.

Д. В первом выражении 5 слагаемых, каждое равно 12, поэтому оно равно 12х5

Аналогично рассматриваются остальные примеры.

Задание 3

У. А теперь, наоборот, замените произведение суммой в выражениях, записанных на доске.

На доске: 99 х 2 8 х4 b х 3

99+99 8+8+8+8 b+b+b

Вчера в другом классе ученики выполняли подобное задание, к сожалению, я не успела проверить все работы и прошу вас мне помочь. Перед вами работа одного ученика. Оцените её.

81+ 81= 81 х 2

21 х 3 = 21 + 22 + 23

44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4

17 + 17 — 17 + 17 = 17 – 5

Дети устанавливают, что мальчик ошибся: объясняют, в чём его ошибка.

Задание 4

У. Сравните выражения.

На доске.

8 х 5 … 5 х8 34 х 9 … 31 х 2

5 х 6 …3 х 6  а х 3 … а х 2 + а

Д. 8 х 5 = 5 х 8, так как от перестановки множителей произведение не меняется. Объясняют остальные неравенства.

У. Какое свойство умножения использовали в первом примере?

Д. Переместительное.

4.Целеполагание. Постановка проблемы

У. А что означают выражения 5 х 1, 5 х 0?

Дети затрудняются ответить – возникает проблемная ситуация.

— В нашем примере было бы удобно считать, что 5 х 1 = 5, а 5 х 0 = 0. Однако выражения 5 х 1 и 5 х 0 не имеет смысла. Мы можем условиться считать эти равенства верными. Но для этого надо проверить, не нарушим ли мы переместительное свойство умножения. Кто может озвучить тему и цель урока? Итак, цель нашего урока – уточнить, не нарушит ли равенства 5 х 1 = 5 и 5 х 0 = 0 переместительное свойства умножения.

5. Физкультминутка

6. Открытие детьми нового знания

У. Выполните действия: 1 х 7, 1 х 4, 1 х 5.

Дети решают примеры с комментированием.

— Сделайте вывод: 1 х а = ?

Д. 1 х а = а

1 х а = а


У. Имеют ли смысл выражения 7 х 1, 4 х 1, 5 х 1? Почему?

Д. Нет, так как в сумме не может быть одного слагаемое.

У. Чему они должны быть равны, чтобы не нарушилось переместительное свойство умножения?

Д. 7 х 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 х 1 = 7.

Аналогично рассматриваются 4 х 1 = 4, 5 х 1 = 5.

У. Сделайте вывод: а х 1 = ?

Д. а х 1 = а


Выставляется карточка

а х 1 = а


У. Объясните, как вы понимаете смысл этих записей..

Д. При умножении числа на 1 или 1 на число получается то же самое число.

У. Молодцы!


Аналогично исследуется случай умножения с 0.

Вывод: при умножении числа на 0 или 0 на число получается 0.

Обратимся к учебнику. Какую бы темы вы предложили для нашего урока.

7.Физкультминутка

8. Первичное закрепление знаний

Работа по учебнику

Дети решают их в тетради с проговариванием в громкой речи полученных правил, например: 3 х 1 = 3, так как при умножении числа на 1 получается то же самое число (1 – «зеркальце»), и т. д.

9. Пришло время перейти к задаче.

На разминку у нас ушло 7 минут, на изучение нового материала и закрепление в 3 раза больше. Сколько времени у нас осталось на решение задачи и геометрического задания, если урок длится 40 минут?

40 – 7 – 7х3 = 12 минут

10. Работа с геометрическим заданием.

Периметр квадрата равен 16 см. Из трех таких квадратов сложили прямоугольник. Найди периметр получившейся фигуры.

11. Рефлексия. Мне очень понравилось сегодня, как вы работали. Какое задание вам показалось наиболее интересным. Смогли ли мы определиться с темой урока и сделать свое открытие? Вспомните про ваши конверты. Оправдались ли ваши оценки своей работы?





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Автор: Ярукина Ольга Васильевна

Дата: 29.04.2017

Номер свидетельства: 412388

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проектирование и моделирование форм внеурочной деятельности по истории и обществознанию"
    ["seo_title"] => string(80) "proektirovanie_i_modelirovanie_form_vneurochnoi_deiatelnosti_po_istorii_i_obshch"
    ["file_id"] => string(6) "476299"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535120949"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Основы  интегрированного  освоения изобразительного искусства в условиях реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(109) "osnovy-intieghrirovannogho-osvoieniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-usloviiakh-riealizatsii-triebovanii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "252745"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447433075"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад"Особенности обучения технологии в условиях введения ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "dokladosobiennostiobuchieniiatiekhnologhiivusloviiakhvviedieniiafgos"
    ["file_id"] => string(6) "315650"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459937154"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС."
    ["seo_title"] => string(64) "triebovaniia-k-sovriemiennomuuroku-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "292300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455264041"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Проектирование  урока физической  культуры, направленного  на достижение   личностных, метапредметных  и предметных  результатов"
    ["seo_title"] => string(138) "proiektirovaniie-uroka-fizichieskoi-kul-tury-napravliennogho-na-dostizhieniie-lichnostnykh-mietapriedmietnykh-i-priedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "254469"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447768223"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства