Просмотр содержимого документа
«Программа развития информатизации»
Рассмотрена и одобрена Утверждаю
Педагогическим советом Директор школы
«5» апреля 2011 г.
____________
«6» апреля 2011 г.
Программа развития информатизации
муниципального общеразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №47»
Советского района г. Казани
на 2011 – 2016 годы.
1. Паспорт программы
Наименование Программы
Программа информатизации МОУ «СОШ №47» на 2011-2016 г
Основание для разработки программы
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001г
№1756-р
Разработчик Программы
Школьная команда МОУ «СОШ №47»
Цель программы
Улучшение результативности учебно-воспитательного процесса за счёт внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Сроки и этапы реализации
Срок реализации программы: 2011-2016 годы.
Первый этап - 2011-12 годы. Второй этап - 2013-14 годы
Третий этап – 2015-16 годы.
Основные мероприятия (направления)
1. Формирование компетентности всех участников образовательного процесса в области ИКТ.
2. Дальнейшее совершенствование материальной базы. 3. Создание условий для дистанционного обучения учащихся по профильным и элективным курсам средней школы. 4. Увеличение числа учителей, применяющих информационно - коммуникационные технологий в учебном процессе. 5.Увеличение числа педагогов, владеющих методикой проектной деятельности и использующих её. 6. Внедрение в работу администрации школы АРМ.
Исполнители мероприятий
Администрация школы, школьная команда
Источники финансирования программы
Бюджеты всех уровней, согласно целевой программе "Информатизация образовательных учреждений Республики Татарстан».
Ожидаемые результаты программы
1.ИКТ-компетентность всех участников образовательного процесса
2. Повышение качества образования за счет его модернизации на основе использования ИКТ. 2. Автоматизация процессов управления школой на основе АРМ. 3. Увеличение числа учащихся участвующих в дистанционных проектах.
Ключевые проблемы, на решение которых направлена программа информатизации школы:
Проблемы
Причины возникновения проблем
Пути решения проблем
Наличие группы педагогов, обученных ИКТ, но не применяющих их в работе
Низкая мотивация в использовании ИКТ в учебной деятельности. Отсутствие ЦОР соответствующих учебникам и учебным программам.
Выработка системы мотивации у педагогов к применению ИКТП, приобретение сертифицированных цифровых образовательных ресурсов, соответствующих УМК по предметам.
Не всегда удовлетворительное содержание и качество мультимедийной продукции;
Нерациональное использование отдельными педагогами средств ИКТ, однотипные формы использования.
Недостаточный уровень информационной культуры отдельных педагогов.
Оказание методического сопровождения педагогов через посещение и анализ уроков, участие в семинарах по обмену опытом, работе творческих групп.
Низкий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном обучении.
Непонимание отдельными учителями сути нового качества образования. Отсутствие системы стимулирования творческой деятельности учителей и учащихся.
Разработка Положения о стимулировании творческой деятельности педагогов и учащихся.
Ведение «портфолио» как системы достижений педагогов и учащихся.
Низкий уровень навыков работы в сети Интернет у учащихся и педагогов, отсутствие опыта использования в учебной деятельности.
Проведение образовательных семинаров по вопросу ресурсы Интернет и их использование в учебной деятельности.
Невключённость родителей в дела и направления работы школы, низкий уровень информационной культуры многих родителей.
Цели:
Развитие информационной, исследовательской образовательной компетенции педагогов и школьников
Задачи:
1. Создание условия для развития у педагогов, учащихся и родителей
информационной культуры
2. Создание и заполнение сайта школы.
3. Создание единого информационного образовательного пространства школы.
4. Создание и совершенствование школьной медиатеки.
5. Практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения.
6. Вовлечение большего числа учителей в проектною деятельность.
7. Организация издательской деятельности в школе.
Состав школьной команды
№
Ф.И.О.
Должность
1.
Директор школы
2.
Заместитель директора по учебной работе
3.
Учитель информатики
4.
Учитель ИЗО и начальных классов
5.
Заместитель директора по воспитательной работе
6.
Учитель татарского языка и литературы
Этапы реализации программы
I этап Подготовительный – 2011 -2012 год:
- анализ нынешнего состояния;
планирование реализации основных направлений программы;
- создание условий реализации программы;
II этап Основной – 2013 -2014 год;
- реализация программы в соответствии с целями и задачами;
- промежуточный мониторинг результатов;
- корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.
III этап Заключительный 2015 – 2016 год;
- завершение реализации программы;
- мониторинг результатов;
- анализ результатов.
Ресурсы:
1)Кадровый (курсы «Использование ИКТ в деятельности учителя-предметника» в ММЦ, организация курсов компьютерной грамотности на базе школы, составление индивидуальных образовательных программ учителя, обобщение опыта учителей через проведение семинаров).
2)Методическая поддержка ММЦ.
3)Техническая база школы
3)Финансовое (бюджетное финансирование, гранты (участие в конкурсе педагогических инициатив)).
4)Программные продукты по проекту ИСО (новые ЦОРы, «Хронограф»).
Ожидаемые результаты:
Повышение качества образования за счет эффективного использования
современных педагогических технологий и ИКТ.
Обеспечение доступа учителей и учащихся к информационным ресурсам.
Наличие информационной культуры педагогов и учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий.
Использование компьютерных информационных технологий для преподавания различных предметов.
Работающий и посещаемый школьный сайт
Актуальность
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость общества, где количество информации в течение 5 лет удваивается.
Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах деятельности в нашей школе.
Обоснование программы.
За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Программа "Информатизация образования школы" определяет основные направления деятельности по внедрению современных информационных технологий и совершенствованию управленческой деятельности в школы
Ключевая идея программы
Включение в процессы компьютерной грамотности педагогов, школьников и их родителей.
Концептуальная основа программы
Программа развития информатизации школы
направлена на:
Развитие информационной и исследовательской образовательных компетенций
Опирается на (принципы)
* информатизации;
* научности;
* актуальности;
* практической ориентации;
* самостоятельности;
* системности;
достигается через (средства)
самостоятельную деятельность педагогов, и учащихся, при поддержке родителей;
использование современных педагогических технологий;
использование современных информационно-справочных и цифровых материалов;
мониторинг и диагностику процесса развития информатизации;
Умение применять компьютер и ЦОР в процессе разнообразной деятельности
повышение мотивации к информационной деятельности
Осознание того, что информатизация школы – это следствие информатизации современного общества
Диалектическое исследование
Положительные стороны программы информатизации:
Развитие информационной образовательной компетенции предполагает воздействие на педагогов и школьников, приводящее к умению работать с компьютером, со словарями, справочниками, умению самостоятельно изучать первоисточники.
Развитие исследовательской презентационной деятельности предполагает умение ставить цели, выявлять проблемы, умение решать возникающие проблемы.
Ограничивающие факторы:
Ограничения
Варианты решений
1. Нет практического опыта деятельности по организации информационной компетенции участников образовательного процесса
1. Консультации;
2. Организация конкурсной деятельности среди педагогов, школьников, предполагающая их ненасильственное вовлечение в процесс информатизации;
3. Изучение опыта коллег по данному виду деятельности
2. Недостаточно опыта по организации исследовательской, презентационной деятельности школьников
1. Педагогическое просвещение педагогов и школьников;
2. Изучение опыта коллег по данному виду деятельности;
3. Индивидуализированный подход к каждому субъекту деятельности.
Анализ компьютерного парка школы.
В школе имеется и используется при работе следующее оборудование:
1. 1 компьютерный класс, оснащённый 10 компьютерами, видеопроектором, принтером ,сканером и рабочее место учителя
2. 1 компьютер с принтером и ксероксом у школьного секретаря;
4. 1 компьютер и принтер - в школьной библиотеке;
5. в актовом зале – 1 компьютер и видеопроектор
6. в кабинете директора - компьютер с принтером; ксерокс (3 в 1)
7.в 2 кабинетах начальных классов – по 1 компьютеру;
8.в кабинете зам. директора – ксерокс (3 в 1)
Анализ существующего состояния информатизации в МОУ «СОШ №47»
1.Количество преподавателей, прошедших курсовую подготовку по ИКТ к 1 апреля 2011 года
18 учителей прошли курсовую подготовку по ИКТ
Наличие локальной сети и выхода в Интернет.
В школе есть выход в Интернет с 11 компьютеров. В компьютерном классе- локальная сеть.
Наличие квалифицированных кадров
Преподавание информатики в школе ведет 1 учитель второй квалификационной категории.
Организация информационного пространства образовательного
учреждения
Информационное пространство школы имеет следующие составляющие: физическая, психологическая, интеллектуальная.
Основой физической составляющей информационного пространства школы является кабинет информатики. Кроме того, в состав информационного пространства входит библиотека (с небольшой медиатекой). К информационному пространству школы относится школьный Интернет и локальная сеть, а также технические средства мультимедиа (телевизоры, проекторы, видеомагнитофоны, DVD-плеер), программное обеспечение образовательного процесса.
К психологической и интеллектуальной составляющим информационного пространства относится так называемый «человеческий фактор». Здесь подразумевается воля и желание участников образовательного процесса к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру. С этой целью организовываются специальные курсы по применению информационных технологий в образовательном процессе.
Важной частью функционирования информационного пространства учебного заведения является проектная деятельность учащихся, а также использование современных телекоммуникационных технологий администрацией школы.
Виды деятельности по реализации Программы.
Уровень и культура использования вычислительной техники определяет степень информатизации любого учреждения, в том числе и школы, его готовность к жизни в информационном веке. Для эффективного использования имеющейся компьютерной базы и программного обеспечения на этапе реализации настоящей программы школы необходимо:
1. Провести соответствующую научно-методическую работу в коллективе.
2. Рассмотреть вопрос о доплатах учителям, активно участвующим в сетевой работе, утвердив ее в положении о доплатах.
3. Организовать работу школьной команды.
4.Обеспечить учащимся и педагогам доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения для индивидуальной работы во внеурочное время.
5. Привлечь сотрудников школы и руководство к использованию компьютеров в своей работе.
6. Продолжать работу с преподавателями желающими применять компьютеры для преподавания своих дисциплин. Обучить желающих основам компьютерной грамотности.
8. Наполнить содержанием WEB-страницы школьного сайта и следить за регулярным обновлением сайта.
9. Создание единой информационно - образовательной среды школы.
10. Организация исследовательской, реферативной и презентационной деятельности школьников с применением ИКТ.
План по реализации ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Направление
Мероприятия
Срок
Ответственный
Результат
Повышение квалификации и методической поддержки учителей
1.Курсовая подготовка в области ИКТ.
В течение года
Зам по УР.
Повышение квалификации в области использования ИКТ
2.Участие в семинарах и мастер - классах
В течение года
Зам по УР
3Организация индивидуальных и групповых консультаций по темам «ИКТ для учителя - предметника»
В течение года
Учитель информатики
4. Заседания «круглого стола». Обмен опытом работы на заседаниях МО учителей предметников
По графику ШМО
Зам по УР, учитель информатики
Рекомендации учителям по эффективности применения ИКТ на уроке
Организация учебного процесса с использованием ИКТ
1.Проведение уроков с использованием ИКТ.
В течение года.
Учитель информатики
Повышение качества знаний
2.Отслеживание эффективности применения ИКТ на уроках.
В течение года.
Зам по УР, учитель информатики
Рекомендации учителям по эффективности применения ИКТ на уроке
3. Отслеживание эффективности применения ИКТ во внеклассной работе.
В течение года.
Зам по УР, учитель информатики
Рекомендации учителям по эффективности применения ИКТ на внеклассных мероприятиях
3.Модернизация и пополнение медиатеки
В течение года.
Учитель информатики, Учителя- предметники
Медиатека школы
4. Использование метода проектов в образовательном процессе
В течение года.
Зам по УР, учитель информатики учителя предметники
Самореализация обучающихся, копилка разработок.
5. Работа с удаленными рабочими местами КМ Школы(для всех участников образовательного процесса)
В течение года.
Зам по УР, учитель информатики
Расширение спектра образовательных услуг.
6. Введение в практику работы компьютерных тестирований учащихся по подготовке к внутренней и внешней независимой аттестации
В течение года
Зам по УР, учитель информатики, учителя – предметники
Повышение обученности учащихся
Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями
1. Мониторинг Интернет - канала
В течение года
Учитель информатики
Стабильная работа в сети
2. Работа с электронной почтой
В течение года
Учитель информатики
Повышение скорости взаимодействия с внешней средой
3. Поддержка школьного сайта.
Сентябрь- май
Зам по УР, учитель информатики
Школьный сайт
Организация доступа к средствам ИКТ
Организация работы с медиа ресурсами школы
В течение. года
Учитель информатики
Доступ к средствам ИКТ учащихся и работников школы
Совершенствование МТБ.
Реконструкция локальной сети школы
В течение. года
Зам по УР, учитель информатики
Повышение качества связи в локальной сети
Модернизация компьютерного оборудования
По мере поступления средств
Директор, Зам по УР, учитель информатики
Улучшение компьютерного оборудования
Приобретение лицензионного ПО
По мере поступления средств
Директор, учитель информатики
Установка лицензионного ПО на ПК школы
Мониторинг информатизации учреждения
Ежегодно, май
Учитель информатики
Выработка рекомендаций по информатизации ОУ
Повышение квалификации и методической поддержки учителей
1.Курсовая подготовка в области ИКТ.
По плану ИМЦ
Зам по УР.
Повышение квалификации в области использования ИКТ
2.Участие в семинарах и мастер - классах
В течение. года
Зам по УР, учитель информатики
3. Курсовая подготовка в группах «ИКТ для учителя - предметника», «Учитель – тьютор»
В течение года
Учитель информатики
4. Создание школьного методического консультационного ресурсного центра
сентябрь
Зам по УР, учитель информатики
Становление системы использования ИКТ
5. Заседания «круглого стола». Обмен опытом работы на заседаниях МО учителей предметников
По графику ШМО
Зам по УР, учитель информатики
Рекомендации учителям по эффективности применения ИКТ на уроке
Организация УП с использованием ИКТ
1.Проведение уроков с использованием ИКТ.
В течение года
Зам по УР, учитель информатики
Становление системы использования ИКТ учителями –предметниками
2.Отслеживание эффективности применения ИКТ на уроках.
В течение года
Зам по УР, учитель информатики
Рекомендации учителям по эффективности применения ИКТ на уроке
3. Публикация материалов справочного характера
В течение года
Зам по УР, учитель информатики
Становление системы использования ИКТ
4. Пополнение медиатеки
В течение года
Библиотекарь, Зам по УР, учитель информатики
Формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса.
5. Создание и использование мультимедийной продукции в образовательном процессе
В течение года
Учитель информатики, библиотекарь
Формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курс
6. Проведение конкурса уроков с использованием ИКТ
В течение. года
Зам по УР, учитель информатики
Дидактичес-кие и методические разработки уроков с использова-нием ИКТ
7. Использование метода проектов в образовательном процессе
В течение года.
Зам по УР, учитель информатики, учителя предметники
Самореализация обучающихся, копилка разработок.
8. Введение в практику работы компьютерных тестирований учащихся по подготовке к внутренней и внешней независимой аттестации
В течение года
Зам по УР, учитель информатики, учителя – предметники
Повышение обученности учащихся
Развитие информационно-управленческой системы
1.Работа с базами данных.
В течение. года
Администра-ция
2.Компьютерная поддержка расписания.
В течение. года
Зам директора по УР
3.Включение в лок. сеть всех учебных кабинетов
В течение. года
учитель информатики
Локальная сеть
Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями
1. Участие в сетевых мероприятиях(конкурсах, олимпиадах)
В течение. года
Учителя предметники
Повышение самооценки у учащихся
2. Реконструкция школьного сайта
В течение. года
Школьная команда
Школьный сайт
3. Работа с электронной почтой
В течение года
Учитель информатики
Повышение скорости взаимодействия с внешней средой
Дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям
Создание курсов по выбору по информационным технологиям для слушателей разных категорий.
В течение. года
Учителя предмет.
Набор курсов по выбору
Организация доступа к средствам ИКТ
Консультирование по организации поиска материалов к урокам для учителей и учащихся.
В течение. года
Учитель информатики
Совершенствование МТБ.
1.Организация постоянного доступа в Интернет
2. Обновление и пополнение компьютерной базы школы 3.Приобретние цифрового оборудования для проведения телеконференций 4. Приобретение системы оповещения и трансляций 5. Приобретение системы охранного теленаблюдения
В течение. года По мере поступления средств
Директор
Мониторинг информатизации учреждения
Ежегодно, май
Учитель информатики
Выработка рекомендаций по информатизации ОУ
Методическое сопровождение массового внедрения ИКТ в учебный процесс
1.Создание банка данных результатов работы учителей и учащихся в области ИКТ;
В течение. года
Учителя предметники. Администра-ция
Банк данных результатов работы учителей и учащихся в области ИКТ
2.Использование созданных материалов в образовательной деятельности
В течение. года
Учителя предметники. Администра-ция
3. Создание материалов методического и учебного характера(в соответствии с программой эксперимента).
В течение. года
Учителя предметники. Администра-ция
Материалы методического и учебного характера
Обобщение опыта работы по созданию единого образовательного пространства для всех участников образовательного процесса.
1.Публикация материалов методического характера.
В течение. года
Учителя предметники. Администра-ция
Материалы методического характера
2.Проведение мастер - классов
В течение. года
Учителя предметники. Администра-ция
аналитическая деятельность
2 полугодие
Директор, Зам по УР, учитель информатики, учителя предметники
оценка эффективности реализации программы
2 полугодие
Директор, Зам по УР, учитель информатики, учителя предметники
выходная диагностика по параметрам ожидаемых результатов