Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу выразить благодарность организаторам областного семинара !И поприветствовать гостей!
Итак,начнём. Как сказал Министр образования и науки Казахстана Ерлан Сагадиев : «Образование - одна из самых критикуемых сфер, и реформы в ней редко проходят безболезненно»
В концепции 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан определена главная цель - формирование и развитие образованной и творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Нашим детям нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению ; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.
Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Педагог может создать условия для саморазвития обучающихся и такое умение учителя становится профессиональным требованием. В процессе обновления образования педагог-профессионал не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности обучающихся. Поэтому ,в наше время настоящий педагог – это волшебник, который может творить чудеса и создавать мир, и в котором хочется просто быть, а значит, творить и узнавать пока еще непознанное.
Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь. Думаю, что вы со мной согласитесь в правоте этой мудрой мысли, которая полностью совпадает с концепцией 12-летнего среднего образования.
А теперь давайте обратимся к истории.За годы независимости этапы реформирования школы можно условно разделить следующим образом:
1991—1994 гг. — становление национальной системы образования, возрождение национальной системы семейного воспитания, провозглашение национальной модели школы, создание законодательной и нормативной базы системы образования, кризисные явления в системе образования;
1995—2000 гг. — концептуальное обоснование школьных реформ, разработка Государственного стандарта и программ, построенных по концентрическому принципу, создание республиканского Центра тестирования, первый этап осуществления Государственной программы информатизации 1997-2001 гг.
2001—2004 гг. — реализация Государственного стандарта образования 2002 г., начало издания учебников нового поколения (Целевая программа издания учебников нового поколения 20012007 гг.), второй этап информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 гг. и разработка стратегии вхождения в мировое образовательное пространство (Концепция развития образования в РК до 2015 г.), реализация идеи 12-летнего обучения в экспериментальном варианте в 104 школах республики по модели 4+6+2, введение единого национального тестирования (ЕНТ).
2005—2010 гг. — реализация Государственной программы развития образования на 2005-2010 гг. Подписание Болонской декларации в марте 2010 2007-2010 гг -переход на новый стандарт и программы обучения.
2010—2015 гг. — этап модернизации школьного образования и постепенного перехода на 12-летнее обучение.
Т.е., отечественная система образования проходила путь постепенной интеграции в международную образовательную систему.
Нельзя не учитывать тот факт, что к двадцать первому веку мы обязаны обретением советской и отечественной систем образования, которыми гордимся и о недостатках которых часто спорим. И считаю, что осуществление реформ школьного образования необходимо вести с учетом опыта этих школы, т.е. бережно относиться к имеющемуся потенциалу, и синтезировать казахстанскую традиционную систему образования и опыт ряда ведущих стран мира.
Но «минус» состоит в том, что эти системы не соответствует духу времени. Происходящие изменения отражаются в первую очередь на методических системах обучения, основным компонентам которых являются цель, содержание, методы, средства, форм и контроля результатов обучения.
Вот поэтому возникла необходимость изменения содержания школьного образования в Республике Казахстан,обусловленная следующими факторами:
в содержании образования должны были найти отражение ценности нового мира, в том числе гуманизация, интеграция личности в национальную и мировую культуру, вариативность, дифференциация, индивидуализация;
содержание образования должно было быть направлено на то, чтобы научить познавать (учиться), научить делать (действовать), научить жить вместе, научить жить (доклад международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», 1996 г.);
пересмотр содержания образования был обусловлен необходимостью учета международных критериев оценки школьного образования, т. е. не знания, умения, а уровень способности учащихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки, компетенции);
система образования должна была выполнять здоровьесберегающую функцию. Пересмотр содержания образования должен был быть направлен на учет возрастных возможностей, психологических особенностей учеников, оптимизацию учебной нагрузки.
С появлением Интернета возникло противоречие между неограниченным объёмом информации и ограниченной возможностью ее потребления. Происходит переход о традиционного обучения к компетентностному, в основе которого лежит выработка у обучаемых способности применять полученные знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности и ценностных отношений для решения проблем в нестандартных ситуациях
В целом обновление содержания образования должно осуществляться, с одной стороны, в сторону уменьшения учебной нагрузки на ученика, а с другой — в сторону его обогащения через отражение ценностей нового мира, достижений общественных и естественных наук;
А теперь хочу поделится своими впечатлениями об обновленной программе. Ну, сначала позитивное:
Во-первых, подготовлен полный ресурс методических материалов для учителя: это учебные программы, поурочные планы, учебники, руководство для учителя, рекомендации по критериальному оцениванию
Во-вторых, были подготовлены тренера по обучению преподавателей начальных школ обновленному содержанию программ В-третьих, введение трехязычия В-четвертых, внедрение пятидневной учебной недели. Он нужен как для детей, так и для родителей. Весь цивилизованный мир понимает важность восстановления, важность общения в семье. Одного дня явно недостаточно. Мы практически удваиваем время для семейного воспитания и дополнительного развития ребенка. Появляется возможность больше заниматься спортом, музыкой, искусством - это тоже важно. В-пятых ,эта программа даёт действительно нестандартно мыслить и выражать свои эмоции.На примере суммативного оценивания по естествознанию
В –шестых, даёт возможность педагогу творчески подходить к процессу обучения, выполняя роль волшебника, что поднимает статус учителя.
Ну,а теперь проблемы в нашей работе по обновленной программе :
Во-первых, материально-техническая база школ особо не обновлялась, а это доставляет много неудобств
Во-вторых, в этом году уровень подготовки первоклассников разноуровневый и не соответствует новшествам программы (хочу отметить,что это моя субъективное мнение)
В-третьих, не все родители первоклассников адекватно воспринимают нововведения в образовании. Но это не веская проблема, тут всё зависит от учителя
Что ещё хочется добавить :система образования Казахстана сейчас находится в переходном состоянии. Дать однозначную оценку достигнутого уровня образования пока трудно. Требуется некоторый период, чтобы проводимая модернизации сказалась положительно на результатах системы образования.
Хочется надеяться, что проводимые в стране реформы и нововведения образования — переход к двенадцатилетнем обучению, внедрение принципов Болонского процесса, широкое развитие международных связей в сфере образования и науки, творческая адаптация зарубежного и другие инновации в недалеком будущем приведут к существенном повышению качества образования в нашей стране.
Спасибо всем за внимание!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Обновленная программа:надежды и опасения"»
Обновленная программа :надежды и опасения.
Телева Улжан Байроновна,
учитель начальных классов
ГКУ «Общеобразовательной средней школы №2»
Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу выразить благодарность организаторам областного семинара !И поприветствовать гостей!
Итак ,начнём. Как сказал Министр образования и науки Казахстана Ерлан Сагадиев : «Образование - одна из самых критикуемых сфер, и реформы в ней редко проходят безболезненно»
В концепции 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан определена главная цель - формирование и развитие образованной и творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающей среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Нашим детям нужны не сумма знаний и умений, а способности к их получению ; не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.
Саморазвитию научить напрямую нельзя – эта способность не передается. Педагог может создать условия для саморазвития обучающихся и такое умение учителя становится профессиональным требованием. В процессе обновления образования педагог-профессионал не транслятор предметных знаний, он становится организатором учебной работы по решению творческих задач, многоплановой социально значимой деятельности обучающихся. Поэтому ,в наше время настоящий педагог – это волшебник, который может творить чудеса и создавать мир, и в котором хочется просто быть, а значит, творить и узнавать пока еще непознанное.
Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь . Думаю, что вы со мной согласитесь в правоте этой мудрой мысли, которая полностью совпадает с концепцией 12-летнего среднего образования.
А теперь давайте обратимся к истории .За годы независимости этапы реформирования школы можно условно разделить следующим образом:
1991—1994 гг. — становление национальной системы образования, возрождение национальной системы семейного воспитания, провозглашение национальной модели школы, создание законодательной и нормативной базы системы образования, кризисные явления в системе образования;
1995—2000 гг. — концептуальное обоснование школьных реформ, разработка Государственного стандарта и программ, построенных по концентрическому принципу, создание республиканского Центра тестирования, первый этап осуществления Государственной программы информатизации 1997-2001 гг.
2001—2004 гг. — реализация Государственного стандарта образования 2002 г., начало издания учебников нового поколения (Целевая программа издания учебников нового поколения 20012007 гг.), второй этап информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002-2004 гг. и разработка стратегии вхождения в мировое образовательное пространство (Концепция развития образования в РК до 2015 г.), реализация идеи 12-летнего обучения в экспериментальном варианте в 104 школах республики по модели 4+6+2, введение единого национального тестирования (ЕНТ).
2005—2010 гг. — реализация Государственной программы развития образования на 2005-2010 гг. Подписание Болонской декларации в марте 2010 2007-2010 гг -переход на новый стандарт и программы обучения.
2010—2015 гг. — этап модернизации школьного образования и постепенного перехода на 12-летнее обучение.
Т.е. , отечественная система образования проходила путь постепенной интеграции в международную образовательную систему.
Нельзя не учитывать тот факт, что к двадцать первому веку мы обязаны обретением советской и отечественной систем образования, которыми гордимся и о недостатках которых часто спорим. И считаю, что осуществление реформ школьного образования необходимо вести с учетом опыта этих школы, т.е. бережно относиться к имеющемуся потенциалу, и синтезировать казахстанскую традиционную систему образования и опыт ряда ведущих стран мира.
Но «минус» состоит в том, что эти системы не соответствует духу времени. Происходящие изменения отражаются в первую очередь на методических системах обучения, основным компонентам которых являются цель, содержание, методы, средства, форм и контроля результатов обучения.
Вот поэтому возникла необходимость изменения содержания школьного образования в Республике Казахстан ,обусловленная следующими факторами:
в содержании образования должны были найти отражение ценности нового мира, в том числе гуманизация, интеграция личности в национальную и мировую культуру, вариативность, дифференциация, индивидуализация;
содержание образования должно было быть направлено на то, чтобы научить познавать (учиться), научить делать (действовать), научить жить вместе, научить жить (доклад международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», 1996 г.);
пересмотр содержания образования был обусловлен необходимостью учета международных критериев оценки школьного образования, т. е. не знания, умения, а уровень способности учащихся к решению учебных и жизненных задач (жизненные навыки, компетенции);
система образования должна была выполнять здоровьесберегающую функцию. Пересмотр содержания образования должен был быть направлен на учет возрастных возможностей, психологических особенностей учеников, оптимизацию учебной нагрузки.
С появлением Интернета возникло противоречие между неограниченным объёмом информации и ограниченной возможностью ее потребления. Происходит переход о традиционного обучения к компетентностному, в основе которого лежит выработка у обучаемых способности применять полученные знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности и ценностных отношений для решения проблем в нестандартных ситуациях
В целом обновление содержания образования должно осуществляться, с одной стороны, в сторону уменьшения учебной нагрузки на ученика, а с другой — в сторону его обогащения через отражение ценностей нового мира, достижений общественных и естественных наук;
А теперь хочу поделится своими впечатлениями об обновленной программе. Ну, сначала позитивное:
Во-первых, подготовлен полный ресурс методических материалов для учителя: это учебные программы, поурочные планы, учебники, руководство для учителя, рекомендации по критериальному оцениванию
Во-вторых, были подготовлены тренера по обучению преподавателей начальных школ обновленному содержанию программ В-третьих, введение трехязычия В-четвертых, внедрение пятидневной учебной недели. Он нужен как для детей, так и для родителей. Весь цивилизованный мир понимает важность восстановления, важность общения в семье. Одного дня явно недостаточно. Мы практически удваиваем время для семейного воспитания и дополнительного развития ребенка. Появляется возможность больше заниматься спортом, музыкой, искусством - это тоже важно. В-пятых ,эта программа даёт действительно нестандартно мыслить и выражать свои эмоции .На примере суммативного оценивания по естествознанию
В –шестых, даётвозможность педагогу творчески подходить к процессу обучения, выполняя роль волшебника, что поднимает статус учителя.
Ну ,а теперь проблемы в нашей работе по обновленной программе :
Во-первых, материально-техническая база школ особо не обновлялась, а это доставляет много неудобств
Во-вторых, в этом годууровень подготовки первоклассников разноуровневый и не соответствует новшествам программы (хочу отметить ,что это моя субъективное мнение)
В-третьих, не все родители первоклассников адекватно воспринимают нововведения в образовании. Но это не веская проблема, тут всё зависит от учителя
Что ещё хочется добавить :система образования Казахстана сейчас находится в переходном состоянии. Дать однозначную оценку достигнутого уровня образования пока трудно. Требуется некоторый период, чтобы проводимая модернизации сказалась положительно на результатах системы образования.
Хочется надеяться, что проводимые в стране реформы и нововведения образования — переход к двенадцатилетнем обучению, внедрение принципов Болонского процесса, широкое развитие международных связей в сфере образования и науки, творческая адаптация зарубежного и другие инновации в недалеком будущем приведут к существенном повышению качества образования в нашей стране.
2.Зима Н.А. Инновационные тенденции модернизации в образовании в условиях глобализации. Педагогические науки., 2006, №7. с.78—80.
3. Щетинин В.П. Образование в контексте теории человеческого капитала. Педагогика, 2003, №6, с.40—46.
4. Хуторской А. Ключевые компетенции: технология конструирования. Народное образование, 2003. №5. с.55—61.
5.Шалыюва Н.Н., Орлов СБ., Радаева М.Н. Личностно -ориентированное обучение — развивающий потенциал естественнонаучного образования. Успех современного образования. 2004, №5, с.93—94. 8.
6. https://tengrinews.kz/conference/150/
7.Инструктивно –методическое письмо на 2016-2017 учебный год, Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2017 г.