kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика девиантного поведения школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается девиантное поведение детей и подростков, причины его проявления и пути работы с такими детьми.Большое внимание уделяется работе с учащимися "группы риска". Этот материал очень полезен учителям, родителям и всем, кто имеет отношение к воспитанию учащихся.Автор объясняет причины "отклоняющегося" поведения подростков и пытается помочь педагогам и родителям в общении с такими детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика девиантного поведения школьников.»

Н.П. Захаренкова


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №43, г. Калининград, педагог-психолог


Профилактика девиантного поведения школьников.

Девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

В психологической литературе девиантным называется поведение, представляющее собой ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, что проявляется либо в нарушении социально-психологических и нравственных норм, либо в ущербе, нанесенном благополучию окружающих и себе лично. В качестве дополнительных аспектов необходимо отметить трудности коррекции поведения, особую необходимость в индивидуальном подходе и повышенную потребность во внимании со стороны сверстников.

Природа отклоняющегося поведения различна. Нарушения поведения рассматриваются в тесной связи с особенностями личности. Классификация типов девиантного поведения, основанная на социально-психологическом подходе, разработана психиатрами Амбрумовой А.Г. и Жезловой Л.Я. Они выделяют четыре основных типа девиантного поведения у детей и подростков: 1. Антидисциплинарное поведение. 2. Антисоциальное (антиобщественное). 3. Делинквентное (противоправное). 4. Аутоагрессивное поведение. 1. К девиантному поведению антидисциплинарного типа могут быть отнесены нарушения режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении. Например, систематический срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т.д. 2. К антисоциальному поведению могут быть отнесены поступки, связанные с невыполнением или непризнанием общепринятых нравственных норм поведения, отказ от учебной и трудовой деятельности, бродяжничество, раннее вступление в половую жизнь, сексуальные эксцессы, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических средств. 3. Понятие «делинквентное поведение» применяется только в случаях противоправных действий несовершеннолетних. Сюда относятся вымогательство, кражи, угон транспортных средств, хулиганство. В этом случае важна своевременная диагностика с целью лечения и реабилитации, а также профилактики более тяжелых форм нарушения поведения и дезадаптации личности ребенка. 4. Аутодеструктивное поведение – поведение, разрушающее личность девианта на психологическом и соматическом уровнях, представляющее угрозу для его жизни: суицид, фанатизм, экстремальные виды спорта, различные виды зависимостей.

Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в подростковом возрасте, которому свойственны несформированность «Я» – концепции и социальная незрелость. Подростки полны противоречивых чувств и мыслей. Они порой не могут объяснить своих поступков. Родители тоже перестают понимать своего ребенка. Прежние привычные модели взаимодействия и влияния вдруг перестают «работать». Сталкиваясь с непривычным поведением, открытым сопротивлением или отчужденностью подростка, родители постепенно переходят от растерянности к раздражению. Стремясь сохранить прежние способы управления, они усиливают давление. В ответ подросток с нарастающей интенсивностью отстаивает свою независимость. Учащаются конфликты. Как следствие – опасное отдаление, растущее недопонимание, потеря близких и доброжелательных отношений.

Среда проживания и семейные методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В случае отклоняющегося поведения, подросток, как правило, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и структура его личности осложняется множеством противоречий. Статистика показывает, что каждый третий подросток – правонарушитель растет без отца, а в тех случаях, когда семья полная, у каждого четвертого отец страдает алкоголизмом.

Учащихся, которым свойственны отклонения поведенческих реакций, называют по-разному: недисциплинированные; педагогически либо социально запущенные; трудные дети; трудновоспитуемые, склонные к правонарушениям; девиантные подростки и пр. Эти термины наиболее часто используются как синонимы. Отклоняющееся поведение оказывает негативное влияние на окружающих, и общество ставит диагноз девиантности или делинквентности. Таким образом, все большую остроту приобретает вопрос, связанный с психолого-педагогическими аспектами обеспечения превенции девиантного поведения школьников (превенция – от лат. praeventio – опережаю, предупреждаю; предупреждающие, предохранительные действия).

Комплексное изучение причин отклонений в поведении, создание прогностической программы реальных мероприятий и путей преодоления проблем девиантных школьников – является одновременной работой по преодолению недостатков семейного и педагогического воспитания. Такой подход диктует необходимость разработки комплексных мероприятий для оказания психологической помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса.

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

1. Создание комплексной группы специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальный педагог, психолог, инспектор по делам несовершеннолетних, медик и др.), способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с учащимися «группы риска» и их семьями.

2. Организацию воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы.

Осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива и школьного психолога. Учителям-предметникам психолог дает рекомендации по созданию благоприятного эмоционального настроя на занятиях, знакомит с особенностями восприятия и памяти, акцентирует их внимание на повышении мотивации и развитии самоконтроля, советует учитывать индивидуальные особенности работоспособности и способы реагирования на трудности. Педагоги же в свою очередь обсуждают с психологом возможности включения элементов арт-терапии и игровой терапии во время занятий.

3. Создание системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на организацию развития личности учащегося.

В частности, психолог по результатам психодиагностики проводит групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми, знакомит других специалистов с информацией о личностных особенностях учащихся; медработник отслеживает состояние здоровья, взаимодействует с валеологом; социальный педагог и инспектор посещают асоциальные семьи и передают информацию классному руководителю. Тот в свою очередь вместе с психологом проводит индивидуальную и групповую работу с родителями.

4. Взаимодействие с родителями. В этой деятельности могут быть использованы разнообразные формы: совместные открытые занятия для детей и родителей, родительские собрания, родительские лектории, индивидуальные консультации, семинары с целью повышения психологической культуры и практического обучения методам превентивной работы.

5. Взаимодействие со специалистами различных служб, занимающихся решением проблем, связанных с детьми и подростками (специализированные подразделения администраций районов города: комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, центры социальной помощи семье и детям).

6. Организацию досуга.

Подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной деятельности. Сюда можно отнести вовлечение школьников в кружковую работу, в спортивные секции, участие в театральных спектаклях, участие в психологических тренингах и т.д.

Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов, свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного учащегося.

7. Информационно-просветительскую работу.

Она основывается на том, что отклонения от социальных норм в поведении подростков происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают и, следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. Это можно осуществить через систему классных часов с целью социального обучения и формирования правосознания подростка, повышения его образованности, усвоения им морально-нравственных норм поведения в обществе.

Профилактика девиантного поведения у школьников заключается в восстановлении или коррекции нравственных и волевых качеств личности подростка. Она способствует превращению социальных норм в личностные, формирует чувство ответственности, требовательность к себе, адекватную оценку своего поведения и поведения других людей, тормозит стремления и мотивы, способные привести к поступкам, наносящим вред обществу.

.

Список литературы

1. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. О некоторых формах девиантного поведения у подростков. – В кн. Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973. – С. 211–215.

2. Дети группы риска в общеобразовательной школе / Под ред. С.В. Титовой . – СПб: Питер, 2008. – 240 с.

3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб: Речь, 2008. – 336 с.

4. Психология : словарь/ под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Политиздат, 1990. – 494 с.

5. Центр социальной помощи семье и детям: Методология, опыт и перспективы: Метод. пособие / Под ред. Н.Н. Воронцовой, Калининград, 2001. – 144 с.

6. Шестаков А.В. Экономика и право. Энциклопедический словарь. – Изд.: Дашков и К., 2000. – 568 с. 7. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Профилактика девиантного поведения школьников.

Автор: Захаренкова Надежда Петровна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Выступление "Организация работы с родителями младших школьников по профилактике девиантного поведения.""
    ["seo_title"] => string(80) "vystuplenie_organizatsiia_raboty_s_roditeliami_mladshikh_shkolnikov_po_profilakt"
    ["file_id"] => string(6) "536559"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579498519"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Профилактика девиантного поведения младших школьников"
    ["seo_title"] => string(56) "profilaktika_deviantnogo_povedeniia_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "535035"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1578588740"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(95) "profilaktika-addiktivnogho-poviedieniia-u-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "297318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456163636"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся    « К успеху… Верным путем» ( профилактика приобщения к ПАВ)."
    ["seo_title"] => string(141) "proghramma-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-obuchaiushchikhsia-k-uspiekhu-viernym-putiem-profilaktika-priobshchieniia-k-pav"
    ["file_id"] => string(6) "264210"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449671299"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков"
    ["seo_title"] => string(61) "probliemaotkloniaiushchieghosiapoviedieniiadietieiipodrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "275442"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452579688"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства