2. Информирование о действиях и последствиях злоупотребления вредными
привычками, причинах и формах заболеваний, связанных с ними, путях к
выздоровлению.
3.Направленное развитие личностных ресурсов, способствующих формированию ЗОЖ и высокоэффективного поведения:
- Я-концепции;
- Собственной системы ценностей, целей и установок;
- Умение общения с окружающими;
- Потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
4. Развитие навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующих к
злоупотреблению ПАВ:
- Принятия решения и преодоление жизненных проблем;
- Восприятие, использование и оказание психологической и социальной
поддержки;
- Оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное
поведение в ней;
- Отстаивание своих границ и защиты своего персонального пространства;
- Защиты Я, само- и взаимоподдержки;
- Избегание ситуаций, связанных с употребления вредных привычек;
- Использование альтернативных употреблению ПАВ способов преодоления
стресса
Программа предусматривает теоретический и практические занятия:
лекции-беседы,
обсуждения,
ролевые игры
и другие методы работы, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития учителя и ученика.
При проведении профилактической работы очень важно установить в
группе доверительные, честные, эмоционально и социально поддерживающие
отношения. Занятия с младшими школьниками должны проводится в игровой
форме, но так же содержать и элемент серьезной интеллектуальной и
психологической работы. Очень важным компонентом являются домашние задания, которые предназначены для включения в профилактическую деятельность членов семьи. Кроме того, их выполнение способствует осмыслению опыта, полученного на занятиях и в жизни.В начале и в конце работы предусматривается проведение круглых столов для анализа и подведение итогов работы. Если программа соответствует выбранным критериям, то могут ожидаться следующие результаты:
1) уменьшение факторов риска употребления психоактивных веществ
2) формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных
поведенческих стратегий и личностных ресурсов у участников программ
3) развитие системного подхода к профилактике злоупотребления вредными
привычками в обществе
4) развитие профессиональной и общественной сети профилактики
злоупотребления ПАВ.
Соответственно задачам профилактическая работа может включать в себя
три компонента:
1. Образовательный компонент: специфический – дать представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о механизмах развития заболевания, о болезни ее последствиях к которым приводит химическая зависимость. Цель – научить ребенка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ; неспецифический – помочь детям обрасти знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе. Цель – формирование развитой концепции самопознания.
особенностей личности, создание благоприятного климата в коллективе,
психологическая адаптация детей из группы риска. Цель – психологическая
поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование
навыков принятия решений, умения сказать «нет», определять и нести
ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучения навыкам общения, здорового образа жизни. Цель – формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортно существования в окружающей социальной действительности.
Школьная система является идеальным звеном для проведенияобразовательной работы относительно употребления психоактивных веществ. Работа по первичной профилактике и максимально раннемувыявлению наркомании и токсикомании среди учащихся школ будет эффективна,если в ней будут принимать посильное участие те, кто непосредственно отвечаетза их воспитание и нравственное развитие: родители, педагоги, воспитатели, практические психологи, врачи, сотрудники органов внутренних дел.
Основная цель профилактической работы с детьми заключается в формировании у детей устойчивости к вредным привычкам и установок
поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.
Вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно
продуманной, осторожной, максимально тактичной. Профилактическая работа в детской среде требует от педагога ответственного, вдумчивого и
профессионального подхода, наличия определѐнных познаний и их постоянного расширения.
Местом проведения профилактической работы должна являться, прежде всего, школа. Школа представляет удобную возможность охватить профилактической работой все возрастные группы обучающихся, она служит хорошей базой для проведения мероприятий по работе со специфическими группами, имеющими повышенный риск злоупотребления психоактивными веществами. Сегодня школа – это одно из немногих воспитательных пространств, где сохранилась возможность воздействовать на убеждения и позицию детей. Именно работники системы образования — социальные педагоги, педагоги-психологи, классные руководители – являются основными проводниками целевых профилактических программ, реализуемых в школах В школе «стержнем» первичной, позитивной профилактики является использование педагогических, образовательных технологий, которые обеспечивают развитие ценностей здорового образа жизни у обучающихся и взаимосвязь с учебным процессом. Школа – это один из основных институтов социализации личности и играет особую роль в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным основанием ответственности за свои решения и действия вести здоровый образ жизни. Усвоение знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас особенно важно своевременное приведение такого средства профилактики вредных привычек особого внимания умению добывать правовую информацию и пользоваться ею, а это значит мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает учащегося к самостоятельной жизни после школы. Методы работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики вредных привычек, следующие:
лекции;
беседы;
сказкотерапия;
групповая работа;
дискуссии;
ролевые игры;
«круглые столы»;
социально-психологический тренинг.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Разработка данного метода представлена в работах Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Ю. Соколова, Д.А. Фролова (Зинкевич-Евстигнеева, 2000, 210).
Социально-психологический тренинг – определяется как область практической психологии, ориентированный на использование активных методов группой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Базовыми методами тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях (Реньш, 2007, 12). Интерактивный метод – это система правил организации взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых и ролевых игр, также дискуссий, при котором, происходит получение УУД (Никишина, 2008). Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
- творческие задания;
- работа в малых группах;
- работа в парах;
- обучающие игры (ролевые игры, образовательные игры);
- использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
- социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
- разрешение проблем.
Интерактивное обучение, необходимо рассматривать как многомерное явление, поскольку оно решает одновременно три задачи:
учебно-познавательную (предельно конкретную);
коммуникативно-развивающую
социально-ориентированную
Работа со школьниками по предупреждению вредных привычек имеет свою специфику. В связи с этим следует учитывать следующие факторы, определяющие особенности профилактической работы с учащимися:
1. Учитель – это авторитет, поэтому его высказывания, стиль поведения, отношение к тому или иному предмету оказывают воздействие на учащихся. Негативное мнение учителя о курении, приеме алкоголя и наркотиков особенно среди подростков и молодежи, должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на авторитетные для ребенка мнения.
2.Школьники обычно воспринимают мир в полярных категориях: «хорошо – плохо», «правильно – неправильно», «плохой человек – хороший человек». 3. Все, что связанно с вредными привычками должно в сознании ребенка облачаться в «одежды темного цвета», противопоставляться всему хорошему и полезному.
4. Образность мышления ребенка позволяет увидеть то, что говорит учитель, взрослый, более ярко, фантастично, сказочно.
5. Стимуляция представлений ребенка – это особо важный элемент его воспитания и развития. Рассказывая школьнику что-либо, необходимо периодически учителю или родителю делать паузы, давать ученику возможность самому представить тот или иной образ.
6. Склонность ребенка к игре обусловливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов работы, касающихся профилактики употребления вредных привычек.
7. Сильная связь младших школьников с родителями определяет возможности использования этого пути для формирования негативного отношения к употреблению вредных привычек.
8. Учителю и родителям представляется больше возможностей связать курение, алкоголь и наркотики со всем, что воспринимается ребенком в негативном контексте.
Профилактическая деятельность учителя должна быть направлена на воспитание негативного отношения ко всем вредным привычкам на уроках «Окружающий мир» и внеклассных мероприятиях. Профилактическая работа в школе может проводиться в различных формах. Наиболее распространена практика проведения эпизодической профилактики при изучении соответствующих тем учебных дисциплин. Наиболее благоприятным является введение профилактической работы как внеклассной формы, она может быть реализована проведением различных видов профилактических мероприятий: круглые столы, работа экспертных комиссий, проведение своеобразных «Токшоу», дебатов и т.д. при выявлении группы рисков необходимо переходить на внедрение профилактических программ состоящих из цикла занятий для небольших групп. Профилактическая работа будет только тогда эффективна, когда мы будем отталкиваться от интересов и потребностей самого школьника и в процессе совместного взаимодействия формировать его разумные взгляды, ценности, совпадающие с общепринятыми ценностями общества.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение