kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой выступление на заседании методического объединения классных руководителей. Преодоление вредных привычек – необходимое условие здорового образа жизни. Профилактика  и  борьба с вредными привычками школьника – совместное дело учителя, родителей, врача и самого школьника. Педагог является центральным звеном этой системы, регулятором всех взаимоотношений, складывающихся в процессе общения и тренировки гармонического поведения. Поэтому педагог должен иметь представление о медицинских, психологических и педагогических методах коррекции отклоняющегося поведения. Он же устанавливает контакт с родителями и дает им соответствующие рекомендации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК »

Формы работы по преодолению вредных привычек

Ивакина Елена Васильевна

Классный руководитель должен уделять большое внимание работе по формированию у воспитанников умения противостоять и бороться с вредными привычками.

Проблема преодоления вредных привычек особенно актуальна, так как вплоть до последнего времени отмечалась тенденция к увеличению частоты употребления алкоголя и табакокурения среди школьников.

Но для того, чтобы бороться с вредными привычками, необходимо в первую очередь сформировать у детей отрицательное к ним отношение. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий для организма ребенка и для его личностного становления вредных привычек.

Эту работу необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого все средства беседы, лекции, видеофильмы, плакаты, чтобы выработать у школьника отрицательное отношение к курению. К этой работе необходимо широко привлекать родителей.
Работа с родителями состоит в проведении текущего антинаркогенного контроля над детьми и способствования формированию зож.

ЗОЖ – это комплекс устойчивых полезных для здоровья привычек. В детстве при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы, комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется прочно на всю жизнь. В дальнейшем только особо хаотичные и нездоровые условия жизни могут разрушить устоявшуюся систему привычек.

Надо добиться, чтобы ребенок автоматически выполнял правила в сфере быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными поступками.

Особенно четко надо прояснить, что в основе нездорового образа и вредных привычек жизни лежат лень, лукавство и др.

В отличие от прежних лет сейчас всем ясно, что ЗОЖ включает в себя и культуру увеселения (культуру отдыха и разрядки). У человека есть физиологическая обоснованная потребность отвлекаться на получение удовольствий. И надо, чтобы удовольствий было много. Но все они должны быть натуральными, естественными, а не искусственными (наркотическими). Нужны стереотипы сочетания пассивного, активного и праздничного видов отдыха.

В эпоху рыночных отношений, следует постоянно подчеркивать, что вести ЗОЖ и быть здоровым – выгодно. А вести нездоровый образ жизни и болеть – неразумно и разорительно.

1.3. Преодоление вредных привычек – необходимое условие здорового образа жизни.

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»

Даже эпизодическое потребление в молодом возрасте алкоголя, первые затяжки несут в себе большую угрозу, связанную с формированием в дальнейшем пьянства, алкоголизма, пристрастия к табакокурению. Еще более опасно в этом отношении употребление различных веществ, вызывающих привыкание, поскольку наркомания и токсикомания развиваются у молодых людей катастрофически быстро.



Согласно статистическим данным курит 15,7% мальчиков и
15,3% девочек в возрасте 13 – 15 лет, а начало курения приходится примерно на возраст 11 – 12 лет.

Раннее начало курения особенно неблагоприятно, так как при этом не просто увеличивается общий стаж курения, а, следовательно, и причиняемый организму вред, но и потому, что на еще не полностью сформировавшийся организм курение действует особенно вредно. Способствуют этому и условия курения. Подростки курят обычно тайком, торопливо, а при этом больше никотина переходит в дым; они обычно докуривают сигарету или папиросу до конца, а именно здесь и собираются наиболее ядовитые вещества; порой одни вообще докуривают чужие окурки.

Что же способствует распространению курения: прежде всего это пример родителей и других взрослых,

Алкоголизм, наркомания и табакокурения являются одними из важнейших и актуальных социальных, экономических, психолого-педагогических, медико- биологических проблем нашего времени.

Важен вопрос для обсуждения: почему дети начинают пить, курить, употреблять наркотики? Ответ очень прост – потому что им хорошо, Чем хорошо? Тем, что употребление алкоголя наркотиков и табакокурение социально привлекательны и одобряемы, приятны для ребенка.

Социальная привлекательность алкоголя и табакокурения сформирована в течение тысячелетий. Нам надо взглянуть на влияние этих традиций, заметно и сильно вкрапленных в национальные обычаи, в повседневную жизнь разных народов народов.

В реальной жизни ребенку, да и взрослому, не всегда удается получить удовольствие от реализма субъективно важных и ценных программ поведения, а в состоянии алкогольного опьянения и употребления наркотиков это удается без особых затрат энергии. В состоянии опьянения ситуация неудачи воспринимается упрощенно, без сложностей, без дальней перспективы, ребенок становится легко внушаемым, облегчается принятие решения, завышается возможность достижения цели.

Во многих научных исследованиях раскрыта зависимость потребности в пьянстве, курении, наркомании от индивидно-личностных свойств детей.

Таким образом, согласно исследованиям многих ученых, личностные особенности, способствующие отклонениям в потребностях в алкоголе, наркотиках и табаке, устойчиво группируются:

1. Сниженная переносимость затруднений (неспособность к длительному напряжению, житейским трудностям, конфликтам, к длительному и спокойному ожиданию, «бегство о реальности»).

2. Комплекс неполноценности, прикрытый напускной бравадой и вполне выраженный решительностью.

3. Незрелость личности в целом.

4. Относительная интеллектуальная неграмотность одной из важных задач врача, педагога, психолога при проведении профилактической работы по защите здоровья детей от алкоголя, табака и наркотиков является знание путей, по которым дети и подростки идут к алкоголизму, наркомании и табакокурению.

Подростка к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению часто толкают семейные проблемы (разводы, конфликты, непонимание желаний ребенка), неуспех в учебе, неспособность противостоять групповому давлению, большое количество сцен в кино, драмах, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, табака.

Профилактика и борьба с вредными привычками школьника – совместное дело учителя, родителей, врача и самого школьника. Педагог является центральным звеном этой системы, регулятором всех взаимоотношений, складывающихся в процессе общения и тренировки гармонического поведения. Поэтому педагог должен иметь представление о медицинских, психологических и педагогических методах коррекции отклоняющегося поведения. Он же устанавливает контакт с родителями и дает им соответствующие рекомендации.

В беседе о вредном влиянии иногда не надо бояться преувеличений. В то же время, чтобы не сложилось впечатлениями бесперспективности избавления от патологического влечения. Лучшими средствами борьбы с этими вредными привычками являются физкультура и спорт, воспитание воли и характера.


Целью специально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к табакокурению, является устранение негативных факторов, способствующих табакокурению детей.

Первый фактор – индивидуально-психологический, включающий в себя, искажения личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка.

Второй фактор – индивидуально-соматический – предполагает наличие у ребенка, склонного к табакокурению, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.

Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.

Четвертый фактор – социальный школьный, негативно влияющий социально- психологический климат класса, низкий социальный статус класса.

Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него табакокурительной зависимости.

Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимализацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.

Данная цель может быть реализована путем решения следующих задач:
1) Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка.
2) Формирование у школьника позитивных ценностных ориентации в процессе социально-педагогической и коррекционной работы.
3) Вовлечение школьников в социально-полезную деятельность формирование у него разносторонних интересов и увлечений.
4) Воспитание активной личности, привитое ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки.
5) Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психических мероприятий.
6) Формирование основ правовой культуры ребенка.
7) Формироанвие навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.

1) Профилактика причин и последствий табакокурения. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с табакокурением. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы.
Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с табакокурением и давлением сверстников. В ролевой игре, направленном на профилактику табакокурения, можно достичь личностного развития ребенка, обучения противостоять уговорам курить, навыкам общения в коллективе.
Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в школьной группе, это: умение четко формировать аргументы против табака и умению противостоять давлению сверстников.

Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде табакокурения, деловая игра, экскурсия, беседа. Методы, которые запутывают детей, применять нецелесообразно.

2) организация свободного времени школьников, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления школьников табака. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, чтобы школьник мог выбрать себе занятие по душе. Наибольший интерес школьника с девиантным поведением, проявляют не с интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания.

3) Антикурительная воспитание направленное на формирование у школьника твердых антикурительных убеждений: о необходимости здорового образа жизни, о формировании антисоциальной личности школьника, злоупотребляющего курением.

4) антикурительное просвещение педагогического коллектива школы. На основе знакомства с образовательной программой учащихся школьного возраста можно предложить включить элементы антикурительного воспитания во все предметы школы. Благодаря этим дополнением будут расширены знания учащихся о вредном воздействии табака на здоровье человека и его потомство, о несовместимости табакокурения о социальным образом жизни.

5) подключение к профилактической работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, медиков, работников близлежащих предприятий, общественности.

6) преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире. В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления табака, в том числе и в небольших дозах.
В этих условиях требуется новый имидж и менталитет гражданина Росси. Однако, стихийное вхождение в рыночную экономику некоторая вседозволенность и идеологический вакуум способствовали развитию негативных процессов переходного периода, а именно массовому распространению пьянства, росту токсикомании и наркомании. Особенно заметно возросло пьянство детей, подростков и женщин. В результате под ударом оказалось нравственность и духовное развитие детей и молодого поколения, а значит и будущее нации, любого народа, от физического и психического состояния которых зависят темпы возрождения нации, любого народа, от физического и психического состояния которых зависят темпы возрождения нации, любого народа.

Табакокурение – способ преодоления стресса пассивного, слабовольного человека. Наиболее действенным средством от многих недугов является спорт.
Необходимо пропагандировать и привлекать людей к спорту.

Общая продолжительность жизни относительно низкая – в
1999 году она составила всего лишь 65 лет. Причины этого явления – это курение и алкоголизм.

Курение, распитие спиртных напитков должны постепенно вытесняются из общественных мест. Нужно общими усилиями добиться нетерпимого отношения к курению и распитию спиртных напитков.

Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы уже с раннего детства ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобрели навыки самосовершенствования. Занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости, и желания прийти на занятие снова.

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно использовать следующие формы работы:

- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;

- встречи со специалистами;

- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;

- тематические викторины, устные журналы;

- создание антирекламных роликов по проблеме;

- выставки рисунков, плакатов, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;

- нравственные классные часы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

Автор: Ивакина Елена Васильевна

Дата: 21.11.2014

Номер свидетельства: 133812

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Проект "Школа за здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(39) "proiekt-shkola-za-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "168126"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423192302"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Родительское собрание в 1 классе « Формирование культурных навыков привычек у ребенка в семье»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_v_1_klasse_formirovanie_kulturnykh_navykov_privychek_u_rebe"
    ["file_id"] => string(6) "498981"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1549631526"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Программа воспитательной работы трудового лагеря "Ростик" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-trudovogho-laghieria-rostik"
    ["file_id"] => string(6) "144889"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418815284"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "План воспитательной работы в 6 классе 2013 - 2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(64) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-6-klassie-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104301"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402681842"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Планирование работы социального педагога "
    ["seo_title"] => string(46) "planirovaniie-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha"
    ["file_id"] => string(6) "137659"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417418054"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства