Данная разработка представляет собой выступление на заседании методического объединения классных руководителей. Преодоление вредных привычек – необходимое условие здорового образа жизни. Профилактика и борьба с вредными привычками школьника – совместное дело учителя, родителей, врача и самого школьника. Педагог является центральным звеном этой системы, регулятором всех взаимоотношений, складывающихся в процессе общения и тренировки гармонического поведения. Поэтому педагог должен иметь представление о медицинских, психологических и педагогических методах коррекции отклоняющегося поведения. Он же устанавливает контакт с родителями и дает им соответствующие рекомендации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК »
Формы работы по преодолению вредных привычек
Ивакина Елена Васильевна
Классный руководитель должен уделять большое внимание работе по формированию у воспитанников умения противостоять и бороться с вредными привычками.
Проблема преодоления вредных привычек особенно актуальна, так как вплоть до последнего времени отмечалась тенденция к увеличению частоты употребления алкоголя и табакокурения среди школьников.
Но для того, чтобы бороться с вредными привычками, необходимо в первую очередь сформировать у детей отрицательное к ним отношение. Внеклассные мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий для организма ребенка и для его личностного становления вредных привычек.
Эту работу необходимо начинать с младшего школьного возраста, используя для этого все средства беседы, лекции, видеофильмы, плакаты, чтобы выработать у школьника отрицательное отношение к курению. К этой работе необходимо широко привлекать родителей. Работа с родителями состоит в проведении текущего антинаркогенного контроля над детьми и способствования формированию зож.
ЗОЖ – это комплекс устойчивых полезных для здоровья привычек. В детстве при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы, комплекс привычек ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется прочно на всю жизнь. В дальнейшем только особо хаотичные и нездоровые условия жизни могут разрушить устоявшуюся систему привычек.
Надо добиться, чтобы ребенок автоматически выполнял правила в сфере быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными поступками.
Особенно четко надо прояснить, что в основе нездорового образа и вредных привычек жизни лежат лень, лукавство и др.
В отличие от прежних лет сейчас всем ясно, что ЗОЖ включает в себя и культуру увеселения (культуру отдыха и разрядки). У человека есть физиологическая обоснованная потребность отвлекаться на получение удовольствий. И надо, чтобы удовольствий было много. Но все они должны быть натуральными, естественными, а не искусственными (наркотическими). Нужны стереотипы сочетания пассивного, активного и праздничного видов отдыха.
В эпоху рыночных отношений, следует постоянно подчеркивать, что вести ЗОЖ и быть здоровым – выгодно. А вести нездоровый образ жизни и болеть – неразумно и разорительно.
1.3. Преодоление вредных привычек – необходимое условие здорового образа жизни.
«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто»
Даже эпизодическое потребление в молодом возрасте алкоголя, первые затяжки несут в себе большую угрозу, связанную с формированием в дальнейшем пьянства, алкоголизма, пристрастия к табакокурению. Еще более опасно в этом отношении употребление различных веществ, вызывающих привыкание, поскольку наркомания и токсикомания развиваются у молодых людей катастрофически быстро.
Согласно статистическим данным курит 15,7% мальчиков и 15,3% девочек в возрасте 13 – 15 лет, а начало курения приходится примерно на возраст 11 – 12 лет.
Раннее начало курения особенно неблагоприятно, так как при этом не просто увеличивается общий стаж курения, а, следовательно, и причиняемый организму вред, но и потому, что на еще не полностью сформировавшийся организм курение действует особенно вредно. Способствуют этому и условия курения. Подростки курят обычно тайком, торопливо, а при этом больше никотина переходит в дым; они обычно докуривают сигарету или папиросу до конца, а именно здесь и собираются наиболее ядовитые вещества; порой одни вообще докуривают чужие окурки.
Что же способствует распространению курения: прежде всего это пример родителей и других взрослых,
Алкоголизм, наркомания и табакокурения являются одними из важнейших и актуальных социальных, экономических, психолого-педагогических, медико- биологических проблем нашего времени.
Важен вопрос для обсуждения: почему дети начинают пить, курить, употреблять наркотики? Ответ очень прост – потому что им хорошо, Чем хорошо? Тем, что употребление алкоголя наркотиков и табакокурение социально привлекательны и одобряемы, приятны для ребенка.
Социальная привлекательность алкоголя и табакокурения сформирована в течение тысячелетий. Нам надо взглянуть на влияние этих традиций, заметно и сильно вкрапленных в национальные обычаи, в повседневную жизнь разных народов народов.
В реальной жизни ребенку, да и взрослому, не всегда удается получить удовольствие от реализма субъективно важных и ценных программ поведения, а в состоянии алкогольного опьянения и употребления наркотиков это удается без особых затрат энергии. В состоянии опьянения ситуация неудачи воспринимается упрощенно, без сложностей, без дальней перспективы, ребенок становится легко внушаемым, облегчается принятие решения, завышается возможность достижения цели.
Во многих научных исследованиях раскрыта зависимость потребности в пьянстве, курении, наркомании от индивидно-личностных свойств детей.
Таким образом, согласно исследованиям многих ученых, личностные особенности, способствующие отклонениям в потребностях в алкоголе, наркотиках и табаке, устойчиво группируются:
1. Сниженная переносимость затруднений (неспособность к длительному напряжению, житейским трудностям, конфликтам, к длительному и спокойному ожиданию, «бегство о реальности»).
2. Комплекс неполноценности, прикрытый напускной бравадой и вполне выраженный решительностью.
3. Незрелость личности в целом.
4. Относительная интеллектуальная неграмотность одной из важных задач врача, педагога, психолога при проведении профилактической работы по защите здоровья детей от алкоголя, табака и наркотиков является знание путей, по которым дети и подростки идут к алкоголизму, наркомании и табакокурению.
Подростка к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению часто толкают семейные проблемы (разводы, конфликты, непонимание желаний ребенка), неуспех в учебе, неспособность противостоять групповому давлению, большое количество сцен в кино, драмах, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, табака.
Профилактика и борьба с вредными привычками школьника – совместное дело учителя, родителей, врача и самого школьника. Педагог является центральным звеном этой системы, регулятором всех взаимоотношений, складывающихся в процессе общения и тренировки гармонического поведения. Поэтому педагог должен иметь представление о медицинских, психологических и педагогических методах коррекции отклоняющегося поведения. Он же устанавливает контакт с родителями и дает им соответствующие рекомендации.
В беседе о вредном влиянии иногда не надо бояться преувеличений. В то же время, чтобы не сложилось впечатлениями бесперспективности избавления от патологического влечения. Лучшими средствами борьбы с этими вредными привычками являются физкультура и спорт, воспитание воли и характера.
Целью специально-педагогической деятельности со школьниками, склонными к табакокурению, является устранение негативных факторов, способствующих табакокурению детей.
Первый фактор – индивидуально-психологический, включающий в себя, искажения личностных черт, деформацию мотивационной сферы, несформированность навыков общения, педагогическую запущенность, задержанное психическое развитие ребенка.
Второй фактор – индивидуально-соматический – предполагает наличие у ребенка, склонного к табакокурению, наследственных соматических заболеваний, ведущих к отставанию в физическом развитии.
Третий фактор – социальный внешкольный, включающий нарушение прав ребенка со стороны взрослых, отсутствие опеки над ребенком, низкий социальный статус семьи, неадекватные взаимоотношения в семье.
Четвертый фактор – социальный школьный, негативно влияющий социально- психологический климат класса, низкий социальный статус класса.
Это основные факторы, влияющие на ребенка и ведущие к развитию у него табакокурительной зависимости.
Поэтому социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на минимализацию или полное устранение факторов, осложняющих социализацию ребенка.
Данная цель может быть реализована путем решения следующих задач: 1) Создание форм активной действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного ребенка. 2) Формирование у школьника позитивных ценностных ориентации в процессе социально-педагогической и коррекционной работы. 3) Вовлечение школьников в социально-полезную деятельность формирование у него разносторонних интересов и увлечений. 4) Воспитание активной личности, привитое ей качеств гражданина, семьянина, формирование положительной самооценки. 5) Укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплекса медицинских, психических мероприятий. 6) Формирование основ правовой культуры ребенка. 7) Формироанвие навыков «выживания» в условиях кризиса современного общества.
1) Профилактика причин и последствий табакокурения. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с табакокурением. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проживаются и проигрываются основные ситуации, связанные с табакокурением и давлением сверстников. В ролевой игре, направленном на профилактику табакокурения, можно достичь личностного развития ребенка, обучения противостоять уговорам курить, навыкам общения в коллективе. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в школьной группе, это: умение четко формировать аргументы против табака и умению противостоять давлению сверстников.
Формы работы: диспут, в котором происходит обмен информацией о вреде табакокурения, деловая игра, экскурсия, беседа. Методы, которые запутывают детей, применять нецелесообразно.
2) организация свободного времени школьников, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления школьников табака. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, чтобы школьник мог выбрать себе занятие по душе. Наибольший интерес школьника с девиантным поведением, проявляют не с интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания.
3) Антикурительная воспитание направленное на формирование у школьника твердых антикурительных убеждений: о необходимости здорового образа жизни, о формировании антисоциальной личности школьника, злоупотребляющего курением.
4) антикурительное просвещение педагогического коллектива школы. На основе знакомства с образовательной программой учащихся школьного возраста можно предложить включить элементы антикурительного воспитания во все предметы школы. Благодаря этим дополнением будут расширены знания учащихся о вредном воздействии табака на здоровье человека и его потомство, о несовместимости табакокурения о социальным образом жизни.
5) подключение к профилактической работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, медиков, работников близлежащих предприятий, общественности.
6) преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире. В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления табака, в том числе и в небольших дозах. В этих условиях требуется новый имидж и менталитет гражданина Росси. Однако, стихийное вхождение в рыночную экономику некоторая вседозволенность и идеологический вакуум способствовали развитию негативных процессов переходного периода, а именно массовому распространению пьянства, росту токсикомании и наркомании. Особенно заметно возросло пьянство детей, подростков и женщин. В результате под ударом оказалось нравственность и духовное развитие детей и молодого поколения, а значит и будущее нации, любого народа, от физического и психического состояния которых зависят темпы возрождения нации, любого народа, от физического и психического состояния которых зависят темпы возрождения нации, любого народа.
Табакокурение – способ преодоления стресса пассивного, слабовольного человека. Наиболее действенным средством от многих недугов является спорт. Необходимо пропагандировать и привлекать людей к спорту.
Общая продолжительность жизни относительно низкая – в 1999 году она составила всего лишь 65 лет. Причины этого явления – это курение и алкоголизм.
Курение, распитие спиртных напитков должны постепенно вытесняются из общественных мест. Нужно общими усилиями добиться нетерпимого отношения к курению и распитию спиртных напитков.
Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы уже с раннего детства ребенок учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобрели навыки самосовершенствования. Занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости, и желания прийти на занятие снова.
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно использовать следующие формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
- встречи со специалистами;
- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
- тематические викторины, устные журналы;
- создание антирекламных роликов по проблеме;
- выставки рисунков, плакатов, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;