Просмотр содержимого документа
«Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у младших школьников»
Тема: «Формирование здорового образа жизни и профилактика вредных привычек у младших школьников»
Марина Мария Андреевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №11 ст.Нижнебаканской Крымского района
Чтобы сделать ребёнка
успешным и рассудительным
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.Ж.Руссо
В настоящее время ухудшается здоровье детей. Это стало не только медицинской, но и педагогической проблемой, так как осложняется процесс обучения, снижается качество знаний, замедляется психическое и физическое развитие детей, что вызывает отклонение в их социальном поведении. Статистика показывает, что вредные привычки получают всё более широкое распространение, с каждым годом “молодеют”. Именно поэтому значимое место занимает направление профилактической работы по формированию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек среди младших школьников уже в начальной школе.
В МАОУ СОШ №11 станицы Нижнебаканской работа по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек даёт возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье обучающихся, предотвратить появление вредных привычек, а также создать благоприятную социально-психологическую атмосферу в детском коллективе. В нашей школе работа ведётся по двум направлениям:
Расширение сферы физического здоровья, то есть соблюдение гигиенических требований в образовательном процессе, создание спортивных и игровых зон в классе, проведение динамических пауз.
Расширение сферы психического здоровья, то есть создание благоприятного микроклимата в классе, тесная связь с психологической службой школы, диагностирование трудностей и проблем учащихся и работа школьного ПМП консилиума, мониторинг психофизического состояния учащихся, уровня адаптации при поступлении в школу и переходе в 5 класс.
В целом система работы по формированию здорового образа жизни реализуется через образовательный процесс, воспитательную работу, работу с родителями, работу в социуме.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы – это рациональная организация образовательного процесса, гигиенические условия: соблюдение норм освещенности, воздушной среды (проветривание кабинета); соблюдение дизайна, цвета стен в соответствии с СанПиН; мебель: размеры, размещение в помещении; видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры; интенсификация учебного процесса; соблюдение гигиенических нормативов и правила организации учебного процесса, обеспечивающих профилактику учебных перегрузок и переутомления.
Особое внимание уделяется разработке плана-конспекта, где каждый учитель учитывает правильный объём учебной нагрузки, различные виды деятельности, формы и методы работы, создание доброжелательной обстановки на уроке, проведение динамических пауз, физкультминуток, рефлексии.
Лучший отдых – это смена видов деятельности, методов и приёмов работы, поэтому в целях предупреждения утомления и усталости учителя начальных классов организуют и проводят нестандартные типы уроков: урок-сказка, урок-КВН, урок-викторина, урок- путешествие, урок-соревнование, урок-исследование, урок-проект.
Таким образом, умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомлений и переутомлений важно для учителя начальных классов в работе по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.
Составной частью основной образовательной программы НОО является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа курсов внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития и коррекционной работы. Что обеспечивает сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и реализуется на протяжении четырёх лет обучения.
Воспитательная работа учителей школы направлена на организацию физкультурно-оздоровительной работы, в рамках которой проводятся физкультурно-массовые мероприятия «Мы за здоровый образ Жизни», месячники, дни и часы «Здоровья». Организуются спортивные праздники «Здоровые дети – счастливые дети!», познавательно-развлекательные игры на переменах. Обучающиеся школы участвуют в акциях «Яркое солнце- здоровым детям!», «Мама, папа, я-здоровая семья». Ребята посещают детские объединения, спортивные секции и курсы внеурочной деятельности «Здоровейка», «Юный исследователь», «Школа безопасности».
На высоком уровне просветительско-воспитательная работа педагогического коллектива с обучающимися. Классные руководители проводят беседы и лекции по теме «Прежде чем сделать – подумай», классные часы «Режим дня - залог здоровья», «Азбука здоровья», организуют встречи с медработниками, выпускают классные газеты «Спорт - это полезно!», оформляют стенды «Зима для здоровья», буклеты «Я здоровье берегу - сам себе я помогу».
При помощи мониторинга, диагностики, анкетирования, а также создания паспорта здоровья обучающихся класса и тестирования уровня физического развития и двигательных качеств обучающихся проводится медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья обучающихся.
Важное значение в работе по формированию здорового образа жизни младших школьников имеет туристско-краеведческое направление. Учителя школы имеют возможность организовывать и проводить заочные экскурсии и виртуальные путешествия на уроках окружающего мира, кубановедения, технологии, например, "Путешествие в страну Спортландию", создавать совместно с учениками устные журналы "Скажем вредным привычкам нет", а ученики самостоятельно готовят сообщения и презентации по теме "Досуг. Здоровье. Радость", а также разрабатывают исследовательские проекты «Я хочу здоровым быть», «Путешествие по королевству «Будь здоров» , которые представляют на конкурсах и конференциях.
«Ничто не может с такой силой повлиять на поведение ребенка, как наглядный родительский пример». Поэтому работа с родителями по формированию здорового образа жизни и профилактики вредных привычек очень важна. И в этом направлении мы проводим с родителями индивидуальные встречи и консультации для родителей, родительские собрания и лектории "Что нужно делать, чтоб быть здоровым", оформляем стенды, выпускаем буклеты для родителей и организуем встречи с медицинскими работниками, психологом, логопедом, сотрудниками ГИБДД и МЧС. Проводим внеклассные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья».
Система работы по формированию здорового образа жизни младших школьников и профилактика вредных привычек ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе, успешной адаптации обучающихся в образовательном и социальном пространстве.
Результаты работы педагогического коллектива по формированию здорового образа жизни и профилактики и вредных привычек следующие:
каждый ребёнок ощущает себя личностью, чувствует себя успешным человеком;
повышается приоритет здорового образа жизни;
укрепляется в процессе обучения интеллектуальное, нравственное, психологическое и физическое здоровье обучающихся;
повышается мотивация к двигательной активности;
растет уровень физического развития и физической подготовленности.
Обучающиеся нашей школы - победители и призёры олимпиад, конкурсов, исследовательских проектов, спортивных соревнований различных уровней, а также призёры Всероссийской Спартакиады школьников «Спортивные надежды Кубани». Им некогда думать о вредных привычках.
Привычки - это форма нашего поведения. Недаром А.С.Пушкин говорил: «Привычка свыше нам дана, замена счастью она». Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, вредные, — наоборот, тормозят ее становление. Поэтому начиная с младшего школьного возраста важно вырабатывать только полезные привычки и решительно бороться с вредными, направляя все усилия на формирование здорового образа жизни.
Используемая литература.
Долгова Н.В. Волшебные правила здоровья. Начальная школа. – 2007 –№3.
Шамова Т.И., Здоровьесберегающие основы образовательного процесса в школе. Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2008. – №1.
Синягина Н.Ю. Формирование у школьников отношения к здоровью как ценности. Воспитание школьников. – 2009. – №8.