Семья является основой первичной социализации личности.
Поэтому, именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но и не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.
Что такое неблагополучная семья?
Неблагополучной семьёй – является семья, которая полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию несовершеннолетних детей, созданию им комфортных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
Каждая неблагополучная семья неблагополучна по- своему. Итак, неблагополучие детей в семье может быть разным :
-от напряжения конфликтной обстановки
-из-за взаимной неприязни взрослых
-до отсутствия элементарной заботы о ребенке со стороны родителей
Отсюда следует, что неблагополучие может быть скрытым, не проявляться в яркой форме, когда родители, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в семье.
В современных условиях жизни, когда большинство родителей озабочено решением экономических проблем, а иногда и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития несовершеннолетнего ребенка. Как правило, в таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, и как следствие, авторитетом у ребенка становится внешнее, а иногда и негативное окружение, что и приводит ребенка к уходу из семьи.
На протяжении нескольких лет, все проблемы воспитания, обучения, сопровождения ребенка осуществляли только педагоги учебных заведений. Однако вопросы психического здоровья, гармоничного здоровья и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы учителями.
Многие исследования, которые проводились психологами, показывают нам, что в настоящее время достаточно многие дети обладают неуравновешенной психикой. Причинами этого, зачастую являются низкий материальный уровень, а также уровень отдельных семей, как правило - это случается, когда родители думают не о духовном потенциале ребенка, а как его лучше прокормить.
В неблагополучных семьях, родители сначала не уделяли внимания своему ребенку, как правило пустив воспитание на «самотек», потом, когда появились первые проблемы, не шли на контакт со школой, не осуществляли контроль за ребенком и покрывали его поступки, а после чего, родители совсем перестали справляться с ситуацией, в результате, произошло отчуждение ребенка от семьи.
Все эти факторы наряду с другими субъективными и объективными причинами способствуют детской безнадзорности и приступности, а также других негативных явлений в детской, подростковой среде.
Рекомендации по работе с неблагополучной семьёй:
1.
Корректировка банка данных о трудновоспитуемых учащихся:
- изучение индивидуальных особенностей детей;
-изучение социально-бытовых условий;
-изучение социума по месту жительства.
2.
Собеседование с учащимися, из неблагополучных семей с целью выяснения их отношения к школе, обучению, взаимодействия со сверстниками
3.
Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций.
4.
Информировать родителей о постановки на учёт их детей.
5.
Вести учёт успеваемости учащихся в конце четверти (беседы с учеником и классным руководителем).
6.
Вести учёт правонарушений в школе.
7.
Индивидуальная работа с детьми из неблагополучных семей, семьями по разбору возникающих проблемных ситуаций.
Проводить педагогические рейды на квартиры учащихся, беседы с их родителями, установление причин отклоняющего поведения
10.
-в организации свободного времени.
11.
Составлять социально-психологическую характеристику на учащихся,
12.
Выявление проблем адаптации учащихся и коррекция асоциального повеления подростков.
13.
Постановка на учет, собеседование с классными руководителями, сбор характеристик, консультирование по итогам наблюдения за учащимися
14.
Тестирование «Уровень воспитанности»
15.
Изучение психологических особенностей
16.
Посещение классных часов, уроков
17.
Посещение на дому проблемных учащихся,
18.
Осуществление четкого контроля за посещением школы учащимися
19.
Проведение заседания, с целью предупреждения бродяжничества несовершеннолетних, совершения ими противоправных действий, хулиганских поступков
20.
Проведение тестирования проблемных учащихся с целью выяснения индивидуальных особенностей, личностной ориентации;
выяснение причин и проблем школьника
21.
Проведение работы по организации занятости учащихся, проведение и участие операции «Мир твоих увлечений», сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
22.
Проведение профориентационной работы с учащимися из семей, требующих повышенного пед. внимания
23.
Вовлечение учащихся в общешкольные дела и мероприятия и т. п.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ.
Семья является основой первичной социализации личности.
Поэтому, именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но и не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.
Что такое неблагополучная семья?
Неблагополучной семьёй – является семья, которая полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию несовершеннолетних детей, созданию им комфортных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
Каждая неблагополучная семья неблагополучна по- своему. Итак, неблагополучие детей в семье может быть разным :
-от напряжения конфликтной обстановки
-из-за взаимной неприязни взрослых
-до отсутствия элементарной заботы о ребенке со стороны родителей
Отсюда следует, что неблагополучие может быть скрытым, не проявляться в яркой форме, когда родители, сам ребенок скрывают происходящие неблагополучные процессы в семье.
В современных условиях жизни, когда большинство родителей озабочено решением экономических проблем, а иногда и физического выживания, усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития несовершеннолетнего ребенка. Как правило, в таких семьях нет прочных межличностных связей между взрослыми и детьми, и как следствие, авторитетом у ребенка становится внешнее, а иногда и негативное окружение, что и приводит ребенка к уходу из семьи.
На протяжении нескольких лет, все проблемы воспитания, обучения, сопровождения ребенка осуществляли только педагоги учебных заведений. Однако вопросы психического здоровья, гармоничного здоровья и адекватной социализации личности не всегда бывают решаемы учителями.
Многие исследования, которые проводились психологами, показывают нам, что в настоящее время достаточно многие дети обладают неуравновешенной психикой. Причинами этого, зачастую являются низкий материальный уровень, а также уровень отдельных семей, как правило - это случается, когда родители думают не о духовном потенциале ребенка, а как его лучше прокормить.
В неблагополучных семьях, родители сначала не уделяли внимания своему ребенку, как правило пустив воспитание на «самотек», потом, когда появились первые проблемы, не шли на контакт со школой, не осуществляли контроль за ребенком и покрывали его поступки, а после чего, родители совсем перестали справляться с ситуацией, в результате, произошло отчуждение ребенка от семьи.
Все эти факторы наряду с другими субъективными и объективными причинами способствуют детской безнадзорности и приступности, а также других негативных явлений в детской, подростковой среде.
Рекомендации по работе с неблагополучной семьёй:
1.
Корректировка банка данных о трудновоспитуемых учащихся:
- изучение индивидуальных особенностей детей;
-изучение социально-бытовых условий;
-изучение социума по месту жительства.
2.
Собеседование с учащимися, из неблагополучных семей с целью выяснения их отношения к школе, обучению, взаимодействия со сверстниками
3.
Проведение классных часов по анализу проблемных ситуаций.
4.
Информировать родителей о постановки на учёт их детей.
5.
Вести учёт успеваемости учащихся в конце четверти (беседы с учеником и классным руководителем).
6.
Вести учёт правонарушений в школе.
7.
Индивидуальная работа с детьми из неблагополучных семей, семьями по разбору возникающих проблемных ситуаций.
Проводить педагогические рейды на квартиры учащихся, беседы с их родителями, установление причин отклоняющего поведения
10.
-в организации свободного времени.
11.
Составлять социально-психологическую характеристику на учащихся,
12.
Выявление проблем адаптации учащихся и коррекция асоциального повеления подростков.
13.
Постановка на учет, собеседование с классными руководителями, сбор характеристик, консультирование по итогам наблюдения за учащимися
14.
Тестирование «Уровень воспитанности»
15.
Изучение психологических особенностей
16.
Посещение классных часов, уроков
17.
Посещение на дому проблемных учащихся,
18.
Осуществление четкого контроля за посещением школы учащимися
19.
Проведение заседания, с целью предупреждения бродяжничества несовершеннолетних, совершения ими противоправных действий, хулиганских поступков
20.
Проведение тестирования проблемных учащихся с целью выяснения индивидуальных особенностей, личностной ориентации;
выяснение причин и проблем школьника
21.
Проведение работы по организации занятости учащихся, проведение и участие операции «Мир твоих увлечений», сотрудничество с учреждениями дополнительного образования
22.
Проведение профориентационной работы с учащимися из семей, требующих повышенного пед. внимания
23.
Вовлечение учащихся в общешкольные дела и мероприятия и т. п.