ОТЧЕТ по профилактической программе
«Проблемные семьи и дети»
социального педагога МБОУ начальная школа № 2
Струихиной Н.М.
(2014-2015 учебный год)
В начале учебного года мною была поставлена: цель, задачи и основные направления в реализации профилактической программы «Проблемные семьи и дети».
Цель: Создание условий для социализации детей «группы риска» в процессе обучения и воспитания.
Задачи программы:
- включение "проблемного" воспитанника в социальные и внутри коллективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей;
- нормализация и регуляция взаимоотношений педагог и ученик;
- использование всех имеющихся возможностей школы, семьи и общественности для создания единых педагогических позиций по отношению к "трудным" детям, формирования у них объективной самооценки, снятие ребенка с внутришкольного учета в различных инстанциях города.
Принципы реализации программы профилактической работы в образовательном учреждении осуществляются через:
- создание условий приоритетности воспитания в процессе образования, единства обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования;
- интеграцию усилий - учителей, руководителей кружков, социального педагога для их тесного контакта с семьей и сверстниками подростка;
- снижение количества неблагополучных детей и их семей, состоящих на учете в органах полиции и школе;
- создание нормативно-организационных условий для реализации профилактической работы.
- разработка положения Совета профилактики.
- проведение профилактических мероприятий согласно плану взаимодействия с классными руководителями и специалистами школы.
2014-2015 учебный год начался с обновления и создания документации на новый учебный год согласно профилактической программе:
- План работы социального педагога.
- Составлены социальные паспорта классов.
- Выявлены и составлен список детей, испытывающих трудности в обучении.
- Составлены диагностические карты «проблемных детей».
Учитывалось при этом:
- характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
- интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- участие педагогически запущенных детей в других группах, компаниях, объединениях; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
- положение ребенка в семье;
- нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;
- определение ошибок, проблем и постановка задач, выбор методов и форм в социально - педагогической работы с таким ребенком.
Далее были составлены совместно с классными руководителями следующие списки:
Льготная категория
2014-15
Учащиеся-инвалиды
4
Опекаемые дети
5
Учащиеся многодетных семей
47
Учащиеся малообеспеченных семей (ниже прожиточного минимума)
0
Малочисленные народы Севера
2
Учащиеся семей из ликвидаторов техногенных катастроф
0
Дети из неблагополучных семей по заключению УСО ЦСПС и Д «Зазеркалье»
0
Учащиеся из семей, имеющих родителей участников боевых действий
13
Учащиеся, имеющих родителей-инвалидов
5
Дети с ограниченными возможностями развития
2
ВСЕГО (чел.)
78
Работа профессиональной деятельности велась по следующим направлениям программы:
- Работа с социально-незащищённой категорией детей:
· многодетные семьи - обеспечение детей бесплатным питанием, контроль за внешним видом ребенка и посещением ОУ.
· неполные семьи – обследование жилищно-бытовых условий, контроль за внешним видом ребенка и посещением ОУ.
· дети-инвалиды - участие в различных мероприятиях города, контроль за посещением ОУ.
· с детьми – опекаемыми - обеспечение детей бесплатным питанием, обследование жилищно-бытовых условий и т.д.
Материально-бытовые условия у всех опекаемых - хорошие, большинство имеют отдельную комнату, где есть кровать и место для занятий. Дети хорошо контактируют с опекунами, активно участвуют в мероприятиях различного уровня, даже занимая призовые места.
- Профилактическая работа с ребенком и его законным представителем (беседы, Совет профилактики, посещение семей и т.д.)
Темы профилактических бесед: «Права и обязанности учащихся», «Права и обязанности родителей по отношению к воспитанию детей», выступление на родительском собрании: «Агрессивное поведение детей» и т.д.
- Диагностическая работа:
Учащиеся «проблемных» семей рисовали рисунок «Семья», данные анкетирования переданы педагогу-психологу для построения коррекционный работы.
- Организация свободного времени ребенка:
Все учащиеся заняты в свободное время в дополнительных кружках и секциях.
Были проведены ряд мероприятий, с вовлечением «трудных» учащихся к школьным праздникам: «День учителя», «День матери» и т.д.
Были подготовлены мероприятия и розданы различные памятки по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся: например «Права и обязанности школьника».
Профилактическая программа была реализована в течение учебного года с обучающимися всей школы и ее результаты:
- Количество детей в «группе риска», состоящих на ВШУ после проведенных профилактических мероприятий уменьшилось к концу года. А количество детей «группы риска», состоящих на профилактическом учете в ОДН ГОМ-3 - не увеличивалось.
Таблица: «Состав учащихся группы риска по школе» и «Состав учащихся, состоящих на учете в УМВД»:
2014-2015 учебный год
контроль
ВШУ в школе
ОДН ГОМ-З
начало
0
0
середина
6
0
конец
2
0
всего (чел.):
2
0
Диаграмма:
- Участие обучающихся из социально - незащищённой категорий в различных конкурсах:
Уровень мероприятия
Название мероприятия
Результат
Муниципальный
12 городской фестиваль детского творчества
«Созвездие» для опекаемых детей
Диплом 2 степени
Диплом 3 степени
и
3 сертификата участника
Муниципальный
городской фестиваль для детей - инвалидов
«Солнце для всех»
3 диплома участника
Муниципальный
Городской конкурс
«Стань заметнее на дороге»
диплом
и
3 сертификата участника
В ходе реализации данной программы были выявлены учащиеся (3чел.) и их семьи, которые находятся в социально опасном положении, которым применяется индивидуально профилактическая работа совместно со специалистами служб города и данная работа переходит на 2015-2016 учебный год.
социальный педагог: Н.М