1закон - единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку;
2 закон - закон значимости похвалы для ребенка;
3 закон - закон трудового участия каждого члена семьи;
4 закон - закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Содержание, формы и методы работы
педагогов школы с родителями
В практике общеобразовательных школ используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию подростков.
Повышение психологических знаний
- Университет педагогических знаний
- Лекция, практикумы
- Открытые уроки и внеклассные общешкольные мероприятия
- Индивидуальные тематические консультации
- Творческие группы, группы по интересам
Участие родителей в управлении школы
- Родительский актив школы, класса
- Совет профилактики
-Дни открытых дверей для родителей
Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс.
- Родительские собрания
- Совместные творческие дела
- Помощь в укреплении материально- технической базы школы
- Родительский патруль
- Индивидуальный патруль
- Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками
Методы изучения семьи:
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Анкетирование
Анализ рассказов о семье, сочинений «Портрет моей семьи» (ее уклад, традиции, духовные ценности, взаимоотношения в семье)
Что дает педагогу изучение семьи?
Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность, подсобное хозяйство, интересы к делам школы;
Общие сведения о детях, возраст, интересы, уровень воспитанности;
Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, неблагоприятная).
Взаимоотношения родителей с классом (помогают, контактируют, не контактируют, конфликтуют);
Взаимоотношения в семье между родителями (взаимопонимание, взаимоуступчивость); конфликты (эпизодические, затяжные, открытые, скрытые)
Взаимоотношения родителей и детей (взаимопонимание, уважение); конфликты (единичные, частые, постоянные). Авторитет родителей.
Дифференцированный подход в работе с родителями
Строится на выделении 6 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка и учащихся класса.
1-й тип: Семьи, с высоким уровнем нравственных отношений, здоровая моральная атмосфера, подростки получают для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно.
2-й тип: Семьи, характеризующиеся с нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании подростка. Они могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у родителей развиваются эгоистические тенденции, требуется внимание педагога.
3-й тип: Семьи конфликтные. Родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы не потерять растущего в ней человека.
4-й тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена, но некоторые подростки хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы подростка.
6-й тип: Неполные семьи, где мамы (без отца) воспитывают сыновей, отсутствует привитие мужских качеств характера, положительное отношение к физическому труду. Педагогу необходимо вести разъяснительно- педагогическую работу с мамами по убеждению, что принцип воспитания «маменькиного сынка» для учащихся школы не подходит.
По указанным типам семей целесообразно построить мониторинг и обязательно учитывать данные в индивидуальной работе.
Анализ
семей учащихся класса____ школы №____
с заниженным уровнем нравственных отношений
(конфликтные, неблагополучные, «трудные»
Характеристика семьи
Родители в разводе, каждый устраивает свою личную жизнь, пьют, воспитание дочери не занимаются. Девочка живет у родственников.
ВР составляет мониторинг по данным классных руководителей для планирования соответствующей работы с родителями в конкретном классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактическая работа с родителями»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Пусть требования педагога и родителей
звучат в унисон, как голоса при исполнении песни.
Тогда и будет воспитание семьи и школы
плодотворным и успешным.
ЗАКОН СЕМЬИ=1+2+3+4
1закон - единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку;
2 закон - закон значимости похвалы для ребенка;
3 закон - закон трудового участия каждого члена семьи;
4 закон - закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Содержание, формы и методы работы
педагогов школы с родителями
В практике общеобразовательных школ используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию подростков.
- Университет педагогических знаний
- Лекция, практикумы
- Открытые уроки и внеклассные общешкольные мероприятия
- Индивидуальные тематические консультации
- Творческие группы, группы по интересам
Повышение психологических знаний
- Родительские собрания
- Совместные творческие дела
- Помощь в укреплении материально- технической базы школы
- Родительский патруль
- Индивидуальный патруль
- Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками
Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс.
- Родительский актив школы, класса
- Совет профилактики
-Дни открытых дверей для родителей
Участие родителей в управлении школы
Методы изучения семьи:
Наблюдение
Беседа
Тестирование
Анкетирование
Анализ рассказов о семье, сочинений «Портрет моей семьи» (ее уклад, традиции, духовные ценности, взаимоотношения в семье)
Что дает педагогу изучение семьи?
Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность, подсобное хозяйство, интересы к делам школы;
Общие сведения о детях, возраст, интересы, уровень воспитанности;
Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, неблагоприятная).
Взаимоотношения родителей с классом (помогают, контактируют, не контактируют, конфликтуют);
Взаимоотношения в семье между родителями (взаимопонимание, взаимоуступчивость); конфликты (эпизодические, затяжные, открытые, скрытые)
Взаимоотношения родителей и детей (взаимопонимание, уважение); конфликты (единичные, частые, постоянные). Авторитет родителей.
Дифференцированный подход в работе с родителями
Строится на выделении 6 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка и учащихся класса.
1-й тип: Семьи, с высоким уровнем нравственных отношений, здоровая моральная атмосфера, подростки получают для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно.
2-й тип: Семьи, характеризующиеся с нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании подростка. Они могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у родителей развиваются эгоистические тенденции, требуется внимание педагога.
3-й тип: Семьи конфликтные. Родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы не потерять растущего в ней человека.
4-й тип: Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена, но некоторые подростки хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5-й тип: Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы подростка.
6-й тип: Неполные семьи, где мамы (без отца) воспитывают сыновей, отсутствует привитие мужских качеств характера, положительное отношение к физическому труду. Педагогу необходимо вести разъяснительно- педагогическую работу с мамами по убеждению, что принцип воспитания «маменькиного сынка» для учащихся школы не подходит.
По указанным типам семей целесообразно построить мониторинг и обязательно учитывать данные в индивидуальной работе.
Анализ
семей учащихся класса____ школы №____
с заниженным уровнем нравственных отношений
(конфликтные, неблагополучные, «трудные»)
№
Ф.И.О.
учащихся
Характеристика семьи
Примеры:
7 «Б» класс
1.
Ломакин Ю.
Мать одна, воспитывает сына и ей трудно с ним справиться, отсутствует взаимопонимание.
2.
Чиж И.
Мать с отчимом злоупотребляют алкоголем
8 «А» класс
3.
Иващук Е.
Мать занята устройством личной жизни
9 «Г» класс
4.
Муха А.
Родители в разводе, каждый устраивает свою личную жизнь, пьют, воспитание дочери не занимаются. Девочка живет у родственников.
ЗДВР составляет мониторинг по данным классных руководителей для планирования соответствующей работы с родителями в конкретном классе.