Просмотр содержимого документа
«Профессиональная культура современного педагога»
Профессиональная культура современного педагога.
«Педагог, лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием».
А. Дистервег
Профессиональная культура - это развитая способность к решению профессиональных задач, основой которой является развитое профессиональное мышление.
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики.
Профессиональная культура педагога – это свод требований к профессиональным знаниям, умениям и навыкам, это уровни теоретического и практического опыта педагога.
Современная модель профессиональной компетентности педагога в условиях быстрой смены различных технологий предполагает:
осознание, понимание, оценивание собственного педагогического опыта;
способность анализировать свой профессиональный труд в целом;
быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями – овладевать новыми технологиями, способами, выходить на новый уровень результатов.
Профессиональная культура педагога:
деятельностная культура;
информационная культура;
правовая культура;
коммуникативная культура;
творческая культура.
Деятельностная культура – качество действий педагога, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач:
владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;
использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися.
Информационная культура – качество действий педагога, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям:
формулирование учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами;
квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами;
готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение учебной документации на электронных носителях.
Правовая культура – качество действий педагога, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов для решения соответствующих профессиональных задач:
знание российского законодательства с сфере образования;
знание международного и российского законодательства в сфере защиты прав детей.
Творческая культура – качество действий педагога, обеспечивающих проявление индивидуальности личности педагога:
преобразование и сочетание знаний, умений в новые условия;
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ УМЕЛОСТЬ включает в себя обстоятельное знание педагогом своей учебной дисциплины, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание обучающихся. Педагогическая умелость базируется на достаточной теоретической и практической подготовке педагога.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО – это доведенная педагогом до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Мастерство включает в себя также те педагогические усовершенствования, которые осуществляет педагог, делая необходимые выводы из допускаемых недочетов, ошибок и достигаемых успехов, обогащая свой методический арсенал.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО характеризуется внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса. Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта
новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НОВАТОРСТВО включает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество. Новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом педагога.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА:
работа в методических объединениях, творческих группах;
исследовательская деятельность;
инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
трансляция собственного педагогического опыта (разработка, издание методических пособий, статей, учебников, программ, сценариев, исследований);
использование ИКТ и др.
«Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились
все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить.