Просмотр содержимого документа
«Проект "Семья и школа"»
Проект «Семья и школа»
Проблема: Недостаточная готовность и включенность родителей в процесс образования и воспитания детей.
Актуальность проблемы: Закон российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» дает предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных жизненных ситуациях. Таким образом, раскрыть индивидуальные особенности детей, развить их способности, сформировать ценностные жизненные ориентиры призвана целенаправленная работа семьи и школы.Педагогам важно устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создавать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Ведь именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности и ориентиры на построение разумного образа жизни.
Все вышеизложенное говорит об актуальности и значимости формирования системы комплексной работы школы с семьей, направленной на взаимодействие, сотрудничество и сотворчество в деле формирования всесторонне развитой личности, гуманного воспитания ученика, его успешной социализации в обществе.
Анализ реальных условий:
Школьный мониторинг по изучению семей показал, что большинство родителей скорее озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. В последнее время резко усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами влияет на рост детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. Кроме того, далеко не все классные руководители уделяют должное внимание совершенствованию воспитательного процесса, выстраиванию на должном уровне отношений с семьей и другими социальными институтами. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательного учреждения, педагогов – от семьи, семьи – от интересов творческого и свободного развития личности ребенка
Информационная карта проекта
Наименование проекта
«Семья и школа»
Цель:
Создание системы взаимодействия семьи и школы, для успешного процесса обучения и воспитания детей.
Задачи:
Вовлечение родителей в построение образовательного процесса.
Формирование у родителей системы ценностных и нравственных установок необходимых в процессе воспитания детей.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса.
Проведение психолого-педагогического просвещения родителей.
Организация совместных мероприятий родителей, педагогов и учащихся по нравственно-правовому воспитанию.
Создание условий для взаимодействия с общественными организациями.
Вовлечение родителей в совместную с детьми общественную деятельность.
Сроки реализации
2020-2025 г
Этапы реализации
Аналитический 2020-2021г.
Анализ семей учащихся школы и жителей микрорайона (создание банка данных).
Основной 2021-2024г.
Реализация основных мероприятий.
Обобщающий 2024-2025г.
Экспертиза реализации цели и задач Программы.
Ответственный за реализацию проекта
Заместитель директора по воспитательной работе.
Источники финансирования
Бюджетные средства и средства от предпринимательской деятельности.
Ожидаемые конечные результаты
- создание единого образовательного пространства;
- повышение компетентности родителей;
- создание системы консультирования родителей;
- сформированность у родителей правильного представления о своей роли в воспитании ребенка и необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей;
- уважительное отношение и доверие между родителями, педагогами и детьми;
-активная совместная деятельность родителей, педагогов, учащихся;
- эффективная работа по профилактике асоциального поведения отдельных семей с привлечением работников правопорядка, медицинских учреждений, социальных служб;
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
- положительный имидж школы;
-регулярная информатизация, повышение информированности родителей о работе школы;
- удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия со школой;
- рост родительской компетентности, психолого-педагогическая культура родителей;
- уровень воспитанности учащихся школы;
- уровень интереса родителей к воспитательной работе школы, активная деятельность и взаимодействие с педагогами и детьми (развитые партнерские отношения).
Мероприятия
№
п/п
Основные направления деятельности
Сроки выполнения
Исполнители
1
Организация диагностической работы по изучению семей.
Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень деятельности и досуга родителей и учащихся).
Разработка циклограммы мероприятий по повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей.
2019-2020
Педагог психолог, социальный педагог, классные руководители, заместитель директора по ВР
2
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно - значимой деятельности и досуга родителей и учащихся: экскурсии, классные вечера, школьные праздники и т.п.
Психолого-педагогическое сопровождение семей;
ежегодно
Зам. директора по ВР, классные руководители, педагог – психолог, социальный педагог.
Внедрение активных форм работы с семьей: мастер - классы, круглые столы, семинары-практикумы и т.п.
ежегодно
Директор , зам. директора по ВР, педагог - психолог, соц. педагог, классные руководители
4
Анализ работы с родителями (анкетирование).
Мониторинг реализации цели и задач программы.
ежегодно
2019-2020
Заместитель директора по ВР
5
Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Совет школы, родительский комитет)
ежегодно
Директор, зам. директора по ВР, члены Совета школы.
6
Организация индивидуального консультирования по вопросам воспитания и развития.
ежегодно
Зам. директора по УВР и зам. директора по ВР, учителя предметники
7
Родительские групповые собрания, семинары.
По плану работы кл. руководителей
Классные руководители.
8
Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
ежегодно
Классные руководители
9
Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни, профилактики и диагностике наркомании, предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков.