В данной статье представлен анализ экологического проекта "Экологическое воспитание уча?ихся в рамках участия в Международном проекте "Ассоциированные школы ЮНЕСКО", раскрыты проблемы, возникшие в ходе реализа?ии проекта и пути их преодоления. Проанализированы мероприятия, их положительные и отрицательные стороны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемный анализ экологического проекта»
10. Проблемно-ориентированный анализ работы за 2014/2015 учебный год (МБОУ «Гимназия № 20» Советского района г.Казани)
Название проекта: «Экологическое воспитание учащихся в рамках участия в Международном проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»
Срок реализации проекта: 2014-2019
Руководитель МБОУ «Гимназия № 20»: Арсланова Рахима Минвалиевна. Научные консультанты: Мингазава Эльмира Нурисламовна, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, Шарифзянова Кадрия Шяукатовна, старший преподаватель отделения общей и коррекционной педагогики и психологии ПМЦПК и ППРО и ПО КФУ, кандидат педагогических наук.
В 2014/2015 учебном году осуществлялся подготовительный этап реализации инновационного проекта. Работа над проектом шла по трем направлениям: «экология природы», «экология тела», «экология души».
Целью данного этапа реализации проекта было создание условий для индивидуального подхода к личности ученика с учетом состояния его здоровья и психофизических особенностей. А также реализовывались следующие задачи: - повышение профессиональной компетентности участников проекта;
-обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом;
-сотрудничество с экологическими центрами;
-обогащение эколого-игровой среды;
-педагогическое просвещение родителей.
Участники инновационной деятельности - педагогический коллектив гимназии (43 педагогических работника), учащиеся 1-11 классов (чел) и их родители. Из числа педагогических работников выделена инновационная группа (11 человек), которая осуществляла организацию мероприятий инновационного проекта: Бариева А.И., Абульханова З.Х. (естественно-математический цикл), Гизатуллина А.Р., Лебедева Л.В. (филологический цикл), Фахрутдинова Г.М., Фатыхова Л.Р. (гуманитарный цикл), Зиннурова Н.З., Тяминова Л.К., Гизатуллина Л.Ф. (кафедра начальных классов). Общее руководство инновационным проектом осуществлялось директором Арслановой Р.М.. Ответственный за научно-методическое обеспечение проекта - заместитель директора по учебной работе Лебедева Л.В.
Актуальность темы внедрения экологического воспитания обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса системы управления учреждением образования на принципах устойчивого развития и экологической деятельности.
Процесс реализации подготовительного этапа проекта основывался на организации совместной деятельности учащихся, педагогов и родителей, направленной на улучшение экологической ситуации в учреждении и получение нового опыта согласования личных и общественных интересов. Подготовительный этап реализации проекта - это комплексный подход в формировании экологического сознания и активной экологической позиции гимназистов через урочную и внеурочные формы организации деятельности.
Для работы над проектом гимназия выбрала следующие принципы экологического движения: добровольность; гуманность; любовь к природе; потребность к познанию родного края; инициативность; творчество; сотрудничество; сопричастность.
Для выполнения первого и главного для нас обязательства политики является комплексный подход к экологизации образовательного процесса, основанный на смешанной модели экологического образования гимназистов. Экологическая направленность обучения, воспитания и развития гимназистов осуществляется через использование материала экологического содержания на всех предметах учебного плана и факультативах. Для использования воспитательного потенциала уроков и факультативных занятий каждой кафедрой гимназии сформирован и систематически пополняется банк примерных заданий, упражнений и задач экологической тематики, которые можно использовать при изучении той или иной темы. Особенность экологических знаний - интегративность - это стержень, вокруг которого возможна организация и изучение предметных дисциплин, сплочение коллектива через совместные практические дела. Образовательный цикл по экологии реализуется через предметы школьного учебного плана: биология, химия, природоведение.Практически все курсы экологизированы: на уроках в начальной школе, химии, биологии, географии, истории, используются тексты, задачи, практические работы, дополнительный материал экологического содержания. Так мы реализуем экологическое воспитание учащихся – одно из приоритетных направлений. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, являются базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствуют развитию интереса к предмету. Понимая, что экологический компонент в школьных дисциплинах не должен складываться из случайных разрозненных факторов, а должен представлять собой, в конечном итоге, единую систему сведений, позволяющих учащимся ознакомиться с современным состоянием экологии в целом, важная роль в школе отводится межпредметным связям по вопросам экологии. Целесообразность и необходимость применения в экологическом образовании междисциплинарного подхода в нашей школе обуславливается тем, что каждый учебный предмет может обеспечивать раскрытие многих ведущих эколого-мировоззренческих идей, установить содержательные, логические, функциональные и другие связи между этими идеями. Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, в гимназии применяется не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов. Природоохранная тематика занимает важное место в преподавании многих предметов школьного курса:
Русский язык в 5-ом классе, учитель Тяминова Л.К..;
Изобразительное искусство в 6 классе, учитель Сарварова И.И.;
Математика в 7-ом классе, учитель Джафарова Е.Н. и др.
Администрацией разработаны методические рекомендации для учителей по совершенствованию эколого-педагогической деятельности на уроке. (Приложение 1)
Ведущей формой деятельности для детей младшего школьного возраста в процессе обучения была игра, проектная деятельность. В течение года использовались игры экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивал различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях.
В начальной школе работает Малое научное сообщество «Мы познаем». В рамках деятельности этого общества в 2014/2015 учебном году были реализованы экологические исследовательские проекты: «Наш край», «Биотестирование снега», «Урман-дустыбыз», «Вторая жизнь упаковки». Исследовательские проекты учащихся начальной школы имеют дипломы участников районной («Первые шаги в науку», Секция «Окружающий мир» по теме «Биотестирование снега») и городской конференции («Юный исследователь младших школьников»). Учащиеся начальной школы исследовательскую работу проводят как на уроках природоведения, так и во внеурочное время, наблюдая за развитием комнатных растений, изучая условия жизни птиц и животных.
В среднем звене исследовательская работа ведется на пришкольном участке, где дети сравнивают рост и развитие растений, произрастающих в разных условиях освещенности и влажности и при реализации индивидуальных экологических проектов. В марте 2015 года в гимназии успешно прошла Всероссийская конференция «Право как основа современного общества», одна из секций была посвящена такой проблеме, как «Правовые аспекты в решении экологических проблем» (Валиев Алмаз, 9 класс, 3 место – учитель Бариева А.И., Рахимбаева А., 10 класс, участие – учитель Абульханова З.Х.)
Возникли и некоторые проблемы: 1. Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути преодоления: 1. Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов. 2.Непостоянство состава детей в течение непосредственно-образовательной деятельности.
Пути преодоления: Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, изготовление брошюр и памяток для родителей, информирование детей и родителей по итогам недели. Реализация непрерывного экологического образования в школе осуществляется через комплекс: начальная школа — среднее звено — родители — общественность. Каждое звено данного комплекса работает по определенной программе, при этом все они связаны между собой и дополняют друг друга.
В гимназии создана целостная система формирования экологической культуры гимназистов. В результате налаженной системы сбора макулатуры наблюдается рост объёма собранной бумаги для вторичной переработки. Согласно календарному плану мероприятий по реализации инновационного проекта на 2014/2015 учебный год с сентября по май были проведены на гимназическом уровне следующие мероприятия с учащимися в рамках блока“Экология природы”:
№
Мероприятие
Дата, класс
1
Экологические классные часы: “Защитим птиц”, “Какую воду пьешь ты?” и др.
Сентябрь-декабрь, 1-11 классы
2
Экологический марафон “А ты за?”
Ноябрь, 5-7 классы
3
Экскурсии:
в ГДЭБЦ
Декабрь, 2-6 классы
в музей им. Э.А. Эверсмана (КПФУ)
10.03.15, КПФУ, 7 класс
4
Конкурсы:
«Сделаем кормушки своими руками»
Декабрь, 1-4 классы
Конкурс чтецов «Сбережем зеленый мир, друзья!»
Декабрь, 7-8 классы
«Скворцы прилетели»
апрель
Конкурс стенгазет «Птицы – наши друзья!», «А ты бережешь воду?»
22.12.14, 01.04.15, 1-11 классы
Конкурс «Лучшие презентации «Будь природе другом»
Март, 5-11 классы
Конкурс по пропаганде здорового образа жизни «Стремлюсь Интересно Жить»
Апрель,1-11 классы
5
Высаживание рассады на пришкольном участке
Май, 1-11 классы
6
Сбор макулатуры
20.04.15, 1-11 классы
7
Участие в субботниках
Октябрь, апрель, 5-11 классы
В рамках блока «Экология тела»:
№
Мероприятие
Дата, класс
1
Поход в Баскет-холл на игру «Казаночки»
4 апреля 2015 года, 5-10 класс
2
Поход на легкоатлетическую эстафету
1 мая 2015 года (16 человек)
3
Участие в турнире по мини-футболу
27 ноября
4
Участие в школьном кибер-спортивном турнире “Gym Game “Counter-Strike 1.6”
22 апреля, Уролов И., Каримов Д.
5
Участие в школьном чемпионате по баскетболу
18 апреля, 5-11 классы
6
Участие в турнире по мини-футболу среди девочек
7 апреля, 5-11 классы
7
Участие в турнире по волейболу
18 февраля, 5-11 классы
8
Турнир по волейболу среди девушек
18 декабря, 5-11 классы
9
Участие в фестивале ГТО
Май 2015, 5-11 классы
10
«День здоровья!»
07.04.15, 1-1 классы
11
Зимняя Спартакиада
февраль
12
«Кросс наций»
10 сентября
13
«Лыжня России-2015»
февраль
В рамках блока «Экология тела»:
№
Мероприятие
Дата, класс
1
“Почетный караул”
Май, 7-11 классы
2
Фестиваль “Растим патриотов России”
Май, 5-10 классы
3
Беседы “Мы народ одной земли”
24.04.15, 1-11 классы
4
Акции:
Акция “Мин татарча сөйләшәм!”
Апрель, 1-11 классы
Акция “Никто не забыт. Ничто не забыто!”
Май, 1-11 классы
Неделя добра
Апрель, 1-11 классы
5
Конкурсы:
март, 1-11 классы
Конкурс срчинений “Книга-твой друг”
Апрель, 5 класс
Конкурс сочинений “Мой дом. Мой Татарстан”
Ноябрь, 4-11 классы
Конкурс чтецов “Я патриот!”
Февраль, 5-11 классы
Конкурс правоохранительных отрядов
18.02.15, 5-10 классы
6
Уроки мужества
20.02.15, 1-11 классы
7
“Зарница”
Май, 1-11 классы
8
Экскурсии:
в национальный музей РТ
Март, 5-9 классы
в музей Боратынского
Май, 7 классы
в музей Тысячелетия
Октябрь, 5-8 классы
В турецкое посольство
Сентябрь, 7 классы
Анализ проведённых мероприятий показал, что активность и заинтересованность учащихся и родителей в участии в данных мероприятиях имеет положительную динамику. В продолжение работы по экологическому воспитанию для оздоровления детей 1-5 классов в каникулярное время действует детский лагерь.
Особое место в школе уделяется пропаганде экологических знаний. Одним из самых эффективных средств экологического воспитания, по мнению педагогов гимназии, являются международные проекты, в частности, проект GlobalLab. В течение учебного года коллектив гимназии участвовал в таких проектах GlobalLab, как «Дневник читателя», «Военное детство», «Комнатные растения – зеленые санитары» и другие. Разнообразные задания, интересная информация, которая способствует повышению экологической компетенции, сотрудничество в решении экологических проблем со сверстниками из разных стран мира, акции, которые стали неотъемлемой частью гимназической жизни – вот ключевые моменты этого проекта. Куратор этого проекта в гимназии - Тяминова Л.К. Проблема, возникшая в течение года, - это небольшое количество родителей, участвующих в данном проекте GlobalLab, поскольку в основном мероприятия ориентированы на учеников. Пути решения: консультативные беседы, участие в других экологических проектах.
Экологические знания распространяются через выступления перед детьми, на страницах местной печати, родительские собрания, выступления экологических агитбригад, через проведение для учителей экологических семинаров, открытых уроков и педагогических советов. Педагогический коллектив в 2014/2015 году принимал активное участие в экологических семинарах, проводимых ГДЭБЦ: «Творчество и профессионализм педагога дополнительного образования эколого-биологического направления. Мастер-классы», 18 февраля 2015, «Современные организационные формы работы в сфере экологического воспитания и образования школьников», 17 декабря 2014,- где транслируют опыт работы школ по формированию экологической культуры учащихся.
В течение года родители учащихся активно помогали в организации и проведении различных экологических мероприятий, также они посвящали достаточное время и самообразованию. В феврале в гимназии прошел родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», а в апреле - «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника».
Для повышения профессиональной компетентности педагогов и сотрудников гимназии в вопросах экологического образования были проведены следующие мероприятия:
Круглый стол «Осмысление опыта экологизации учебных занятий в гимназии и стратегия дальнейшего внедрения проекта в гимназии»
Методическая декада «Экология в образовательном процессе»;
Заседание кафедры «Экологизация образовательного процесса посредством использования материала экологического содержания»;
Обновление постоянно действующей выставки литературы по вопросам экологического образования;
Индивидуально-групповые консультации по экологизации образовательного процесса;
Создание методической копилки для педагогов и учащихся по вопросам формирования экологической культуры (Библиотекарь начала собирать папку, в которую вошли видеоролики экологического содержания). Ролики можно использовать при изучении проблем защиты окружающей среды, животного и растительного мира, загрязнения водных ресурсов и атмосферы, природных катастроф различного характера, изменения климата, экономии энергоресурсов, экологического кризиса и т.д. Эти видеоматериалы способствуют ознакомлению учащихся с современными экологическими проблемами и возможными путями их решения;
Работает творческая группа воспитателей группы продлённого дня «Экологическое воспитание в группе продлённого дня»;
Осуществление самообразования педагогов по экологическим вопросам и разработка индивидуальных тем исследования членами инновационной группы.
В этом учебном году очень редко участвовали в проекте учителя английского языка. С целью оказания помощи учителям в осуществлении систематического обращения к проблемам экологии в процессе преподавания проанализирована учебная программа английского языка для 3-11 классов с определением устных тем, в которые оправдано введение элементов экологического образования.
В 2014/2015 учебном году школьниками 7-10 классов под руководством группы самоуправления «Замандаш» (7-10 классы) проведен цикл лекций и бесед с учащимися начальных классов под девизом «Я и экология»:
«Спорт - здоровье тела и духа», для учащихся 1-4 классов;
«Тише – птицы в гнёздах», для учащихся 2-3 классов;
«В мире комнатных растений», для учащихся 2-4 классов.
- «Вредные привычки и их профилактика», учитель биологии, Бариева А.И.;
- «Компьютер дома: за и против», заместитель директора по УР, Хамидуллина М.Х.;
- «Спорт – альтернатива вредным привычкам!!», учитель русского языка и литературы, Лебедева Л.В..
Учащиеся на страницах школьной газеты поднимают вопросы экологии, рассказывают о мероприятиях по благоустройству пришкольного участка. В газете «Дуслык» опубликованы следующие работы:
Статьи «Школа - центр культурной жизни», «В здоровом теле здоровый дух»;
Сочинения «Благодарственное письмо воде»; «Какой мы оставим Землю своим детям?»,
Рисунки «Наши защитники Родины»; «Птицы и я», «Я люблю спорт».
Возникали и такие проблемы, как небольшое количество детей, заинтересованных в публикации своих работ, отсутствие поддержки со стороны некоторых педагогов. Пути решения: проведение конкурсов с призами на лучшую публикацию, проведение разъяснительных бесед классными руководителями и учителями.
В школе активно в течение года проходили мероприятия антинаркотической программы «Мы выбираем жизнь» (сценки, статьи, конкурсы).В рамках программы в школе проводятся мероприятия, нацеленные на формирование здорового образа жизни и экологической культуры учащихся.
Дети являются активными участниками многих эколого-воспитательных мероприятий различного уровня. За отчётный период учащиеся гимназии приняли участие в экологических мероприятиях районного, городского, республиканского, российского и даже международного уровня:
№
Мероприятие
Уровень
Дата, класс
Результат
I
Экологические вебинары от «GlobalLab»
Россия
Сентябрь-декабрь
сертфикаты
II
Участие в проектах от «GlobalLab»: «Изучаем зиму с GlobalLab», «GlobalLab для малышей», «Школа моей мечты» и др.
Россия
Сентябрь-декабрь, 1-11 классы
сертификаты
III
Участие в мероприятиях ГДЭБЦ: «Кот Казанский», «Подрост», «Моя малая Родина», «Черный стриж» и др.
Город
Республика
Сентябрь-декабрь, 1-11 классы
сертификаты
IV
Выступление на Городском экологическом методическом заседании учителей в ГДЭБЦ (17.12.14, 18.02.15)
Город
17 декабря
18 февраля
Свидетельство участника
V. Конкурсы
1
Участие в конкурсе «Эко-патруль»
Республика
Сентябрь-декабрь, 5-11 классы
2
Конкурс сочинений “Благодарственное письмо воде”
Россия
Март, 2-11 классы
2, 3 место (7 класс) дипломы, рблагодарственное письмо
3
Конкурс «Скворцы прилетели»
Город, ООО “Максидом”
апрель
диплом
4
Всероссийский экологический конкурс "Читайте книги о природе!" (7Б класс, Гарифуллина А.)
Россия
апрель
диплом
5
Конкурс «Лучшие презентации «Будь природе другом»
Международный
март
3 место, диплом
6
Республиканский конкурс в рамках проекта по пропаганде здорового образа жизни «Стремлюсь Интересно Жить» (СтрИЖ) «Вторая жизнь упаковки
Республика
декабрь
2 место, грамота
Конкурс рисунков «Мир вокруг нас», «Красота природы»
Республика
март
сертификаты
VI
Участие в III Международной заочной научно-теоретической конференции «Цивилизационные разломы: мировое сообщество и судьба России» (ЮНЕСКО)
Международная
10 декабря, 7 класс
диплом
VII
Эколого-математический турнир “Зеленая математика”
Россия
Декабрь 2014, 2-4 классы
сертификаты
VIII
Посещение зоологического музея им. Э.А. Эверсмана, 7 Б класс
6 открытый городской экологический форум школьников «Зилант» - «Зилантенок»
Город
14 марта, 1-7 классы
Грамота
XI
Сбор макулатуры
Район
20.04.15, 1-11 классы
участие
№
Мероприятие
Уровень
Дата, класс
Результат
1
Поход в Баскет-холл на игру «Казаночки»
Город
4 апреля 2015 года, 5-10 класс
зритель
2
Поход на легкоатлетическую эстафету
Город
1 мая 2015 года (16 человек)
зритель
3
Участие в турнире по мини-футболу
Район
27 ноября
участник
4
Участие в турнире по мини-футболу среди девочек
Район
7 апреля, 5-11 классы
2 место-7Б
5
Участие в турнире по волейболу
Район
18 февраля, 5-11 классы
2 место-7б
6
Участие в фестивале ГТО
Город
Май 2015, 5-11 классы
участники
7
Зимняя Спартакиада
Республика
февраль
2 место
8
«Кросс наций»
Город
10 сентября
участие
9
«Лыжня России-2015»
Город
февраль
участие
№
Мероприятие
Уровень
Дата, класс
Результат
1
“Вахта памяти”
Город
11 мая, 7-11 классы
участие
2
“Почетный караул”
Город
Май, 7-11 классы
участие
3
“Растим патриотов России”
Республика
Май, 8 класс
дипломы
4
Акөия “Мин татарча сөйләшәм!”
Город
Апрель, 7-11 классы
участие
5
Проект “Имя героя – школе!”
Город
Март, 1-11 классы
участие
6
Конкурс “Юные инспектора движения “Безопасное колесо”
Район
Ноябрь, 5-10 классы
4 место
7
Конкурс правоохранительных отрядов
Город
18.02.15
участие
8
Публикация в сборнике “Салют, Победа!”
Район
март
сертификат
В процессе всей работы по экологическому воспитанию и образованию школьников определился главный принцип деятельности – добровольное участие в ней детей. Этот принцип неукоснительно соблюдается. Вовлечение в учебно-исследовательскую работу учащихся требует высокого профессионализма от предметников, навыков исследовательской работы и огромного количества времени.
Форма деятельности
Процент участия
Школьные экологические праздники и акции
100%
Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах, конференциях
50%
Экскурсии
80%
Публикации в школьной газете
40%
Учебно-исследовательская деятельность
42%
Участие в пропаганде экологических знаний
90%
Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта включало проведение комплекса диагностических процедур для определения актуального уровня экологических знаний учащихся, самооценку достижений и положения гимназистов в системе межличностных отношений. Для комплексного изучения динамики уровня интересов в области устойчивого развития, охраны окружающей среды, организационной самостоятельности, познавательной самостоятельности, мотивации учения, экологически ответственного разработан диагностический инструментарий. Приоритет специалистов в диагностике был отдан варианту анкеты открытого самооценочного типа. Самооценка учащимися своего уровня экологических знаний и умений на начальном этапе реализации проекта и на завершающем его этапе позволит участникам скорректировать свои действия в области охраны окружающей среды.
Своё отношение к различным сторонам школьной жизни участникам было предложено самостоятельно оценить, используя отрезок с обозначенными от 0 до 10 цифрами (Приложение 2). Авторы анкеты выясняли вопросами следующие аспекты:
1 вопрос — ценность заботы об окружающей среде, участия в экологической деятельности;
2 вопрос - ценность самостоятельно, без помощи взрослых, заботиться об охране окружающей природы;
3 вопрос — мотивированность учащихся на успех, достижение результатов;
4 вопрос - мотивированность учащихся на учение как процесс;
5 вопрос — ценность экологической воспитанности, нацеленность на экологически ответственное поведение.
По результатам изучения отношения учащихся к различным сторонам жизни, включая ценностную значимость экологических знаний и экологически ответственного поведения, считаем возможным сформулировать следующие выводы (Приложение 3).
Ценности заботы об окружающей среде, участия в экологической деятельности учащиеся придают важнейшее значение. Об этом свидетельствует числовое выражение результатов, находящееся в рамках от 8,7 до 9,2 баллов по десятибалльной шкале. Выраженность показателя «ценность самостоятельно, без помощи взрослых, заботиться об охране окружающей природы» находится в рамках от 8,6 до 9 баллов по десятибалльной шкале. Мотивированность учащихся на успех, достижение результатов учащиеся оценили у себя от 9,2 до 9,4 баллов по десятибалльной шкале. Самооценка по параметру «мотивированность учащихся на учение как процесс» находится в рамках от 9 до 9, 8 баллов по десятибалльной шкале. Ценность экологической воспитанности, нацеленность на экологически ответственное поведение находится в рамках от 9,1 до 9,2 баллов по десятибалльной шкале.
Соотносительный анализ результатов анкеты в данной выборке позволяет сформулировать вывод о высоком уровне ценностного отношения к заботе об окружающей среде, направленности на экологически ответственное поведение при высоком уровне мотивации учения. По результатам изучения самооценки активности респондентов в природоохранной деятельности, которая включала оценку самим респондентом уровня его заботы об окружающей среде, участия в экологической деятельности, оценку самим респондентом уровня его самостоятельности в природоохранной деятельности, оценку экологически ответственного поведения, считаем возможным сформулировать следующие выводы:
1. Самооценка респондентами уровня их заботы об окружающей среде, участия в экологической деятельности — высокая;
2. Самооценка респондентами уровня их самостоятельности в природоохранной деятельности — высокая;
3. Самооценка респондентами уровня их мотивированности на успех, достижение результатов - высокая;
4. Самооценка респондентами уровня их мотивированности на учение как процесс - высокая;
5. Самооценка респондентами уровня их ответственного поведения в природоохранной деятельности — высокая.
Соотносительный анализ результатов анкеты в данной выборке позволяет сформулировать вывод о высоком уровне самооценки респондентами заботы об окружающей среде, участия в экологической деятельности, высоком уровне их самостоятельности в природоохранной деятельности, экологически ответственном поведении при высоком уровне мотивации учения и достижения.
По результатам анкетирования, которое было проведено с учащимися 1-4, 5-9 , 10-11 классов в начале года, в конце второй четверти, а также в конце учебного года 5-9 классов, были установлены факторы, влияющие на отношение школьников к окружающей среде. Исследования показали, что отношение личности к природе формируется под влиянием не одного какого-либо фактора, а целого ряда самых разнообразных поступков, условий жизни, норм и правил поведения и много другого. Наиболее действенными факторами оказались глубокие эмоциональные переживания и социально-практическая деятельность: непосредственное общение с природой, негативные поступки других людей.
Не выполнены мероприятия календарного плана на 2014/2015 учебный год: - создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово; -пополнение уголка природы макетами; -посещение Волжско-Камского заповедника. Планируется, что данные мероприятия будут проведены в следующем учебном году.
Ещё одним недостаточно разработанным для гимназии направлением является публикации опыта педагогов гимназии в области формирования экологической культуры учащихся. Несмотря на то, что собран богатый материал уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний, проектов и акций, публикаций в педагогических изданиях практически нет.
Несмотря на возникавшие в течение учебного года проблемы, реализацию первого этапа инновационного проекта считаем возможным оценить как эффективную. Наблюдается положительная динамика личностного развития учащихся по показателям критериев эффективности проекта: сформированности умений по охране окружающей среды, стремление самостоятельно участвовать в охране окружающей среды, экологически ответственного поведения. Педагогический коллектив гимназии считает целесообразным продолжение реализации инновационного проекта в 2015/2016 учебном году.
На 2015/16 учебный год в рамках реализации инновационного проекта запланирована реализация следующих задач: - создание в школе здоровьесберегающего пространства; -создание эффективно действующей, оптимальной структуры методической сети, максимально ориентированной на решение задачи целостного развития личности, -разработка и реализация программы, -организация экологических объединений и конкурсов, проведение акций, -реализация предпрофильных курсов, создание исследовательских проектов.
Директор Р.М.Арсланова
Зам по УР Л.В.Лебедева
Приложение I
Методические рекомендации для учителей предметов гуманитарного цикла по совершенствованию эколого-педагогической деятельности на уроке
1. Экологическое образование включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды.
2. Любой человек, получивший хотя бы минимальное экологическое образование, способен организовать свои действия так, чтобы уменьшить или даже исключить ущерб окружающей среды.
3. Экологическое воспитание и образование должно развивать в сознании учащихся следующие базовые установки:
• Человек нуждается в мире живой природы. Негативные изменения в природе неизбежно отражаются на здоровье и уровне жизни людей.
• Окультуривание и разрушение дикой природы ухудшает состояние биосферы, следовательно, и мира человек.
4. С целью воспитания ответственного отношения личности к природе необходимо создавать условия для формирования устойчивых ценностных ориентации экологического характера, овладения знаниями о взаимодействии общества и природы, возникновения желания участвовать в труде по изучению и охране природы и проявления нетерпимости к проявлению безответственного отношения к окружающей среде. В своей работе необходимо уделять серьезное внимание содержанию регионального компонента при изучении отдельных тем предмета. Учитывать и доводить до сведения учащихся современные экологические процессы, происходящие на планете. Активно вовлекать учащихся в различные экологические мероприятия.
5. Для повышения эффективности работы по экологическому образованию необходимо строить работу на основе следующих принципов:
- научности;
- доверия и сотрудничества;
- активности учащихся;
- самостоятельности учащихся;
- эмоциональности;
- грамотной поддержки и понимания со стороны взрослых.
6. При выборе форм и приемов работы по освоению экологического содержания учитывать возрастные особенности учащихся:
- вторая ступень общего среднего образования: этот возраст наиболее благоприятен для целенаправленного и последовательного приобретения экологических знаний, умений, развития исследовательских навыков, развития творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия.
- третья ступень общего среднего образования: в этом возрасте наиболее глубоко рассматривается сущность экологических процессов, продолжается подготовка к философскому осмыслению собственного места на земле.
7. При организации познавательной деятельности на уроках, при освоении экологического содержания отдавать предпочтение активным методам и приемам обучения, которые в наибольшей степени способствуют формированию положительных качеств, побуждающих учащихся к конкретным действиям по улучшению состояния своей местности и реальному вкладу в защиту окружающей среды (дискуссии, проекты, дебаты, исследования, телекоммуникационные Интернет- проекты, решение проблемных вопросов и ситуаций, конференции, круглые столы, семинары, деловые игры, творческие лаборатории, ролевые игры) и т.д. Данные приемы и методы содействуют переводу во внутренний мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров: знаний, умений, навыков, ценностных ориентации и идеалов, принципов и правил отношений к окружающей среде.
8. ИКТ является оптимальной технологией работы над экологическим содержанием урока. Скорость восприятия иллюстрированной информации многократно превосходит скорость восприятия текста, что связано с особенностями визуального восприятия информации. Зрительные образы воспринимаются целиком и непосредственно заносятся в долговременную память. Использование визуальной информации позволяет не только наполнить урок экологическим содержанием, но и повысить уровень и скорость усвоения учебного материала.
9. Одним из приоритетных направлений и реальным шагом экологизации учебной деятельности является использование межпредметных связей и проведение интегрированных уроков. Это реальная возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научного знания, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию творческого мышления. Экологическая ответственность формируется при объединении потенциальных возможностей всех школьных предметов.
10. Проектная деятельность на экологическую тематику обеспечивает комплексный подход к теме, целостность восприятия и способствует развитию экологического сознания школьников, формированию культуры экологически оправданного поведения.
11. Использовать нравственно-экологический потенциал предмета для воспитания экологической культуры посредством включения заданий на основе экологического содержания (речевые разминки, коммуникативные минутки, экологические минутки, диктанты, словарные слова, упражнения на развитие орфографических и пунктуационных навыков, стихи, сочинения, эпиграфы экологического характера).
12. Образовательный процесс должен строиться на основе соблюдения требований охраны труда, техники безопасности, санитарных и гигиенических норм.
13. Внести изменения в оформление учебного кабинета в соответствии с требованиями к эко-классу. Оформить экологический уголок по предмету со сменным содержанием.
14. Показателем зрелости экологического мышления человека можно считать действия и поступки человека, направленные на сохранение природы и на защиту ее от разрушений.
Приложение 2
Анкеты комплексного изучения динамики личностного развития учащихся в области экологического образования
Автор анкет: Клинцова Л.А., психолог МБОУ «Гимназия № 20» Советского района г.Казани
АНКЕТА «Насколько для тебя важно?» ОБОЗНАЧЬ, ПОЖАЛУЙСТА, НА ЛИНИИ
1. Насколько для тебя важно заботиться об окружающей тебя природе?
Не важно 0_1_2_3 4 5_6_7_8_9_10 Очень важно
2. Насколько для тебя важно самому, без помощи взрослых, заботиться об охране окружающей природы?
Не важно 0_1_2_3 4 5_6_7_8_9_10 Очень важно
3. Насколько для тебя важно учиться очень хорошо, добиваться высоких результатов в изучении школьных предметов?
Не важно 0_1_2_3 4 5_6_7_8_9_10 Очень важно
4. Насколько для тебя важно узнавать в школе новое, ранее неизвестное?
Не важно 0_1_2_3 4 5_6_7_8_9_10 Очень важно
5. Насколько для тебя важно экономить воду, газ, свет, тепло? Не важно 0_1_2_3 4 5_6_7_8_9_10 Очень важно
Спасибо за участие!
АНКЕТА «Какой ты эколог?» ОБОЗНАЧЬ, ПОЖАЛУЙСТА, НА ЛИНИИ
1. Насколько ты заботишься об окружающей тебя природе?
О_1_2_3 4 5_6_7_8_9_10
2. Насколько ты самостоятельно, без помощи взрослых,заботишься об охране окружающей природы?
0_1_2_3 4 5_6_7_8_9_10
3. Насколько ты стараешься быть лучшим во всём в школе?
0_1_2_3 4 5_6_7_8_9_10
4. Насколько ты любишь учиться?
0_1_2_3 4 5_6_7_8_9_10
5. Насколько ты экономный человек (экономишь воду, газ,электричество, тепло)?