Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях
Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях
В условиях сложного и динамичного развития современного мира проблема состояния научных знаний приобретает новый смысл и значение, поскольку перед изменившимся и изменяющимся обществом стоят принципиально новые задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях»
Реферат
Тема:Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях.
Выполнила:
учитель изобразительного искусства
Пестречинской средней общеобразовательной школы № 1
Пестречинского района
Республики Татарстан
- Ананьева И.С.
2015 год
Оглавление:
1. Введение
1.1.Обоснование проблемы. -3стр.
2.Основная часть
2.1. Проект стратегического развития образования РФ -3 стр.
как документ устанавливающий приоритет образования
в государственной политике.
стратегия и основные направления его развития.
2.2. Приоритетные направления и проблемы педагогической -5стр.
науки, по определению Всесоюзного съезда работников
народного образования.
2.3.Приоритетные направления развития педагогической -13 стр.
науки в современных условиях.
3. Заключение -16 стр.
4. Список использованных источников -17 стр.
1. Введение
1.1.Обоснование проблемы
В условиях сложного и динамичного развития современного мира проблема состояния научных знаний приобретает новый смысл и значение, поскольку перед изменившимся и изменяющимся обществом стоят принципиально новые задачи, возникают потребность и необходимость осмысления происходящих преобразований и места, роли в них человека, а главное, специфики самого человека начала XXI в. ‑ его ценностей, целей, возможностей, потребностей, степени самоопределения, самореализации и пр.
Поэтому сегодня на первое место выходят науки, связанные с познанием человека, в том числе педагогическая наука, отличающаяся особой чувствительностью к реальному состоянию общества и человека, его социально-культурной деятельности.
Цель современной педагогической науки состоит в изучение основных проблем и новых теоретических задач, которые предстоит решать в области педагогики с учетом современных достижений и знаний, проблем философии науки, мировоззренческой и методологической специфики педагогической науки.
2. Основная часть
2.1.Проект стратегического развития образования РФ как документ устанавливающий приоритет образования в государственной политике,
стратегия и основные направления его развития.
Изменения в социально-экономическом, политическом, правовом устройстве России не могли не затронуть сферу образования. В этой связи, еще в конце XX столетия (ноябрь 1999г.) был опубликован проект стратегического развития образования в нашей стране на период до 2025 года. Этот документ был одобрен и принят правительством РФ как национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Это основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения на длительную перспективу и пути их достижения посредством государственной политики в области образования.
Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая:
- преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования культуры, науки, высоких технологий и экономики;
- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.
Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений:
- возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни,
-создает условия для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России,
- воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов,
- образование как сфера эффективного вложения капитала.
Доктрина определяет основные направления законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.
Доктрина нацеливает развитие системы образования на:
-историческую преемственность накоплений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
-воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;
Доктрина предусматривает поэтапное увеличение финансирования образования в нарастающем темпе.
На основании национальной доктрины образования разработаны концепция и программа развития образования до 2010 года, Целевая программа развития воспитания на период 2008-2010 годы, действует и расширяется национальный проект «Образование». Согласно этим и другим тактическим документам идет модернизация всех звеньев российской системы образования. Однако инертность самой системы образования, нехватка высококвалифицированных пед.кадров во всех звеньях образовательной цепи сдерживают темпы развития образования. В этой связи идет корректировка ранее принятых программ, разрабатываются новые. Так, например, разрабатываются современные модели обучения для всех типов образовательных учреждений и соответственно образовательных стандартов. Создать инновационное российское общество могут только инновационные и креативные педагоги.
2.2Приоритетные направления и проблемы педагогической науки, по определению Всесоюзного съезда работников народного образования
Перестройка и обновление нашего общества затрагивают все области его материальной и духовной жизни. Не является исключением и педагогическая наука. Ее общественное значение определяется тем реальным вкладом, который она может внести в решение проблем реформы высшей и средней школы, в научно-методическое обеспечение непрерывного образования, в повышение эффективности обучения и гражданского воспитания подрастающих поколений, в создание интеллектуального потенциала общества, в подготовку производительных сил страны, в формирование новых общественных отношений и во всестороннее развитие личности. От того, насколько эффективную помощь окажет педагогическая наука высшей и средней школе, прямо зависит успех экономической реформы, подъем общественной производительности труда, порядок и дисциплина на производстве и в общественной жизни, гармонизация межнациональных отношений, направленность и содержание духовной жизни людей, их потребностей и интересов.
В период застоя педагогика отошла от исследования крупных фундаментальных проблем на приоритетных направлениях, от масштабных обоснованных экспериментов в массовой школе, ПТУ, вузах, от разработки фундаментальных методологических вопросов. Управление ею бюрократизировалось, она стала постепенно превращаться в, научно-методический придаток органов управления, обосновывать волевые решения, упражняться в составлении различных инструкций, положений, перелицовывании программ и методичек. Вся эта работа, по существу важная и нужная, будучи оторванной от фундаментальных и экспериментальных исследований, не могла приносить сколько-нибудь ощутимых результатов в обновлении, работы всех типов учебных заведений. В связи с этим исчезла и надобность в гласности, в широких дискуссиях, обсуждениях актуальных педагогических проблем, в которых заинтересовано все общество. Произошло самое опасное для состояния общественной науки явление:
Академия педагогических наук начала утрачивать роль главного штаба педагогической мысли, что неизбежно подталкивало ее к самоизоляции, замыканию в автономную систему, производящую исследования и продукцию для внутреннего потребления или камерного внедрения.
Приоритетными направлениями и проблемами педагогической науки, по определению Всесоюзного съезда работников народного образования, являются:
• разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;
• научный анализ состояния практики и надежное прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов образования; определение перспектив развития личности в целостном учебно-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельности); поиск путей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятельности на основе единства обучения, воспитания, развития;
• развитие методологии и методов педагогических исследований;
• педагогические аспекты демократизации и гуманизации системы образования; поиск эффективных путей идейно-нравственного воспитания, развития духовной культуры, гражданского становления личности;
• разработка базового компонента общего среднего образования, его деягельностного содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств обучения;
• разработка концепций национальной школы как инструмента формирования национального самосознания, национальной культуры, всемерного совершенствования межнациональных отношений, подлинного интернационализма;
• исследование эффективных способов активизации и оптимизации педагогического процесса, устранение перегрузки, укрепление здоровья учащихся;
• разработка условий повышения эффективности самообразования и самовоспитания; исследование социальных и психолого-педагогических проблем молодежи;
• обоснование системы трудовой, политехнической и профессиональной подготовки учащихся на разных ступенях образования, участия молодежи в общественно полезном производительном труде;
• исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования; обобщение и распространение передового и новаторского педагогического опыта и инновационных процессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педагогической практики в научных разработках.
Проанализируем более подробно некоторые из названных приоритетных направлений педагогической науки.
Сильное отставание обозначилось в области теоретико-методологических вопросов. Методология педагогики представляет собой осмысление исходных принципов, методов познания, исследовательских Позиций и подходов ко всем общим и частным теоретическим и практическим вопросам, устанавливает характер взаимосвязи педагогики с другими общественными и естественными науками. Каждое теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе в снятом, обобщенном виде философско-методическое обоснование.
В условиях обновления общества особенно актуальны следующие методологические проблемы:
• сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;
• предмет педагогики как общественной науки в условиях непрерывного образования и общие законы воспитания, обучения, педагогической деятельности;
• диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием производительных сил и производственных отношений;
• диалектика взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятельности и форм общественного сознания;
• диалектика становления детской личности как субъекта и объекта воспитания;
• социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;
• диалектика взаимосвязи национального, классового и общечеловеческого в гражданском воспитании;
• социальные, философские и психолого-педагогические основы формирования содержания образования;
• диалектика социального и биологического, целенаправленного и спонтанного в формировании детской личности;
• диалектика общего, особенного и индивидуального в формировании личности;
• диалектика и логика педагогического мышления.
Требуют методологического осмысления и такие острые вопросы, как соотношение и взаимодействие личного и общественного интересов; отказ от идеи всестороннего развития личности как отдаленного идеала в пользу разностороннего развития; возвращение к педологии, ее теоретическим оценкам детей; включение моральных догм религии в духовные приоритеты педагогики. Практически не разрабатывается история советской школы и педагогики, особенно 30—80-х годов. Отсутствие исторических, научно обоснованных исследований этого периода порождает шаблонные стереотипы исторических оценок, субъективистские конъюнктурные толкования. Это не позволяет объективно оценить состояние современной педагогической науки, ее достижения и промахи, возродить к жизни несправедливо забытые, замалчиваемые имена ученых-педагогов и их творчество, выявить подлинные причины и формы существования застоя в педагогике, избежать как самоуспокоенности, так и огульного очернительства.
Другое актуальнейшее направление научно-педагогических исследований — непрерывное образование, возникающее и развивающееся в результате органической взаимосвязи всеобщего среднего образования как фундамента развития человеческой личности со средним и высшим профессиональным, активным систематическим самообразованием и повышением квалификации или переподготовкой.
Стартовой площадкой, на которой зиждется вся надстройка системы непрерывного образования, является средний общеобразовательный всеобуч. Это делает особенно актуальными проблемы содержания общего среднего образования, учебного плана и учебников, которые в решающей степени зависят от тенденции развития НТР, интенсификации производства, социальной сферы и культуры. Наряду с проблемой формирования всесторонне и гармонично развитой личности в средней школе решается задача создания интеллектуального потенциала страны. Быстро нарастает количество научно-технической, художественной информации, экологических и социальных проблем, осмысление которых необходимо уже в школе. Все острее встает проблема развития сущностных сил и творческих способностей детей в процессе обучения. Лавина необходимых для усвоения детьми знаний породила опасное для школы экстенсивное наращивание количества информации и числа предметов в учебном плане, что неизбежно ведет к временному обескровливанию всех предметов, к снижению качества знаний и образования в целом. Между тем как в науке и искусстве, в технике и технологии, так и в общественной жизни обнаруживались интеграционные процессы, порождающие новые ин-тегративные естественные, гуманитарные, общественные науки. Возникает качественно новая образовательная ситуация и новые требования к созданию учебных предметов, к их основному содержанию и к учебникам. Претерпевает качественное изменение само понятие «основы наук», его сущностныи смысл. До сих пор в качестве основы каждой науки рассматривались законы этой конкретной науки. Сегодня возникает необходимость рассматривать основы одной науки в системе и взаимосвязи ее законов с родственными науками и практикой. В этом и состоит политехнический смысл современных учебных предметов, их своеобразная качественная интенсификация. Аналитическая работа по созданию интегративных предметов и принципиально новых ^чебни-ков по ним позволяет сократить количество учебных предметов в учебном плане, высвободить время для их более основательного изучения, для освоения ремесел и искусств, технического и художественного творчества. Экспериментирование вариантов новых учебных планов в учебных заведениях позволит отработать оптимальные варианты и поднять общий уровень образования на новую качественную ступень, соответствующую новому качественному состоянию общества, решению задач социально-экономического развития страны.
Социальная, политическая, культурная ситуация в мире требует глубоких исследований по гуманизации образования. Органической частью гуманизации является гуманитаризация. Но суть проблемы не в том, чтобы естественно-научное образование подменить, вытеснить гуманитарным, а в том, чтобы и естественные, и гуманитарные предметы повернуть к интересам человека, направить на формирование гуманистической личности.
Соединение обучения и воспитания с производительным трудом является той проблемой содержания образования, в понимании которой произошло выхолащивание научной сущности этого принципа. Труд учащихся в школах, ПТУ организуется на учебно-ученической основе, далекой от современного производства, технологии, овладения наметками профессии и производства материальных благ. Наука, современный педагогический опыт настаивают не на механическом параллельном сочетании обучения и общественно полезного труда, а на органичном соединении научных знаний и производительного труда, на применении получаемых знаний в труде и производстве реальных материальных ценностей.
Еще одно приоритетное направление научно-педагогических исследований связано с изучением целостного педагогического процес-. са, с переходом в воспитании от экстенсивного подхода, наращивания количества «воспитательных мероприятий», отчуждающих ребят от школы и подталкивающих их в социально^незрелые «неформальные объединения», к интенсивному воспитанию: Необходимо вывести организацию воспитательного процесса за рамки школы, объединить в единый комплекс всю жизнь детей в школе, дома, во внешкольных учреждениях и «неформальных объединениях». Педагогическая наука призвана разработать формы и методы обеспечения единого идейно-организационного влияния, критического осмысления, анализа вместе с детьми характера и содержания жизни, внесения в нее содержательных и организационных коррективов, усиления позиций самих детей как субъектов воспитания. Это превращает детскую жизнь в организационную педагогическую целостность. На сознание и поведение воспитанников активно влияет анализ ими собственной жизни совместно с педагогом, ее оценка, корректировка, обдуманный выбор поведения, нравственно-эстетическая самооценка и самовоспитание. В основу исследования проблем организации целостного педагогического процесса должна быть положена широкая экспериментантальная проверка в массовой школе, ПТУ, вузе, рекомендаций по комплексной организации гуманистического гражданского воспитания. Это предполагает глубокое психолого-педагогическое изучение детства, отрочества, юности.
При всем влиянии общественных отношений, уровня общественного благосостояния и сознания, социально-нравственного и духовно-психологического состояния семьи, воздействий средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций, самодеятельных объединений ребенок всегда остается не только объектом, но и субъектом воспитания. Дети постоянно и сильно воздействуют на самих себя за счет собственного сознания, мотивов, внутренних побуждений, чувств и формируют свою личность. Интересы, потребности, внутренние стимулы и индивидуальные мотивы побуждают их к выбору того или иного поведения, поступка, что расширяет и закрепляет их жизненные взгляды и убеждения, навыки и привычки. В разные возрастные периоды степень осознания детьми своей «субъективности», самовлияния на характер собственной личности не одинакова. Педагогика призвана помочь ребенку преодолеть внутренние разногласия с требованиями жизни, разрешить противоречие между его «субъективностью», жизненной самовоспитательной активностью и «объективностью», осознанием необходимости общественных требований к себе как члену группы; коллектива, общества. В процессе преодоления этого противоречия происходит постепенное становление детского самосознания и освоение общественного сознания: правовых, нравственных, эстетических требований к личности.
Педагог вступает во взаимодействие с самоизменяющимся и саморазвивающимся субъектом, самоформирующейся личностью. От того, найдет ли воспитатель верный путь к ребенку с помощью педагогических средств как индивидуальности, субъекту воспитания, целиком зависит, будут ли их взаимоотношения отношениями доброжелательного взаимодействия или формально-индифферентного контакта, даже сопротивления и противоборства. При всей интенсивности исследований детства, юности, возмужания сегодня не существует целостной, адаптированной к современным условиям школьной жизни картины состояния современного ребенка, его цельного, по возрастам, физическо-физиологического, психологического и социологического портрета. Это приводит к однобокому, порой ошибочному решению' многих педагогических вопросов. Например, при определении содержания образования учитываются требования современной науки и культуры, но не принимается во внимание, в каком возрасте, какой материал может быть освоен быстрее, лучше и окажет благотворное влияние на психическое и физическое развитие ребенка.
Для этого необходимо определить возрастные параметры физического и психического развития и возможностей детей, оптимальные физические и интеллектуальные нагрузки для каждого возрастного периода, которые необходимо соотнести с реальной занятостью, загруженностью, утомляемостью, развитостью школьников. Нужны четкие и недвусмысленные характеристики возможностей физического, психического и социального развития детей различных возрастных групп в реальном педагогическом процессе. Должны быть разработаны научно обоснованные требования к личности, обеспечивающие гармоничное развитие всех ее сущностных сил и способностей, их физической, психической, эмоционально-волевой, деятельностно-практической сфер.
Еще одна исследовательская программа должна быть посвящена педагогическому творчеству и мастерству. Она особенно актуальна потому, что содержание и организация обучения и воспитания реализуются преподавателем, учителем — главной фигурой реформы высшей и средней школы. Педагогу важно изначально осознавать свою профессию как творческую, побуждающую его к постоянному поиску новых, более эффективных, жизненно приемлемых для детей форм и методов обучения и воспитания. Новые подходы к пониманию сущности основ наук, интегрированные курсы, интенсивные методы и технические средства обучения, усиление роли самообразования неизбежно повлекут за собой, особенно в старших классах, лекционно-семинарскую и лабораторно-практическую системы занятий с зачетно-экзаменационной системой учета знаний, умений и навыков. Это одновременно удовлетворит готовность и потребность старшеклассников в увеличении доли самостоятельной работы в учебном процессе. Такие изменения станут возможными тогда, когда педагогическая наука новаторски взломает сложившиеся стереотипы, шаблоны и штампы в подходах к формам и методам обучения. При сохранении урока в качестве основной формы учебных занятий жизнь настоятельно требует разработки полиморфной, многоформной системы обучения. Многообразие путей познания истины в науке, в общественной жизни, в практике, а также разнообразие способов, приемов человеческого общения, делового и интимного взаимодействия представляет практически несчеркаемые возможности для методического творчества, разработки новых методов обучения и воспитания. Научная оценка практического методического творчества передовых учителей и новаторов, предотвращение абсолютизации и фетишизации отдельных форм и методов, определение их места в индивидуализированных методических системах каждого учителя будут способствовать повышению эффективности и действенности учебно-воспитательного процесса.
Причины многих педагогических неудач и просчетов коренятся в недостаточной общекультурной и теоретико-практической педагогической грамотности учителей, в отсутствии у многих из них/подлинного профессионализма. Потребность в учительских кадрах не может быть удовлетворена за счет одних одаренных абитуриентов. Всех желающих стать учителями, независимо от степени одаренности, необходимо учить педагогическому мастерству, профессионализму. Это требует серьезного экспериментирования по созданию обновленного содержания педагогического образования, учебных планов, организации педагогических практик и практикумов.
При осуществлении поворота к новым формам научно-педагогического труда необходимо учитывать три этапа организации педагогических исследований. Первый этап— поисковый, подготовительный — направлен на создание научного потенциала, на выдвижение идей, на их обсуждение в дискуссиях и мозговых атаках, на обоснование гипотез. На этом этапе идеи проходят лабораторную проверку, осуществляется накопление фактов, разработка теоретико-методологических концепций, заготовка идей впрок, а также подготовка материалов, необходимых при'организации широких экспериментов. Основную роль здесь играют теоретико-методологические и поисковые лаборатории, комплексные объединения и группы, имеющие в своем распоряжении в качестве материальной базы экспериментальные школы.
Второй этап — разработки программно-методической, иной научно-практической документации, необходимой для осуществления широкого педагогического эксперимента с учетом особенностей различных регионов страны. Готовятся для апробации так ие материалы, как новое содержание основ наук, варианты новых учебных программ, учебников, варианты новых форм организации учебных занятий, методов и методических систем овладения знаниями и профессией, варианты новых типов учебных заведений, режимов работы школы, варианты систем управления школой, организации психологической службы, рекомендации по комплексному подходу к воспитанию, по организации совместной деятельности общественных и самодеятельных объединений. Создается проектно-сметная документация учебно-производственных объединений типа школа — предприятие, вуз, школа — временный научно-исследовательский коллектив.
Третий этап — широкая экспериментальная проверка подготовленных материалов в различных типах массовой школы, ПТУ, вузов разных регионов страны силами внедренческих лабораторий, включающих в Себя представителей науки, практики и управленческих организаций. Совместно с органами народного образования на местах отбирается ряд учебных заведений для проведения экспериментальной работы. После этого Проводится тщательная подготовка коллективов учителей и учащихся, превращение их в активных участников эксперимента. Организация исследования включает в себя налаживание экспериментального процесса, наблюдение, корректировку, фиксацию результатов, обработку накопленной информации, ее анализ, оценку, составление научных отчетов и подготовку рекомендаций. На этом этапе происходи и первичное внедрение. Эксперимент становится научной основой развития творчества учителей, массового передового и новаторского опыта.
2.3.Приоритетные направления развития педагогической
науки в современных условиях.
На основе анализа достижений педагогической науки за прошедшие годы можно сказать, что современная педагогическая наука, используя накопленный в течении десятилетий положительный опыт, постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Организация школьного обучения все больше демократизируется, повсеместно вводится диверсификация и дифференциация обучения. Постоянно возникают новые тенденции образования, экспериментальная педагогика активно распространяет свои идеи, многие из которых становятся частью широко используемых педагогических методов. Одним из проявлений экспериментальной педагогики стала повсеместная организация открытых школ. Программа таких учебных заведений направлена на тесную взаимосвязь в процессе обучения с окружающим миром и формирование самостоятельности детей в сфере обучения, воспитания и повседневной жизнедеятельности. Вопреки классической организации классно-урочной системы возникли альтернативные школы, которые направлены на гуманизацию отношений участников учебно-воспитательного процесса.
В дидактике в настоящее время существует три основных направления: традиционное, рационалистическое и феноменологическое. Нестандартный взгляд на обучение просматривается в феноменологической концепции, которая ставит в центр внимания обучающего процесса индивидуальность, личность. Содержание обучения строится в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ученика, его склонностями, способностями, интересами и т. д.
Теория воспитания содержит два принципиально разных направления: социальное и психологическое. Первое подразумевает под основой воспитания социальную среду человека, второе – биологические особенности и психологические процессы, сопровождающие взросление и развитие человеческой личности.
Все большее распространение получает социальная педагогика, особенно много сторонников она нашла в США и Франции. Второе направление является несколько более гуманным, и имеет много сторонников в разных странах мира.
В современной педагогике уделяется большое внимание правильному определению задач и проблем воспитания человеческой личности. Задачами первостепенной важности, по мнению большинства педагогов мира, являются следующие: воспитание толерантности к разнообразию наций, религий, традиций и культур; нравственное воспитание; ориентир на воспитание миролюбивости и стремление к мирному сотрудничеству и разрешению конфликтов. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Политическое воспитание, призванное сформировать определенные патриотические чувства и ответственность за судьбу своего государства.
Важнейшим направлением современного воспитания является формирование у человека определенной морали, способной противостоять распространенным в настоящее время асоциальным проявлениям ровесников. В этой связи наблюдается конфронтация двух тенденций современной и традиционной педагогики. Многие учебные заведения не отошли от привычного авторитаризма в осуществлении учебно-воспитательной деятельности, который противоречит развитию самостоятельности, формированию ответственности, способностей к нестандартному эвристическому мышлению, гуманных сторон личности, высоких нравственных норм. Одним из последствий борьбы этих направлений явилось возникновение распространенной на Западе поведенческой методики воспитания. Она предполагает создание атмосферы сотрудничества, свободы мысли, способствует проявлению индивидуальности и развитию творческих способностей.
В системе образования подавляющего количества стран наблюдается значительная демократизация, то есть право учебных заведений на автономию, частичное самоуправление. Доступность образования в настоящее время является насущной проблемой многих стран. Не все люди могут получить желаемое образование, в основном по причине финансовых и социальных противоречий. В некоторых странах мира, особенно переживающих экономический кризис, остро стоит проблема обязательности образования, вызванная снижением посещаемости учебных заведений, качества образования, организация диверсификации образования на должном уровне и др.
Большое значение уделяется созданию специальных условий для талантливых, одаренных детей, а так же детей, имеющих различные отклонения, развитие которых производится с использованием методов коррекционной педагогики. Почти во всех странах мира имеет место компенсирующее обучение, направленное на оказание помощи в обучении отстающим ученикам.
Школьные системы запада с начала 1990-х гг. подверглись многочисленным реформам. Большинство зарубежных стран осознало, что высокий уровень образования в стране является важным и необходимым условием прогрессивного развития общества, науки и культуры. Школьные программы, при неизменно устойчивой основе, постоянно подвергаются различного рода модификациям и нововведениям. Кроме того, в общеобразовательной школе имеется несколько типов программ: обязательная и специализированные, обеспечивающие диверсификацию и дифференциацию обучения.
В системе начального образования существует множество частных школ, причем большинство из них имеют какую-либо религиозную направленность. Государственные же школы стран Западной Европы и США либо полностью светские, либо включают религиозные дисциплины. Общая мировая тенденция по этому вопросу характеризуется лояльностью по отношению к религиозной составляющей в программе начального образования, каждому предоставляется свобода выбора в данном вопросе.
Образовалась наиболее четкая преемственность между ступенями образования. Высшее образование получает все большее распространение и развитие, особенно в ведущих странах мира. Это явление имеет и положительные и отрицательные стороны. К первым относится большая социальная дифференциация студентов, ко вторым – снижение качества образования, что объясняется осложнением государственного контроля большего количества высших учебных заведений.
Существенно изменился характер подготовки педагогических кадров, она перешла на качественно новый уровень и в большинстве педагоги имеют высшее образование.
Одной из проблем современного общего образования является функциональная безграмотность, то есть человек, формально окончивший учебное заведение, фактически не обладает должным уровнем знаний, умений и навыков, достижение которого предполагается курсом проведенного обучения.
Важным этапом развития мировой школы является внедрение в процесс обучения и воспитания технических средств, возникших в результате научно-технического прогресса общества. Первыми такими средствами были магнитофон, телевизор, различные механические устройства. Следующим шагом было появление в школе компьютера, который служил не только многофункциональным средством обучения, но и «помощником» в осуществлении организации и контроля различных сфер деятельности школы.
Стремительное развитие средств массовой информации (СМИ) породило даже особое название – параллельная школа. Педагоги всего мира обращают внимание на необходимость контроля доступа детей к различным СМИ с учетом их возрастных и психологических особенностей, так как параллельная школа может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.
3.Заключение
3.1.Перестройка организации педагогической науки позволит ей активно, практически влиять на ход обновления общества и занять достойное место в общей системе общественных наук.
Современный уровень общественного развития, сущностные изменения в системе культурных ценностей и процессах социализации личности заставляют отказываться от традиционных методов решения научных задач в педагогике и переходить к методам, основанным на инновационных технологиях социокультурного воспитания.
4. ЛИТЕРАТУРА :
1. Сластенин В.А. и др . Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002, С. 58-61
2.Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России, 2002, С.11-20
3.Подласый И.П . Педагогика. Новый курс: Учебник. – М.: ВЛАДОС, 1999, Кн. 1, С. 24-29
4.Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России, 2002, С. 440-441
5. Сластенин В.А. и др . Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002, С. 365-366
6. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России, 2002, С.513-516
7. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. – М.: Юристъ, 1997, С. 456-461
8. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. Пидкасистого П.И. – М.: Педагогическое общество России, 2002, С. 118-123
9. Сластенин В.А. и др . Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002, С. 71-75
10. Сластенин В.А. и др . Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002, С. 62-71
[11] Сластенин В.А. и др . Педагогика: Учеб. пособие. – М.: «Академия», 2002, С. 103-107
11. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 1982.
12. Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и пракгики. М„ 1984.
13. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993.
14. Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики /Педагогика. 1997. №6.
15. Лихачев Б.Т. Экология детства: прежде и теперь // Развитие личности. 1997. № 1.
16.Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инновации: Опыт
разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 1991.
17.Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособие для студ. пед. сред. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 128 с.
18.Исследовательская работа студентов педколледжей: Учебно-методическое пособие /Под ред. А.В.Гаврилина – Владимир: Владимирская школа, 1998.
19.Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие. – 3-е изд. , перераб. и доп. М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К» 2005. – 340 с.
20.Методические рекомендации студентам по подготовке рефератов, докладов, курсовых работ по педагогике и их тематика. Составитель: преподаватель кафедры педагогики, к.п.н. Котряхов Н.В.. Киров, 1989.