В данной работе рассказывается об основных направлениях совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС.
В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» говорится, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах.
В процессе социальных изменений современной России обострились проблемы развития математического образования и науки, в частности:
- выбор содержания продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;
- нарушена преемственность между уровнями образования;
- потребность будущих специалистов в математических знаниях и методах учитывается слабо;
- фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах для разных групп учащихся.
Все это приводит к низкой эффективности учебного процесса, к подмене обучения «натаскиванием» на экзамен, к игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся, оторванности от современной науки и практики.
Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.
Таким образом, задачами развития математического образования являются:
- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);
- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;
- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;
- повышение качества работы учителей математики;
- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, условий для развития и применения этих способностей;
Реализуя программы основного общего и среднего общего образования математическое образование должно:
- предоставить каждому учащемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе;
- обеспечить каждого учащегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне;
- обеспечить необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.
В основном общем и среднем образовании необходимо:
- предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования;
-предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей (возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; развитием системы специализированных общеобразовательных организаций, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики и др.);
- стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими учащимися.
Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов, условий для повышения уровня мастерства учителей математики через участие в работе мастер-классов, круглых столов, семинаров; через организацию системы работы по самообразованию и обмену опытом; через накопление инновационных разработок и распространение передовых педагогических идей.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе освоения универсальных учебных действий.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Наши школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе. Это когда учитель:
знает:
- важность формирования универсальных учебных действий школьников;
- сущность и виды универсальных умений,
- педагогические приемы и способы их формирования.
умеет:
- отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД
- использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД
- привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД
Реализуя ФГОС, педагоги должны применять технологии развивающего обучения, направленные на формирование надпредметных компетентностей (взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиск различных способов решения учебных задач в исследовательской и поисковой деятельности); технологию критического мышления (взаимодействия личности и информации, вызов, осмысление, рефлексия деятельности, обучение на основе принципа сотрудничества и совместного планирования), информационно-коммуникационные технологии.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что обучающиеся успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету.
Таким образом, суть деятельности учителя реализующего ФГОС – вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий.
Просмотр содержимого документа
«Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС»
Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС.
В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» говорится, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах.
В процессе социальных изменений современной России обострились проблемы развития математического образования и науки, в частности:
- выбор содержания продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;
- нарушена преемственность между уровнями образования;
- потребность будущих специалистов в математических знаниях и методах учитывается слабо;
- фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах для разных групп учащихся.
Все это приводит к низкой эффективности учебного процесса, к подмене обучения «натаскиванием» на экзамен, к игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся, оторванности от современной науки и практики.
Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.
Таким образом, задачами развития математического образования являются:
- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);
- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;
- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;
- повышение качества работы учителей математики;
- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, условий для развития и применения этих способностей;
Реализуя программы основного общего и среднего общего образования математическое образование должно:
- предоставить каждому учащемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе;
- обеспечить каждого учащегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне;
- обеспечить необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.
В основном общем и среднем образовании необходимо:
- предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования;
-предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей (возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; развитием системы специализированных общеобразовательных организаций, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики и др.);
- стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими учащимися.
Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов, условий для повышения уровня мастерства учителей математики через участие в работе мастер-классов, круглых столов, семинаров; через организацию системы работы по самообразованию и обмену опытом; через накопление инновационных разработок и распространение передовых педагогических идей.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе освоения универсальных учебных действий.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Наши школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира: в умении работать с информацией; в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения; в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Приоритетным направлением, обозначенным в новом стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе. Это когда учитель:
знает:
важность формирования универсальных учебных действий школьников;
сущность и виды универсальных умений,
педагогические приемы и способы их формирования.
умеет:
отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД
использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД
привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД
Реализуя ФГОС, педагоги должны применять технологии развивающего обучения, направленные на формирование надпредметных компетентностей (взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиск различных способов решения учебных задач в исследовательской и поисковой деятельности); технологию критического мышления (взаимодействия личности и информации, вызов, осмысление, рефлексия деятельности, обучение на основе принципа сотрудничества и совместного планирования), информационно-коммуникационные технологии.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что обучающиеся успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету.
Таким образом, суть деятельности учителя реализующего ФГОС – вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий.