kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассказывается об основных направлениях совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС. 

В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» говорится, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах.

В процессе социальных изменений современной России обострились проблемы развития математического образования и науки, в частности:

- выбор содержания продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;

- нарушена преемственность между уровнями образования;

- потребность будущих специалистов в математических знаниях и методах учитывается слабо;

- фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах для разных групп учащихся.

Все это приводит к низкой эффективности учебного процесса, к подмене обучения «натаскиванием» на экзамен, к игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся, оторванности от современной науки и практики.

Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.

Таким образом, задачами развития математического образования являются:

- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);

- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;

- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

- повышение качества работы учителей математики;

- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, условий для развития и применения этих способностей;

Реализуя программы основного общего и среднего общего образования математическое образование должно:

- предоставить каждому учащемуся  возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе;

- обеспечить каждого учащегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне;

- обеспечить необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

В основном общем и среднем образовании необходимо:

- предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования;

-предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей (возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; развитием системы специализированных общеобразовательных организаций, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики и др.);

- стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими учащимися.

Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов, условий для повышения уровня мастерства учителей математики через участие в работе мастер-классов, круглых столов, семинаров; через организацию системы работы по самообразованию и обмену опытом; через накопление инновационных разработок и распространение передовых педагогических идей.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе освоения универсальных учебных действий.

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Наши школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:  в умении работать с информацией;  в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;  в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

Приоритетным направлением, обозначенным в новом стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе. Это когда учитель:

знает:

  • важность формирования универсальных учебных действий школьников;
  • сущность и виды универсальных умений,
  • педагогические приемы и способы их формирования.

умеет:

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД
  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД
  • привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД

Реализуя ФГОС, педагоги должны применять технологии развивающего обучения, направленные на формирование надпредметных компетентностей (взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиск различных способов решения учебных задач в исследовательской и поисковой деятельности); технологию критического мышления (взаимодействия личности и информации, вызов, осмысление, рефлексия деятельности, обучение на основе принципа сотрудничества и совместного планирования), информационно-коммуникационные технологии.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что обучающиеся успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету.

Таким образом, суть деятельности учителя реализующего ФГОС – вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС»

Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС.

В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» говорится, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах.

В процессе социальных изменений современной России обострились проблемы развития математического образования и науки, в частности:

- выбор содержания продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;

- нарушена преемственность между уровнями образования;

- потребность будущих специалистов в математических знаниях и методах учитывается слабо;

- фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах для разных групп учащихся.

Все это приводит к низкой эффективности учебного процесса, к подмене обучения «натаскиванием» на экзамен, к игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся, оторванности от современной науки и практики.

Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.

Таким образом, задачами развития математического образования являются:

- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);

- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;

- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

- повышение качества работы учителей математики;

- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, условий для развития и применения этих способностей;

Реализуя программы основного общего и среднего общего образования математическое образование должно:

- предоставить каждому учащемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе;

- обеспечить каждого учащегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне;

- обеспечить необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

В основном общем и среднем образовании необходимо:

- предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования;

-предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей (возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; развитием системы специализированных общеобразовательных организаций, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики и др.);

- стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими учащимися.

Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов, условий для повышения уровня мастерства учителей математики через участие в работе мастер-классов, круглых столов, семинаров; через организацию системы работы по самообразованию и обмену опытом; через накопление инновационных разработок и распространение передовых педагогических идей.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе освоения универсальных учебных действий.

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Наши школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:  в умении работать с информацией;  в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;  в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.


Приоритетным направлением, обозначенным в новом стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе. Это когда учитель:

знает:

  • важность формирования универсальных учебных действий школьников;

  • сущность и виды универсальных умений,

  • педагогические приемы и способы их формирования.

умеет:

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД

  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД

  • привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД



Реализуя ФГОС, педагоги должны применять технологии развивающего обучения, направленные на формирование надпредметных компетентностей (взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиск различных способов решения учебных задач в исследовательской и поисковой деятельности); технологию критического мышления (взаимодействия личности и информации, вызов, осмысление, рефлексия деятельности, обучение на основе принципа сотрудничества и совместного планирования), информационно-коммуникационные технологии.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что обучающиеся успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету.

Таким образом, суть деятельности учителя реализующего ФГОС – вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий.

Просмотр содержимого презентации
«Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС»

Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС   Волкова М.В., учитель математики МБОУ Гимназии №1

Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС

Волкова М.В.,

учитель математики

МБОУ Гимназии №1

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблемы развития математического образования

Проблемы развития математического образования

  • выбор содержания продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;
  • нарушена преемственность между уровнями образования;
  • потребность будущих специалистов в математических знаниях и методах учитывается слабо;
  • фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах для разных групп учащихся.
Задачи развития математического образования

Задачи развития математического образования

  • модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);
  • обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;
  • обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;
  • повышение качества работы учителей математики;
  • обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, условий для развития и применения этих способностей;
Условия реализации математического образования

Условия реализации математического образования

  • предоставить каждому учащемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе;
  • обеспечить каждого учащегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне;
  • обеспечить необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий
Условия реализации математического образования

Условия реализации математического образования

  • предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования;
  • предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей;
  • стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими учащимися.
Образовательный стандарт

Образовательный стандарт

  • структура основных образовательных программ;
  • результат их освоения;
  • условия реализации
Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активная учебно-познавательная деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Условия развития УУД УЧИТЕЛЬ ЗНАЕТ :

Условия развития УУД

УЧИТЕЛЬ ЗНАЕТ :

  • важность формирования универсальных учебных действий школьников;
  • сущность и виды универсальных умений,
  • педагогические приемы и способы их формирования
Условия развития УУД УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ :

Условия развития УУД

УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ :

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД
  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД
  • привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД
Технологии

Технологии

  • развивающего обучения
  • технологию критического мышления
  • информационно-коммуникационные технологии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Волкова Марина Владимировна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "195547"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913966"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Анализ работы ШМО учителей физико-математических наук за 2014-2015 уч. г."
    ["seo_title"] => string(70) "analizrabotyshmouchitielieifizikomatiematichieskikhnaukza20142015uchgh"
    ["file_id"] => string(6) "282734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453730918"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Семинар для педагогов "Универсальные учебные действия" "
    ["seo_title"] => string(64) "sieminar-dlia-piedaghoghov-univiersal-nyie-uchiebnyie-dieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "220650"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434722925"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1450 руб.
2070 руб.
1750 руб.
2500 руб.
1580 руб.
2260 руб.
1460 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства