kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассказывается об основных направлениях совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС. 

В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» говорится, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах.

В процессе социальных изменений современной России обострились проблемы развития математического образования и науки, в частности:

- выбор содержания продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;

- нарушена преемственность между уровнями образования;

- потребность будущих специалистов в математических знаниях и методах учитывается слабо;

- фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах для разных групп учащихся.

Все это приводит к низкой эффективности учебного процесса, к подмене обучения «натаскиванием» на экзамен, к игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся, оторванности от современной науки и практики.

Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.

Таким образом, задачами развития математического образования являются:

- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);

- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;

- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

- повышение качества работы учителей математики;

- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, условий для развития и применения этих способностей;

Реализуя программы основного общего и среднего общего образования математическое образование должно:

- предоставить каждому учащемуся  возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе;

- обеспечить каждого учащегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне;

- обеспечить необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

В основном общем и среднем образовании необходимо:

- предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования;

-предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей (возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; развитием системы специализированных общеобразовательных организаций, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики и др.);

- стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими учащимися.

Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов, условий для повышения уровня мастерства учителей математики через участие в работе мастер-классов, круглых столов, семинаров; через организацию системы работы по самообразованию и обмену опытом; через накопление инновационных разработок и распространение передовых педагогических идей.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе освоения универсальных учебных действий.

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Наши школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:  в умении работать с информацией;  в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;  в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

 

Приоритетным направлением, обозначенным в новом стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе. Это когда учитель:

знает:

  • важность формирования универсальных учебных действий школьников;
  • сущность и виды универсальных умений,
  • педагогические приемы и способы их формирования.

умеет:

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД
  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД
  • привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД

Реализуя ФГОС, педагоги должны применять технологии развивающего обучения, направленные на формирование надпредметных компетентностей (взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиск различных способов решения учебных задач в исследовательской и поисковой деятельности); технологию критического мышления (взаимодействия личности и информации, вызов, осмысление, рефлексия деятельности, обучение на основе принципа сотрудничества и совместного планирования), информационно-коммуникационные технологии.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что обучающиеся успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету.

Таким образом, суть деятельности учителя реализующего ФГОС – вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий. 

Просмотр содержимого документа
«Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС»

Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС.

В «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» говорится, что математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950-1980 годах.

В процессе социальных изменений современной России обострились проблемы развития математического образования и науки, в частности:

- выбор содержания продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;

- нарушена преемственность между уровнями образования;

- потребность будущих специалистов в математических знаниях и методах учитывается слабо;

- фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах для разных групп учащихся.

Все это приводит к низкой эффективности учебного процесса, к подмене обучения «натаскиванием» на экзамен, к игнорированию действительных способностей и особенностей подготовки учащихся, оторванности от современной науки и практики.

Изучение и преподавание математики, с одной стороны, обеспечивают готовность учащихся к применению математики в других областях, с другой стороны, имеют системообразующую функцию, существенно влияют на интеллектуальную готовность школьников и студентов к обучению, а также на содержание и преподавание других предметов.

Таким образом, задачами развития математического образования являются:

- модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);

- обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;

- обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

- повышение качества работы учителей математики;

- обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, условий для развития и применения этих способностей;

Реализуя программы основного общего и среднего общего образования математическое образование должно:

- предоставить каждому учащемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе;

- обеспечить каждого учащегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне;

- обеспечить необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий и др.

В основном общем и среднем образовании необходимо:

- предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования;

-предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей (возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; развитием системы специализированных общеобразовательных организаций, специализированных классов, системы дополнительного образования в области математики и др.);

- стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими учащимися.

Совершенствование содержания математического образования должно обеспечиваться за счет опережающей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогов, условий для повышения уровня мастерства учителей математики через участие в работе мастер-классов, круглых столов, семинаров; через организацию системы работы по самообразованию и обмену опытом; через накопление инновационных разработок и распространение передовых педагогических идей.

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе освоения универсальных учебных действий.

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся. Наши школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:  в умении работать с информацией;  в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;  в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.


Приоритетным направлением, обозначенным в новом стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Условия, обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе. Это когда учитель:

знает:

  • важность формирования универсальных учебных действий школьников;

  • сущность и виды универсальных умений,

  • педагогические приемы и способы их формирования.

умеет:

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД

  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД

  • привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД



Реализуя ФГОС, педагоги должны применять технологии развивающего обучения, направленные на формирование надпредметных компетентностей (взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиск различных способов решения учебных задач в исследовательской и поисковой деятельности); технологию критического мышления (взаимодействия личности и информации, вызов, осмысление, рефлексия деятельности, обучение на основе принципа сотрудничества и совместного планирования), информационно-коммуникационные технологии.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что обучающиеся успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету.

Таким образом, суть деятельности учителя реализующего ФГОС – вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов действий.

Просмотр содержимого презентации
«Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС»

Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС   Волкова М.В., учитель математики МБОУ Гимназии №1

Основные направления совершенствования образовательного процесса по математике в условиях реализации ФГОС

Волкова М.В.,

учитель математики

МБОУ Гимназии №1

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблемы развития математического образования

Проблемы развития математического образования

  • выбор содержания продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни;
  • нарушена преемственность между уровнями образования;
  • потребность будущих специалистов в математических знаниях и методах учитывается слабо;
  • фактическое отсутствие различий в учебных программах, оценочных и методических материалах для разных групп учащихся.
Задачи развития математического образования

Задачи развития математического образования

  • модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях (с обеспечением преемственности);
  • обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;
  • обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;
  • повышение качества работы учителей математики;
  • обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности, условий для развития и применения этих способностей;
Условия реализации математического образования

Условия реализации математического образования

  • предоставить каждому учащемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей жизни в обществе;
  • обеспечить каждого учащегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне;
  • обеспечить необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий
Условия реализации математического образования

Условия реализации математического образования

  • предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования;
  • предоставить каждому учащемуся возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей;
  • стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы с отстающими учащимися.
Образовательный стандарт

Образовательный стандарт

  • структура основных образовательных программ;
  • результат их освоения;
  • условия реализации
Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активная учебно-познавательная деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Условия развития УУД УЧИТЕЛЬ ЗНАЕТ :

Условия развития УУД

УЧИТЕЛЬ ЗНАЕТ :

  • важность формирования универсальных учебных действий школьников;
  • сущность и виды универсальных умений,
  • педагогические приемы и способы их формирования
Условия развития УУД УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ :

Условия развития УУД

УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ :

  • отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД
  • использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД
  • привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД
Технологии

Технологии

  • развивающего обучения
  • технологию критического мышления
  • информационно-коммуникационные технологии.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Волкова Марина Владимировна

Дата: 30.08.2015

Номер свидетельства: 227805

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "195547"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913966"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Анализ работы ШМО учителей физико-математических наук за 2014-2015 уч. г."
    ["seo_title"] => string(70) "analizrabotyshmouchitielieifizikomatiematichieskikhnaukza20142015uchgh"
    ["file_id"] => string(6) "282734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453730918"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Семинар для педагогов "Универсальные учебные действия" "
    ["seo_title"] => string(64) "sieminar-dlia-piedaghoghov-univiersal-nyie-uchiebnyie-dieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "220650"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434722925"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства