kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение технологии критического мышления на уроках казахского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казахский язык - это наш духовный стержень. Наша задача - развивать его, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство нашим потомкам современный язык,  в котором к опыту многих поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш заметный след. Это задача, которую должен самостоятельно решать каждый уважающий себя человек. Государство, со своей стороны, многое делает для укрепления позиций государственного языка. Необходимо продолжить реализацию комплекса мер по популяризации казахского языка.

Уже сегодня в стране более шестидесяти процентов школьников обучаются на государственном языке, во всех школах введено его изучение. Это означает, что если ребенок пошел в школу в этом году, то через десять-двенадцать лет мы получим новое поколение казахстанцев,  владеющих в совершенстве  казахским языком.

Таким образом, уже к 2025 году казахский язык станет языком повсеместного общения и приоритетным  во всех сферах жизни.   И это, безусловно, будет важнейшим достижением нашего государства.  Наш суверенитет, наша независимость наконец  обретет то, что скрепляет нацию, цементирует ее - это родной язык. Это главный бриллиант в короне суверенности нашего государства.

 

                           [ Послание Президента Республики Казахстан-

лидера нации Н. А. Назарбаева

Народу Казахстана

 Стратегия «Казахстан 2050»]

 

Цитируя, слова президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, я хочу сказать, что изучение казахского языка стоит на первом месте. Моей целью является  создание необходимых  условий  для того, чтобы заложить прочный фундамент для изучения казахского языка. На своих уроках я  применяю модуль «Обучение критическому мышлению»:  через диалог. На уроках казахского языка в  основе взаимодействия с классом лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы. В современном мире невозможно без диалогового общения разговаривать, сотрудничать с другими людьми. И я поняла, что если наш президент ставит задачу, чтобы многие знали государственный язык, то и мои учащиеся должны знать казахский язык.

Я еще раз до начало учебного года обратилась к материалам курсов «Лицом к лицу», где в руководстве для учителя было сказано, что лишь «Обучение через диалог» рассматривается в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с социоконструктивисткой точкой зрения. Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при  котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. [ Руководство для учителя стр. 117]

Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя. [ Руководство для учителя стр. 144]

Утверждение Л. Выготского о центральной роли речи в обучении было поддержано эмпирическим исследованием. Барнс (1971) утверждал: то, каким образом используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. И подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. [ Руководство для учителя стр. 145].

          В  начале урока казахского языка я  провожу диалог, задавая вопросы о погоде, праздниках и другие. Моя основная задача  заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно  обладать разговорной речью.  Я попробовала, чтобы учащиеся сами  задавали вопросы своим одноклассникам. Очень понравилось задавать вопросы сильным учащимся, например:  Какое твое любимое животное? Где обитают домашние животные? Где обитают дикие животные?

 В ходе диалога ребята учатся критически мыслить, решать сложные вопросы на основе анализа обстоятельств. Диалог в обучении казахского языка занимает центральное место. Диалог – это среда, в которой учащиеся чувствуют себя комфортно и свободно. В такой атмосфере учащиеся делятся с мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Так на первом уроке учащиеся инсценировали  сценку  приглашения дедушки к столу. Учащиеся подошли к этому заданию с энтузиазмом. Начали распределять роли. В роли внучки выступила сильная учащаяся Наташа, а в роли дедушки выступил слабый ученик Виктор, так как ему нравиться слово «Ойбай». Он воодушевился этой ролью. Борис предложил свое выступление в роли звонка, Александр озвучил  открывание двери, а Дархан кипение чайника. Из этого следует, что диалог приносит большую пользу: позволяет ученикам выражать  свое понимание темы, содействует аргументированию учениками своих идей.

Также  в ходе диалога  учащиеся  учатся взвешивать мнение каждого одноклассника, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться между собой.  Характерными признаками беседы и дебатов Мерсер считает: существует большое расхождение во  мнениях и каждый приходит к своему решению. Общение часто происходит по типу « Да это так!»- «Нет, не так!» Атмосфера, скорее, конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество. [ Руководство для учителя 2012 г. стр. 145]

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии критического мышления на уроках казахского языка »


ПРИМЕНЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА.


Казахский язык - это наш духовный стержень. Наша задача - развивать его, активно используя во всех сферах. Мы должны оставить в наследство нашим потомкам современный язык, в котором к опыту многих поколений наших предков был бы гармонично добавлен и наш заметный след. Это задача, которую должен самостоятельно решать каждый уважающий себя человек. Государство, со своей стороны, многое делает для укрепления позиций государственного языка. Необходимо продолжить реализацию комплекса мер по популяризации казахского языка.

Уже сегодня в стране более шестидесяти процентов школьников обучаются на государственном языке, во всех школах введено его изучение. Это означает, что если ребенок пошел в школу в этом году, то через десять-двенадцать лет мы получим новое поколение казахстанцев, владеющих в совершенстве казахским языком.

Таким образом, уже к 2025 году казахский язык станет языком повсеместного общения и приоритетным во всех сферах жизни. И это, безусловно, будет важнейшим достижением нашего государства. Наш суверенитет, наша независимость наконец обретет то, что скрепляет нацию, цементирует ее - это родной язык. Это главный бриллиант в короне суверенности нашего государства.


[ Послание Президента Республики Казахстан-

лидера нации Н. А. Назарбаева

Народу Казахстана

Стратегия «Казахстан 2050»]


Цитируя, слова президента Нурсултана Абишевича Назарбаева, я хочу сказать, что изучение казахского языка стоит на первом месте. Моей целью является  создание необходимых  условий  для того, чтобы заложить прочный фундамент для изучения казахского языка. На своих уроках я применяю модуль «Обучение критическому мышлению»: через диалог. На уроках казахского языка в основе взаимодействия с классом лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы. В современном мире невозможно без диалогового общения разговаривать, сотрудничать с другими людьми. И я поняла, что если наш президент ставит задачу, чтобы многие знали государственный язык, то и мои учащиеся должны знать казахский язык.

Я еще раз до начало учебного года обратилась к материалам курсов «Лицом к лицу», где в руководстве для учителя было сказано, что лишь «Обучение через диалог» рассматривается в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с социоконструктивисткой точкой зрения. Обучение и преподавание на основе диалога предполагает подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. [ Руководство для учителя стр. 117]

Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Таким образом, роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя. [ Руководство для учителя стр. 144]

Утверждение Л. Выготского о центральной роли речи в обучении было поддержано эмпирическим исследованием. Барнс (1971) утверждал: то, каким образом используется в классе, оказывает наибольшее влияние на обучение учеников. И подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. [ Руководство для учителя стр. 145].

В  начале урока казахского языка я провожу диалог, задавая вопросы о погоде, праздниках и другие. Моя основная задача  заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно обладать разговорной речью. Я попробовала, чтобы учащиеся сами задавали вопросы своим одноклассникам. Очень понравилось задавать вопросы сильным учащимся, например: Какое твое любимое животное? Где обитают домашние животные? Где обитают дикие животные?

В ходе диалога ребята учатся критически мыслить, решать сложные вопросы на основе анализа обстоятельств. Диалог в обучении казахского языка занимает центральное место. Диалог – это среда, в которой учащиеся чувствуют себя комфортно и свободно. В такой атмосфере учащиеся делятся с мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Так на первом уроке учащиеся инсценировали сценку приглашения дедушки к столу. Учащиеся подошли к этому заданию с энтузиазмом. Начали распределять роли. В роли внучки выступила сильная учащаяся Наташа, а в роли дедушки выступил слабый ученик Виктор, так как ему нравиться слово «Ойбай». Он воодушевился этой ролью. Борис предложил свое выступление в роли звонка, Александр озвучил открывание двери, а Дархан кипение чайника. Из этого следует, что диалог приносит большую пользу: позволяет ученикам выражать свое понимание темы, содействует аргументированию учениками своих идей.

Также в ходе диалога учащиеся учатся взвешивать мнение каждого одноклассника, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться между собой. Характерными признаками беседы и дебатов Мерсер считает: существует большое расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению. Общение часто происходит по типу « Да это так!»- «Нет, не так!» Атмосфера, скорее, конкурентная, нежели ориентированная на сотрудничество. [ Руководство для учителя 2012 г. стр. 145]

На уроках казахского языка дети друг другу задают вопросы, при этом они обмениваются полученными знаниями, мнениями.

В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение.    На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь. В результате дети открывают и осваивают новое знания и учатся применять их на практике.

Создавая вопросы, кластеры ребята принимают решения через диалог, активно включаются в работу.

В процессе исследовательской беседы дети предлагают свои идеи и обсуждают план защиты кластера. Происходит диалог «ученик-ученик», который позволяет находить совместные решения.  Работая в группах, или в парах всегда определяется лидер. Лидерство может  захватывать  и удерживать один партнер; лидерство может переходить от одного к другому; диалог происходит на паритетных началах. В учебном диалоге лидер по существу один – это учитель.  У учащегося лидерство может оказаться случайно, либо сознательно передаваться ему учителем.

Я на уроке казахского языка определяю  лидера в группе для того, чтобы он мог помогать и контролировать работу в группе. Лидер организовывает работу, раздавая поручения и обязанности. Кто-то рисует кластер, кто-то составляет предложения, кто-то переводит слова.

При  групповой работе учащиеся в диалогической беседе учатся навыкам взаимооценивания и самооценивания.  На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируется мышление и речь.  В конце урока учащиеся отвечают на вопросы, что их во время урока затрудняло, заинтересовало и радовало.

Я считаю, на уроках казахского языка , диалог помогает у учащихся развивать речь. Важное место в обучении диалога занимает постановка вопросов и их формулировка. Поэтому на уроках формулирую вопросы не только я, но и сами учащиеся. Уже после первого урока я поняла, что для слабых учащихся это огромная проблема. В этом случае я прибегаю к помощи карточек. По этим карточкам учащиеся отвечали на вопросы низкого порядка: «Перечислите домашних животных», «Как зовут твоего щенка?». При исследовании диалогического подхода, я поняла, что важная роль на уроке отводится учителю, который осуществляет постановку вопросов в классе. Зачастую вопросы на моих уроках задаются по форме учитель - ответ учащихся. И делятся на два типа: невысокого уровня и высочайшего уровня. Тут хотелось бы отметить то, что на моих уроках до прохождения курсов 3 базового уровня употреблялись, в основном, вопросы невысокого уровня, которые нацелены лишь на запечатление и отработку опыта. Из этого следует, что в собственной практике мне необходимо применять вопросы высокого уровня. Так как они вырабатывают у учащихся умение использовать, разбирать, увеличивать и расценивать полученную информацию, а так же выражать свои вопросы так, чтоб они подходили к обучению любого ученика, так как они развивают критическое мышление, знание обучаться друг у друга, воспитывают уважение к идеям остальных учеников. Эти вопросы способствуют у учащихся развитию логического мышления, высказыванию своего мнения на казахском языке. В результате обучения диалогическому навыку у учащихся вырабатывается беседа, разговорная речь на казахском языке. Мерсер и Литлтон (2007) показали, что диалог в классе способствует интеллектуальному развитию и повышению результативности обучения учеников. В исследовании подчеркивается, что не только совместная работа с взрослыми, но и со сверстниками способствует обучению детей. В диалоге ученики выражают свое понимание темы, осознают, что у людей могут быть разные идеи, аргументируют свои идеи. Диалогические беседы помогают мне определять, на какой стадии находятся мои ученики в процессе обучения.

Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной  особенностью  этой технологии, является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше  усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

На своих уроках я наблюдаю за учащимися и вижу изменения в их поведении и их отношение к обучению. Дети ведут себя по-другому: они могут, не стесняясь задавать вопросы  друг другу, просить помощи.

Согласно исследованию Мерсера, беседа является  неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты:

  1. Беседа -дебаты

  2. Кумулятивная беседа

  3. Исследовательская  беседа

[Руководство для учителя 2012 г. стр. 145]

     Многие  исследования обращают внимание на то, что наибольшую пользу, достигает обучение, при  котором соблюдаются паузы, как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос. Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить вопрос, перефразировать его и задать другому  ученику, либо уточнить его  самому. Увеличение времени ожидания с трех до семи секунд может привести к увеличению времени следующих параметров:

  1. Продолжительность ответов учеников.

  2. Количество добровольных ответов.

  3. Частота вопросов учеников

  4. Количество ответов от менее способных учеников.

  5. Частота дискуссионных ответов.

Увеличение времени позволило пронаблюдать за ответами слабых учащихся, увидеть их размышления. Именно это позволило  вести плодотворный диалог в классе.

Я на своих уроках еще раз убедилась, что нужно использовать диалоговое обучение, а не заучивание текстов, тестирования, так как мои ученики не смогут научиться разговаривать на казахском языке.

Анализируя свою работу использования диалогического обучения, я пришла к выводу, что диалог предполагает такие отношения между учащимися, как взаимопомощь, ответственность, участие и переживание. Ведь работая и в парах, и в группе учащиеся сопереживают, если у кого-то из одноклассников не получается, то другие испытывают ответственность за него и приходят на помощь. Помимо этого, можно сделать заключение, что диалог развивает логику, разговорную речь и умение критически мыслить.

Диалоговое обучение на уроках казахского языка приносит большую пользу:

  1. Позволяет ученикам выражать свое понимание темы.

  2. Помогает им осознавать, что у людей бывают разные идеи.

  3. Содействует аргументированию учениками своих идей.

  4. Помогает учителю понять, на какой стадии находятся ученики в процессе своего обучения.

Навыки критического мышления одно из важных качеств, которым должен обладать человек в современном мире. В нынешних условиях, когда полученные знания очень быстро устаревают, когда на человека обрушивается огромное количество информации, одним из необходимых умений является умение оперировать этой информацией, оценивать ее анализировать, на основе анализа делать выводы. Именно эти ключевые навыки: сбор информации, оценка и критический анализ доказательств, пересмотр собственных убеждений мы должны развивать в учащихся на уроках.

В ходе практикческой деятельности передо мной встала проблема: недостаточное умение выражать свои мысли на казахском языке, но апробировав ряд заданий по критическому мышлению я увидела большие изменения у учащихся.

В дальнейшем я планирую продолжить использование идей данного модуля в своей практике, самостоятельно углублять свои знания в данной области.


Использованная литература:

1. Послание Президента Республики Казахстан-лидера нации Н. А. Назарбаева Народу Казахстана Стратегия «Казахстан 2050»

2.Руководство для учителя.











































4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Применение технологии критического мышления на уроках казахского языка

Автор: Жармагамбетова Сауле Токбергеновна

Дата: 14.12.2014

Номер свидетельства: 143529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Развитие ключевых языковых компетенций учащихся на уроках казахского языка и литературы через применение стратегий РКМЧП критического мышления"
    ["seo_title"] => string(178) "razvitiie-kliuchievykh-iazykovykh-kompietientsii-uchashchikhsia-na-urokakh-kazakhskogho-iazyka-i-litieratury-chieriez-primienieniie-stratieghii-rkmchp-kritichieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "316288"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460048501"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "«Использование элементов  критического  мышления на уроках казахского языка». "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-eliemientov-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-kazakhskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "173713"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424017713"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Применение модульного интерактивного обучения  на уроках     казахского языка. "
    ["seo_title"] => string(85) "primienieniie-modul-nogho-intieraktivnogho-obuchieniia-na-urokakh-kazakhskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "151618"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420727235"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Использование элементов критического мышления на уроках казахского языка"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_eliemientov_kritichieskogho_myshlieniia_na_urokakh_kazakhskogho_i"
    ["file_id"] => string(6) "445116"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1513616272"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Мастер-класс: применение технологии  "Развитие критического мышления" в образовательном процессе"
    ["seo_title"] => string(112) "mastier-klass-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-1"
    ["file_id"] => string(6) "301617"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456944706"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства