Костанайская область
г.Рудный
КГУ «Начальная школа№9» Акимата г. Рудного
учитель казахского языка
Омарова Алмагуль Абилкасымовна
выступление на семинаре:
«Использование элементов критического
мышления на уроках казахского языка».
Перед учителем всегда стоят вопросы: как пробудить интерес к предмету, какие выбрать формы обучения, чтобы дети были участниками учебного процесса, имели возможность вести диалог, высказывать свое мнение, чтобы между учеником и учителем существовала «обратная связь». Одним из семи модулей Программы позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является «Обучение критическому мышлению». Цель его состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни, это умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать и делать выводы. Хочу познакомить с элементами критического мышления, которые использую на своих уроках. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов: вызова, осмысление и рефлексии.
1 этап - «Вызов»
Ученики ставят перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной теме. Для актуализации внимания учеников я предлагаю ученикам разгадать кроссворд, ребус, дополнить пословицу. Для того, чтобы ученики могли сами определить тему урока. После того, как назвали тему урока, учатся ставить цель урока. Цель должна быть краткая, понятная детям. Целеполагание определяют с помощью наглядного материала, который представлен в виде презентации или сюжетных картинок. В начале урока для постановки цели и в конце урока на этапе рефлексии предлагаю ученикам заполнить таблицу, « знаю, хочу узнать, узнаю». На первом этапе учителю, необходимо знать на каком, этапе развития находятся ученики, что знают они по данной теме, так как, словарный, лексический и грамматический уровень по казахскому языку с каждым годом пополняется. Для этого ученики составляют кластер, ассоциацию. Правила его применения очень просты. Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Применение данных приемов на уроках казахского языка позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
2 этап – «Осмысление»
На данном этапе ученики под руководством учителя и с помощью своих одноклассников отвечают на вопросы, которые сами поставили перед собой на первом этапе (что хочу знать?).
На этапе осмысления провожу работу с текстом: Инсерт, ученики читают текст и отмечают слова, которые знают, сомневаются и выделяют незнакомые. Работая в паре, ученики читают друг другу текст, и переводят. А дальше работая в группе, дети находят перевод других слов. Таким образом, ученики самостоятельно работают с текстом. Для того, чтобы сравнивать и найти отличия двух тем, понятий, я использую прием «Венн диаграмма», приём толстые и тонкие вопросы.
3 этап – «Рефлексия»
Размышление и обобщение того, «что узнали» ученики на уроке по данной теме.
На этапе рефлексии ученики составляют Синквейн, кластер, использую приём чемодан, мясорубка и корзина, пъедестал почёта и др.
Синквейн в переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». Итак , cinguain – стих из пяти строк. Например, на уроке казахского языка ученики составили синквейн по теме «М??алім»
1 строка – м??алім
2 строка – мейірімді, дарынды
3 строка – жазады, о?ытады, ойлайды
4 строка – білімні? д?нін тереді
5 строка –?стаз
Этот приём использую для закрепления пройденной темы. Ученики ещё раз повторяют изученные слова, и вспоминают части речи на казахском языке. Использование элементов критического мышления на уроке позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развивает познавательные способности личности. Также развивает разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Использование на уроке модуля «Обучение критическому мышлению» направлено на удовлетворение потребностей личности в самоутверждении, общении, игре и творчестве.