Применение активных методов обучения на занятиях учебной практики
Применение активных методов обучения на занятиях учебной практики
Содержание и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Мастерство мастера производственного обучения состоит в умении правильно оценивать эти взаимосвязи и находить рациональные варианты взаимодействия, обеспечивающие успешность подготовки рабочих кадров.
Активные методы обучения подразумевают диалог педагога и студентов, в также диалог между самими студентами. При этом развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение активных методов обучения на занятиях учебной практики»
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
О.С. Киселева
Мариинско-Посадский технологический техникум
Минобразования Чувашии, г. Мариинский Посад
Содержание и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Мастерство мастера производственного обучения состоит в умении правильно оценивать эти взаимосвязи и находить рациональные варианты взаимодействия, обеспечивающие успешность подготовки рабочих кадров.
Активные методы обучения подразумевают диалог педагога и студентов, в также диалог между самими студентами. При этом развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов.
Применение активных методов обучения вносит в занятия учебной практики творческий характер, соревновательность, игровые моменты.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебной практики: на этапе первичного овладения знаниями. Это могут быть проблемное обучения, имитационные упражнения, учебная дискуссия и т.д.
На этапе закрепления могут быть использованы такие методы, как бригадная работа, тестирование и т.д.
На этапе формирования профессиональных умений, навыков происходит развитие творческих способностей. Возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов.
Среди различных методов активного обучения на занятиях учебной практики по профессии «Повар, кондитер» использую практические занятия, элементы проблемного обучения, деловые игры, имитационные упражнения, действия по инструкции, разбор документации.
Каждый урок учебной практики подразумевает практическое занятие. На учебно-практических занятиях после показа трудовых приемов мастером производственного обучения студенты практически готовят блюдо, это способствует развитию самостоятельности, технологического мышления, творчества, креативности, развитию любви к выбранной профессии.
Готовясь к практическому занятию, студенты оформляют, заполняют технологическую карту на определенное блюдо, при этом производят расчет продуктов в соответствии с нормами по сборнику рецептур, здесь применяется прием разбора документации.
Студенты во время практических занятий готовят блюдо по технологическим картам, при этом соблюдая технологию приготовления и нормы закладки продуктов. Здесь используется прием действия по инструкции.
Проблемное обучение превращает изучение в сознательный, активный, творческий процесс. На занятиях учебной практики часто возникают проблемные ситуации. Например, испекли бисквит, его нужно свернуть в рулет, на поверхности образовались трещины. Внешний вид не соответствует норме. Перед студентами встает проблема, как ее можно решить и исправить. Студенты творчески подходят к решению проблемы: поверхность рулета можно оформить кремом или посыпкой.
Преимущество метода «деловая игра» состоит в том, что участники игры, примеряя на себя разные роли, учатся общаться, деловому этикету. При этом участники показывают знания предмета и полученные на практических занятиях навыки, а также общую эрудированность, такие черты характера, как коммуникативность, инициативность, активность, от которых нередко зависит исход игры. В ходе деловой игры развиваются творческое мышление, способность поставить проблему, оценить ситуацию, выдвинуть возможные варианты разрешения и, проанализировав эффективность каждого, выбрать наиболее оптимальный вариант.
Содержание деловых игр может быть: поступление на работу, прохождение испытательного срока, обсуждение или проигрывание планов действий каждого в бригаде при получении ею определенного задания и многое другое. Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом разбора. Деловые игры помогают студентам легче адаптироваться на производственной практике, а также в дальнейшей рабочей деятельности.
Во время учебной практики студенты овладевают умениями и навыками по избранной профессии. Практика организовывается таким образом, чтобы задания студента постепенно расширялись и усложнялись. Во время учебной практики по профессии «Повар, кондитер» обучающиеся участвуют в приготовлении блюд разнообразного ассортимента, учатся оформлению и подаче готового изделия или блюда.
В результате использования активных методов обучения при закреплении знаний и формировании профессиональных (практических) умений и навыков у обучающихся накапливается первоначальный опыт их будущей профессиональной деятельности.