«Применение технологии проблемного обучения на уроках учебной практики»
«Применение технологии проблемного обучения на уроках учебной практики»
Выступление мастера п/о
Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников. Применение активных методов процесса обучения позволяет развить познавательную активность обучающихся на занятиях по производственному обучению, а использование информационных технологий позволяет разнообразить формы работы на уроке, активизировать деятельность учащихся повысить внимание и творческий потенциал личности.
Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода занятий по производственному обучению. Ведение элементов активного обучения таких как: проблемное изложение, дидактическая игра, проектирование помогает обучающимся осваивать знания и умения в профессии и развивать познавательную деятельность.
Элементы проблемного обучения, возможно, применять на каждом занятии на всех его этапах.
Проблемное обучение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций
1. Проблемная ситуация возникает при условии, если обучающийся не знает способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае осознания обучающимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.
2. Проблемные ситуации возникают при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования. Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать на следующие дидактические цели:
1) привлечь внимание обучающегося к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
2) поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало вы мыслительную деятельность;
3) помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить обучающегося к активной поисковой деятельности;
4) помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Способы создания проблемных ситуаций.
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.
1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность и приводит к активному усвоению новых знаний.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении практических на производстве. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно обучающиеся в итоге анализа ситуации сами. формулируют проблему.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа на учебно-опытном участке, в мастерской.
4. Побуждения обучающегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение "предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение обучающегося к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7. Побуждение обучающегося к предварительному обобщению новых фактов.
8. Организация межпредметных связей.
9. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
1. Проблема должна быть доступной пониманию обучающихся . Если до него не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.
2. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если
выдвинутую проблему большинство обучающихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому педагогу.
3. Формулировка проблемы должна заинтересовать обучающихся. Конечно, главным в создании интереса является фактическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если обучающихся специально предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.
Логика решения учебной проблемы (структура урока):
а) составление плана решения проблемы (обязательно план включает в себя выбор вариантов решения).
б) выдвижение предположения и обоснование гипотезы, (возникает в результате «мысленного забегания вперед»);
в) доказательство гипотезы (осуществляется путем выведения из гипотезы следствий, которые проверяются);
г) проверка решения проблемы (сопоставление цели, требования задачи и полученного результата, соответствие теоретических выводов практике);
д) повторение и анализ процесса решения.
Выделяют четыре уровня проблемного обучения.
Первый уровень – мастер формулирует проблему, вводит учащихся в проблему, создает проблемные ситуации, решает их, анализирует полученные результаты. Ученики следят за ходом его мыслей, усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности. В условиях производственного обучения наиболее эффективно является диалогическое преподавание. Это обусловлено тем, что большинство обучающихся имеет некоторые начальные сведения из опыта, и в определенной степени могут принимать участие в решении учебных проблем. Второй уровень –создание проблемной ситуации мастером, вместе с обучающимися формулирует проблему и при их участии решает ее.
Третий уровень – мастер помогает обучающимся сформулировать проблему и решить ее. Обучающиеся самостоятельно выбирают из предложений гипотезу, обосновывают ее, находят метод доказательства гипотезы, формулируют выводы.
Четвертый уровень – творческая активность. Обучающиеся самостоятельно находят проблему и решают ее. Роль мастера при этом сводиться к опосредованному руководству.
В производственном обучении есть все условия для организации индивидуальной работы с обучающимися. Мастер, осуществляя индивидуальный подход определяет, на каком уровне проблемности способен работать обучающийся, какие компоненты творческой деятельности им усвоены недостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подобрать ему соответствующие проблемные задания, которые будут способствовать устранению выявленных недостатков.
Мастер п/о
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Применение технологии проблемного обучения на уроках учебной практики»»
«Применение технологии проблемного
обучения на уроках учебной практики»
Выступление мастера п/о
Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников. Применение активных методов процесса обучения позволяет развить познавательную активность обучающихся на занятиях по производственному обучению, а использование информационных технологий позволяет разнообразить формы работы на уроке, активизировать деятельность учащихся повысить внимание и творческий потенциал личности.
Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода занятий по производственному обучению. Ведение элементов активного обучения таких как: проблемное изложение, дидактическая игра, проектирование помогает обучающимся осваивать знания и умения в профессии и развивать познавательную деятельность.
Элементы проблемного обучения, возможно, применять на каждом занятии на всех его этапах.
Проблемное обучение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций
1. Проблемная ситуация возникает при условии, если обучающийся не знает способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, то есть в случае осознания обучающимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.
2. Проблемные ситуации возникают при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования. Какие дидактические цели преследует создание проблемных ситуаций в учебном процессе? Можно указать на следующие дидактические цели:
1) привлечь внимание обучающегося к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
2) поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало вы мыслительную деятельность;
3) помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить обучающегося к активной поисковой деятельности;
4) помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Способы создания проблемных ситуаций.
На основании обобщения передового опыта можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.
1. Побуждение обучающихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность и приводит к активному усвоению новых знаний.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении практических на производстве. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно обучающиеся в итоге анализа ситуации сами. формулируют проблему.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа на учебно-опытном участке, в мастерской.
4. Побуждения обучающегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение "предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение обучающегося к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация.
7. Побуждение обучающегося к предварительному обобщению новых фактов.
8. Организация межпредметных связей.
9. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.
К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
1. Проблема должна быть доступной пониманию обучающихся. Если до него не дошел смысл задачи, дальнейшая работа над ней бесполезна. Следовательно, проблема должна быть сформулирована в известных терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство уяснили сущность поставленной проблемы и средства для ее решения.
2. Вторым требованием является посильность выдвигаемой проблемы. Если
выдвинутую проблему большинство обучающихся не сможет решить, придется затратить слишком много времени или решать ее самому педагогу.
3. Формулировка проблемы должна заинтересовать обучающихся. Конечно, главным в создании интереса является фактическая сторона дела, но весьма существенно подобрать и надлежащее словесное оформление. Развлекательность формы нередко способствует успеху решения проблемы.
4. Немалую роль играет естественность постановки проблемы. Если обучающихся специально предупредить, что будет решатся проблемная задача, это может не вызвать у них интереса при мысли, что предстоит переход к более трудному.
Логика решения учебной проблемы (структура урока):
а) составление плана решения проблемы (обязательно план включает в себя выбор вариантов решения).
б) выдвижение предположения и обоснование гипотезы, (возникает в результате «мысленного забегания вперед»);
в) доказательство гипотезы (осуществляется путем выведения из гипотезы следствий, которые проверяются);
г) проверка решения проблемы (сопоставление цели, требования задачи и полученного результата, соответствие теоретических выводов практике);
д)повторение и анализ процесса решения.
Выделяют четыре уровня проблемного обучения.
Первый уровень – мастер формулирует проблему, вводит учащихся в проблему, создает проблемные ситуации, решает их, анализирует полученные результаты. Ученики следят за ходом его мыслей, усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности. В условиях производственного обучения наиболее эффективно является диалогическое преподавание. Это обусловлено тем, что большинство обучающихся имеет некоторые начальные сведения из опыта, и в определенной степени могут принимать участие в решении учебных проблем. Второй уровень –создание проблемной ситуации мастером, вместе с обучающимися формулирует проблему и при их участии решает ее.
Третий уровень – мастер помогает обучающимся сформулировать проблему и решить ее. Обучающиеся самостоятельно выбирают из предложений гипотезу, обосновывают ее, находят метод доказательства гипотезы, формулируют выводы.
Четвертый уровень – творческая активность. Обучающиеся самостоятельно находят проблему и решают ее. Роль мастера при этом сводиться к опосредованному руководству.
В производственном обучении есть все условия для организации индивидуальной работы с обучающимися. Мастер, осуществляя индивидуальный подход определяет, на каком уровне проблемности способен работать обучающийся, какие компоненты творческой деятельности им усвоены недостаточно, а потом, исходя из логики учебного материала, подобрать ему соответствующие проблемные задания, которые будут способствовать устранению выявленных недостатков.