Быченкова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Надыма»
Мастер- класс:
«Применение активных методов обучения на учебных занятиях»
Тема: «Применение активных методов обучения на учебных занятиях».
Цель: Научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках в начальных классах.
Аудитория: учителя начальных классов
Оборудование: компьютер, проектор; вырезанные из бумаги крупные ладошки, солнышки и тучки (по количеству участников), карточки «Инфо- угадай-ка», «Кластер», «Синквейн» (для каждой группы); конверты со словами для «Кластера».
Ход мастер-класса:
I.Орг.момент.
Приветствие участников мастер-класса
- Уважаемые коллеги, для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы, я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!»
- Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во (безымянный)
Всем (мизинец)
Здравствуй (всей ладонью)
- А теперь я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета и рассаживаются за столы для работы в группе).
- Спасибо!
I.Актуализация мастер-класса
Сообщение темы, введение в неё.
Первые шаги на пути эффективной работы уже сделаны.
Слайд №1. Тема нашего мастер-класса «Применение активных методов обучения на учебных занятиях».
Проблема активности личности в обучении является актуальной в педагогической науке и в образовательной практике. Переход начального образования на обучение по ФГОС второго поколения требует от нас нового подхода к организации обучения.
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Слайд №2.
На слайде мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Для этого необходимы эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
II. Цели мастер-класса
Постановка задач мастер-класса
Слайд №3.
Я предлагаю вам, каждому самому в течении 2-3 минут подумать и написать на листе бумаги все, что всплывает в вашей памяти, когда вы слышите фразу «активные методы обучения». Тишина, пока каждый думает про себя. Теперь поделитесь в группе и объедините ваши списки в группе (данный прием носит н:азвание Мозговой штурм или Мозговая атака).
Слайд №4.
Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Слайд №5
Активные методы обучения
методы знакомства
методы выяснения ожиданий и опасений
методы релаксации и активизации
методы представления новой информации в ходе образовательного мероприятия
методы работы над темой
методы презентации результатов практической работы
методы подведения итогов работы в ходе образовательного мероприятия
Слайд №6
Мы начали наш мастер-класс с упражнения «Поздоровайся ладошками»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между участниками.
Это один из АКТИВНЫХ МЕТОДОВ начала образовательного занятия
Начать занятие можно необычно , предложив ученикам приветствовать друг друга...
Методом как: «Мой цветок», «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Измерим друг друга», «Летающие имена» - эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Слайд №7
Я предлагаю выяснить Ваши ожидания и опасения от нашего мероприятия
Участникам раздаются заранее вырезанные из бумаги (синие тучки , желтые солнышки) и предлагается попробовать более четко определить, разложив на столе, что они ожидают, чему хотели научиться- (солнышко поверх тучек) и чего опасаются на сегодняшнем занятии (тучка закрывает солнышко).
Этот метод:
- Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений .
- Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
- Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
(положение тучки и солнышка прошу сохранить до завершения нашего мастера-класса)
-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений использую методы: «Что у меня на сердце», «Фруктовый сад», «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Разноцветные листы» и другие. Этот метод позволяет лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Кто желает зачитать свои ожидания и опасения от мастер-класса? (2-3 человека)
В конце занятия мы вернѐмся к нашим тучкам и солнышкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.
Некоторые ваши ожидания являются задачами мастер-класса
Слайд №8
Цель: Сегодня мы постараемся объяснить, что такое активные методы обучения, рассмотрим некоторые виды активных методов обучения и применение их на различных этапах учебных занятий.
III. Раскрытие темы мастер-класса
Слайд №9
Итак, давайте определимся с понятием «Активные методы обучения». Для этого применим метод «Инфо-угадайка». (слайд №5) Цели этого метода: представление и структурирование нового материала, оживление внимания учащихся. Он применяется при работе в группах.
Слайд №10
- Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.
Тема «Активные методы обучения». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «понятие». Первая группа думает и записывает ключевые моменты понятия ««Активные методы обучения».
Мы дали определение «активных методов обучения» (Система методов, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)
Сектор 2 – «этапы урока» 2 группа записывает на каких этапах урока можно применять АМО?
(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, рефлексия). Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
Сектор 3 – виды АМО – 3 группа вспоминает и перечисляет увиденные на нашем занятии методы
Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, одни из них другие вы сами перечислите и запишите.
К этому сектору мы вернѐмся в конце нашего мастер-класса и заполним его до конца. («Энергия жизни», «Что у меня на сердце», «Инфо-угадайка»)
Сектор 4. Цели применения АМО – 3 группа формулирует цели применения АМО.
Развитие мотивации, интереса к предмету, коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений).
Выступление групп.
Обобщение сказанного и открытие таблицы на слайде.
Слайд №11
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть пассивным и становится активным участником образовательного процесса.
К таблице мы вернемся в конце нашего занятия.
Слайд №12, 13, 14
Уважаемые коллеги, предлагаю вам систематизировать полученные знания. Для этого, на имеющихся у вас карточках продолжите составление кластера по теме «Активные методы обучения». Работают
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.
Слайд №15
АМ релаксации
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Упражнение «Постройся по росту»
Слайд №16
Сейчас уважаемые коллеги я предлагаю ответить вам на несколько вопросов. Как мы поступим? Представим, что каждая группа в данный момент находится на автобусной остановке: «Фруктовый сад», «Рынок мнений», «Инфо-карусель», «Ярмарка». Почему эти автобусные остановки я назвала именно так? (Это все названия различных АМО о них написано в моем буклете, который вы получите, после окончания мастер-класса). Каждая группа получает ватман с вопросом, на который, посовещавшись дает ответ (письменно), затем через 2-3 минуты группы все вместе начинают движение к другой остановке, там знакомятся с вопросом, с предыдущими ответами и предлагают свой. В итоге группа должна вернуться на ту остановку, с которой начала движение. После этого каждая группа изучает написанное и презентует результаты работы по своему вопросы, выбирая лучшее из предложенного.
Слайд №17
Эффекты АМО
повышают познавательную активность обучающихся;
активно вовлекают всех школьников в образовательный процесс;
стимулируют самостоятельную деятельность;
помогают эффективно усваивать большой объем учебной информации;
развивают творческие способности, нестандартность мышления, коммуникативно-эмоциональную сферу обучающегося;
раскрывают личностно-индивидуальные возможности каждого обучающегося и определяют условия для их проявления и развития.
Слайд №18
Недостатки АМО
Не могут совладать со своими эмоциями, при создании допустимого рабочего шума при обсуждении проблем.
Несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, из-за психологической доминанты в группе.
Для некоторых участников работа в команде - только способ ничего не делать.
Если преподаватель в должной мере не владеет коллективом, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.
Слайд №19
Особенности активных методов обучения
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Тысячелетия прошли с тех пор, как древние греки провозгласили девиз образования: «Учить не для школы, а для жизни».
Слайд №20, 21
Данный метод, который мы только что с вами продемонстрировали, называется «Автобусная остановка», цель использования данного метода – это научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах, находить различные методы решения задач.
IV. Презентации учебного материала.
Слайд №22, 23
На этапе обобщения знаний использую приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Поднимите руку, кто знает.
Это распространенный метод, многими используется. Мне он тоже нравится. Так как требует от ученика в кратко резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.
Последняя строчка - это слово-синоним, своѐ отношение к данной теме, чувство или сравнение.
- Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики герою.
С помощью данного метода достигаем: выделение частей речи, работа над синонимами, обогащение словарного запаса детей.
Слайд №24
Самостоятельная работа:
Уважаемые коллеги, попробуем составить синквейн по теме нашего мастер-класса самостоятельно.
Итак, тема синквейна МЕТОД.
Повторение изученного
Заслушиваются ответы на тему синквейна разных групп.
Слайд №25
- Вот какой синквейн составила я.
Слайд №26
- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо - угадайка» и допишите в графу «виды» то, с какими методами и упражнениями ещѐ сегодня познакомились. («Кластер», «Синквейн»)
V.Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.
Слайд №27
- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к « к солнышку с тучкой». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они (определите положение солнышко с тучкой)
- К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения.
Я надеюсь познакомились с АМ и будете активно применять их на уроках
Слайд №28
Закончить сегодняшний мастер-класс мне хочется словами немецкого педагога-демократа Фридриха Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».
Слайд №29, 30
Я благодарю вас за работу и хочу пожелать всем успехов в нашей работе и активно применять в ней инновационные методы
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.:
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
метод «ИНФО - УГАДАЙ-КА»
Активные методы обучения
ПОНЯТИЕ | ЭТАПЫ УРОКА | ВИДЫ АМО | ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ |
| | | |
МЕТОД «СИНКВЕЙН»
«Активные методы обучения»
МЕТОД «КЛАСТЕР»
форма проведения
активные методы обучения
цели
виды
этапы применения
индивидуальная | Самостоятельность | Коммуникация |
Инфо-угадайка | На всех этапах урока | Кластер |
групповая | Учебно-организационные умения | Учебно-информационные умения |
Поздоровайся | Фруктовый сад | Мотивация |
| | |
индивидуальная | Самостоятельность | Коммуникация |
Инфо-угадайка | На всех этапах урока | Кластер |
групповая | Учебно-организационные умения | Учебно-информационные умения |
Поздоровайся | Фруктовый сад | Мотивация |
| | |
индивидуальная | Самостоятельность | Коммуникация |
Инфо-угадайка | На всех этапах урока | Кластер |
групповая | Учебно-организационные умения | Учебно-информационные умения |
Поздоровайся | Фруктовый сад | Мотивация |
индивидуальная | Самостоятельность | Коммуникация |