Преемственность в Энциклопедическом словаре:
Преемственность - связь между явлениями в процессе развития в природе,обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себенекоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальныхи культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.Обозначает также всю совокупностьдействия традиций. См. такжеНаследственность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность на уроках литературы»
13
Введение
Окружающий мир и социум так устроен, что вчерашняя информация устаревает уже сегодня. Не только взрослые, но уже и дети разных возрастов каждую минуту развиваются, самосовершенствуются, то есть шагают в ногу со временем. Так как большую часть своего времени дети проводят в школах, на учителей возлагается огромная ответственность. Им необходимо также развиваться и самосовершенствоваться, чтобы найти общий язык с учащимися. Ведь не только каждый класс, но и каждый ребенок требует в наше время индивидуального подхода к себе. Время не стоит на месте, меняется, соответственно формат учебного процесса в школьных заведениях также меняет свой облик и содержание. Сейчас, к сожалению, заинтересовать детей бывает очень непросто, но благодаря новейшим современным технологиям, учебным пособиям, квалифицированным педагогам сделать это можно.
Школа призвана ориентировать растущего человека в культуре, накопленной обществом за тысячелетия цивилизации и постоянно творимой им. Вместе с тем школа может и должна способствовать самоопределению преобладающих способностей ученика, подготовке к реальному участию в жизни общества [Абульханова К.А., 1980, с. 56].
Для этого необходимо определить цели каждого периода школьного литературного образования с опорой на возрастные возможности ученика и ведущий тип деятельности. Отметим при этом, что этапы литературного развития не совпадают с периодами обучения в современной школе.
Нравственный и эстетический потенциал литературы раскрывается лишь при определенном эстетическом уровне восприятия искусства. Если мы хотим, чтобы русская и мировая культура действительно влияла на развитие ученика как человека и гражданина, необходимо в процессе школьного изучения литературы создать систему роста и постепенного усложнения эстетической деятельности, конкретно определить пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи. Необходимость создания новой программы по литературе диктуется современными задачами образования, связанными с социальными задачами нашего общества. В основе новой программы, на наш взгляд, могут лежать четыре основных принципа, определяющих ее структуру:
1. соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста, что определяет отношение к предмету;
2. ориентация содержания программы и характера работы по литературе и развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе;
3. выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системность взгляда на жизнь;
4. ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения.
Почти все участники дискуссий о перестройке школьной программы отмечали необходимость внутренней преемственности между различными этапами школьного литературного образования. Преемственность заключается в разработке сквозных линий углубления идеологических, нравственных и эстетических проблем, в постепенном освоении творчества великих писателей, в развитии читательских умений, необходимых для общения с художественным произведением.
Таким образом, проблема преемственности между этапами школьного литературного образования на сегодняшний день является одной из самых актуальных и злободневных среди методистов-словесников [Ращикулина Е.Н., 2004, с. 33-66].
Целью нашей работы является не построение принципиально новой школьной программы по литературе, а анализ наличия или отсутствия преемственности в существующих программах в изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 5-6 классах. Мы постараемся найти возможные пути усовершенствования программы. Выбор в качестве предмета исследования творчества Лермонтова обусловлен, прежде всего, тем, что этот поэт и писатель является одним из самых интересных и неоднозначных личностей в школьном курсе литературы. Действительно, его стихи обладают своеобразными стилистическими особенностями, и кроме того, указанный сочинитель, помимо неповторимых прозаических произведений, оставил глубокий след в русской поэзии, что позволяет проследить за его творчеством не только в литературном, но и в литературоведческом аспекте.
Великих поэтов немного и они отличаются от остальных своим почерком, своим языком, то есть манерой письма, взглядом на окружающий их мир. Личная судьба и творческая жизнь Лермонтова выделяют его среди остальных как личность. Тяжелое, возможно, несчастное детство сказались на самом поэте и отразились в его произведениях и стихотворениях. Сквозной темой его творчества является тема одиночества и тоски, человека и природы, а также тема борьбы и свободы.
Неслучайно нами были выбраны именно 5-6 классы, так как именно на начальных этапах среднего звена закладывается фундамент личности, интенсивно развиваются познавательные способности, формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Для выражения своих мыслей, своего отношения к окружающей среде, учащимся необходимо развивать богатый словарный запас. Мы считаем, что именно поэзия позволяет окунуться учащимся в мир прекрасного, прочувствовать каждое слово или выражение. Но зачастую бывает сложно интерпретировать поэзию в школе особенно в 5-6 классах. Ведь поэзия – явление сложное, неординарное, многозначное, в ней значение того или иного выражения часто завуалировано. Для того чтобы дети поняли и приняли мир поэзии, учитель должен обладать педагогическим мастерством и зоркостью, чувством прекрасного, быть компетентным не только в области литературы, но также знать частично историю России. Ведь внимание детей можно сконцентрировать буквально на детали, порой еле заметной. Подробности из личной жизни и творчества поэта особенно интересны для детей в возрасте 11-12 лет. Но значительную роль играет не только то, о чем говорит учитель, а также темп, тон речи, тембр голоса, интонация, жестикуляция. Поэзия, сама по себе, предполагает эмоциональной насыщенности речи учителя, для того чтобы последовала ответная реакция от учащихся.
Безусловно, многие методисты, например, Ю.Р. Харламов, С.П. Баранов, В.А. Сластенина, Б.М. Бимбад, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, И.Т. Огородников, Б.П. Есипов и многие другие, рассматривали пути осуществления принципа преемственности на уроках литературы. Они считали, что с младшего возраста необходимо не прерывать цепь последовательности и системности обучения. Отечественный психолог В.В. Давыдов провел анализ дидактических принципов. По его мнению, принцип преемственности означает, что при построении школьных учебных предметов для начальной школы сохраняется связь с теми житейскими знаниями, которые ребенок получает еще до школы. Постепенно на каждом возрастном этапе объем информации увеличивается и усложняется в содержательном плане [Давыдов В.В., 1996, с. 318-348].
Итак, целью нашего исследования является рассмотрение осуществления принципа преемственности на примере поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова. Для достижения вышеуказанной цели исследования нами сформирован ряд конкретных задач, в числе которых:
1. охарактеризовать принцип преемственности и пути его функционирования в учебном процессе;
2. сравнить пути осуществления принципа преемственности в 5 классе и в 6 классе;
3. провести анализ осуществления принципа преемственности в 5-6 классах.
Объект исследования – принцип преемственности на уроках литературы в 5-6 классах в поэзии М.Ю. Лермонтова. Предмет исследования – осуществление принципа преемственности на уроках литературы в 5-6 классах в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Материалом для анализа послужили следующие лирические произведения великого поэта русской литературы: «Бородино», «Три пальмы», «Горные вершины», «На севере диком», «Тучи», «Утес», «Листок».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Глава I. Принцип преемственности как фундамент учебного и познавательного процесса в школе
1.1 Компоненты принципа преемственности
По мнению русского философа И.А. Ильина, человек есть единство тела, души и духа. Он говорит, что «в практической жизни человек очень уверенно чувствует себя телом, не всегда уверен, что у него есть душа и слишком часто не подозревает о том, что он есть дух, и что дух есть главное. Дух – это попытка личности найти высший смысл своего существования».
Спенсер считал, что конечная цель человека состоит в гармоничном развитии всего его усилия, есть могущество и развитие его индивидуальности. Для Гессена развитие способностей – не просто развитие физических и психических сил, а всестороннее приобщение человека к культурным ценностям: «Душа и тело человека в равной мере должны быть образованы в направлении культурных ценностей, по отношению к которым они, как чисто природный материал, подлежащий образованию, представляются равноценными сторонами единого и неразделенного целого. Весь человек в целом, а не только одна какая-либо сторона или часть, должна воспринять в себя ценности культуры, приобщаться к ним всем существом и в служении им преобразовать свой психофизический организм».
В.Л. Рабинович отмечает, что в слове «образование» светится «образ». Следовательно, образ присутствует внутри нас. Этот смысл мы и вкладываем в самообразование.
В педагогической литературе образование обычно связывают с системой образовательных учреждений, с процессом и результатом обучения, воспитания, целенаправленной социализацией человека. Это мнение поддерживают многие методисты, например, Ю.Р. Харламов, С.П. Баранов, В.А. Сластенин, Б.М. Бимбад, Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина, И.Т. Огородников, Б.П. Есипов и т.д. [Шардаков М.Н., 1963, с. 18-20].
Следует подчеркнуть, что именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент личности, интенсивно развиваются познавательные способности, формируются основы мировоззрения, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Для выражения своих мыслей, своего отношения к окружающей среде, учащимся необходимо развивать богатый словарный запас. Безусловно, не каждый ребенок способен логично и красноречиво излагать свои мысли, но каждого можно научить отстаивать свою ту или иную точку зрения связно и доступно для окружающих.
Итак, развивать устную речь учащихся – значит способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной. И если логически правильной, точной и содержательной делает речь школьника все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретается в большей степени благодаря урокам литературы.
Первый наглядный пример, образец звучащей речи для учащихся – живое слово учителя.
С пятого класса дети начинают сравнивать рассказы учителей разных предметов. Манере и стилю учительского рассказа подражают, улавливая особенности интонации, понравившиеся слова и выражения. Это подражание в пятом классе более осознанно, нежели в начальной школе: появляется внимание детей к точному, интонационно богатому, содержательному и выразительному слову [Эльконин Д.Б., 1974, с. 90].
Следовательно, если особую роль в реализации непрерывного процесса познания принадлежит педагогам учебного заведения, то именно им и
предстоит обеспечить преемственность между классами, развивая систему понятий с учетом особенностей детского мышления и необходимости готовить детей к самопознанию, самообразованию в будущем, а не научить их мыслить шаблонно.
Наиболее распространенными словесными (устными, вербальными) методами изложения учебного материала являются: рассказ, описание и объяснение, беседа. Живое слово учителя, присутствующее в рассказе или беседе, развивает мышление и речь учащихся, является основной формой общения учителя с учениками. Слово учителя служит для учащихся образцом устной речи, обогащает их собственную речь, расширяет их понятийный аппарат и активный словарный запас, углубляет понимание речи окружающих, вызывает интерес к учебному материалу, делает этот материал доступным для понимания учащихся.
В связи с этим к устному изложению учителем учебного материала предъявляется ряд требований, как со стороны содержания, так и со стороны формы изложения:
- учебный материал, излагаемый учителем, должен быть, прежде всего, научно достоверным;
- учебный материал должен быть изложен в определенной системе и последовательности;
- материал, излагаемый учителем, должен быть близким и интересным для учащихся; таким изложение будет в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, быта, трудовой деятельности;
- устное изложение учителя должно считаться с показом наглядных пособий, графических и иллюстративных работ, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся;
- изложение учителя должно быть целостным, законченным и познавательно ценным [Талызина Н.Ф., 1997, с. 176-181].
Усвоение учебного материала обусловливает темп речи учителя. Если изложение учителя проводится в быстром темпе, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание, чрезмерно напрягаясь, быстро снижается, работоспособность падает. Ученик перестает слушать и слышать, выключается из работы.
Темп речи учителя имеет большое значение на всех годах обучения в школе. Спокойная, ровная, но не лишенная эмоциональной окраски, речь учителя дает большой педагогический эффект. Речь учителя должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна. Поэтому учителю необходимо проводить специальную обработку текстов учебника с целью наиболее полной его адаптации к индивидуальным особенностям учащихся данного класса. Речь учителя школы должна быть логически правильной. Правильное построение каждой фразы, последовательность изложения, всестороннее, но краткое и ясное описание изучаемого предмета или явления. Речь учителя может сделать восприятие информации доступным, интересным, а может и затруднить его. О значимости этой функции в речи учителя говорит и тот факт, что знания часто закрепляются надолго в памяти учеников благодаря особенности педагогической речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов. Учитель не только передает школьникам знания, но и формирует у них эмоционально-ценностное отношение к этим знаниям. Регулируя отношения «учитель - ученик», речь выступает как средство взаимопонимания между учителем и учеником. Здесь все значимо: и как учитель обращается к ученикам, приветствует их, предъявляет свои требования, делает замечания; высказывает свои пожелания; сопроводительные интонации, выражение лица, взгляд, жест, манера задавать вопросы и получать ответы.
Техника речи – комплекс навыков в речевом дыхании, дикции, голосообразования, которые позволяют донести до учеников все богатство содержания его слова:
- неправильное произношение вызовет смех учащихся данного класса;
- громкая беседа и неоправданная интонация надолго отделяет учителя и учащихся;
- неумение дышать при разговоре приведет к появлению одышки, покраснения лица, учащения пульса, что, несомненно, может сбить учителя с рабочего ритма;
- четкое произношение является профессиональной необходимостью;
- чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.
Овладеть искусством речи должен и может каждый педагог, не следует забывать тривиальную истину: для того чтобы хорошо говорить, необходимо много говорить [Ращикулина Е.Н., 2006, с. 53-79].
Также сильное влияние производит на учащегося внешний вид педагога (осанка, одежда, движение):
- как учитель входит в класс;
- как учитель посмотрит на учащихся;
- как учитель поздоровается с учащимися;
- как учитель отодвинет стул;
- как учитель пройдет по классу;
- сутулость, опущенная голова свидетельствуют о человеке внутренне слабом, неуверенном в себе;
- согнутый, слабый человек не производит впечатления на учащихся;
- прическа, костюм и украшение в одежде эффектно воздействуют на формирование личности воспитанника;
- ребята любят сочетание в педагоге внешней и внутренней красоты;
- у каждого педагога должно быть стремление к эстетической выразительности своего внешнего облика.
Следует также сказать о значительной роли мимики и пантомимики в процессе взаимоотношения учителя и учащихся:
- надо избегать обращения к стенам;
- надо стремиться держать в поле зрения всех учеников;
- лицо должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение и т.д., то есть в той или иной речевой ситуации лицо учителя должно эмоционировать;
- улыбка – символ духовного здоровья и нравственная сила человека;
- брови и глаза – выразительные детали мимики, которые также в той или иной речевой ситуации могут выражать различные эмоции (удивление, равнодушие, восторг, сосредоточенность, спокойствие);
- взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.
Весь вышеперечисленный комплекс преемственности учителя должен в той или иной степени сопровождать процесс достижения эффективности обучения. Для того чтобы добиться этого, необходимо подготовить учителя высококвалифицированного, компетентного в области своей профессии и стремящегося к самообразованию на протяжении всей жизни.
Процесс осуществления принципа преемственности (доступности) в образовании школьников должна основываться на системно-деятельностном, личностно-ориентированном и проблемно-ориентированном подходах.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка и обеспечивающий развитие мышления учащегося. Это и является одной из основных задач общеобразовательной школы. То, что обучение, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или класса детей неординарных условий обучения. Данный процесс сложный и кропотливый, требующий постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. То есть, учитель (педагог), исходя из собственных наблюдений, заключений в результате проведенных анкетирований, тестирований, бесед с родителями учащихся, достигает полного взаимопонимания с детьми.
Процесс реализации принципа преемственности, выступающий в качестве сложной системы взаимосвязанных компонентов (преемственность в содержании, формах, методах и средствах организации образования), должен рассматриваться в следующих аспектах:
- содержательном (типы преемственности),
- процессуальном (формы реализации преемственности),
- результативном (изменение уровня экологического мышления и экологической направленности личности школьника).
Преемственность в нравственном воспитании необходимо рассматривать как согласованную связь между этапами нравственного воспитания, которое обеспечивает последовательность, наступательность, непрерывность в формировании нравственного опыта, имеющую педагогическую и психологическую основу.
Педагогическая преемственность состоит в том, что приобретение ребёнком формы поведения, отношения с взрослыми и сверстниками, морального знания и чувства является тем фундаментом, на котором происходит углубление уже имеющегося и усвоенного нового, развитых новых форм нравственного поведения, сознания, чувств, отношений [Ращикулина Е.Н., 2004, с. 38-66].
Психическая преемственность рассматривается как процесс восхождения от более низких уровней к более высоким и предполагает опору на положительное, на ранее приобретенный жизненный опыт.
Отечественный психолог В.В. Давыдов провел анализ дидактических принципов и пришел к следующим выводам. Принцип преемственности означает, что, например, при построении школьных учебных предметов для начальной школы сохраняется связь с теми житейскими знаниями, которые ребёнок получил ещё до школы. При распространении обучения за пределы начальной школы не выделяются особенности и специфика следующей ступени обучения. В психолого-педагогической литературе обычно ведется речь о том, что в средних классах усложняется содержание, увеличивается объем получаемых учеником знаний, однако не рассматриваются внутренние изменения содержания и форм обучения. Они описываются лишь на количественном уровне, без выделения качественного своеобразия знаний, которые нужно дать ученику в последующих классах. Подобная преемственность, фактически реализуемая в школьной практике, приводит к неумению различать научные и житейские понятия [Давыдов В.В., 1996, с. 318-348].
Каждый возрастной этап имеет относительную самостоятельность и специфические особенности.
1.2 Принципы обучения
Традиционно средняя общеобразовательная школа в нашей стране и во многих других странах строится на трехступенчатой основе: начальной, основной и полной. Каждая из ступеней общеобразовательной средней школы, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Например, переход из младшей школы в среднее звено – важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений при переходе на многопредметное обучение, но большинство учащихся 5-6 классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями. Это далеко не полный перечень трудностей, с которыми педагоги и родители сталкиваются в данный переходный период.
Переходит на новый усложненный уровень и объяснение той или иной темы, то есть, используя уже имеющиеся знания, например, о биографии М.Ю. Лермонтова, нужно уметь преподнести его биографические данные более обширно, подробно. Учащийся на каждом этапе обучения будет узнавать всё более новые факты из жизни того или иного автора того или иного произведения и т.д. Как уже отмечалось нами, знакомясь с новыми моментами, не стоит забывать о ранее изученном материале. Таким образом, вновь полученные знания не должны перекрывать или вовсе стирать из памяти учащихся уже имеющиеся знания, они должны накладываться новым слоем и закрепляться в сознании единым целым представлением. Не стоит забывать также о том, что, полученные в младших классах знания, и будут являться в дальнейшем обучении фундаментом, основанием.
Современная школа призвана создавать условия для развития и саморазвития личности ученика. Как уже отмечалось нами ранее, особая роль отводится позиции педагога в общении, который характеризует признание ученика как равного партнера в условиях сотрудничества, ориентацией на интересы ученика и перспективы его развития. Учителя школы создают на уроке такую педагогическую ситуацию, которая позволяет ученику самовыразиться, рассказать или доказать что-либо и учителю, и остальным ученикам коммуникативной деятельности. Тогда ученик оказывается в центре внимания, становясь субъектом речи, с его потребностями и интересами.
Процесс обучения достаточно сложное явление и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем учащимся, которые этими знаниями ещё не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: Каким образом должно быть поставлено обучение? Какими положениями (правилами) необходимо руководствоваться при этом?
Не стоит забывать о том, что основой базисного учебного плана средней общеобразовательной школы является осуществление принципа преемственности между ее ступенями, когда изучаемые учебные курсы получают на последних ступенях свое развитие и обогащение.
Одной из задач обучения всегда было достижение прочности знаний, что определяло и характер преподавательской деятельности. Как мы уже отмечали, если ученик хорошо запоминает и усваивает материал, то он получает удовлетворение и похвалу со стороны учителя. Если же он не может запомнить и усвоить то, чему учит учитель, то учение для такого ученика становится тягостным и нежелательным. Мыслительная деятельность ученика строится также с учетом необходимости прочно запомнить и усвоить сообщаемые ему знания. Таким образом, возникает принцип прочности обучения.
В сознании человека прочно сохраняется то, что адекватно отражает постоянство изучаемого объекта и его сторон в вечном движении и изменении материального мира. В процессе обучения достижение прочности знаний является результатом действия многих факторов, среди которых важнейшими являются реализация принципов обучения, педагогическое мастерство, желание ребенка учиться, его работоспособность, трудолюбие.
Одно и то же содержание урока может более или менее успешно содействовать умственному развитию в зависимости от того, насколько выделяет ученик главные положения, которые придают определенную логическую структуру изучаемым знаниям. Можно значительно углубить понимание учеником учебного материала за счет выделения на уроке логически ясных и понятных главных мыслей и положений.
Главное должно быть связано с тем, что ученик знает по изучаемому вопросу. В противном случае главное положение становится изолированным и теряет субъективную значимость в мыслительной деятельности ученика. Для того чтобы выделить в содержании урока главную мысль, нужно придать определенный логический порядок тем знаниям, которые имеются у детей по данной теме.
Например, ученики изучают по природоведению три состояния воды. Главное положение в том, чтобы ученики поняли, что вода в разных состояниях (жидком, твердом, газообразном) не перестает быть водой.
Знания должны быть включены в систему взглядов и убеждений ученика, тогда они становятся внутренним достоянием ребенка, и он их не забывает. Свое мировоззрение, взгляды, убеждения нельзя забыть, они могут изменяться, но не забываться, так как выражают направленность личности, создают основу для поведения деятельности. Знания, которые способствуют созданию образной картины мира, дети не забывают.
Значительно способствует прочности знаний их связь с чувствами, эмоциями, переживаниями. Если изучение учебного материала вызывает у ребенка чувство радости или огорчения, переживания успеха, добра, любви, то знания надолго сохраняются в памяти, ибо собственные чувства, эмоции, переживания трудно забыть.
Значительно повышает прочность сохранения знаний у учащихся связь учебного материала с практическими действиями и упражнениями. Если знания могут быть включены в практическую повседневную деятельность ребенка, они систематически воспринимаются и потому прочнее закрепляются. Например, систематическое ведение дневника наблюдений за местной природой создает хорошие предпосылки для прочных знаний о сезонных явлениях.
Верна народная пословица: «Повторение – мать учения». Однако в современной школе повторение не должно быть механическим, только ради того, чтобы запомнить. Повторять нужно, чтобы осмыслить и запомнить. Повторение должно добавлять элементы нового в логике усвоенных знаний. Повторение – это систематизация знаний, обобщение, углубление, связь с личным опытом ученика.
Итак, для того чтобы сформировать и закрепить у учащихся полученные на данном этапе знания, педагогу необходимо сконструировать свою форму обучения, учитывая все нюансы, то есть вложить в школьную учебную программу собственные методы и принципы.
В. Оконь формулирует следующие дидактические принципы обучения:
- системности, или упорядочения, знаний учащихся, что относится не только к содержанию обучения, но и к самому ходу обучения, его процессуальной стороне;
- наглядности, или заполнения, пространства между конкретным и абстрактным. Имеется в виду совокупность норм, которые исходят из закономерностей процесса обучения и касаются познания действительности на основе наблюдения, мышления и практики на пути от конкретного к абстрактному и обратно;
- самостоятельности, или ограничения, зависимости учащихся от учителя, когда учитываются все проявления естественных склонностей детей к самостоятельной деятельности, а также сознательное создание оптимальных условий для развития самостоятельности в деятельности и мышлении учащихся;
- связи теории с практикой. Основой этого принципа является понимание связи между познанием действительности, следствием которого является теория, и практикой;
- эффективности, или связи, между целями и результатами обучения. Данный принцип касается функционирования и оптимизации многих факторов, оказывающих непосредственное (методы работы учителя и учащихся, количество рабочего времени, знания и умения учащихся), или косвенное (уровень умственного развития, способности учащихся, образование и педагогическая культура учителей, семья и окружение) воздействие на дидактический процесс;
- доступности, или преодоления, трудностей учащимися в познании и преобразовании действительности, что связано с необходимостью поиска учителем таких способов установления контакта с каждым из учащегося, подбора таких методов и средств обучения, которые в максимальной степени способствовали бы приведению в движение сил и возможностей большинства учащихся, соответствующих данной фазе умственного, морально-социального и физического развития;
- сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении, или связи интересов личности и общества, что предполагает гармоничное сочетание в процессе обучения различных форм работы (индивидуальной, фронтальной, групповой). Это способствует социализации и воспитанию чувства коллективизма, когда учитываются интересы личности и общества [Тугулева Г.В., 2006, с. 117-128].
Итак, преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного подхода. Таким образом, преемственность и есть обеспечение индивидуального подхода к каждому классу или к каждому учащемуся.
Принцип доступности, с одной стороны, означает, что на каждой ступени образования детям дается лишь то, что им посильно в данном возрасте. Однако эта мера посильности складывалась эмпирическим путем, стихийно, из реальной практики преподавания. Это и предопределяло уровень требований к детям школьного возраста, которые затем превращались в возможности и нормы психического развития ребенка [Ращикулина Е.Н., 2004, с. 38-66].
С другой стороны, школьная теория и практика исходят из того, что обучение лишь стимулирует уже сложившиеся и наличные психические возможности ребенка. Поэтому содержание образования и требования к ребенку ограничиваются этим реальным наличным уровнем. Это приводит к игнорированию конкретно-исторической природы самих возможностей ребенка и подлинно развивающей роли обучения.
В.В. Давыдов предлагает следующую классификацию и характеристики принципов преподавания:
1. Преемственность как сохранение во всяком преподавании связи, но это должна быть связь качественно различных стадий обучения, различного как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям.
2. Доступность как принцип развивающего обучения, то есть построение обучения таким образом, чтобы можно было закономерно управлять темпами и содержанием развития посредством организации обучающих воздействий.
3. Принципу сознательности целесообразно противопоставлять принцип деятельности, понимаемой как основа и средство построения, сохранения и применения системы.
4. Принципу наглядности необходимо противопоставлять принцип предметности, то есть точные указания тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметом, чтобы, с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, а с другой стороны – изобразить это первичное содержание в виде знаковых моделей [Давыдов В.В., 1996, с. 318-348].
В процессе обучения активными участниками являются не только педагоги, но и учебники. Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственного подхода к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. При наличии рецензий от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов, они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных) .
Исторически в построении учебных программ сложились два способа: концентрический и линейный. Концентрический способ построения учебной программы допускает один и тот же материал (вопрос) излагать несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей. Концентрическое расположение материала в программе предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на изучение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзии знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их активности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе изучения языка.
Негативной стороны линейного и концентрического способов построения учебных программ в значительной степени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В отличие от концентрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиралеобразной структуре нет перерывов такого типа. Кроме того, в отличие от линейного способа обучения, обладающего спиралеобразной структурой, не ограничиваются одноразовым представлением отдельных тем.
Конкретизация содержания учебных программ находят свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения.
Сущность линейного способа построения учебной программы состоит в том, что отдельные части (шаги, порции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев – ступеней учебной работы, как правило, только один раз. Достоинство линейного способа расположения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе. Данный способ развертывания содержания учебного материала является наиболее используемым в школах Российской Федерации и наиболее эффективным.
Эти два способа развертывания содержания образования взаимно дополняют друг друга.
Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты. Все тексты разделяются на тексты-описания, тексты-повествования, тексты-рассуждения. К внетекстовым компонентам относится аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятники или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписки к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечание, приложения, оглавление, указатели. Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит, прежде всего, цели разъяснения содержания, а не просто информацией о нем. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащихся определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантические метафоры, языковые стереотипы и т.д., что недопустимо в строго нормированном научном языке.
Учебники содержат изложение основ наук и одновременно организуют самостоятельную деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Другими словами, учебник должен учить учеников учиться. В этой связи к учебнику предъявляются требования, не только касающиеся построения учебных текстов. Это требования дидактические, психологические, эстетические, гигиенические. Учебник должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он должен содержать изложение подлинной науки и одновременно быть доступным для учащихся, учитывать особенности их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности.
А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе необходимый достаточный объем фактического материала. Хороший учебник информативен, энциклопедичен, связывает учебный материал с дополнительной и смежной литературой, побуждает к самостоятельному образованию и творчеству. Материал должен отражать изложение подлинной науки, быть доступным соответствующим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особенности их психических процессов – восприятие, мышление, память; стимулировать потребности, волю школьников в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебниках должен осуществляться в единстве с методами познания и отличаться популярностью, увлекательностью, проблематичностью. Только такой учебник как дидактическое средство обучения и как источник самостоятельного добывания школьником знаний может возбуждать интерес учеников к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании [Ращикулина Е.Н., 2006, с. 201-235].
Таким образом, учебник и учебное пособие – это не то иное, как информационная модель обучения, своеобразный сценарий учебного процесса. Он отражает теорию и методику обучения, тот круг знаний, умений и навыков, общей культуры и опыта деятельности человека, которые обеспечивают формирование духовной сущности детской сущности.
Формулировки основных положений, выводов должны отличаться предельной ясностью и четкостью. Особое значение имеет не только доступность, но и проблематичность изложения, возможность учебника пробуждать познавательный интерес учащихся и заставлять их думать. Учебник должен быть в меру красочен, снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Происхождение изменения в жизни российского общества выдвинуло на первый план идею обогащения и раскрытия внутреннего потенциала каждого человека, его творческое обновление, развитие и совершенствование на протяжении всей жизни. Это возможно только в условиях непрерывного образования, обеспечивающего преемственность не только с позиции взаимосвязи звеньев образовательной системы, но и соответствия в личностной самореализации, гибкости, диалектичности профессионального мышления.
Глава II. Осуществление принципа преемственности на уроках литературы в 5-6 классах на примере поэзии М.Ю. Лермонтова
2.1 Принцип преемственности при изучении темы борьбы и свободы в творчестве М.Ю. Лермонтова в 5-6 классах
Изучение литературных произведений в школе складывается из четырёх основных этапов: вступительное занятие, чтение, анализ и заключительное занятие. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой.
Основная цель вступительного занятия: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последнего анализа и создание ориентиров восприятия. Ольга Ивановна Никифорова (доктор психологических наук, профессор) определяет ориентиры, соотнесенные со структурой читательского восприятия и стимулирующие активность восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения.
Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста, социально-бытовых комментарий, объяснение непонятных слов. Смирнов С.А. называет следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения: вступительное слово учителя, подготовительная беседа учителя с учащимися, постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении, рассмотрение иллюстраций, экспозиции, подготавливающие ученика к восприятию произведения.
Наиболее приемлемыми основными формами проведения вступительных занятий являются: рассказ или лекция учителя; лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; беседа; работа по учебнику или с дополнительной литературой; кино-урок; экскурсия.
Нередко после вступительных занятий проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов – свободного по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием.
Итак, в 5-6 классах учащиеся изучают творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, точнее, знакомятся ближе с его поэзией, связывая ее с более подробными биографическими фактами поэта.
Поэзия играет значительную и одну из важных ролей в жизни каждого из нас. С нее и начинается формирование человека как личности, формирование и развитие его собственной точки зрения.
Заботясь об эстетическом и нравственном развитии учащихся, преподаватели должны содействовать формированию у них способности наслаждаться миром прекрасного.
Эта способность будет вызывать у учащихся при обращении с произведением искусства чувство радости, гордости, гнева против зла и насилия, готовность к борьбе за высокие идеалы.
Что такое поэзия? Как рождаются стихи? Когда они приходят к человеку? Зачем они нужны ему? Для одних, умудрённых знаниями и жизненным опытом, эти вопросы понятны и просты, а для других, особенно для подростков, они кажутся сложными и непонятными.
И это не случайно, ибо к пониманию поэзии приходят не сразу, а по мере знакомства с творчеством различных поэтов, с техникой стихосложения, с развитием умения воспринимать поэтические образы.
Чтобы поэзия служила средством нравственного и эстетического воспитания, необходимо вызвать у детей интерес к ней. Целесообразно с этой целью один из уроков посвятить вопросу о роли поэзии в жизни человека.
Цель такого урока: показать нравственную силу русской классической и мировой поэзии, вызвать чувство уважения к поэтам-борцам за свободу народа, пробудить желание читать стихи.
Поэзия и красота – понятия неотделимые. Кому недоступны тайны поэзии, тому не полностью доступны тайны красоты, тот видит мир убогим, серым, скучным и однообразным.
Поэзия воспитывает в нас яркое восприятие мира, глубокое понимание движений человеческой мысли, благородство и искренность, любовь к родной природе, глубокое гражданское чувство, внутреннюю моральную убеждённость и чистоту помыслов.
Уводя нас в страну поэзии, настоящий поэт заставляет волноваться, страдать, радоваться и обязательно думать. Мы можем читать стихи поэта, принадлежащего к другой эпохе, но они созвучны нашим мыслям, нашему настроению, нашей душе, и поэтому нам кажется, что они написаны сегодня.
Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. Юный поэт-романтик, ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего, ценит собственную свободу, презирая мнения "насмешливого, безумного света".
Поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в радости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия является могучим средством воздействия на сердца и умы людей.
Впервые с поэзией Михаила Юрьевича дети сталкиваются в 5 классе. Учитывая характер всего коллектива учащихся, учитель должен приложить максимум творческих усилий при подготовке к вступительному занятию, так как оно будет являться фундаментом знаний. Как показала практика в школе, зачастую класс состоит из очень активных учащихся, внимание которых быстро можно привлечь, но так же быстро можно и потерять. Мотивация к познавательной деятельности должна присутствовать уже при подаче биографии того или иного писателя или поэта.
В 5 классе не стоит при изучении биографии столь углубляться в мельчайшие подробности, необходимо делать акцент на значительных фактах, повлиявших на дальнейшую жизнь и творчество писателя. Итак, учитель-словесник может начать свою речь с таких слов: «русская литература славится многими выдающимися великими поэтами и писателями. Чем же отличается великий поэт? Тем, что его язык, почерк невозможно спутать ни с кем другим». Здесь также будет нелишним упомянуть А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова и сказать о том, что творчество поэта, с которым дети сегодня познакомятся, занимает такое же значительное место в русской литературе, как творчество данных писателей. В то время, пока дети записывают тему урока в тетрадях, учителю необходимо выдержать небольшую паузу. Затем учащиеся напрямую начинают свое знакомство с поэтом. Учитель говорит о том, что Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября 1841 года. Его отец был пехотным капитаном в отставке. Мать Мария Михайловна от частых болезней умирает, когда было Михаилу всего три года. Отношения между бабушкой со стороны матери и его отцом с каждым днем становятся всё хуже. В связи с этими обстоятельствами Юрий Петрович вынужден покинуть сына уже на девятый день после смерти жены. Бабушка окружает внука заботой и лаской, дает домашнее образование. В скором времени они переезжают в имение «Тарханы» Пензенской губернии. В 1828 году Лермонтов поступает в Московский благородный пансион. В эти годы впервые начинает писать стихи. Когда поэту исполняется 17 лет, умирает его отец. Эти удары судьбы оставляют глубокий след в характере Лермонтова. Он был очень замкнутым, непонятным для окружающих, но невероятно вспыльчивым. Является участником войн, революций. Умирает в 1841 году. Тело поэта покоится в Тарханах в семейном склепе. Данная речь не может не впечатлить детей, если она сопровождена соответственными эмоциями (горечью, умеренной страстью и отчаянием). Небольшая пауза после рассказа биографии М.Ю. Лермонтова даст возможность детям осознать только что поступившую информацию и настроиться уже на восприятие конкретного поэтического произведения.
Стоит сказать о том, что творчество Лермонтова пронизано болью за Отчизну и любовью к ней, он восхваляет в своих строчках русского, душевного, обычного человека, который до конца боролся за интересы своего народа. Также основным мотивом его творчества является мотив одиночества и тоски.
Например, в стихотворении «Бородино», изучаемом в 5 классе, воспет героизм русского народа, участвовавшего в Отечественной войне 1812 года. Лермонтов сам является ее участником, поэтому частично данное поэтическое произведение можно назвать автобиографичным. Только человек, настолько любивший свою родину и так хорошо знающий русский народ, мог словесно воссоздать картину тех страшных лет.
Одним из средств оптимизации учебно-воспитательного процесса является использование произведений изобразительного искусства. Зрительный образ порождает непосредственную ассоциацию с предметами, явлениями и понятиями, переданными средствами словесного искусства. Зрительный образ становится толчком к работе воссоздающего воображения. Иллюстрация, рисунок и портрет воспринимаются как отражение жизни, ассоциируются с непосредственными наблюдениями учащихся.
Произведения изобразительного искусства на уроках литературы становятся источником новых знаний, а следовательно, они помогают формировать у учащихся научно-теоретические понятия, активизировать процесс мышления и развивать их речь. Облегчая анализ и синтез, обобщение и систематизацию, абстрагирование и конкретизацию знаний о литературе, произведения изобразительного искусства становятся могучим средством развития творческого мышления учащихся, а значит, представляют значительную образовательную ценность.
Наряду с этим, репродукции картин, портреты писателей и поэтов, используемые на уроках литературы, имеют большое воспитательное значение. Правильно отобранные картины, иллюстрации помогают воспитывать школьников в духе преданности к своей Родине, народу, ненависти к ее врагам, сознательного отношения к труду.
Произведения изобразительного искусства на занятиях по литературе:
- углубляют понимание индивидуально-психологических качеств литературных персонажей;
- способствуют осознанию роли художественно-изобразительных и выразительных средств раскрытия основной идеи произведения;
- помогают формированию оценочных суждений у учащихся;
- вырабатывают навыки наблюдения над особенностями идейно-художественного содержания произведения;
- формируют обще-эстетические и нравственные идеалы у детей.
В данном случае, к изучаемому стихотворению «Бородино» уместным будет использование репродукций картин Заболоцкого «Старый солдат» и Кривенко «Военный совет в Филях».
В то время как ребята поглощены просмотром данных изображений, учитель выразительно начинает читать стихи, делая внушительные паузы в необходимых местах. Следует выдержать паузу и после прочтения, тем самым дать возможность детям вернуться в реальность, осознать происходящее событие в стихотворении.
Затем начинается беседа учителя с учащимися о первых впечатлениях от поэтического произведения. Ответы детей и будут являться результатом мастерства учителя читать стихи. Соответствующая интонация, тон и тембр голоса должны раскрыть главный смысл и настроение при его чтении. Параллельно ведется работа над сложными словами из поэтического текста: лафет, картечь, уланы, драгуны, кивер, патриот, патриотизм, героизм и др.
Учитель говорит о поэтическом изображении подвига русского народа в войне 1812 года, о патриотическом смысле стихотворения, о речи рассказчика и словесно вместе с детьми пытается нарисовать «Ночь перед боем» или «Бородинское сражение» - наиболее яркие моменты всего повествования.
Речь учителя должна быть наиболее доступной и в плане речевых рамок, и в плане эмоциональной окрашенности. Ведь дети в возрасте 11-12 лет, после окончания начальной школы, еще не совсем готовы воспринимать слишком эмоциональную, чувственную речь учителя (всё должно быть в меру на начальных этапах обучения).
Домашним заданием может стать предложение нарисовать на альбомном листе либо «Ночь перед боем», либо «Бородинское сражение». Дети не только смогут поиграть воображением, но и запомнить данное стихотворение М.Ю. Лермонтова. Если в классе в основном активные, артистичные дети, то целесообразно будет дать им на дом выучить отрывок из стихотворения «Бородино».
В 6 классе дети вновь сталкиваются с творчеством замечательного поэта русской литературы. Но преподнесение его биографии носит уже более другой характер.
Более подробно можно сказать уже о том, что его отец Юрий Петрович был представителем бедного рода, но его красота и столичный лоск смогли покорить сердце Марии Михайловны – единственной дочери Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая была представительницей знатного рода. Прадед Михаила Юрьевича был исторической личностью. Стоит добавить, что в старших классах дети столкнутся с фамилией «Столыпин» и они уже будут знать также о том, что он родственник великому русскому поэту. Данный прием учителя станет прекрасным стимулом для дальнейшего учебного процесса детей и подчеркнет межпредметную связь. Детям также будет интересно услышать, что, несмотря на протесты своей матери, Мария Михайловна выходит всё же замуж за будущего отца Михаила Юрьевича. Будет не лишним сказать, что бабушка поэта враждует со своим зятем до конца его жизни.
В 6 классе дети продолжают знакомство с мотивом борьбы и свободы в творчестве поэта. Стихотворение «Три пальмы» - восточное сказание, как раз заключает в себе данный смысл. После выразительного чтения поэтического произведения, так же выдерживается пауза, дающая возможность детям сконцентрироваться на главной мысли. Следует сказать, что в 6 классе дети ближе знакомятся с художественными приемами, например, они узнают, что такое «баллада». И вопросы учителя «что фантастического в данном стихотворении» и «что реального вы заметили» помогут создать проблемную ситуацию в классе. Затем от учителя дети узнают, что такого рода стихотворные произведения, рассказы исторического типа или рассказы-легенды, в которых присутствуют элементы реального и фантастического, называются балладами. Новое понятие необходимо записать в тетрадях, ведь письмо развивает зрительную память. После этого начинается беседа о том, где происходит событие в данной балладе, кто является главным героем и о чем идет речь между тремя пальмами. Как уже выяснилось, главные герои – пальмы и то, что они разговаривают между собой, шепчутся с ручейком и жалуются Богу о своем невыгодном местоположении - носит фантастический характер. А реальное здесь то, что событие происходит на Аравийской земле, точнее, в пустыне, приходит Караван погостить на данную территорию и то, как поступают арабы с пальмами и с местностью в конце баллады. Дети должны четко и ясно знать, почему так прискорбно заканчивается жизнь трех пальм. Учащиеся понимают, люди поступили жестоко с экзотическими растениями, они заботились лишь о своем удобстве: срубили пальмы для дров, дрова жгли всю ночь до утра, чтобы не замерзнуть, а на утро, оставив после себя полный беспорядок, удалились прочь. Но учитель должен подвести детей к еще одной немаловажной мысли о том, что наказание в лице людей было послано самим Богом из-за того, что пальмы роптали на него, выражали свое недовольство. Это заключение приведет к выводу: нельзя жаловаться на свою судьбу и просить о лучшей доле, нужно радоваться тому, что есть или стараться улучшить условия своего проживания. Дети поймут, что в образе трех пальм скрыта не только мудрая пословица «Бог любит троицу», но и увидят, что с помощью художественного приема «метафоры» автор показывает жизнь людей. Ведь люди также могут жаловаться на свою судьбу, но ничего при этом не делать для улучшения своего положения. Мораль: нужно бороться, радоваться тому, что ты есть на этом свете. Учитель может сказать, что мечта пальм сбылась - они в виде пепла разлетелись по ветру в разные стороны, вот только сбылась она не так, как они бы этого хотели.
Закончив анализ содержания данного стихотворения, учитель обязательно должен провести работу со сложными словами, например, объяснить значение следующих: «сень», «куща», «вьюк», «челнок», «лука», «вороный», «стан». Возможно, с некоторыми словами дети уже сталкивались, но учителю нужно сказать, что в данном контексте некоторые из них использованы в ином смысле.
По просьбе учителя дети вновь обегают глазами стихотворение в поисках эпитетов и метафор, ранее им знакомых. Они самостоятельно приводят примеры («родник пробивался», «шепчутся листья с гремучим ручьем», «приветствуют пальмы нежданных гостей», «умчался туман», «гордые пальмы», «почвы бесплодной», «странник усталый» и т.д.) и анализируют их, говоря о том, что использование их делает поэтическое произведение более выразительным, ярким и оригинальным.
В конце занятия подводятся главные итоги: учитель говорит об основной идее баллады, о главных героях, о художественных приемах и о том, что нового дети сегодня узнали, какие уроки для себя извлекли.
2.2 Принцип преемственности при изучении темы одиночества и тоски, человека и природы в творчестве М.Ю. Лермонтова в 5-6 классах
Еще одна сквозная тема творчества Михаила Юрьевича Лермонтова – тема одиночества и тоски поэта-странника. И чаще этим чувствам его лирический герой отдается на лоне природы. Известно, что только в минуты, когда человеку плохо и он чувствует себя беспомощным и никому не нужным, он обращается к родным просторам, лесам, полям. Тишина живописной среды действует как бальзам на душу, отвечая на многие вопросы человека.
Вступительное слово учителя должно быть весьма сильным и эмоциональным. Нужно начать с того, что природу воспевали многие поэты, но как-то особенно е чувствует и доносит до читателя М.Ю. Лермонтов. В его лирике природа неотделима от человека, его переживаний, настроений, чувств. У Лермонтова картины природы тесно связаны с внутренним миром лирического героя. Слова о том, что после ознакомления с такого рода стихотворениями поэта, мы узнаем, как природа воздействует на человека, как лирический герой ищет в общении с природой успокоения, как спасается от одиночества, какую роль играет природа в духовной жизни, создаст атмосферу заинтересованности, увлеченности в классе.
Итак, в 5 классе с темой природы и человека связаны стихотворения «Горные вершины», «На севере диком». Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова о роли природы в духовной жизни человека – умиротворение. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека. Эти картины оживляют душу поэта. Казалось бы, вот она – гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония – в единении с природой; но, перечитывая внимательно поэтические строки, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет слияния с природой, чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта.
Цели урока: не просто ознакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова, а посмотреть на поэта с другой стороны; учить видеть скрытый, переносной смысл его стихотворений; прививать любовь к русской поэзии.
Как уже говорилось ранее, принцип наглядности - это один из самых известных, интуитивно понятных принципов обучения, который применяется с древнейших времен. В его основе лежит несколько научных закономерностей. Во-первых, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения. А во- вторых, информация, поступающая в мозг из органов зрения, не требует перекодирования, она запечатлевается в памяти учащегося легко, быстро и прочно.
Педагогическая наука на нынешнем этапе её развития выделяет три больших наглядных метода: метод демонстрации, метод иллюстрации, видео-метод. В литературе чаще всего применяется метод иллюстрации.
Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций. Для обеспечения качественной иллюстрации используется иногда экран, технические средства.
Хотя литература по существу своему является наглядным изображением действительности, но бывает немало случаев, когда в преподавании следует привлечь изобразительное искусство и музыку. Наглядность – не редкость на уроках литературы.
Основное наглядное пособие словесника, на наш взгляд,- картина художника. Она нужна, прежде всего, чтобы познакомить учащихся с новым для них предметом или явлением, отсутствующим в их жизненном опыте и восполнить то, чего не хватает им для восприятия словесного литературного образа.
Следует начать с рассказа о самом писателе и поэте, то есть продолжить уже начатый на первом уроке рассказ о его творчестве. Затем перейти к выразительному чтению «Горных вершин». После паузы, учитель задает первый, немного неординарный вопрос детям о том, какую музыку они бы подобрали к данному стихотворению и, так как учащиеся еще не привыкли к таким вопросам, учитель должен предложить варианты ответов: грустную, печальную, протяжную, торжественную и т.д. Далее слушаются ответы детей. Если класс состоит в основном из творческих и артистичных личностей, то можно включить романс А.Е. Варламова «Горные вершины» и попробовать всем вместе спеть. Также используется в работе с данным стихотворением репродукция картины И. Шишкина. Дети знакомятся не только с известным и великим русским художником, но и представляют местность, о которой написал М.Ю. Лермонтов в «Горных вершинах». Для того чтобы понять, насколько глубоко прониклись поэтическими строчками дети, учитель спрашивает их о том, как бы они назвали данную картину художника. Также будет верно предложить варианты ответов: «Одиночество», «Одинокая сосна», «Ночь» и т.д.
Далее учитель предлагает послушать еще одно стихотворение поэта «На севере диком стоит одиноко». После чего детям задается вопрос, совпадает ли по настроению стихотворение и содержание картины И. Шишкина. И ребята приходят к выводу, что картина, действительно, словно специально написана к данному поэтическому произведению. Далее речь будет идти о том, что лирический герой Лермонтова стремится не к благополучию, а к преодолению одиночества, он мечтает о другом одиноком существе – пальме, в своих снах и наяву, которое также рвется к общению. Учащиеся не поймут поэзии Михаила Юрьевича, если будут думать, что главной бедой его героя являются плохие условия жизни, что сосна страдает от физического холода и снега на диком севере. Холод, который имеет в виду автор стихотворения, - холод душевный. Его герой жаждет душевного тепла, общения, единства, а страдает от разобщенности и невозможности соединения.
Стоит сказать также и том, что данное стихотворение привлекательно своей музыкальностью. Повторяющиеся фонемы «с», «т», «н» создают звуковой образ пейзажа. Фонема «а» встречается всего три раза в стихотворном тексте: в начале, середине и конце, тем самым создавая контрастную рамку. Таким образом, звуковое построение стихотворения создает два разных мира (север и юг) и образы двух разных героев (сосна и пальма) и тем самым подчеркивает их глубокое единство. Анализ звуковой структуры научит детей, читая стихи, чувствовать красоту звучания и старательно и правильно артикулировать звуки поэтической речи. А это, в свою очередь, обучит их вообще ощущать звуковую красоту языка. Необходимо знать, что бытовая практическая речь обычно тороплива, человек быстрее стремится добраться до сути. Поэтому лучшей школой, которая научить говорить красиво и правильно, является поэзия.
В 6 классе дети знакомятся со стихотворениями Лермонтова «Утес», «Листок» и «Тучи», которые также содержат в себе тему одиночества и тоски. Прежде чем приступить к анализу и синтезу данных поэтических произведений, учитель должен связать их рождение с биографией поэта. Детям необходимо знать, какую роль сыграл Кавказ в жизни самого Лермонтова, как он с ним связан и почему в основу данных стихотворений легла Кавказская природа. В качестве наглядного пособия учитель-словесник может использовать не только портрет поэта, но и живопись самого Михаила Юрьевича. На холсте изображены Кавказские горы и два наездника, но основное место занимает в данной репродукции небо, затянутое тучами. После этого учитель неожиданно начинает читать стихи «Тучи». В конце прочтения после небольшой паузы учитель говорит немного об истории рождения данных строк. Оказывается, данные стихи родились в доме Карамзиных, окруженном соляными садами, невероятным видом на природу. Стоит сделать некое отступление и сказать, что Карамзин – русский выдающийся писатель, с которым дети познакомятся в старших классах. Лермонтов стоял у окна и смотрел на тучи и в его голове родились эти строчки. Друзья попросили прочитать его только что написанные стихи. Тогда поэт повернулся к ним лицом и выполнил их просьбу. Когда он дочитал до конца, то его очаровательные глаза были мокрые от слез. Углубление в историю написания сможет создать атмосферу заинтересованности у детей и привлечь их внимание к поэзии.
Дети уже знают из биографии поэта о том, что за откровенные стихи в защиту покойного А.С. Пушкина, его ссылают на Кавказ. И данные строки выражают всю тоску и печаль, переполнявшие его сердце. Он словно знал, что больше никогда не вернется обратно и не увидит своих друзей. В стихотворении Лермонтов ведет воображаемый диалог с тучами. Он видит себя странником, изгнанником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы. Образ туч полностью передают настроение поэта, ведь они, действительно, являются вечными путешественниками по небу. У них нет постоянного места проживания – единственное отличие их от автора. Поэт завидует тучкам, потому что те странствуют по собственному желанию, а не по велению свыше. Самостоятельно дети находят в стихотворении эпитеты и говорят о том, что они делают речь поэта ярче, выразительнее и глубже. Следует обратить внимание детей и на то, что не просто так автор пишет «с милого севера в сторону южную». Данное выражение говорит о нежелание самого автора покидать свою Родину и отправляться на юг, то есть, на Кавказ. В конце стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам, значит, дети должны догадаться об использовании им приема противопоставления (метафоры). Автор говорит о том, что им чужды чувства страдания и печали, которые может испытывать он, к сожалению. Именно сожаление чувствуется в каждом слове поэта, но в то же время он может гордиться тем, что, имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки «вечно холодные» и «вечно свободные».
В итоге дети приходят к выводу, что тема одиночества и тоски у Лермонтова перекликается с темой любви к Родине. Ведь если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза: «Нет вам изгнания!» Предчувствия поэта сбылись. Действительно, поэт больше уже не возвращается на Родину, ведь в 1841 году в Пятигорске он погибает на дуэли от пули товарища С. Мартынова. Поэт даже не пытался увернуться от нее, даже специально проиграл, так как понимал свою неправоту. Будет не лишним упомянуть, что тело его покоится в Тарханах в семейном склепе.
После анализа данного стихотворения, учитель объявляет о следующем замечательном лирическом произведении «Листок», которое также проникновенно и выразительно читает детям. Позже они узнают о том, что оно написано между маем и июлем 1841 года. Учитель говорит уже глубже о внутреннем состоянии души поэта и спрашивает, почему стихотворение носит название «Листок», а, например, не «Листья». Дети должны понять, потому что главная тема данного стихотворения – тема одиночества, а существительное единственного числа «листок» как ничто лучше говорит об этом. Затем учитель вместе с детьми выясняет значение слова «чинара» - это дерево семейства платановых, а доступным для них языком – величественное дерево. Далее, исходя уже из лирического текста, класс пересказывает содержание, кто как понял. Выясняется также, что листок – один из главных героев стихотворения, символический образ, а не просто явление природной среды. Таким образом, учащиеся знакомятся с новым художественным приемом «аллегория» и записывают его в рабочих тетрадях. Примером данного приема является образ листка, которого автор наделил абстракцией.
Итак, главный герой листок оторвался от ветки родимой, скитался, помотала его жизнь, затем он засох, увял, как бывает и в жизни с человеком. В этом всем – и некое отчаяние, но и мудрость, опыт, ум, желание жить, ведь листок двигался вперед, несмотря ни на что, пока не встретил на своем пути чинару – еще одну главную героиню. Гордая, самолюбивая, привыкшая к комфорту (к тому, что только для нее поют песни райские птички, что листья у нее всегда зеленые, молодые, свежие), чинара с легкостью оборвала последнюю, возможно, надежду дубового листка. Стоит обратить внимание детей, что неспроста Лермонтов выбирает в качестве лирического героя именно дубовый лист. Дети должны догадаться, что дуб – это могучее, большое и суровое дерево. Сам листок говорит чинаре о том, что достиг своей зрелости и оторвался от дуба, словно покинул Родину, суровую Отчизну. Здесь мы видим явный прием сравнения – метафору. И в чем же всё-таки отличие между листком дубовым и чинарой? Дети сначала характеризуют по стихотворению листок, говорят о том, что он полон надежд, умен, мудрый, многое повидавший в процессе скитальчества. Чинара является полной противоположностью предыдущего героя. Она красива и стройна внешне, самолюбива при этом, равнодушна и безразлична к окружающим, неинтересная душевно. Таким образом, дети понимают, что между героями - огромная социальная пропасть. Во-первых, у них даже внешность абсолютно разная. Во-вторых, только листок обладает глубокими душевными качествами. Учитель знакомит их с новым понятием «антитеза» - прием противопоставления, который они также записывают в своих тетрадях. Что мы видим, листок прижимается к чинаре в надежде, что та приютит его, дает понять всей душой, что с ним ей не будет скучно. Но высокомерие чинары обрекает бедный желтый листок на одиночество, а в скором времени и на смерть.
Вместе с учащимися учитель приходит к выводу, что забота о своем только благополучии лишает человека души. В данном стихотворении чинара лишена, каких бы то ни было, душевных чувств. Ей чужды чувства жалости, сопереживания, заботы, доброты и т.д. Дети приходят сами к выводу, что нельзя отбирать последнюю надежду у человека на светлое будущее, а нужно постараться помочь.
Еще одно стихотворение Михаила Юрьевича, которое написано также на Кавказе, называется «Утес». После того как учитель прочитал небольшое лирическое произведение, дети уже догадываются о чем оно. Некоторые учащиеся не понимают значение слова «утес», в тетрадях они записывают, что это синоним слова «скала».
Итак, автор всегда восхищался природой, его умиротворяла окружающая среда и заставляла на миг забыть обо всех душевных проблемах. Вот и в этом маленьком стихотворении чувствуется большая любовь автора к морской стихии, можно сделать вывод, что вода также действовала на него успокаивающе. А вот небо, тучи наводили на него тоску, печаль и грусть.
Далее учитель озадачивает детей вопросом, кто же тут главные герои? Символизируют ли они кого-нибудь или что-нибудь? Класс отвечает, что в данном стихотворении два героя – тучка и утес, а также в последней сцене появляется третий герой – пустыня, который играет немаловажную роль. Дети уже знают о тучках достаточно, что они гонимые ветром, вечные путешественники, но без каких-либо чувств. Захотелось тучке чего-то нового и неизвестного, она не могла спокойно усидеть на месте и поэтому под утро умчалась. Скала (утес) не могла забыть то время, когда ему было хорошо и уютно ночевать вместе с тучкой. Но остался лишь «влажный след в морщине старого утеса». Если подумать логично, то влажный след можно понять как проливной дождь или утреннюю росу. До боли грустно утесу, не хватает ему ночных коротких разговоров с тучкой, еще печальнее ему представлялось его одинокое существование. Лермонтов не просто так сравнивает море с пустыней, а для того чтобы передать чувство одиночества и тоски скалы по былым временам. Ему великолепно удается показать то настроение читателям, в котором пребывал сам.
Учитель может попросить еще раз обежать глазами последние два стихотворения и найти прием инверсии, то есть перестановки слов и спросить, для чего такой прием был нужен автору. Данный художественный прием позволяет передать смысл яснее, красочнее. В обычной жизни, например, мы не часто говорим «тучка золотая», а говорим наоборот «золотая тучка». В стихотворениях такой прием перестановки слов позволяет создать некую музыкальность, поэтичность, яркость.
Учащиеся сравнивают в итоге все три стихотворения Лермонтова «Утес», «Тучи» и «Листок», приходят к очень важным заключениям: эгоизм и себялюбие – плохие качества человеческого характера, которые могут убить другого душевно и физически; одиночество и тоска возникают не просто так. Например, у Лермонтова тоска возникала в разлуке с друзьями и Родиной, а также детство сильно повлияло на него.
2.3 Принцип преемственности на заключительных уроках в 5-6 классах на примере творчества М.Ю. Лермонтова
Завершающие уроки могут быть различными по содержанию и форме. Например, в 5 классе можно попросить детей выучить наизусть стихотворение «Бородино» или нарисовать на альбомном листе одно из событий, о котором говорится в данном поэтическом произведении. Интересно будет в итоге взглянуть на то, что получилось у них, как они видят и представляют себе сражения и битвы. Чтобы у них был наибольший стимул для выполнения данного домашнего задания, можно устроить классную или даже школьную выставку «Бородинское сражение нашими глазами».
Учитель должен направить учащихся в нужное русло во избежание трудностей у них во время самого процесса дома. В возрасте 11-12 лет у детей еще не совсем сформировано устойчивое внимание и память, поэтому некоторые факты, которые им помогут при рисовании, можно даже записать в тетрадях. Но ограничивать волю их фантазии ни в коем случае нельзя, ведь они поймут это как навязывание чужого мнения и интерес к данному заданию будет уже потерян.
Чтение стихотворений наизусть также носит важный смысл в развитие устной речи учащихся и развитие у них зрительной памяти. Выступая у доски во время выразительного чтения того или иного стихотворения, дети будут понимать всю важность и ответственность домашнего задания. Также будут сформировываться у них и актерский талант, умение не бояться выражать свои чувства и мнение перед публикой. В дальнейшем это скажется и на том, как дети будут работать на уроке в обычном режиме. То есть, отвечая на вопросы, активно будут работать и не бояться отвечать не совсем верно и не стесняться исправлять свои речевые ошибки.
В 6 классе дети уже умеют писать сочинения не только в классе вместе с учителем, но и дома самостоятельно. Но прежде чем они приступят к написанию сочинения дома, учитель в течение 45 минут готовит их к этому сложному творческому процессу. На доске записаны число и тема сочинения, например, «Мой любимый поэт Михаил Юрьевич Лермонтов», далее – план сочинения. План состоит из трех частей: 1. тяжелое детство поэта; 2. роль Кавказа в жизни и творчестве Михаила Юрьевича; 3. мое отношение к Лермонтову. Дети переписывают это в свои тетради, так как план сочинения станет для них опорой в процессе работы дома. Затем учитель начинает беседу о том, о чем дети знали и узнали нового о поэте на всех уроках. Они рассказывают биографические данные – о тяжелом детстве, в котором Лермонтов потерял мать, о юношестве, в котором он лишился отца, и воспитывала его одна лишь бабушка. После их рассказа учитель объявляет о том, что данная информация войдет в содержание первой части плана. Затем учитель спрашивает о Кавказе, какую роль сыграл он в судьбе самого поэта, и отразилось ли это в его стихотворениях, которые ими изучались на протяжении всех уроков. Дети говорят, что Кавказ стал второй Родиной поэта, несмотря на то, что он родился в Москве. В детстве в связи с проблемами со здоровьем Михаил Юрьевич вместе со своей бабушкой часто ездил туда в Минеральные Воды подлечиться. Затем, став более взрослым, его уже туда отправили в ссылку. Причиной его ссылки явились строчки его стихотворений в защиту А.С. Пушкина. Общество посчитало их слишком откровенными для той эпохи, слишком прямолинейными. Он тосковал не только по друзьям, но также по Родине, по природе. Следовательно, постоянная тоска и грусть поэта сложились в стихотворные строчки и стали основным мотивом его творчества. Учитель говорит, что эта информация войдет во вторую часть сочинения. В третьей части дети смогут проявить свое творческое мышление, высказаться об отношении к личности поэта и написать, чем понравилось или не понравилось творчество Лермонтова.
В конце беседы стоит обговорить и даже записать в тетрадях о том, что лексические повторы в самом сочинении искажают все содержание и делают его эстетически некрасивым. Поэтому нужно научиться заменять некоторые слова синонимами. Например, Михаила Юрьевича Лермонтова можно заменить следующими словами-синонимами: М.Ю. Лермонтов, Лермонтов, Михаил Юрьевич, маленький Миша, поэт, творец прекрасных строк и т.д. Одного примера недостаточно, так как дети только учатся писать сочинения самостоятельно.
Объем сочинения зависит, конечно же, от мышления и словарного запаса каждого ребенка, но в 6 классе объем в одну страницу - норма. Отталкиваясь от данного обстоятельства, дети могут уже рассчитывать свои силы и знания. Каждый абзац пишется с красной строчки. В конце урока учитель должен назначить день сдачи сочинений и пожелать успехов детям.
Заключение
Процесс обучения – сложное явление, так как оно постоянно находится в динамике. И, следовательно, после начальной школы некоторые дети могут дезаптироваться, то есть стать невнимательными, безответственными, тревожными и неуверенными в себе. Ведь информация, которую они получают, с каждым этапом обучения увеличивается и усложняется в содержательном плане. И новая информация не должна стирать уже имеющиеся знания у детей. Для того чтобы этого не происходило, мы пришли к выводу, что необходимы следующие компоненты эффективного обучения:
- компетентный и квалифицированный педагог;
- современная, отвечающая государственным стандартам, учебная программа.
Мы также выяснили, что на педагога возлагается огромная ответственность: он всегда должен выглядеть опрятно, быть доброжелательным, требовательным и нести научную достоверную, последовательную информацию. Также его речь должна быть правильной, логичной, выразительной. Ведь уже с пятого класса дети начинают сравнивать всех учителей между собой, копировать манеру и стиль общения. В шестом классе этот процесс у учащихся происходит уже более осознанно. Учитель должен иметь в виду, что один план-конспект к тому или иному уроку по литературе может быть понят одним, например, 6 «А» классом, но не понят другим – 6 «Б». То есть, педагог учитывает индивидуальные особенности всего класса и каждого учащегося. Закреплению материала может содействовать любой фактор педагогического мастерства, например, эмоционально-насыщенная речь может оставить массу впечатлений в памяти детей. Наиболее часто употребляемый девиз любого учителя: «Повторение – мать учения».
Нравственно-эстетический потенциал литературы раскрывается лишь при определенном эстетическом уровне восприятия искусства. Если мы хотим, чтобы русская и мировая культура действительно влияла на развитие ученика как человека и гражданина, необходимо в процессе школьного изучения литературы создать систему роста и постепенного усложнения эстетической деятельности, конкретно определять пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи. Необходимость создания новой программы по литературе диктуется современными задачами образования, связанными с социальными задачами нашего общества.
Почти все участники дискуссий о перестройке школьной программы отмечали необходимость внутренней преемственности между различными этапами школьного литературного образования. Изучив и проанализировав творчество поэта Михаила Юрьевича Лермонтова в 5-6 классах, мы поняли, что необходимо учитывать особенности возрастной психологии. Отличительная черта поэта – его универсализм. Он одинаково ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, имея при этом еще многие таланты (он был прекрасным живописцем и бравым солдатом).
Проанализировав в данном исследовании жизнь и творчество Лермонтова, мы пришли к выводу, что наиболее соответствующей принципу преемственности в процессе изучения литературы в школе представляется программа В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Данный учебник построен логически, последовательно, например, после А.С. Пушкина сразу же изучаются жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова, ведь, действительно, после смерти первого писателя и поэта яркой личностью становится второй.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
["file_id"] => string(6) "220207"
["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1434545723"
}
}