kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы на тему "Спор поколений: вместе и врозь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок литературы в соответствии с ФГОС на "вечную тему", волнующую человечество на протяжении всех веков его существования, - "Спор поколений: вместе и врозь".

Исследуя роман великого русского писателя И.С. Тургенева, обучающиеся должны прийти к выводу о том, что в конфликте "отцов" и "детей" нет правых и виноватых. Чтобы существовала преемственность поколений, необходимы взаимоуважение, взаимопонимание и любовь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему "Спор поколений: вместе и врозь"»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Литература» учителя Балашовой Е.В.


Класс: 10

ТЕМА УРОКА: «Спор поколений: вместе и врозь» ( по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Цели урока:

-проанализировать образы главных героев романа, определить их идейные взгляды, сделать вывод об основном конфликте романа


Задачи:

Образовательные:

-продолжить обучение целостному анализу текста произведения, остановившись подробнее на эпизоде спора Базарова и Павла Петровича Кирсанова; закрепить знания учащихся о героях романа, их роли в композиции произведения;


Развивающие:

 -развивать умение анализировать текст, отстаивать свою точку зрения, умение соотносить произведение с общественно-политической обстановкой в России в 60-ые годы XIX века; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения;


Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, к мнению своих единомышленников и оппонентов, интересам и увлечениям людей другого поколения; способствовать формированию нравственных качеств (искренности в общении с людьми, уважения к старшим и т.д.) Развивать интерес учащихся к чтению романа.

 


Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник по литературе для 10 класса под ред. Ю.В. Лебедева, текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», раздаточный материал.

Время урока: 45 минут.






ХОД УРОКА

п/п

Содержание и структура урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Планируемый результат

1.

Организационно -мотивационный этап.

3 мин.

Приветствует обучающихся.

Говорит вступительное слово:

Сегодня на уроке мы с продолжаем изучать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Каково ваше читательское мнение после его прочтения?






(слайд№ 1)

-Приветствуют преподавателя; настраиваются на учебную деятельность.


-Высказывают своё мнение,отвечают на вопрос преподавателя:

Роман сложный, многоплановый, но очень интересный


-Положительный настрой на учебную деятельность.



-Введение в учебную деятельность.

2.

Актуализация.

5 мин.

Предлагает проанализировать высказывание Н.А.Добролюбова


(слайд № 2)

«Вся моя жизнь – в моих сочинениях»,- писал Иван Сергеевич Тургенев. У Тургенева- особое чувство времени.«Наше время требует уловить современность в ее приходящих образах; слишком запаздывать нельзя». В своих произведениях Тургенев « улавливал» то новое, что только зарождалось в русской жизни.

Роман Тургенева затронул «живой нерв эпохи».





В чём смысл заглавия романа?

(слайд№ 3)





Определяем тему урока (слайд №4), записываем её в тетрадь.

Обращаем внимание на высказывание Тургенева, определяющее замысел произведения.

(слайд№5).



Отвечают на вопрос:

Роман писался в годы, когда менялись вековые устои России. В середине 19 века в канун отмены крепостного права в России резко обострились споры между дворянами-либералами и революционерами-демократами, аристократами и разночинцами..

Автор противопоставляет в романе два поколения-«отцов» и «детей».



Определяют тему урока:

«Спор поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»



-Отвечают на поставленный вопрос



-Зинтересовать, направить на поиск нужной информации.


















Определение темы урока





-Актуализация знания по данной теме. Осуществляют обмен идеями

3.

Этап целеполагание (постановка учебной задачи).

3 мин.




















Преподаватель задаёт проблемный вопрос:

Какие же вопросы будут нас интересовать в ходе урока?






Каковы же цели и задачи нашего урока?

(слайд №6)







Цели урока: проанализировать образы главных героев романа, определить их идейные взгляды, сделать вывод об основном конфликте романа.

-Пытаются дать ответ на

поставенный вопрос.


Понять:

  • О чем спорят герои?

  • Какую точку зрения отстаивает каждый участник спора ?

  • Есть ли победители в данном споре?



Посредством ответа на вопрос ученики пытаются самостоятельно определить цели урока.





4.

Проверка домашнего задания

8 мин

Предлагает студентам исследовать высказывание А.С. Пушкина «Меж ними всё рождало споры..»

(слайд№7)


- Кто из героев романа Тургенева противостоит друг другу?

(слайд № 8,9)

-Как называют таких людей? (антиподы)

Антипод –человек , противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам.( Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова )

(слайд № 10)

Дома вы делали сравнительную таблицу героев романа. Заслушаем выступление учащихся, проверяем выполненное задание.

(слайд№ 11)



Предлагает сделать вывод о главных героях романа, являющихся антагонистами, обращая внимание на жанр произведения:

-Перед нами социально-психологический роман. И.С. Тургенев –мастер скрытого психологизма. Обратим внимание на это в портретной характеристике главных героев..

(слайд №12)



Высказывают своё личное мнение. Актуализируют ранее полученный материал.



-Базаров и Павел Петрович

Кирсанов



Записывают определение в тетрадь



Слушают выступления учеников, проверяют

правильность заполнения таблицы.









Тургенев-мастер психологической детали. Давая портретную харакеристику Евгению Базарову, он подчёркивает, что всё в его внешности (высокий лоб) говорит о незаурядном уме героя и его независимом характере. Базаров не очень заботиться о своей внешности. Его

В портрете же Павла Петровича автор постоянно подчёркивает его аристократизм от манеры ухаживать за собой и щёгольски одеваться до образа жизни и мыслей.











Проведение словарной работы















-Актуализация знаний по теме.


Осуществляют обмен идеями.

5.

Открытие новых знаний.

13 мин.





























Предлагает порассуждать об особенностях конфликта в романе:


-Давайте рассмотрим взгляды этих героев, представителей старого и молодого поколения.


-Мы продолжем изучать характер конфликта главных героев романа и попытаемся определить основные направления их спора.


-Базаров гостит в доме своего друга Аркадия уже недели. Каковы его взаимоотношения с Павлом Петровичем? Нашли ли они общий язык?






Делает вывод:

-«Схватка» вскоре действительно состоялась. Для того, чтобы определить позицию каждого из героев, предлагается разделиться на 3 группы по рядам по следующему принципу:

1 ряд анализирует и представляет взгляды Базарова

2 ряд- взгляды Павла Петровича

3 ряд –анализирует ту и другую точки зрения и пытается определить, кто из героев прав в этом споре, а кто нет.


Предлагает к просмотру видеофрагмент из фильма «Отцы и дети»


Просит определить основные линии спора героев.

(слайд № 13) и подготовить выступления от лица «своих» героев.







Задаёт проблемный вопрос:

Есть ли в этом споре победитель?


Выводы следующие: в этом споре нет правых и виноватых. Оба героя в чём-то правы, а в чём-то нет.

Базарову не хватило чувства уважения к представителям старшего поколения, к его духовному опыту, Кирсанову –терпения и попытки понять взгляды нового поколения.

(Слайд № 14, 15)


Отвечают на поставленный вопрос.









Нет, напротив. Ситуация осложняется с каждым днём. Герои выражают почти открытое недовольство друг другом. В конечном счёте разногласия приводят к «схватке». (глава 10)












Смотрят фрагмен фильма



-Делятся на три группы, каждая из которых работает над своим заданием. с

Учащиеся в группах совещаются, делают выводы, представители каждой группы выступают


Отвечают на поставленный вопрос.

-Умение применять ранее полученные знания в конкретной ситуации.


.





-Заинтересовать, направить на поиск нужной информации. Умение высказывать своё мнение.
















-Умение работать в группе. Умение принимать и обрабатывать информацию. Cоотношение новой информации со знаниями, полученными ранее, самоконтроль.

Закрепление знаний, обмен идеями.


6.

Закрепление пройденного материала.

5 мин.

Предлагает ответить на вопрос:

-Можно ли считать роман И.С. Тургенева актуальным и сегодня?







Конфликт поколений… Эта проблема актуальна во все времена. Противостояние «отцов и детей» существует с Библейских времен («Притча о блудном сыне»). Собственно Базаров повторил судьбу героя этой притчи, вернувшись в отеческий дом.



В каких произведениях представлена эта проблема?

(обращает внимание на коллаж «Спор поколений»)


Какой вывод мы можем сделать?

Отвечают на поставленный вопрос:


-Да, конечно, этот роман не только отражает разногласия людей 60-х гг. 19 века. Роман имеет и общечеловеческое, философское звучание: автор противопоставляет «отцов» и «детей» в полном смысле этого слова.








Шекспир «Ромео и Джульетта», А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.Н. Островский

« Гроза» и др.


Делают вывод:


Вопрос о взаимоотношении «отцов и детей» относится к категории «вечных», волнующих человечество на протяжении многих веков.



Актуализация полученных знаний

7.

Итог урока.

3 мин.

Преподаватель задаёт в конце урока вопросы. Какова была тема и цель данного урока? Достигли ли мы заявленной цели? Да/Нет? Почему?


В заключение просит написать фломастерами на карточках те человеческие качества, которые должны быть у «отцов» и «детей» для достижения согласия и гармонии в отношениях.



-Отвечают на вопросы. Делают выводы.



Пишут на карточках и прикрепляют магнитами к доске: «ОТЦЫ»:

«УВАЖЕНИЕ»

«ТЕРПЕНИЕ»

«ПОНИМАНИЕ»

«ДЕТИ»:

«УВАЖЕНИЕ»

«ПОЧИТАНИЕ»

«ВНИМАНИЕ»

«ЗАБОТА»
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

-Осмысление пройденного материала.

Закрепление знаний, обмен идеями.




8.

Рефлексия.

3 мин.

Что для вас было трудным? Какие сложности возникли? Почему?


-Отвечают на вопросы преподавателя;

-Оценивают работу на уроке.

-Оценивание собственной деятельности.

9.

Домашнее задание

2 мин.

Написать эссе на тему «Спор поколений: вместе и врозь»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока литературы на тему "Спор поколений: вместе и врозь"

Автор: Балашова Елена Викторовна

Дата: 11.08.2022

Номер свидетельства: 611654


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства