Праздники в школе как средство изучения культурно - исторического наследия
Праздники в школе как средство изучения культурно - исторического наследия
Данная работа использовалась на педагогических чтениях. Сама очень люблю проводить праздники и решила создать исследовательскую работу. Данный вид помог мне при принятии нового 5 класса. Они уже и взрослые, но еще и дети. как их заинтересовать и к учебе, и к новому статусу старшеклассника, и к новым учителям? Мне помогли - праздники! вместе выбирали сценарии, подготавливали сценки, атрибуты и т.д. Их это и сплотило, и увлекало, и тем самым отвлекало от ненужных мыслей. Помогали и родители, которые были не только зрителями, но и активистами. Поддержали и старшее поколение - бабушки, и дедушки. вот где кладезь нашей истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Праздники в школе как средство изучения культурно - исторического наследия »
Педагогические чтения учителей общеобразовательных учреждений
Республики Татарстан, посвященные
135-летию Казанского Учительского института,
по теме «Реализация инновационных проектов, направленных на повышение качества образования, в рамках стратегии «Наша новая школа»
Секция «Изучение культурно-исторического наследия
в образовательном процессе в условиях глобализации
современного поликультурного пространства»
Тема
«Праздники в школе
как средство изучения культурно-исторического наследия»
Автор: Хусаинова Рамзия Зуферовна,
учитель татарского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №3»
Чистополь - 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Основная часть
Глава 1. Праздники как средство изучения культурно-исторического
наследия в образовательном процессе………………………………………5
Глава 2. Народные и национальные праздники в школе………………….9
Глава 3. Семейные праздники………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………….13
Использованная литература…………………………………………………..14
Приложение…………………………………………………………………..15
Введение
На современном этапе развития психологической науки в нашей стране одной из наиболее актуальных является проблема адаптации ребенка к школе.
Под адаптацией мы понимаем «постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса».
При рассмотрении процесса адаптации, необходимо обращать внимание на три его составляющие: самооценку, школьную мотивацию и социальный статус в группе сверстников.
На мой взгляд, важнейшим показателем адаптации ребенка к школе является социальный статус ребенка в группе сверстников, так как от отношения с одноклассниками, в конечном итоге, зависит, и желание ребенка посещать школу и его самооценка.
В нашей работе мы допускаем, что основным условием и источником процесса адаптации, выражающимся через положительные эмоциональные состояния и переживания, которые в свою очередь являются стимулом для развития личностных, интеллектуальных, физических и других потенциалов, является детский праздник.
Праздник – явление сложное, многогранное, развивающееся, имеет большое значение для жизни подрастающего поколения. Праздник является специфичной формой коллективного единения, в которой выражается общее настроение и сопереживание участников. Он обусловлен динамикой социального бытия, в котором отдельные периоды жизни осознаются и переживаются людьми особым эмоциональным образом, диктуют им иной, нежели в будничное время, способ поведения и деятельности, предполагая непосредственное участие в праздновании.
Детский праздник – один из самых ярких моментов в жизни школьника. Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что
они помогают юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.
Предметом исследования праздник как средство изучения учащимися культурно-исторического наследия своего края.
Цель исследования: проследить и определить влияние праздника на учащихся в условиях многонациональности во время адаптации.
Задачи:
- изучить серию проведенных праздников среди детей;
- на основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить их влияние на учащихся.
В основу исследования положена гипотеза – участвуя в школьных праздниках, ребёнок изучает и принимает культурно-исторические традиции своего народа.
Основная часть
Глава 1. Праздники как средство изучения культурно-исторического наследия в образовательном процессе
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников.
Будничный – обычный день, наполненный повседневной работой. Эти дни часто похожи один на другой, и могут быть весёлыми или грустными, радостными или унылыми, удачливыми или тяжёлыми.
Будням всегда противопоставляется праздник – это день наполненный радостью и весельем. Слово «праздник» заимствовано из старославянского языка, и буквально означает « не занятый делами, свободный от работы».
Взрослые и дети в такой день чувствуют эмоциональный подъём, радость, хорошее настроение. Для ребёнка праздник имеет особое значение. Знаменитый русский педагог К.Д.Ушинский отмечал, что для детей праздник означает не то, что для взрослых, - ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем наши годы от одного важного события до другого.
Тусклым и серым было бы детство, если бы исчезли из него все праздники. И здесь нельзя не привести пример академика Ю.Круглова о том, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обычаями, обрядами.
Но праздник – это вовсе не безделье, а деятельность, направленная на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных и культурно-исторических требований. Деятельность в праздничные дни и в момент празднования какого-либо события, сплачивает детей и взрослых, между ними возникает тесное сотрудничество. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках.
Программа праздников составляется таким образом, чтобы в неё можно было внести изменения, обсуждается и утверждается на родительском и педагогическом совете. При этом уточняется день и время проведения праздника, его ведущий, персонажи, расположение детей, сценарий, подразумевающий последовательность детских выступлений.
Важная роль на празднике принадлежит ведущему. Он как бы объединяет детей, создаёт хорошее настроение, быстро ориентируется в ходе праздника.
На первых порах в роли ведущих выступала я, как классный руководитель и 1-2 учащихся. Впоследствии учащиеся сами выбирали ведущего, зная способности своих сверстников, были также и самовыдвиженцы.
Важно, чтобы весь отобранный материал, используемый на празднике, был доступен детям; следует учитывать возможности и способности каждого ребёнка.
При составлении сценария на любую тему нужно обеспечить:
1) яркое торжественное начало каждого праздника;
2) развёртывание сюжета праздника, где отражается основная идея, предусматриваются детские выступления, инсценирование сказок, игры, песни, пляски, чтение стихов, которые идут по линии увеличения эмоционального подъёма детей.
3) кульминацией является сюрпризный момент, когда вручаются подарки, которые всегда усиливают эмоциональное состояние школьников.
По своей классификации выделены следующие праздники:
а) народные и фольклорные: Встреча птиц (Сороки), Иван Купала, Осенние (русские) и Курбан - Байрам, Навруз, Сомбеля байраме (татарские)
б) государственно – гражданские: Новый год, День защитника Отечества,
День Победы, День знаний;
в) международные: День матери, 8 марта, День защиты детей;
д) семейные: День рождения, юбилеи, свадьбы и т.д.
Немаловажную роль в проведении утренников и праздников играют родители. Совместные праздники и связанные с этим переживания детей и взрослых сближают их. Родители узнают способности и возможности своего ребёнка, и в будущем смогут помочь ему стать интересным и активным школьником. В свою очередь дети чувствуют и то, что родители их любят, заботятся о них, интересуются их проблемами, стремятся помочь им.
Объединённое воздействие разных видов искусства усиливает художественное впечатление ребёнка, позволяет ему лучше ощутить атмосферу праздника, его основное направление.
А как же поступить, если в классе есть учащиеся русские и татары? Нельзя забывать и о том, что сейчас много смешанных браков. А тут мы должны соблюдать толерантность. Или отмечать по годам; вначале русские праздники, а потом татарские, но лучше всего отмечать и те и другие праздники вместе, что не только помогает сблизить одноклассников между собой, но и помогает родителям и детям рассказать свои собственные традиции празднования того или иного праздника в их семье. Но кроме национальных и народных праздников, мне не хотелось забывать и о семейных традициях.
Я была немного растеряна, что делать и с чего начать? Совершенно неожиданно мне помог обычный вечер, посвященный Дню пожилого человека (см приложение фото №1). На празднике был музыкальный конкурс, где бабушки и дедушки пели песни молодости, люди русской национальности быстро подхватили песню, но нельзя было обидеть и татар. Тогда я сама пропела татарскую песню моих родителей и бабушки - татарочки меня поддержали. Тогда я поняла, что таланты есть не только среди ребят, но и среди их родителей. Таким образом, первыми помощниками в адаптации учащихся стали бабушки и дедушки. И я еще раз убедилась в правильности моего выбора работы посредством праздников. Чтобы правильно провести праздник, нужно знать и его историю, обычаи, традиции и способы гуляния. Я узнавала из книг, находила видеоматериалы, спрашивала у коллег, слушала ребят и всегда учитывала их мнение по поводу проведения любого мероприятия.
В течение 7 лет мы с классом устраивали семейные праздники, которые помогали нам сплотиться и лучше узнать друг друга. Многие семьи моих учеников и до сих пор дружат и проводят вместе много времени. Остановлюсь подробнее на некоторых праздниках, которые были проведены совместно с родителями. Эти праздники помогли нашему классу сплотиться, стать более дружным и уважительно относится к разным традициям и обычаям, узнать больше о тех праздниках, о которых, казалось бы, мы и так всё знали.
Глава 2. Народные и национальные праздники в школе
Русские праздновали Масленицу с исключительным размахом, всенародно. В это время исполнялись обряды, которые изгоняли зиму и встречали весну. Название праздника появилось позднее. Оно связано с обильным употреблением масляной пищи в праздничные дни. Обязательной едой на масленице были блины. Они являлись как бы основным ее знаком. О масленице пели: «На горах катаемся, блинами объедаемся». Масленичный восторг выражался в пении, плясках, игрищах, обильном угощении. На Масленицу обязательно пекутся блины круглый горячий блин - символ солнца и булочки в форме птиц чаще всего в форме жаворонков, т.к. именно прилет жаворонков свидетельствует о полном наступлении весны в природе. Этими блинами и жаворонками и украшали стол и угощали от души всех гостей.
Мы с учащимися и их родителями устраивали масленицу, где каждый год что - то нового узнавали про этот веселый праздник. Так одним из наиболее любимых ритуалов в масленичные дни был бой за снежный городок. Нашим классом выстраивалась огромная снежная крепость - целый городок, а после празднования Масленицы мы сжигали чучело. Всем ребятам очень нравилась эта наша традиция, которая соблюдалась каждый год (см.приложение фото №2).
Науруз. Праздник весны, который проводится с 21 марта. Он празднуется 3 дня. В это день также принято накрывать стол, печь национальные блюда. Учащиеся приносили угощения, составляли сценарий праздника. Здесь они пели татарские песни, танцевали, проводили народные игры. Интересным моментом в празднике стало появление Деда Мороза, который никак не хотел уходить, но тут появляется девочка-весна Науруз-бика и побеждает старого дедушку, и к нам приходит весна. Новшеством для учащихся стало, что прежде у татар Новый год считался с 22 марта. (см.приложение фото №3).
Еще одним примером общего празднования национальных праздников и русскими и татарами, был праздник Пасха, который называют "праздников праздник и торжество из торжеств". Этот праздник установлен в память воскресения распятого на кресте сына божьего Иисуса Христа. И, несмотря на то, что исторически это „истинно христианский праздник", но многие другие национальности также празднуют его, красят яйца, пекут куличи и угощают ими друг друга. Мы с учащимися не только накрывали свой маленький праздничный стол, но и делали поделки: пасхальные яйца, пекли куличи, писали поздравительные открытки и изучали колядки, пословицы, поговорки. (см.приложение фото №4)
Еще одним традиционным праздником в нашем классе стал праздник окончания поста - Ураза-байрам, который приходится на начало следующего за рамаданом месяца. Я и сама держала пост, и некоторые учащиеся из нашего класса, также постившиеся в течение этого времени, на праздник приносили угощение для всех ребят. Таким образом, окончание поста праздновали не только татары, но и русские. Они уважительно относились к тому, что девочки-татарки постились, интересовались тем, как они это выдерживают. Были посвящены исследовательские работы, где происходил анализ сравнения постов у русских и татар. (см.приложение фото №5)
Кроме праздника весны мы праздновали и осенний праздник Сембеле, праздник урожая. Наши девочки плели венок из колосьев, пели весёлые песни и поздравляли друг друга с хорошим урожаем. Одним из обязательных элементов праздника были поделки из природных материалов, овощей и цветов (см.приложение фото №6).
Хорошей традицией татарского народа, а теперь и нашего класса стал праздник «Гусиное перо». …Устроили мастерские по изготовлению масленок, который стал прекрасным подарком для мам, бабушек.
Самым любимым праздником взрослых и детей является также Новый год. К нему мы начинаем готовиться задолго. Мастерим игрушки, гирлянды, готовим подарки, украшаем класс. Недели за две появляются признаки праздничного настроения, рисуют новые плакаты, готовят гирлянды из гофрированной бумаги, отбирают открытки для выставки. К новогодним открыткам большой интерес, их в нашей коллекции более трёхсот. Один раз это открытки со свечами, в другой раз это самые старинные, в следующий год выставляем открытки с русской тройкой. Эта выставка обязательно посещается родными в любой день. Размещение их можно разнообразить - в виде ёлки, снежинки, веером. Интересно составить коллаж из новогодних фотографий (см.приложение фото №8).
Кроме того, в классе мы отмечали и такие традиционные праздники, как Сабантуй, Святочные посиделки, Курбан-байрам (см.приложение фото №9).
Глава 3. Семейные праздники
Семейные праздники - это еще одна прекрасная традиция. Это надо передавать по наследству, развивать и беречь, этому надо учить, особенно молодых родителей. Ребёнок должен жить в счастливой семье и чувствовать любовь родных. Школа даёт знания, а воспитание идёт от семьи, поэтому очень важно учить ребёнка тем принципам и той морали, которая живет в семье. От воспитания в семье зависит, каким будет ребёнок, став взрослым, какая будет его семья. Не надо жалеть на воспитание ребёнка сил, времени, денег. Это всё только для блага ребёнка, а в этом состоит счастье родителей.
Через праздники и традиции можно привить ребёнку хорошие манеры, выработать привычки, научить вести себя за столом. Попадая в другое общество, ребёнок не будет чувствовать неловко себя от того, что он не может вести беседу, участвовать в играх, пользоваться приборами. Этому я и учила родителей моих учащихся, проводя с ними семейные праздники, на которых собиралась иногда вся семья, устраивалось чаепитие с песнями, задушевными разговорами и поучениями. Бабушки рассказывали о том, как воспитывали их, в какие игры они играли, какие песни пели и как танцевали. Наши девочки с удовольствием перепевали песни своих бабушек, учились у них народным танцевальным движениям, уважительно слушали их наставления.
Еще не так давно при изучении детско-родительских отношений исследовались в основном материнско-детские отношения. В настоящее время роль отца в социализации ребенка стала находить все большее признание в мире. Поэтому в своей практике я большое внимание уделяла таким праздникам, как «Праздник отцов» (см.приложение фото №10-12), «День отца и сына», на которых отцы наравне с учащимися участвовали в конкурсах, мастерили и показывали свое мастерство другим. Так, в 5 классе папы приносили сооруженные ими скворечники, рассказывали о том, как их сделать, а потом вместе со своими детьми отправлялись в лес, чтобы их повесить. В 7 классе папы приходили на классные часы. Они проводили совместные спортивные игры. А в 8-9 классах они рассказывали о своих профессиях, показывали свои рабочие места и помогали организовать экскурсии.
Заключение
В реальном художественно-педагогическом процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети, что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и выражается в изменении их ценностных ориентаций, взаимоотношения и взаимопонимания. Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с учетом местных особенностей и условий.
Единство участников праздника (детей и взрослых) помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей. Массовое праздничное действие активно влияет на эмоциональную сферу ребенка, вызывая сильные эмоциональные переживания, волнуют, пробуждают радость, гордость, восхищение, восторг, и накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь индивида.
Кроме того, праздники помогают учащимся изучить традиции своего народа, сохранять их особенности. Способствуют они и тому, что учащиеся разных национальностей легко общаются между собой, принимают активное участие в совместных мероприятиях. Примером этому может служить участие русских девочек Маслаковой Лены и Кругловой Алёны в организации татарских праздниках, конкурсах «Мин татарча сөйлешәм». Маслакова Лена вместе с Агзамовой Гульшат, заинтересовавшись историей татарского народа, написали интересную работу на тему «Ислам, как часть культуры татарского народа». Русские девочки с удовольствием поют татарские песни, а Агзамова Гульшат начала писать стихи, но не только на татарском, но и на русском.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Сейчас, когда девочки и мальчики моего класса уже заканчивают школу, их коллектив остается одним из самых дружных, весёлых, без которых не обходится ни одно школьное мероприятие.
Использованная литература
Извекова Н.А., Латов Н.В. “Праздник в семье” М.: Педагогика, 1986. 7. Бондаренко Э.О. “Праздники христианской Руси” Калининград: Кн. изд- во, 1993.
Ильин М. “Сто тысяч почему?” Ленинград: Дет. лит., 1989.
Некрылова А.Ф. “Круглый год” М.: Правда, 1991.
Калининский И.П. “Церковно-народный месяцеслов” М.: Худ. лит., 1990.
Чкаников И. “Игры и развлечения” М.:Дет.изд., 1957.
Кедрина Т.Я., Гелазония П.И. “Большая книга игр и развлечений”