Понятие ценностных ориентаций. особенности ценностных ориентаций старших школьников в россии
Понятие ценностных ориентаций. особенности ценностных ориентаций старших школьников в россии
1.1 Ценности, ценностные ориентации
Ценности (values) - представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. Различия в ценностях являются ключом к пониманию культур. На индивидуальные ценности сильное влияние оказывает специфика данной культуры – такое понятие ценностей дает социологический словарь[1].
Просмотр содержимого документа
«Понятие ценностных ориентаций. особенности ценностных ориентаций старших школьников в россии»
Глава I. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ. ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РОССИИ
1.1 Ценности, ценностные ориентации
Ценности (values) - представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. Различия в ценностях являются ключом к пониманию культур. На индивидуальные ценности сильное влияние оказывает специфика данной культуры – такое понятие ценностей дает социологический словарь0. Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова дает следующее определение ценностей: «Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы). Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений»0. Но, на самом деле в философско-социологической литературе можно найти огромное количество самых разнообразных дефиниций ценностей. Необходимо отметить, что такое разнообразие имеет место быть благодаря различным подходам (философскому, психологическому, культурологическому, социологическому), внутри одной и той же науки. Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. Осознание и усвоение ценностей осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые - его ценностные приоритеты относительно развития общества. Ценности подразделяются на «интегрирующие - те, которые в основном консолидируют поведение субъектов, и дифференцирующие - те, которые разъединяют субъектов, выявляя их специфичность и особенность в поведении»0. Философские проблемы природы ценностей (в т. ч. моральных, экономических, эстетических и др.) изучает аксиология (от греч. axia – «ценность») - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, систему ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно-ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика. В современных концепциях социологии под ценностью принято понимать любую рациональную цель сознания, стремление к которой наполняет эту цель смыслом. «Особое место в этом смысле занимает концепция «личностного смысла»... Дело в том, что изменение социально – экономических условий ведет к изменению жизнедеятельности человека. При этом деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находится с мотивами и ценностями субъекта. В личном смысле отражается не только само значимость, ее эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями»0. Иначе говоря, ценность только тогда становится таковой, когда она наполнена смыслом. В социологии «...ценности представляют своеобразную призму, через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социальной системе, выявить их латентное содержание и направление функционирования», поскольку «по системе ценностных ориентаций можно судить о характере развития общественных отношений, перспективах развития общества»0. Социологию ценностные ориентации интересуют, прежде всего, как определяющий фактор в регуляции социальныхвзаимодействий. В этом понимании ценности рассматриваются как основной элемент культуры, основа ценностно-нормативного механизма социальной регуляции поведения групп и общностей. Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности, какие как, любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и пр., внутригрупповые ценности – политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля. Советский философ Василий Петрович Тугаринов делит ценности на:
- ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными);
- ценности культуры (материальные ценности и духовные ценности). Материальные ценности необходимы для удовлетворения телесных потребностей, духовные ценности - для удовлетворения потребностей духа. Деление осуществляется на основе составляющих человека - тела и души. Предлагается выделять также третий вид ценностей: - социально-политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, равенство, человечность).
Так же Тугаринов не исключает следующее деление ценностей:
- наличные (экзистенциальные);
- целевые;
- нормативные.
Экзистенциальные ценности существуют во всех областях человеческой жизни и деятельности. К ним относятся все социально - политические и духовные ценности0.
Заведующий кафедрой «Прикладная психология» Южно-Уральского государственного университета Елена Федоровна Ященко определила следующую реальную субординацию ценностей, которые она делит на две большие группы: цели - смысл жизни и качества личности. К ценностям цели относятся:
Необходимо отметить, что при наличии столь значительного количества ценностей, составляющих вышеупомянутые классификации и являющихся признанными всем обществом, каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия ценностей, которая служит связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Профессор В.А. Сластенин рассматривал ценностную ориентацию личности так: «ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей»0. Способность личности оценивать позволяет рассматривать категорию ценности применительно к различным сферам человеческого бытия. Таким образом, возникает необходимость классификации ценностей, т.е. систематизации их видов.Мир человеческих ценностей невероятно многообразен. Научный анализ этого многообразия непременно предполагает его систематизацию. Классифицировать ценности возможно по многим основаниям. Критерием их классификации могут быть объективные характеристики явлений, выступающих ценностями (на этом основании ценности делят на материальные и духовные). Дифференцируя ценности по субъектам и носителям, выделяют ценности общества в целом, социальной группы (например, молодежи), коллектива, индивида. По сферам жизнедеятельности ценности можно объединить в такие группы, как моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д. Ценности с формальной точки зрения разделяют на позитивные и негативные, абсолютные и относительные, субъективные и объективные. По содержанию различают вещные ценности, логические и эстетические. Следует обратить внимание на те ценности, которые социологи называют базовыми. Они составляют стержень ценностного сознания личности, предопределяя ее поступки в различных сферах жизнедеятельности. Если соотнести их с потребностями, как это делали и продолжают делать многие исследователи, то число ценностей может быть весьма небольшим. М. Рокич насчитал восемьнадцать терминальных и около сотни инструментальных ценностей0. Базовых ценностей личности (или социальной группы) оказывается не так уж много. Тем не менее, их типологизация является необходимым элементом научного анализа.Ценностные ориентации педагогами определяются как ценностное отношение к объективным ценностям общества, выражающееся в их осознании и переживании как потребностей, которые мотивируют настоящее поведение и программируют будущее. Следовательно, выделяются следующие элементы ценностных ориентаций: - знание (осознание ценностей); - переживание этой ценности как потребности; - мотивация настоящего поведения; - прогнозирование будущего поведения. Так, А.Г. Здравомыслов считает, что «ценностные ориентации есть относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности0. Понятие «ценностная ориентация» было введено в социальной психологии послевоенного периода, как аналог философского понятия ценностей. В отечественной психолого-педагогической науке термин «ценностные ориентации» появился в 60-е годы. С.Л. Рубинштейн, трактуя сознание не только как отражение бытия, но и как практическое отношение к нему, показал, что последнее заключается в выделении им значимых предметов, явлений в форме потребностей и ценностей, которые оказывают влияние на человека, детерминируют его поведение0. В.Н. Мясищевым проблема ценностных ориентаций рассматривается в его концепции психологических отношений. Он понимает отношения человека как «сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях»0. Наиболее доступным определением ценностных ориентаций, на наш взгляд, является формулировка, данная С. Коном: «Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями»0. В социологии, особенно зарубежной, ценностные ориентации трактуются как социальные установки, социальная позиция индивида, которая указывает на усвоение индивидом социального опыта и служит детерминантой его поведения. В.А. Ядов определял ценностные ориентации как «установку личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества»0. Р.С. Немов под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл0. Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные личностным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Система ценностей личности составляет основу ее ценностных ориентаций и ценностных установок, которые, в свою очередь, выступают в качестве критерия выбора вариантов деятельности, поведения, принятия решений. Целостная, устойчивая система ценностных ориентаций личности делает ее способной определить свое отношение к миру, к культуре своего народа, к своей собственной жизни, сориентироваться в системе координат социального пространства. Ценностные ориентации личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности, а также поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора они служат опорными критериями принятия жизненно важных решений. Непротиворечивость ценностных ориентаций личности – показатель ее устойчивости: зрелости, целостности и т.д. Хотя устойчивость ценностных ориентаций достаточно важна для любого социального субъекта, противоречивость ценностных ориентаций – одно из свидетельств необходимости пристального внимания к личности, активного включения воздействующего механизмов, способных стабилизировать систему ценностных ориентаций. Доминирование противоречивых систем ценностных ориентаций может привести не только к негативным последствиям для личности, но и оказать аналогичное воздействие на социальное окружение индивида. Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально – структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов. Социолог исследует не столько ценности, сколько ценностные ориентации как процесс и результат интериоризации личностью (группой) этих концептов. Такой подход предопределяет содержание различных элементов ценностного сознания личности (или социальной группы). К ним, например, относят три составляющих ценностных феноменов: когнитивную, аффективную и волютивную. Когнитивный компонент ценностей и других ценностных феноменов дает возможность личности или социальной группе не только осмысливать социальную реальность, концептуализировать свои собственные состояния, но и перестраивать их, видеть новые основания своей деятельности и поведения. Проявление данного элемента ценностного сознания осуществляется благодаря механизмам саморефлексии, что, несомненно, способствует развитию такой характеристики личности, как субъективность. Анализ аффективной составляющей ценностных феноменов особенно важен при исследовании социальной субъектности молодежи, чья эмоциональная избыточность играет не последнюю роль в процессе построения оценочных моделей окружающей действительности. Волютивный компонент ценностного отношения к миру проявляется в том воздействии, которое оказывает система ценностей на выбор.
Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характеристики. «Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения»0. Поэтому при изучении особенностей формирования личности, прежде всего, необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс формирования его ценностных ориентаций. Формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. И так, в результате рассмотрения данного параграфа, нами сделаны следующие выводы: Ценности (values) - представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. Ценности имеют социальную природу.
Ценностные ориентации – это: - Идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней; - Способ определенной дифференциации индивидом объектов по их значимости. С учетом проведенного анализа понятий «ценности» и «ценностных ориентаций» следует отметить, что если первое из них (ценности) принадлежит категориальному аппарату социологии, то второе (ценностные ориентации) социологии и социальной психологии. То есть ценностные ориентации в большей степени являются собственно социологическим понятием, поэтому именно его феномены, прежде всего, подлежат изучению в социологии. Ценностные ориентации личности образуют высший уровень иерархии предрасположенностей к определенному восприятию условий жизни и деятельности, а также поведению в долгосрочной перспективе, а в ситуациях нравственного выбора они служат опорными критериями принятия жизненно важных решений. Ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую (в виде подсистем) три основных направления: социально – структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.
Таким образом, мы резюмируем, что в основе ценностных ориентаций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нравственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступает объектом социально-психолого-педагогического анализа. Следовательно, воспитание у человека качеств личности означает организацию процессов осознания и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.
Таким образом, ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью.
1.2 Особенности формирования и содержания ценностных ориентаций старших школьников в России
Наиболее интересные, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, старший подростковый и переходный к юношескому, возраст. Особое значение его для формирования ценностной структуры определяется характерной для этого периода специфической ситуацией развития.
Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п. Границы раннего юношеского периода примерно совпадают с обучением подростков в 9 - 11 классах средней школы и охватывают возраст от 15 - 16 до 17-18 лет.
Рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики раннего юношеского возраста для того, чтобы понять механизм формирования ценностных ориентаций в этом возрастном периоде.
Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда - растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества»0.
«Свойственное многим старшеклассникам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ценой ослабления индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем больше он находит различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других исторически и логически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми»0.
Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 15-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью.
Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту - это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.
С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых - учеба, спорт, какие-то любительские занятия - может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.
Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью0.
Говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.
Практически каждая жизненная ситуация требует от человека определенного выбора, осуществить который он может лишь уяснив свою позицию относительно разных сфер жизни. Структура идентичности включает в себя личностную и социальную идентичность. Причем, в идентичности присутствуют два вида характеристик: положительного - каким человек должен стать и отрицательного - каким человек не должен стать.
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего, период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).
Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.
Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности.
И.С.Кон считает главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность0.
В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих. Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. Важнейшей функцией семьи, в формировании личности ребенка, является закладка нравственного фундамента его личности: усвоение простых норм нравственности (доброжелательности, правдивости, отзывчивости), эмоционально-ценностных представлений, формирование нравственных чувств. В формировании у подростков многих гражданских и личностных качеств важную роль играет социальное окружение. Вместе с тем семейный микроклимат может оказать неоценимую помощь в своевременном достижении этой цели. Приоритет в формировании многих качеств личности принадлежит семейному окружению. Независимо от любой модификации, семья является источником накопления и стабилизации физических и духовных сил человека, в ней каждый член этой малой группы удовлетворяет свои жизненно важные интересы и потребности независимо от возраста. Во время пубертата подростки обращают все больше внимания на свой внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и страха. Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных благодаря средствам массовой информации. Ценностные ориентации личности являются генетически производными от ценностей социальных групп. Выбор и присвоение индивидом социальных ценностей опосредуется ценностями референтных для него групп. В этот период они подражают взрослым: учителям, родителям, знаменитостям. Это относится и к выбору профессии. Рассматривая мотивацию выбора будущей профессии с точки зрения системы ценностей, следует отметить, что на профессиональное самоопределение подростков в значительной степени влияют как материальное положение семьи, так и уровень образования членов семьи. Семья, как правило, заинтересована в профессиональном определении своих детей. Это проявляется в беседах о проблемах работы, ее престижность (с точки зрения родителей). На выбор будущей профессии подростков влияет сам характер взаимоотношений в семье. Авторитарные родители могут не обращать внимание на интересы и способности своих детей. Они сами определяют, что, по их мнению, необходимо их ребенку, с какими профессиональными умениями ему будет легче жить в современном мире. И следует отметить, что многие дети добровольно принимают такое решение родителей. Иногда родители выбирают детям ту профессию, которую они сами не смогли получить. Авторитарные родители могут принижать способности подростка, устанавливая границу между его стремлениями. В таких ситуациях одни дети могут активно выразить свой протест, другие молча принимают указания родителей. Только социально зрелая личность может сознательно сделать свой сознательный выбор. Социальную зрелость связывают с усвоением человека системы ценностей, норм, установок. Мною было проведено социологическое исследование учащихся 10 и 11 классов Средней общеобразовательной школы № 17 г. Нижневартовска по теме «Ценностные ориентации молодежи» (Приложение 1). В данном исследовании использовала метод исследования: Опрос. Инструментарий исследования: Анкета. Способ связи с аудиторией: Личный контакт. Социологическое исследование проводилось в два этапа. На первом этапе на основе изученной актуальности проблемы и выдвинутых гипотез составлена анкета для опроса респондентов (учащихся старших классов). На втором этапе респонденты отвечали на одни и те же вопросы с целью выявления ценностных ориентаций современной молодежи. Как показали исследования, при ответе на вопрос «Какие ценности важны для подростков и молодежи сегодня?» молодые люди в основном ссылались на обстоятельства: «здоровье» (68%), «хорошее материальное положение» (59%); «качественное образование» (53%) и «востребованная специальность» (25%), «положение семьи» (28%); «наличие друзей» (20%). Такие факторы успешности, как «личностные качества» и «стремление к успеху» были названы лишь 1,2% и 0,4% соответственно. Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. Структуру предпочтений молодежи можно разделить на три подгруппы: - сферы жизни, значимые в высокой степени, – работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями; - сферы жизни, значимые на среднем уровне, – учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс; - сферы жизни, значимые в низкой степени, – религия, общество, страна, город, среда обитания. Для молодежи более важны досуг, работа, общение. Высокое место для молодых людей в иерархии основных жизненных ценностей занимает здоровье. Видимо, это связано с общей тенденцией ухудшения здоровья населения и свидетельствует об озабоченности молодых людей данной проблемой. Безусловно, экстремальные климатические условия нашего региона накладывают отпечаток на полученные результаты. Такие общеизвестные неблагоприятные обстоятельства, как многомесячная депривация света в полярные ночи, сверхсуровая зима, изолированность от урбанизированных центров, дефицит естественных витаминов существенно влияют на сохранение и воспроизводство здоровья детей. Длительные низкие температуры воздуха обусловливают кислородную недостаточность, что вызывает развитие сердечно-сосудистых заболеваний. Близость к Северному географическому полюсу и связанная с ней высокая магнитная напряженность поля приводят к резким суточным перепадам атмосферного давления, что также отрицательно отражается на состоянии здоровья населения. На третьем месте у учащихся – общение с друзьями, товарищами. Приоритетность коммуникативных ценностей можно объяснить возрастной спецификой данной социальной группы. Друзья являются для молодых людей ведущей референтной группой. Таким образом, на сегодняшний день ведущая группа основных жизненных ценностей включает в себя: ценность хорошей семьи, здоровья, детей и общения с друзьями. Вторая группа ценностей включает в себя: ценность интересной работы, высокого материального положения, свободы и независимости, которые неодинаково распределяются в группах учащихся и работающих. Наименьшую ценность для молодежи имеют желание приносить пользу людям, содержательный досуг, почет и уважение. Жизненный успех также ушел на последний план среди жизненных ценностей. И так, в результате написания первой главы нами сделаны следующие выводы: 1. Ценности (values) - представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо. Ценности имеют социальную природу. Ценностные ориентации – это: - Идеологические, политические, моральные, эстетические и другие оценивания конкретным субъектом окружающей действительности и ориентация в ней; - Способ определенной дифференциации индивидом объектов по их значимости. 2. Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношений личности с действительностью. 3. Структуру предпочтений старших школьников можно разделить на три подгруппы: - сферы жизни, значимые в высокой степени, – работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями; - сферы жизни, значимые на среднем уровне, – учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс; - сферы жизни, значимые в низкой степени, – религия, общество, страна, город, среда обитания. Для молодежи более важны досуг, работа, общение. 4. На сегодняшний день ведущая группа основных жизненных ценностей старших школьников включает в себя: ценность хорошей семьи, здоровья, детей и общения с друзьями. Вторая группа ценностей включает в себя: ценность интересной работы, высокого материального положения, свободы и независимости, которые неодинаково распределяются в группах учащихся и работающих. Наименьшую ценность для молодежи имеют желание приносить пользу людям, содержательный досуг, почет и уважение. Жизненный успех также ушел на последний план среди жизненных ценностей.
0 Фролов И.Т. Философский словарь. М., 1996. С. 386.
0 Гаврилюк В.В. Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход). // Социологические исследования. 2000. - № 12. - С.104
0 Цит. по: Шакеева И.А. Ценностные ориентации и самочувствие молодежи в новых общественно-экономических условиях. Москва – Воронеж, 1998. С. 41.
0 Цит. по: Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М., 1996. С. 44.
0 Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. - Л., 1960. С. 58-59.
0 Ященко Е.Ф. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие по курсу «Психология и педагогика» для студентов технических специальностей / Под ред. З. А. Шакуровой. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2001. С. 68.
0 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. С. 212.
0 Психология личности. Тесты, опросники, методики. – М, ГЕЛИКОН, 1995. С. 91.
0 Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1998. С. 211.
0 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1995. С. 150.
0 Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж, 2000. С. 176.
0 Рубинштейн С.Л. Там же.С. 56.
0 Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. С. 322.
0 Немов Р.С. Психология. Изд.: Высшее образование, 2007. С. 139.
0 Кирьякова А.В. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентаций школьников. М., 2001. С.56.
0 Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. С. 56.