kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Помоги себе сам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Экзамен – проверочное испытание по какому – нибудь учебному предмету» С.И.Ожегов Помоги себе сам. Подготовка к экзамену – важнейшая часть учебного процесса, позволяющая повысить уровень усвояемости учащимися знаний по отдельным предметам. Перед выпускниками могут возникнуть различные трудности. Каждый школьник представляет собой определенную личность с своим характером, темпераментом.  Все по -  разному воспринимают ситуацию экзамена, у многих тревожное состояние, т.к. у них не только разный уровень подготовки, но и разные типы нервной системы. Чрезмерный уровень тревоги приводит к низким результатам на экзаменах.

Просмотр содержимого документа
«Помоги себе сам.»











Помоги себе сам.









Гусева Людмила Алексеевна

Муниципальное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №2 г. Ершова Саратовской

области им. Героя Советского Союза Зуева М.А.»

учитель биологии высшей категории,

Заслуженный учитель РФ.
























«Экзамен – проверочное испытание по какому – нибудь учебному предмету»

С.И.Ожегов

Помоги себе сам.

Подготовка к экзамену – важнейшая часть учебного процесса, позволяющая повысить уровень усвояемости учащимися знаний по отдельным предметам.

Перед выпускниками могут возникнуть различные трудности. Их две группы: 1)трудности, связанные с недостаточным объемом знаний,

2) трудности, связанные с несформированностью общеучебных умений и навыков.

Каждый школьник представляет собой определенную личность с своим характером, темпераментом. Все по - разному воспринимают ситуацию экзамена, у многих тревожное состояние, т.к. у них не только разный уровень подготовки, но и разные типы нервной системы. Чрезмерный уровень тревоги приводит к низким результатам на экзаменах.

Анкетирование позволило выявить три группы трудностей: 1)высокий уровень тревоги, связанный с экзаменом (особенно у учащихся 9х), 2)низкий уровень владения техниками самоконтроля за эмоциональным состоянием, 3)недостаточный уровень знакомства с процедурой экзамена. Все ученики изучают одни и те же предметы, но делают это по – разному. Кому – то легче запоминать на слух, кому – то необходимо прочитать материал. Кто – то легко находит общее в разных предметах, а кто – то углубляется в один. С этой целью предложить выпускникам ответить на вопросы и определить свой учебный стиль ( синтетический или аналитический).

Ведущие каналы восприятия так же необходимо учитывать при подготовке к экзаменам. ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Аудиалам можно воспользоваться речью и очень тихо проговаривать задания вслух. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями.

Большинство ошибок школьников на экзаменах связано не с плохими знаниями, а с иными причинами: плохой концентрацией и распределением внимания, отсутствием общей культуры и межпредметных связей, неумением построить логическую цепочку, слабыми навыками работы с информацией. Последние годы ЕГЭ требует не угадывания ответов или заучивания, а логического мышления, умения работать с информацией, грамотно и четко излагать свои мысли.

Методы работы с информацией – это не угадайка, а культурное мышление

При работе с тестами самое главное – это внимание и отсутствие спешки. Необходимо читать и вопрос, и ответ медленно, обращая внимание на все «мелочи» - единственное или множественное число в вопросе, наличие частицы «не» и т.д. Иногда одно слово или уточнение может определить нужный ответ.

Пример

Из двух первичных диплоидных половых клеток в результате овогенеза образуется полноценных гамет:

1)восемь, 2)две, 3)шесть, 4)четыре

Пример

Совокупность растений клевера лугового, произрастающего в окрестностях г. Сарапул, представляет собой уровень организации материи:

1)Организменный, 2)популяционно – видовой, 3)видовой, 4)биогеоценотический

Пример

Приспособленность травянистых растений к жизни в тундре заключается в:

1)Уменьшении числа листьев в связи с наличием в почве избытка воды.

2)Повышении содержания хлорофилла в клетках листьев.

3)Развитие длинных корней при избытке воды в верхних слоях почвы.

4)Образование плодов и семян в короткие сроки.

Если в вопросе текста упоминается какое – то общее понятие с ним требуется сопоставить некоторый частный объект, то начинать рассуждение нужно с общего.

Пример

По какому признаку мхи относят к царству растений?

1)В процессе дыхания мхи расходуют органические вещества.

2)Мхи содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез.

3)Клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану.

4)Мхи имеют клеточное строение и образованы различными тканями.

Иногда можно упростить и понять задание можно, если, наоборот, перейти от частного к общему. Надо просто соотнести каждый вид животного с классом позвоночных, к которому он относится.

Пример Особенности строения сердца

Виды животных 1)трехкамерное

А)хамелеон 2) трехкамерное с частичной перегородкой

Б)серый варан 3) четырехкамерное

В) фламинго

Г)саламандра

Д)белый медведь

Е) кукушка

Кроме того, большинство тестов можно решать, если уметь применять следующие приемы:

1.Исключение заведомого неверного.

2.Нахождение подсказки в вопросе.

3.Нахождение подсказки среди ответов.

4.Отбрасывание избыточной информации.

Пример на метод исключения.

Обмен участков гомологичных хромосом называется:

1)мейозом, 2)митозом, 3)кроссинговером, 4)гаметогенезом

Пример

Установите соответствие между периферической нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет:

1 – соматическая, 2-вегетативная

А)направляет команды к скелетным мышцам,

Б)иннервирует гладкую мускулатуру внутренних органов,

В)обеспечивает перемещение тела в пространстве,

Г)регулирует работу сердца,

Д)усиливает работу пищеварительных желез.

Если учащиеся знают, что вегетативная нервная система отвечает за внутренние органы, то для соматической остаются ответы а) и в)

Пример на подсказку в вопросе

Ограничивающий фактор для растений леса – это:

1)Влажность почвы, 2)Повышенная температура, 3)концентрация углекислого газа, 4)Сомкнутость крон деревьев верхнего яруса.

Пример на подсказку в ответах

Примером активного ионного транспорта является:

1.Работа калий – натриевого насоса

2.Диффузия воды через поры клеточной стенки.

3.Диффузия кислорода при дыхании.

4.Фильтрация крови в почечной капсуле.

Пример

Географическое видообразование возможно в случае: (три ответа). Многие путают экологическое и географическое видообразование связано с месторасположением или его изменением. Слово 2ареал» относится к географическому критерию вида, соответственно и к способу видообразования.

1.Значительного расширения исходного ареала вида.

2.Расхождение экологических ниш организмов.

3.Разные сроки размножения.

4.Отдаление острова от материка.

5.Разделения ареала в результате изменения климатических условий.

6.Гибридизация двух видов.

Примеры тестов с избыточной информацией

Пример

У мух дрозофил 8 хромосом. Сколько хромосом будет содержаться в клетках эпителия слюнных желез самцов дрозофилы после пятого деления митоза.

1)4, 2)16, 3) 8, 4) 56

Нужно просто помнить, что после митоза число хромосом в дочерних клетках всегда такое же, как в исходной материнской клетке.

Пример

В результате эволюции путем естественного отбора неопределенных наследственных изменений на свете появились:

1.Куры породы леггорн.

2.Лошади орловской породы.

3.Шимпанзе, выступающие в цирке.

4.Владимирские тяжеловозы.

Многие тесты можно решать, применив сразу несколько способов.

Пример

В 20 веке наиболее современное определение жизни дал:

1.Ф.Энгельс. 2.М.Волькенштейн. 3.Н.Вавилов. 4.И. Мичурин.

Метод исключения – Н.Вавилов и И.Мичурин не занимались вопросами определения жизни. Ф.Энгельсу принадлежит одна из формулировок, но он жил в 20 веке.

Рекомендации по развитию общеучебных навыков при работе с текстом.

Работа с учебником

Учись работать над понятием

Понятие – логически оформленная мысль о предмете.

Последовательность действий

1.Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.

2.Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

3.Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

4.Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.

5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.


Учись проводить сравнение

Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

Порядок сравнения

1.Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?

2.Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

3.Выдели существенные признаки каждого предмета.

4.Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.

5.Выясни все признаки сходства и различия объектов.

6. Найди и объясни причины сходства и различия.

Учись проводить обобщение

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

Порядок обобщения

1.Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.

2.Определи их сходство.

3. Установи связь между ними.

4. Сформулируй общий вывод.

Правила запоминания

1.Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.

2.Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.

3.Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

4.Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.

5.Произнеси несколько раз новые слова, даты.

6.Проговори вслух формулировки выводов, законов.

7.Воспроизведи весь материал по плану.

Учись проводить анализ

Анализ – процедура мыслительного и реального расчленение предмета (явления, процесса), а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Порядок анализа

1.Мысленно расчлени объект, предмет, явления на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.

2.Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.

3. Подумай о причинах такого разделения на блоки.

Желаем успехов!

Литература

1. «Биология в школе», 2012, №7 ООО «Школьная пресса»

2. «Биология в школе», 2012, №9 ООО «Школьная пресса»

3. «Биология в школе», 2012, №10 ООО «Школьная пресса»

4. «Биология в школе», 2014, №5 ООО «Школьная пресса»

5.«Биология в школе», 2016, №9 ООО «Школьная пресса»

6.Учительская газета №33 от 16 августа 2016 года «Думайте рядом»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Помоги себе сам.

Автор: Гусева Людмила Алексеевна

Дата: 06.02.2017

Номер свидетельства: 388661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Разработка классного часа  по теме: Профилактика травматизма «Помоги себе сам» "
    ["seo_title"] => string(81) "razrabotka-klassnogho-chasa-po-tiemie-profilaktika-travmatizma-pomoghi-siebie-sam"
    ["file_id"] => string(6) "137608"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417377624"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Семинар (мастер-класс) для педагогов "я здоровье берегу, сам себе я помогу!""
    ["seo_title"] => string(80) "sieminar_mastier_klass_dlia_piedaghoghov_ia_zdorov_ie_bierieghu_sam_siebie_ia_po"
    ["file_id"] => string(6) "438419"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1510502355"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Круглый стол «Помогая себе – помогаем другим»"
    ["seo_title"] => string(49) "krughlyi-stol-pomoghaia-siebie-pomoghaiem-drughim"
    ["file_id"] => string(6) "298241"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456310064"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Классный час на тему: "Я и мир вокруг  нас" "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-na-tiemu-ia-i-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "235223"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443631468"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Разработка открытого внеклассного мероприятия для 1-4 классов на тему «Как здоровье?» "
    ["seo_title"] => string(91) "razrabotka-otkrytogho-vnieklassnogho-mieropriiatiia-dlia-1-4-klassov-na-tiemu-kak-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "241977"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445353138"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства