«Экзамен – проверочное испытание по какому – нибудь учебному предмету» С.И.Ожегов Помоги себе сам. Подготовка к экзамену – важнейшая часть учебного процесса, позволяющая повысить уровень усвояемости учащимися знаний по отдельным предметам. Перед выпускниками могут возникнуть различные трудности. Каждый школьник представляет собой определенную личность с своим характером, темпераментом. Все по - разному воспринимают ситуацию экзамена, у многих тревожное состояние, т.к. у них не только разный уровень подготовки, но и разные типы нервной системы. Чрезмерный уровень тревоги приводит к низким результатам на экзаменах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Экзамен – проверочное испытание по какому – нибудь учебному предмету»
С.И.Ожегов
Помоги себе сам.
Подготовка к экзамену – важнейшая часть учебного процесса, позволяющая повысить уровень усвояемости учащимися знаний по отдельным предметам.
Перед выпускниками могут возникнуть различные трудности. Их две группы: 1)трудности, связанные с недостаточным объемом знаний,
2) трудности, связанные с несформированностью общеучебных умений и навыков.
Каждый школьник представляет собой определенную личность с своим характером, темпераментом. Все по - разному воспринимают ситуацию экзамена, у многих тревожное состояние, т.к. у них не только разный уровень подготовки, но и разные типы нервной системы. Чрезмерный уровень тревоги приводит к низким результатам на экзаменах.
Анкетирование позволило выявить три группы трудностей: 1)высокий уровень тревоги, связанный с экзаменом (особенно у учащихся 9х), 2)низкий уровень владения техниками самоконтроля за эмоциональным состоянием, 3)недостаточный уровень знакомства с процедурой экзамена. Все ученики изучают одни и те же предметы, но делают это по – разному. Кому – то легче запоминать на слух, кому – то необходимо прочитать материал. Кто – то легко находит общее в разных предметах, а кто – то углубляется в один. С этой целью предложить выпускникам ответить на вопросы и определить свой учебный стиль ( синтетический или аналитический).
Ведущие каналы восприятия так же необходимо учитывать при подготовке к экзаменам. ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Аудиалам можно воспользоваться речью и очень тихо проговаривать задания вслух. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями.
Большинство ошибок школьников на экзаменах связано не с плохими знаниями, а с иными причинами: плохой концентрацией и распределением внимания, отсутствием общей культуры и межпредметных связей, неумением построить логическую цепочку, слабыми навыками работы с информацией. Последние годы ЕГЭ требует не угадывания ответов или заучивания, а логического мышления, умения работать с информацией, грамотно и четко излагать свои мысли.
Методы работы с информацией – это не угадайка, а культурное мышление
При работе с тестами самое главное – это внимание и отсутствие спешки. Необходимо читать и вопрос, и ответ медленно, обращая внимание на все «мелочи» - единственное или множественное число в вопросе, наличие частицы «не» и т.д. Иногда одно слово или уточнение может определить нужный ответ.
Пример
Из двух первичных диплоидных половых клеток в результате овогенеза образуется полноценных гамет:
1)восемь, 2)две, 3)шесть, 4)четыре
Пример
Совокупность растений клевера лугового, произрастающего в окрестностях г. Сарапул, представляет собой уровень организации материи:
Приспособленность травянистых растений к жизни в тундре заключается в:
1)Уменьшении числа листьев в связи с наличием в почве избытка воды.
2)Повышении содержания хлорофилла в клетках листьев.
3)Развитие длинных корней при избытке воды в верхних слоях почвы.
4)Образование плодов и семян в короткие сроки.
Если в вопросе текста упоминается какое – то общее понятие с ним требуется сопоставить некоторый частный объект, то начинать рассуждение нужно с общего.
Пример
По какому признаку мхи относят к царству растений?
1)В процессе дыхания мхи расходуют органические вещества.
2)Мхи содержат в клетках хлоропласты, в которых осуществляется фотосинтез.
3)Клетки мхов имеют ядро, цитоплазму, наружную клеточную мембрану.
4)Мхи имеют клеточное строение и образованы различными тканями.
Иногда можно упростить и понять задание можно, если, наоборот, перейти от частного к общему. Надо просто соотнести каждый вид животного с классом позвоночных, к которому он относится.
Пример Особенности строения сердца
Виды животных 1)трехкамерное
А)хамелеон 2) трехкамерное с частичной перегородкой
Б)серый варан 3) четырехкамерное
В) фламинго
Г)саламандра
Д)белый медведь
Е) кукушка
Кроме того, большинство тестов можно решать, если уметь применять следующие приемы:
Географическое видообразование возможно в случае: (три ответа). Многие путают экологическое и географическое видообразование связано с месторасположением или его изменением. Слово 2ареал» относится к географическому критерию вида, соответственно и к способу видообразования.
1.Значительного расширения исходного ареала вида.
2.Расхождение экологических ниш организмов.
3.Разные сроки размножения.
4.Отдаление острова от материка.
5.Разделения ареала в результате изменения климатических условий.
6.Гибридизация двух видов.
Примеры тестов с избыточной информацией
Пример
У мух дрозофил 8 хромосом. Сколько хромосом будет содержаться в клетках эпителия слюнных желез самцов дрозофилы после пятого деления митоза.
1)4, 2)16, 3) 8, 4) 56
Нужно просто помнить, что после митоза число хромосом в дочерних клетках всегда такое же, как в исходной материнской клетке.
Пример
В результате эволюции путем естественного отбора неопределенных наследственных изменений на свете появились:
1.Куры породы леггорн.
2.Лошади орловской породы.
3.Шимпанзе, выступающие в цирке.
4.Владимирские тяжеловозы.
Многие тесты можно решать, применив сразу несколько способов.
Пример
В 20 веке наиболее современное определение жизни дал: