ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО
В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни
общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью
проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации
системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой
педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые,
словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий,
оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики.
Л.Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки.
Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов,
обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и
предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка,
его желаний, интересов и устремлений. [1]
Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче повышение учебной мотивации. Из этого принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. [2] Л.Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков. [3]
Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации
учебного процесса. Он разработал целую систему различных методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке. Могучим средством достижения сознательных и прочных знаний
Толстой считал наглядность. Это средство, обеспечивающее ребенку чувственно-образное восприятие действительности.
Среди методов обучения, активизирующих учебный процесс, особое место занимает «рассказ-рассказывание». Л. Н. Толстой строил рассказ по интересному сюжету, образно описывал переживания и поступки героев, увлекая и заставляя детей сопереживать героям произведений. [4] Иногда Толстой в процессе обучения создавал “ситуацию затруднения” как средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Толстой был прав, когда требовал гибкости применения методов обучения.
Известно, что в активизации учебной работы большое значение
имеет индивидуальный подход к учащимся. Л.Н. Толстой постоянно изучал
особенности своих питомцев, различал каждую черту индивидуальности ученика. В развитии творческих способностей учащихся, по мнению
Толстого, большое значение имеют детские сочинения. Творческие работы и
сочинения учащихся Л. Н. Толстой считал одной из самых ярких форм связи
обучения с жизнью. В своих педагогических статьях Л.Н. Толстой уделяет большое внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе.
Толстой уделял большое внимание раскрытию сущности принципа
свободы в воспитании и обучении детей, предложив свое решение проблемы. Уже на раннем этапе становления педагогических взглядов Толстой указывал на то, что необходимо изучить главный “критериум” педагогики – свободу. [3]
Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Л.Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.
Литература:
Баланюк Г.И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л.Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1969.
Бондаревский В.Б. Проблема интереса в педагогической теории и
практике Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. труд. ТГПИ им. Л.Н. Толстого.- Тула, 1969.
Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности
ребенка: Психологические основы духовной педагогики. - Тула: ТО ИРО, 1997.
Кудрявая Н. В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов.
Педагогика.- 1987. - № 9.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО »
Н.Е. Аблякимова,
Волкова Ю.А.
г. Ульяновск, Московский педагогический государственный университет
(филиал в г. Ульяновске)
Научный руководитель: О.А. Зотова,
кандидат педагогических наук
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО
В наше время, время преобразований в социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации системы народного образования. В раздумьях о новой школе и новой педагогической науке Л. Н. Толстого мы находим идеи и разработки, которые, словно отражают проблемы сегодняшних дней и предлагают нам свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики.
Л.Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. Осуждая буржуазную педагогику с ее догмами, Лев Николаевич предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования, что должно было содействовать развитию педагогики как науки.
Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, обогатившую науку новым подходом к решению основных проблем образования и воспитания. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и устремлений. [1]
Большое место он отводит принципу сознательности и активности. Это - процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему немецких школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей успешно обучать детей в школе, тем легче повышение учебной мотивации. Из этого принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. [2] Л.Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков. [3]
Особое внимание в вопросах дидактики Толстой уделял активизации учебного процесса. Он разработал целую систему различных методов и приемов, стимулирующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке. Могучим средством достижения сознательных и прочных знаний Толстой считал наглядность. Это средство, обеспечивающее ребенку чувственно-образное восприятие действительности.
Среди методов обучения, активизирующих учебный процесс, особое место занимает «рассказ-рассказывание». Л. Н. Толстой строил рассказ по интересному сюжету, образно описывал переживания и поступки героев, увлекая и заставляя детей сопереживать героям произведений. [4] Иногда Толстой в процессе обучения создавал “ситуацию затруднения” как средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Толстой был прав, когда требовал гибкости применения методов обучения.
Известно, что в активизации учебной работы большое значение имеет индивидуальный подход к учащимся. Л.Н. Толстой постоянно изучал особенности своих питомцев, различал каждую черту индивидуальности ученика. В развитии творческих способностей учащихся, по мнению Толстого, большое значение имеют детские сочинения. Творческие работы и сочинения учащихся Л. Н. Толстой считал одной из самых ярких форм связи обучения с жизнью. В своих педагогических статьях Л.Н. Толстой уделяет большое внимание обоснованию принципа свободы в воспитательно-образовательном процессе.
Толстой уделял большое внимание раскрытию сущности принципа свободы в воспитании и обучении детей, предложив свое решение проблемы. Уже на раннем этапе становления педагогических взглядов Толстой указывал на то, что необходимо изучить главный “критериум” педагогики – свободу. [3]
Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна идти несколько впереди общественного развития. Л.Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. И поэтому его имя как великого педагога-гуманиста бессмертно.
Литература:
Баланюк Г.И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л.Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1969.
Бондаревский В.Б. Проблема интереса в педагогической теории и практике Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. труд. ТГПИ им. Л.Н. Толстого.- Тула, 1969.
Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка: Психологические основы духовной педагогики. - Тула: ТО ИРО, 1997.
Кудрявая Н. В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов. Педагогика.- 1987. - № 9.