Уважаемые коллеги! Мне хочется начать свое выступление с цитаты Льва Николаевича Толстого. На мой взгляд очень актуальной на сегодняшний момент в современной школе.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Учебная деятельность — это развитие, саморазвитие, самовоспитание личности.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.
В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, организует учебное сотрудничество в познавательной деятельности.
Уроки литературного чтения являются простором для творческой деятельности учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха детям» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. При изучении былин дети готовили мини – проекты «О русских богатырях», а после чтения сказки Л.Н.Толстого «Два брата» писали сочинение – рассуждение «Почему я люблю читать?»
На уроках русского языка выполняем логически-поисковые задания. Например, назвать лишнее слово из ряда: метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные - существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога.
С первых дней я пытаюсь создать условия для постоянного наращивания у детей навыков сотрудничества. Формулирую ценности совместной работы: “Мы учимся все делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение”. Задания подбираю, требующие прямого обращения детей друг к другу.
“Расскажи, что ответил твой сосед на мой вопрос…”. “Когда я задам вопрос ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться”. “К доске можно выходить вдвоем или группой, если ты заранее договорился об ответе”. Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись, друг с другом.
Мною предлагались задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: “ Я загадала букву русского алфавита. Чтобы узнать ее, вы можете задать мне только 7 вопросов”. Или “Задайте любые 5 вопросов о слове, которое я загадала”. Дети могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой и т.д.
Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии - совместная, групповая работа.
Детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный. Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам; легко отвлекающихся не сажу вместе.
При оценке работы группы подчеркиваем человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оцениваем всегда лишь общую работу группы (удалость поработать в группе или не получилось сотрудничество.
Очень интересно проходит на уроках
«Работа в парах»- задания варьируются, ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системно-деятельностный подход в УМК «Гармония».
Ещё одна из особенностей комплекта – это решение учебных задач на каждом уроке. Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Это процесс увлекает моих учеников. Я стараюсь не давать «готовое» знание своим ученикам, а создаю ситуацию поиска. Дети сами находят решение той или иной учебной задачи. В этом нам помогают и «подсказки», предусмотренные в учебниках, и помощь одноклассников и, конечно, работа с дополнительной литературой.
Учу ребят находить доказательства, делать выводы, обоснованно отстаивать свою точку зрения. Если кто-то из учеников бывает не прав в выборе решения, всегда ищем причину ошибки, все вместе её объясняем и исправляем.
В ходе обучения с 1 по 4 класс реализуется дифференцированный подход. Учебники и тетради содержат задания для учащихся с разным уровнем подготовки. Для предупреждения и преодоления причин трудностей в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что позволяет учителю проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения, реализовывать в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Мы используем дидактические тетради и на уроке, и для самостоятельной работы, и для индивидуальной работы с целью отработки изученного материала, закрепления знаний и для устранения пробелов.
Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».
Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Именно в действии порождается знание.
Я, считаю, что все уроки, должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.
Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:
- Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)
- Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)
- Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).
- Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).
Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.
Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться.
Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.
- В этом вопросе заключается секрет Ь.
- Попробуйте сформулировать тему урока. (Появляется на доске)
- Что же вы думаете узнать сегодня на уроке?
Поставьте перед собой цели.
(Мы должны узнать, в каких случаях пишется Ь)
- Вернемся к словам, которые мы видели на экране.
- На какие группы и по какому признаку можно разбить данные слова? (с Ь и без Ь)
- Сгруппируйте данные слова. (1 у доски)
- Прочитайте хором слова 1 столбика.
- Что объединяет данные слова? (сущ., ж. р., с шипящ., Ь)
- Прочитайте слова 2 столбика.
- Что их объединяет?
Заключение. Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.