kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно - деятельностный подход в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Уважаемые коллеги! Мне хочется начать свое выступление с цитаты Льва Николаевича Толстого. На мой взгляд очень актуальной на сегодняшний момент в современной школе.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.

Учебная деятельность — это развитие, саморазвитие, самовоспитание личности.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.

           В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, организует учебное сотрудничество в познавательной деятельности.
         Уроки литературного чтения являются простором для творческой деятельности  учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха детям» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. При изучении былин дети готовили  мини – проекты «О русских богатырях», а после  чтения сказки Л.Н.Толстого «Два брата» писали сочинение – рассуждение «Почему я люблю читать?»

На уроках  русского языка  выполняем логически-поисковые задания. Например, назвать  лишнее слово из ряда:  метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает однозначный ответ:  лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные - существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов  решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога.

             С первых дней я пытаюсь создать условия для постоянного наращивания у детей навыков сотрудничества. Формулирую ценности совместной работы: “Мы учимся все делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение”. Задания подбираю, требующие прямого обращения детей друг к другу.

“Расскажи, что ответил твой сосед на мой вопрос…”. “Когда я задам вопрос ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться”. “К доске можно выходить вдвоем или группой, если ты заранее договорился об ответе”. Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись, друг с другом.

Мною предлагались задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: “ Я загадала букву русского алфавита. Чтобы узнать ее, вы можете задать мне только 7 вопросов”. Или “Задайте любые 5 вопросов о слове, которое я загадала”. Дети могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой и т.д.

Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии - совместная, групповая работа.

Детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный. Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам; легко отвлекающихся не сажу вместе.

При оценке работы группы подчеркиваем человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оцениваем всегда лишь общую работу группы (удалость поработать в группе или не получилось сотрудничество.

 Очень интересно проходит на уроках 

 «Работа в парах»- задания варьируются, ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга.

 Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся.  Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

  Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системно-деятельностный подход в УМК «Гармония».

Ещё одна из особенностей комплекта – это решение учебных задач на каждом уроке. Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Это процесс увлекает моих учеников. Я стараюсь не давать «готовое» знание своим ученикам, а создаю ситуацию поиска. Дети сами находят решение той или иной учебной задачи. В этом нам помогают и «подсказки», предусмотренные в учебниках, и помощь одноклассников и, конечно, работа с дополнительной литературой.

Учу ребят находить доказательства, делать выводы, обоснованно отстаивать свою точку зрения. Если кто-то из учеников бывает не прав в выборе решения, всегда ищем причину ошибки, все вместе её объясняем и исправляем.

В ходе обучения с 1 по 4 класс реализуется дифференцированный подход. Учебники и тетради содержат задания для учащихся с разным уровнем подготовки. Для предупреждения и преодоления причин трудностей в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что позволяет учителю проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения, реализовывать в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Мы используем дидактические тетради и на уроке, и для самостоятельной работы, и для индивидуальной работы с целью отработки изученного материала, закрепления знаний и для устранения пробелов.

Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Именно в действии порождается знание.

Я, считаю, что все уроки, должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:

 - Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)

 - Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)

 - Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).

 - Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).

Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.

Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться.

Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.

 - В этом вопросе заключается секрет Ь.

 - Попробуйте сформулировать тему урока. (Появляется на доске)

 - Что же вы думаете узнать сегодня на уроке?

 Поставьте перед собой цели.

(Мы должны узнать, в каких случаях пишется Ь)

 - Вернемся к словам, которые мы видели на экране.

 - На какие группы и по какому признаку можно разбить данные слова? (с Ь и без Ь)

 - Сгруппируйте данные слова. (1 у доски)

 - Прочитайте хором слова 1 столбика.

 - Что объединяет данные слова? (сущ., ж. р., с шипящ., Ь)

 - Прочитайте слова 2 столбика.

 - Что их объединяет?

Заключение. Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять  роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий.

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

3.      Использование метода проектов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход в обучении»

Уважаемые коллеги! Мне хочется начать свое выступление с цитаты Льва Николаевича Толстого. На мой взгляд очень актуальной на сегодняшний момент в современной школе.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.

Учебная деятельность — это развитие, саморазвитие, самовоспитание личности.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.

В основу ФГОС НОО положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, организует учебное сотрудничество в познавательной деятельности.
Уроки литературного чтения являются простором для творческой деятельности учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха детям» ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. При изучении былин дети готовили мини – проекты «О русских богатырях», а после чтения сказки Л.Н.Толстого «Два брата» писали сочинение – рассуждение «Почему я люблю читать?»

На уроках русского языка выполняем логически-поисковые задания. Например, назвать лишнее слово из ряда: метро, эскимо, громко, пшено. Этот вопрос предполагает однозначный ответ: лишнее слово «громко», так как это наречие, а остальные - существительные. Ученики же, уже приученные видеть много аспектов решения одной и той же однозначной задачи, увидели, что лишним может быть и «эскимо» (в этом слове три слога, а в остальных только два), и снова вернуться к слову «громко», но по позиции ударного слога.

С первых дней я пытаюсь создать условия для постоянного наращивания у детей навыков сотрудничества. Формулирую ценности совместной работы: “Мы учимся все делать вместе: советоваться, помогать друг другу, спорить друг с другом и находить общее решение”. Задания подбираю, требующие прямого обращения детей друг к другу.

“Расскажи, что ответил твой сосед на мой вопрос…”. “Когда я задам вопрос ты имеешь право повернуться к соседу и посоветоваться”. “К доске можно выходить вдвоем или группой, если ты заранее договорился об ответе”. Отвечать с места тоже можно вместе, предварительно посоветовавшись, друг с другом.

Мною предлагались задания, когда вопросы должны задавать дети, а учитель на них отвечать. Например: “ Я загадала букву русского алфавита. Чтобы узнать ее, вы можете задать мне только 7 вопросов”. Или “Задайте любые 5 вопросов о слове, которое я загадала”. Дети могут спрашивать о его составе, просить назвать слово с такой же приставкой и т.д.

Одна из самых продуктивных форм организации учебной дискуссии - совместная, групповая работа.

Детей соединяю в группы с учетом их личных склонностей; самому слабому ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный. Развитые дети долго не могут сидеть со слабыми, им нужен равный по силам; легко отвлекающихся не сажу вместе.

При оценке работы группы подчеркиваем человеческие достоинства: дружелюбие, вежливость, приветливость. Оцениваем всегда лишь общую работу группы (удалость поработать в группе или не получилось сотрудничество.

Очень интересно проходит на уроках

«Работа в парах»- задания варьируются, ученикам предоставляется возможность отработать и закрепить: умение выполнить один и тот же объем работы в совместном обсуждении, договориться о распределении работы, проконтролировать работу друг друга.

Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Хотелось бы рассказать, как реализуется мною системно-деятельностный подход в УМК «Гармония».

Ещё одна из особенностей комплекта – это решение учебных задач на каждом уроке. Практически любой урок мы начинаем с проблемной ситуации, проблемного вопроса, ответы на которые ищут сами ребята в ходе урока. Это процесс увлекает моих учеников. Я стараюсь не давать «готовое» знание своим ученикам, а создаю ситуацию поиска. Дети сами находят решение той или иной учебной задачи. В этом нам помогают и «подсказки», предусмотренные в учебниках, и помощь одноклассников и, конечно, работа с дополнительной литературой.

Учу ребят находить доказательства, делать выводы, обоснованно отстаивать свою точку зрения. Если кто-то из учеников бывает не прав в выборе решения, всегда ищем причину ошибки, все вместе её объясняем и исправляем.

В ходе обучения с 1 по 4 класс реализуется дифференцированный подход. Учебники и тетради содержат задания для учащихся с разным уровнем подготовки. Для предупреждения и преодоления причин трудностей в учении комплект имеет тетради для индивидуальной и коррекционно-развивающей работы, что позволяет учителю проводить целенаправленную работу в зависимости от успешности обучения, реализовывать в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Мы используем дидактические тетради и на уроке, и для самостоятельной работы, и для индивидуальной работы с целью отработки изученного материала, закрепления знаний и для устранения пробелов.

Известный педагог Иоганн Генрих Песталоцци сказал: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Этот принцип я взяла за основу своей педагогической деятельности. Чему должен научиться ребенок? Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Именно в действии порождается знание.

Я, считаю, что все уроки, должны внести свою частичку в развитие ребёнка, быть очередным шагом вперед.

Для эффективного выхода из затруднения необходимо выполнить следующие действия:

 - Исследование (анализ, в каком месте возникло затруднение)

 - Критика (установить, по какой причине возникло затруднение)

 - Проект (поставить перед собой цель и построить проект, в который включается составление плана, определение способа и средств достижения цели).

 - Завершается путь учения самоконтролем (сопоставление результата с целью) и самооценкой (определением: достигнута ли поставленная цель и в какой степени).

Всю структуру учебной деятельности условно можно разделить на два шага.

Первый шаг - до постановки цели деятельности - направлен на выяснение того, чему надо учиться.

Задача второго шага - поставить цель и самому найти нужные знания и умения.

 - В этом вопросе заключается секрет Ь.

 - Попробуйте сформулировать тему урока. (Появляется на доске)

 - Что же вы думаете узнать сегодня на уроке?

 Поставьте перед собой цели.

(Мы должны узнать, в каких случаях пишется Ь)

 - Вернемся к словам, которые мы видели на экране.

 - На какие группы и по какому признаку можно разбить данные слова? (с Ь и без Ь)

 - Сгруппируйте данные слова. (1 у доски)

 - Прочитайте хором слова 1 столбика.

 - Что объединяет данные слова? (сущ. , ж. р. , с шипящ. , Ь)

 - Прочитайте слова 2 столбика.

 - Что их объединяет?

Заключение. Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

1.      Использование дифференцированных заданий.

2.      Включение в образовательный процесс ИКТ.

3.      Использование метода проектов.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Системно - деятельностный подход в обучении

Автор: Дерендяева Вера Геннадьевна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278633

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Мастер – класс «Системно-деятельностный подход обучения на уроках русского языка»"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_sistemno_deiatelnostnyi_podkhod_obucheniia_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "570675"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1611067302"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Доклад для педчтения по теме "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку""
    ["seo_title"] => string(104) "doklad-dlia-piedchtieniia-po-tiemie-sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "243390"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445708556"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Системно - деятельностный подход в обучении истории и обществознания. "
    ["seo_title"] => string(78) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "103885"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402645223"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Системно-деятельностный подход как фактор овладения речевой деятельностью. "
    ["seo_title"] => string(87) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-kak-faktor-ovladieniia-riechievoi-dieiatiel-nost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "243909"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445854486"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Системно - деятельностный подход в реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(49) "sistiemnodieiatielnostnyipodkhodvriealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "305011"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457861001"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства