Просмотр содержимого документа
«Педагогические приемы создания ситуации успеха»
Педагогические приемы создания ситуации успеха
Наши ученики все свое школьное время проводят в школе, и, естественно, напрашиваются вопросы: как сохранить здоровье ребенка на протяжении этого времени? Одним из условий сохранения психического здоровья ребенка является создание ситуации успеха в школе.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.
Умение создавать ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение. Учитель:
- подготавливает учащихся к правильному восприятию нового материала, настраивает на правильное выполнение примеров, задач, написание диктантов: «Я уверена, что вы все напишете правильно!»;
- подбадривает, если у них что-то не получается или они допускают ошибки;
- использует на уроках игровые ситуации, загадки, творческие задания, оказывает влияние на формирование интереса к учебным предметам;
- формирует у учащихся положительную «Я-концепцию»;
Положительная «Я-концепция» (я нравлюсь себе и другим, я многое могу), способствует успеху, отрицательная «Я-концепция» (я не нравлюсь, не способен), мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Как же формировать положительную «Я-концепцию» у ученика? Прежде всего, необходимо видеть в каждом уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы»). Учеба должна приносить радость ребенку. Мы, взрослые, должны понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, «Я-концепции» ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»).
Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».
Некоторые приемы создания ситуации успеха:
Похвала. Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Очень плохо, если ребенок слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, - в этом залог успешного воспитания.
Эмоциональное поглаживание. Учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять «Ребята, я вами горжусь!» Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл: «молодец», «умница» - это что: только похвала? А может быть это констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, «я молодец», да, «я умница». Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»! Может быть, такова логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает
Авансирование. Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл авансирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетиции. Предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
Холодный душ. На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива доброжелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
Эврика. Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Всегда ли хорош успех? Сегодня успех, завтра, послезавтра… Не потеряется ли острота его восприятия? Не исчезнут ли стимулы его достижения? Такая опасность вполне реальна. Разумеется, если отбросить в сторону диалектику воспитательного процесса. Существует известное выражение: «Знание – сила!» Ну, хорошо, знание действительно сила. А незнание? Разве оно не сила? Может быть, еще большая сила, чем знание? Оценка любого педагогического явления всегда предусматривает рассмотрение в паре: успех – неуспех, знание – незнание, удача – неудача. Стремление к успеху есть способ преодоления неуспеха. Стремление к знанию есть способ преодоления незнания. Эти ряды можно было бы продолжить, но ясно одно – неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, радости он не приносит, но уважать его следует. Он всегда возможен, он даже неизбежен, без него успех теряет свою привлекательность. Лишь глубина неуспеха помогает человеку (а ребенку – школьнику в особенности) постичь всю глубину успеха. Одно без другого не существует.
Всякий ли успех можно считать успехом? Всякий ли успех нужен, целесообразен? Всякого ли успеха нужно добиваться? Это принципиальнейшее положение, в котором важно не только хорошо разобраться, но и четко определить позицию. Казалось бы, успех есть успех, радость есть радость, поражение – поражение. Если ребенок радуется своим достижениям, стремится к новым высотам, другим доставляет этими успехами радость, - стоит ли беспокоиться?
Любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: во имя чего? какими средствами? Ребенок приходит в школу преисполненным желанием учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу и ее методы обучения.
По мере того, как наше общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, учащиеся все чаще не могут адаптироваться к жизни. Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
«Дети счастливых родителей, как правило, бывают, счастливы в браке»; «Счастливого человека может воспитать только счастливый» - эти афоризмы хорошо известны, они правильно отражают жизненные закономерности. Если продолжить мысли, можно сказать так: «Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха». Верно ли это? Школьная жизнь покажет.