Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха как фактор обеспечения безопасной и комфортной социально-психологической среды на уроке»
Создание ситуации успеха как фактор обеспечения безопасной и комфортной социально-психологической среды на уроке
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности обучающегося от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и само отношению. Это важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье – основа жизнеспособности ребенка.
В настоящее время большое количество детей испытывают отсутствие теплых, доверительных отношений в семье, неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками.
Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У. Глассерпредлагает организовать учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно и увлекательно учиться, победить скуку и лень, которые неизменно царят во время уроков. Психолог считает, что для нормального развития личности, каждый человек должен испытать успех. Он убежден,что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. Пусть это будет самый маленький и незначительный триумф, но именно он поможет забыть обо всех неудачах в прошлом. У. Глассерсчитает, что отношения между учениками и учителями должны быть дружескими. Именно в такой ситуации учебный процесс будет приносить максимальную пользу и можно будет избежать многих проблем в будущем. Большинство проблем, возникающих у людей, Глассер связывает с недостатком любви и заниженной самооценкой. Чтобы этого избежать, во время воспитания и взросления ребенок должен испытывать теплоту и чувствовать себя ячейкой общества. Ребенок должен расти в комфортной дружеской атмосфере, которая не подавляет его интересы и помогает развиваться.
Что такое успех и зачем он нужен на уроке
Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.
С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.
Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:
развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;
поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.
Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.
Условия создания ситуации успеха
Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.
Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.
Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?
Важна реальная помощь в продвижении к успеху.
Необходимо краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! и т.д.)
Обязательна педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.
Приемысоздания ситуации успеха на уроках
Похвала
Самый мощный инструмент учителя, если этот инструмент применяется правильно.
С помощью похвалы можно, к примеру,
помочь преодолеть неуверенность "Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной"),
закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"),
заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"),
позволить порадоваться даже незначительному успеху.
Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение "новых подвигов". А вот другие ученики начинают "светиться от радости", когда слышат только заслуженную оценку. Третьим (особенно из числа тех, кого постоянно хвалят) нередко бывает полезен и "холодный душ".
Коллективная похвала
Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.
Прием "Эврика"
Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.
Задания разной сложности
Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.
Самостоятельный выбор задания
Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.
Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.
привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.
«Лови ошибку!»
Учителем намеренно допускается ошибка, о которой ученики заранее предупреждаются, и она исправляется ими.
«Даю шанс»
Учащиеся после уроков дописывают работу, но с выполнением дополнительного задания, чтобы находиться с остальными учащимися в равных условиях.
Психологические приемы, описанные в книге Белкина А.С.
Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
«Мы все пробуем и тренируемся, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задания или упражнения».
Авансирование успешного результата.
Помогает выразить свою твердую убежденность в том, что мой ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. «У вас обязательно получиться...»,«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания: «Возможно, лучше всего начать с ...» «Выполняя задание, не забудьте о ...».
Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи, Алексей, товарищам не справиться...»
Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы...», «Только тебе я и могу доверить...»,
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...»
Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу...», «Так хочется поскорее увидеть...»
Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось задание под № 1245…»,
«Больше всего мне в твоей работе понравилось...», «Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы».
Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитания интереса к познанию, воспитания сильных черт характера, создания
безопасной и комфортной социально-психологической среды.