kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Создание ситуации успеха как фактор обеспечения безопасной и комфортной социально-психологической среды на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны педагогические и психологические приемы создания ситуации успеха на уроке

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха как фактор обеспечения безопасной и комфортной социально-психологической среды на уроке»

Создание ситуации успеха как фактор обеспечения безопасной и комфортной социально-психологической среды на уроке



Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности обучающегося от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и само отношению. Это важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье – основа жизнеспособности ребенка.

В настоящее время большое количество детей испытывают отсутствие теплых, доверительных отношений в семье, неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований, испытывают трудности в общении с педагогами и сверстниками.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У. Глассер предлагает организовать учебный процесс так, чтобы ученикам было интересно и увлекательно учиться, победить скуку и лень, которые неизменно царят во время уроков. Психолог считает, что для нормального развития личности, каждый человек должен испытать успех. Он убежден, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни. Пусть это будет самый маленький и незначительный триумф, но именно он поможет забыть обо всех неудачах в прошлом. У. Глассер считает, что отношения между учениками и учителями должны быть дружескими. Именно в такой ситуации учебный процесс будет приносить максимальную пользу и можно будет избежать многих проблем в будущем. Большинство проблем, возникающих у людей, Глассер связывает с недостатком любви и заниженной самооценкой. Чтобы этого избежать, во время воспитания и взросления ребенок должен испытывать теплоту и чувствовать себя ячейкой общества. Ребенок должен расти в комфортной дружеской атмосфере, которая не подавляет его интересы и помогает развиваться.


Что такое успех и зачем он нужен на уроке


Успех — понятие неоднозначное, многогранное. С точки зрения психологии, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. В этом отношении чувство успеха схоже с чувством эйфории.

С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива.

Переживание эмоций, связанных с успехом позволяет:

  • повысить мотивацию обучения, развить познавательный интерес;

  • стимулировать работоспособность;

  • корректировать негативные личностные особенности: тревожность, мнительность, неуверенность, низкую самооценку;

  • развивать личностные качества со знаком "плюс": инициативность, активность, креативность;

  • поддерживать в коллективе благоприятную эмоциональную обстановку.

Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию ситуаций успеха.


Условия создания ситуации успеха

  • Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в классе.

  • Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

  • Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем?

  • Важна реальная помощь в продвижении к успеху.

  • Необходимо краткое экспрессивное воздействие на учеников – педагогическое внушение (Успехов! За дело! и т.д.)

  • Обязательна педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.


Приемы создания ситуации успеха на уроках


  • Похвала

Самый мощный инструмент учителя, если этот инструмент применяется правильно.

С помощью похвалы можно, к примеру,

  • помочь преодолеть неуверенность "Этот материал мы проходили, так что контрольная не покажется вам трудной"),

  • закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"),

  • заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"),

  • позволить порадоваться даже незначительному успеху.

Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение "новых подвигов". А вот другие ученики начинают "светиться от радости", когда слышат только заслуженную оценку. Третьим (особенно из числа тех, кого постоянно хвалят) нередко бывает полезен и "холодный душ".


  • Коллективная похвала

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады или просто ученика, выполнившего интереснейший проект.


  • Прием "Эврика"

Суть его в том, что учитель создает такую ситуацию, в ходе которой ученик сам приходит к интересному выводу, который раскрывает доселе неизвестные ему собственные личностные качества. Например, можно предложить ученикам создать образ главного героя произведения любыми методами: с помощью рисунка, музыки, сняв фильм, сложив песню или стихотворение. Подобные творческие задания раскрывают потенциал детей, а учитель в результате получает целый "букет" талантливо выполненных работ.


  • Задания разной сложности

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, "середнячки" могут отличиться творческим походом, зато и самые слабые получат удовлетворение от выполненного задания.


  • Самостоятельный выбор задания

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания должно быть одинаковым, ученики же могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах/группе, самостоятельную подготовку или с помощью учителя.

Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей.

привлекаются не только учителя, но и родители, и одноклассники.


  • «Лови ошибку

Учителем намеренно допускается ошибка, о которой ученики заранее предупреждаются, и она исправляется ими.


  • «Даю шанс»

Учащиеся после уроков дописывают работу, но с выполнением дополнительного задания, чтобы находиться с остальными учащимися в равных условиях.


Психологические приемы, описанные в книге Белкина А.С.


  • Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и тренируемся, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задания или упражнения».


  • Авансирование успешного результата.

Помогает выразить свою твердую убежденность в том, что мой ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях. «У вас обязательно получиться...»,«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».


  • Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности

Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания: «Возможно, лучше всего начать с ...» «Выполняя задание, не забудьте о ...».


  • Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи, Алексей, товарищам не справиться...»


  • Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы...», «Только тебе я и могу доверить...»,

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...»


  • Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу...», «Так хочется поскорее увидеть...»


  • Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось задание под № 1245…»,

«Больше всего мне в твоей работе понравилось...», «Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы».


Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитания интереса к познанию, воспитания сильных черт характера, создания

безопасной и комфортной социально-психологической среды.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мурзинцева Татьяна Алексеевна

Дата: 26.11.2017

Номер свидетельства: 440741


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства