kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации педагогам "Технология педагогической поддержки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Технология педагогической поддержки учащихся с ОВЗ". В докладе освещены проблемы познавательного интереса, нарушений эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Педагогам даны рекомендации по приемам технологии педагогической поддержки, созданию "ситуации успеха" на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации педагогам "Технология педагогической поддержки" »

МКСКОУ школа – интернат VIII вида г.Кулебаки













Доклад

«Технология

педагогической

поддержки»



Подготовила : учитель Бумагина М.Г.

















2013г.



«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова…»
Я.Коменский.

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальностей ребенка. На смену авторитарной по характеру педагогической деятельности приходит практика гуманистического лично-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

 Технология педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана. 

Ее реализация возможна в том случае, если основы профессиональной позиции воспитателя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

 а/ любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

 б/ приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

 в/ уважение достоинства и доверие, вера в миссию. Каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

 г/ ожидание успеха в решение проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

 д/ признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

 е/ поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

 ж/ умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

 з/ собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Понятие «воспитание». При разработке концепции педагогической поддержки О.С. Газман исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации.

Первый процесс способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), авторой становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).



Проблемы познавательной деятельности учащихся с ОВЗ:

  • отсутствие интереса к учебе;

  • нарушение целенаправленной деятельности;

  • низкая работоспособность;

  • повышенная утомляемость;

  • неусидчивость;

  • неустойчивость внимания;

  • трудности запоминания материала;

  • игнорирование инструкции учите

Нарушение эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ :

      • неуверенность в своих силах;

      • подавленность;

      • вялость;

      • повышенная возбудимость;

      • порывистость.

      • импульсивность

Личностные качества педагога:

  • максимальная гибкость;

  • способность к сопереживанию;

  • эмоциональная уравновешенность ;

  • сочуствие к ребенку;

  • доброжелательность;

  • уверенность в себе.

Необходимость создания ситуации успеха

  • повышает мотивацию к учению;

  • удовлетворение от учебной деятельности;

  • корректирует личностные особенности(неуверенность, тревожность. самооценка);

  • развивает инициативность;

  • поддерживает благоприятный психологический климат.

Цель и принципы воспитания. О.С. Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель.

Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.

«Без представления об идеале, — по его мнению, — невозможно строить воспитательную работу даже в условиях, далеких от идеальных».

А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.

О.С. Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила.

  1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.

  2. Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.

  3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.

  4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.

  5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.

  6. Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — Диалог культур.

  7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.

  8. Доверяя — не проверяй!

  9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.

  10. Умей признать свою ошибку.

  11. Защищая ребенка, учи его защищаться.

Приемы технологии педагогической поддержки:


«Эмоциональное поглаживание»

  • Молодец!

  • Умница!

  • Как вы меня порадовали!

  • Я горжусь вами!

«Снятие страха»

  • «Контрольная работа легкая,этот материал мы с вами проходили»;

  • «Это совсем не трудно…»

  • «Если даже у тебя не получится, мы все тебе поможем…»

«Аванс»

  • «У тебя обязательно получится, я даже не сомневаюсь….»

«Инициатива активности»

  • «Нам это надо, потому что…»

  • «Для тебя это очень важно, потому что…»

  • «обычно удобнее приступить с этого…»

«Скрытая инструкция»

  • «ты конечно же помнишь, что лучше начать с этого….»

  • «обычно удобнее приступить с этого…»

  • «здесь, вероятно, главное это…»

«Персональная исключительность»

  • «именно ты и смог бы…»

  • «именно на тебя я и надеялась…»

  • «у тебя, такого умного(сильного), непременно получится….»

«Умышленная ошибка»

  • «я ошиблась, помоги мне…»

«Минутка психологической разгрузки»

  • Шутки, загадки на отвлеченные темы


Механизм воспитания. Главным постулатом данной концепции выступает тезис о том, чтовоспитание есть не что иное, как помощь школьнику в его саморазвитии. «Воспитание, — по глубокому убеждению Олега Семеновича, — без желания самого ребенка совершенствовать себя невозможно». Педагог может и должен оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

После смерти О.С. Газмана его ученики разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

— I этап (диагностический) - диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы;

— II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

— III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

— IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

— V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности.

В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья частично применяют технологию  педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками,  использует именно эту технологию.

Если проанализировать работу наших преподавателей, можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы.

Многие из нас работают именно по этим направлениям.

I. Сигнальный

 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы:

 - неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость);

 - обращение родителей к педагогу или администрации

 тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;

 - попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.

 2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы

 3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения

 4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.

 II. Контактно-созидательный

 1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению

 2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров

 3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником

III. Диагностический

1. Организация доверительной беседы с учащимися

 2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка

 3. Определение причин возникновения проблемы

IV. Проектный

1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы

 2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы

V. Деятельностный

 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы

 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка

VI. Результативно-аналитический

  1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах

Классные руководители старших классов помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы

самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рекомендации педагогам "Технология педагогической поддержки"

Автор: Бумагина Марина Геннадьевна

Дата: 27.06.2015

Номер свидетельства: 221573

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ "
    ["seo_title"] => string(88) "sotsial-no-piedagogichieskaia-poddierzhka-dietiei-i-podrostkov-v-krizisnykh-situatsiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "129860"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415784960"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-komplieksnogho-piedaghoghichieskogho-i-sotsial-no-psikhologhichieskogho-soprovozhdieniia-podrostkov-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "228822"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441522120"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности"
    ["seo_title"] => string(80) "samoobrazovaniie_piedaghoghov_kak_faktor_povyshieniia_profiessional_noi_kompieti"
    ["file_id"] => string(6) "398777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080494"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Качество образования в начальной школе.Методические рекомендации."
    ["seo_title"] => string(77) "kachiestvo-obrazovaniia-v-nachal-noi-shkolie-mietodichieskiie-riekomiendatsii"
    ["file_id"] => string(6) "303856"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457615074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства