Государственное профессиональное бюджетное образовательное учреждение
Московской области
«Социально-технологический техникум»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
В рамках методической сессии
Подготовила и провела:
Педагог-психолог ГБПОУ МО «СТТ»
СТЕПИНА ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА
Дата проведения: 14.05.2014
г. Орехово-Зуево
2014
Цель: обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленным на создание ситуации успеха ученика на уроке.
Задачи:
информирование педагогов о психолого-педагогичской сущности ситуации успеха, способах усиления мотивации достижения успеха учащимися;
инициирование профессиональной активности педагогов, использование их педагогического опыта;
развитие навыков сотрудничества;
проектирование позитивных программ действий для создания ситуации успеха на уроке.
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
Всё, что перестаёт удаваться,
перестаёт и привлекать.
Франсуа де Ларошфуко.
Вступительное слово ведущего.
Добрый день уважаемы коллеги! Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность в ходе сегодняшнего мастер-класса.
Ребёнок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны педагогов и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – серьёзная проблема обучения. Принято считать, что одним из условий сохранения психического здоровья ребёнка является создание ситуации успеха в образовательном учреждении.
С педагогической точки зрения “ситуация успеха” - это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь высоких результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом, это - результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики учителя. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпадал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
На данном занятии мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в лицее ситуации успеха, а также спроектируем действия педагога для создания ситуации успеха на уроке.
Разминка «Чем мы похожи»
Необходимое время: 5 минут.
Процедура проведения. Участники группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой: Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители земли, или мы одного возраста и т.п.). Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом по другому признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
Успех рождает дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, лицею, науке.
Очень часто, в нашей повседневной жизни, нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в лицей, выполнять домашние задания.
Почему учащиеся теряют интерес к учёбе, резко теряют познавательный интерес, и как следствие снижается успеваемость.
На эти вопросы искали ответ не только наши современники, но и педагоги прошлых лет.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Сейчас мы рассмотрим приёмы создания ситуации успеха как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Приём «Эмоциональный всплеск». Главная роль отведена учителю. Его слова, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск искреннего стремления помочь ребёнку, создать ситуацию успеха. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех. «Ты молодец!», «Отлично!», « Прекрасно», «Продолжай так же хорошо работать», «Я ценю то, что ты сделал» и т.п.
Приём «Высокая оценка детали». Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы
Упражнение «Комплименты».
Необходимое время: 5 минут.
Материалы: мяч.
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент, например: «Инна, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч участник бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент, и так далее.
Приём «Снятие страха, напряжения». Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами проходили».
Приём «Авансирование успешного результата». Помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности». «У вас обязательно получится…», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Упражнение Прием-передача информации
Цель: осознание участниками эффективности приемов инструктирования и запоминания информации.
Общая инструкция: сейчас 6-7 добровольцев смогут проверить свои способности в приеме-передаче информации (нужно подождать появления добровольцев). Остальные участники будут наблюдателями.
Инструкция добровольцам (после этого они могут выйти за дверь): сейчас вы будете передавать друг другу информацию. Вы будете по очереди входить в комнату, выслушивать текст и передавать его следующему. Первому текст скажу я, он скажет второму, второй третьему и т.д. Ваша задача – передать информацию следующему как можно ближе к тексту, желательно слово в слово, ничего не путая, не искажая и не добавляя. Делать можно все, что угодно, записывать нельзя.
Инструкция наблюдателям: сейчас участники будут входить по одному и передавать друг другу по очереди информацию. Ваша задача – фиксировать, кто и как точно будет передавать текст. Можно закрепить наблюдателей за участниками.
Текст сообщения: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него и в ведомости о поставке компьютеров нужно изменит пункт № 5 и № 7»
Итак, мы видим, что успешность деятельности учителя во многом определяется способностью педагога создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке, а также способность предоставить возможность пережить радость достижения и поверить в себя.
Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Он является источником внутренних сил ребенка, рождающим энергию для преодоления трудностей. Дети испытывают уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого можно сделать вывод: успех в учебе - завтрашний успех в жизни!
Творите добро, будьте милосердны, добры, уважайте и любите ранимые детские души!
Действия учителя,
обеспечивающие ситуацию успеха
1. Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
3. Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
4. Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».
5. Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую Вы выставляете ученику.
Действия учителя,
обеспечивающие ситуацию успеха
1. Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
3. Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
4. Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».
5. Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую Вы выставляете ученику.
Действия учителя,
обеспечивающие ситуацию успеха
1. Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
3. Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
4. Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».
5. Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую Вы выставляете ученику.
Список литературы:
Журнал Практика административной работы в школе № 1 (96), 2014. – М.: «ИФ «Сентябрь», 2014.
Искусство жить в непохожими людьми: психотехника толерантности/под ред. А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой, А.В. Макарчук. – ГУ МО «Издательский дом «Московия», 2009. – 309 с.
Кан-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении». М.,1990.
Никитина Н.Н. «Введение в педагогическую деятельность». М., 2006.
Щурков Н.Е. «Педагогические технологии». М.,1992.