kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности формирования культуры здоровья современного школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни учащихся в рамках образовательного процесса сегодня не может быть вполне результативной без приложения комплексных усилий всех его участников. При этом практика требует достаточно серьёзных изменений во всей системе обучения и воспитания школьника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования культуры здоровья современного школьника»

Особенности формирования культуры здоровья личности современного школьника

Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Деятельность образовательного учреждения по формированию здорового образа жизни учащихся в рамках образовательного процесса сегодня не может быть вполне результативной без приложения комплексных усилий всех его участников. При этом практика требует достаточно серьёзных изменений во всей системе обучения и воспитания школьника. Это важно именно сейчас, когда во многих современных школах среди учащихся прослеживаются устойчивые негативные тенденции, характеризующие образ жизни школьников:

  • снижение двигательной активности и физической подготовленности, что отражает падение двигательной и физической культуры;

  • нарушение структуры и режима питания - отражает снижение культуры питания;

  • нарушение структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов деятельности (компьютер, ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, что отражает падение культуры досуга;

  • возрастают риски употребления психоактивных веществ - рост вредных привычек;

  • снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни -отражает падение культуры здоровья в целом.

Таким образом, формирование культуры здорового образа жизни вызывает необходимость целостно перестроить весь блок педагогических подходов к построению содержания и методики школьного образования на принципах аксиологии здоровья.

Применение в учебно-воспитательном процессе концепции здоровьесозидающей образовательной среды позволит сократить негативные тенденции, характеризующие образ жизни современных школьников. Авторы данной концепции предлагают педагогам применять в организации здоровьесозидающей образовательной среды следующие подходы:


1) Методологияздоровьесозидающий подход к образованию, подчеркивающий, развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса;

2) Модель здоровьесозидающей среды школы, которая рассматривается как совокупность условий, обеспечивающих здоровьесозидающий характер учебного процесса и безопасность учащихся и педагогов; повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей; оздоровление учащихся, ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными, болезнями детей и подростков;

3) Технология организации здоровьесозидающей образовательной среды, которая включает создание в школе службы здоровья или другой организационной формы, объединяющей специалистов разного профиля, способной содействовать качественному изменению образовательной среды школы; проектирование школьной программы здоровьесозидания на основе проведения мониторинга здоровья; организацию сетевого взаимодействия и социального партнерства ОУ как ресурс конструирования здоровьесозидающей образовательной среды.

Активно идущий процесс модернизации, провозглашающий уход от единообразия и унифицированности образовательной среды и образовательного процесса, ориентирует на создание условий для вариативной и личностно-ориентированной педагогики, которая удовлетворяет требованиям сохранения и укрепления физического, социального и духовно-нравственного компонентов здоровья у детей.

Сегодня назрела необходимость оптимизации здоровьесозидательной деятельности, направленной на формирование культуры здорового образа жизни, внедрения в практику культуроформирующих технологий.

Современная наука понимает культуру здоровья как деятельность, направленную на совершенствование как внутреннего мира человека, так мира и вокруг человека. Деструктивная (разрушающая) деятельность, приносящая вред, как здоровью человека, так и здоровью общества, признаётся антикультурной.

В современных исследованиях раскрыта тесная взаимосвязь образования и культуры. Ёще Л.С. Выготский в начале ХХ в. разработал теорию культурно-исторического наследия. А позднее С.И. Гессен дал определение образования как института приобщения к ценностям культуры. Образование сегодня рассматривается как способ трансляции культуры, как один из основных социальных институтов, задающих культурную модель поведения.

Представления о здоровье были значительно расширены представлением о нём как о показателе благополучия (К. Байер, Л.Шейнберг, 1997 г.). В этом контексте под культурой здоровья понимаются такие формы поведения, которые позволяют улучшить жизнь, делать её более благополучной и достигать более высокого уровня самореализации. Благополучие в жизни создаётся благодаря гармоничному сочетанию социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного элементов.

Для того что бы поддерживать, укреплять а при необходимости восстанавливать своё здоровье, человек решает задачи целеполагания, адаптации и саморегуляции. Культура способствует их решению, и при разработке культуроформирующих технологий важно использовать и опираться на разработанный в культурологи функциональный подход, который позволяет рассматривать культуру как сложную, многоуровневую и целостную систему.

Культура здоровья выступает интегрированной характеристикой человека и имеет сложный многоаспектный и многоуровневый характер:


Культура здоровья личности




Валеологическая сознательность

Валеологическая образованность

Валеологическое поведение




Ценности ЗОЖ

Поступки

Потребности ЗОЖ

Знание о сущности здоровья и ЗОЖ





Эмоции и чувства

Привычки ЗОЖ

Мотивы поведения

Представления о ЗОЖ






Направлен-ность поведения

Отношение к культуре ЗОЖ

Валеологические качества личности

Валеологический идеал





Валеоубеждения и мировоззрение

Активная позиция в отношении ЗОЖ





Рис. Структура культуры здоровья личности (по А.М.Митяевой, 2008 г.)

Формирование культуры здоровой личности выделяется современной педагогикой как базовый компонент общей культуры воспитанного человека. Образовательное учреждение, как особый государственно-общественный институт, играет важную роль во внедрении валеологических начал в жизнь общества путем формирования валеологической культуры личности у подрастающего поколения, в условиях специально организованного учебно-воспитательного процесса.

Валеологическая культура личности в своей системной целостности предстает как развитое валеологическое образование, валеологическое поведение и валеологические отношения, относительно устойчиво связанные друг с другом на определенный момент времени, что представляет собой механизм развития и проявления индивидуальных валеологических качеств в практической деятельности.

Наиболее ответственным и эффективным периодом формирования валеологической культуры личности является младший подростковый возраст, поскольку большим достоинством младшего подростка является готовность его ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах, и именно в этом возрасте происходит существенная перестройка организма, психических процессов и всей жизнедеятельности ребенка. Подросток впервые начинает сознательно взаимодействовать с социальной средой.

Валеологическая образованность включает в себя вооружение личности элементами валеологического образа жизни, знаниями о сущности здоровья и ЗОЖ. При этом личностное отношение подростка к полученной информации валеологического содержания выражается в валеологических представлениях, ориентациях, валеологических чувствах, закрепляющихся в его валеологических убеждениях, результатом которых выступает валеологический идеал. Главным результатом валеоидеала становятся валеологические убеждения и валеологическое мировоззрение. Из системы представлений, взглядов, ориентаций, убеждений личности вытекает валеологическая направленность личности как интегративная характеристика ее валеопозиции по отношению к своему здоровью.

Валеологическая сознательность личности отражается в валеологическом поведении, важным внутренним стержнем становления которого являются прежде всего мотивы валеологического поведения, отвечающие соответствующим потребностям. Именно в результате их развития появляются валеологические поступки, в ходе которых подросток приобретает привычки валеологического поведения, закрепляющиеся в соответствующие валеологические качества личности. Таким образом, валеологическое поведение предполагает наличие и развитие активной валеологисческой позиции, отражающей в себе валеологическое мировоззрение личности.

Важным и недооцененным компонентом формирования валеологической сознательности выступают валеологические чувства личности. Чувства - это канал, через который человек проявляет своё отношение к здоровью, здоровому образу жизни, окружающей среде. Они выступают сложным поисковым механизмом, позволяющим человеку избирательно принимать и усваивать информацию здоровьесозидающего характера, определять эффективность своего поведения. Именно чувства активизируют познавательные усилия индивида и его волю, осуществляют подготовку к деятельности, настойчивость в её выполнении. В сфере чувств формируется оценка и предпочтительные отношения, позиции, выбираемые человеком по отношению к своему здоровью. Это особенно ярко проявляется в случаях борьбы человека со своими вредными привычками. Таким образом, затрагивая эмоциональную сферу ребенка, развиваются валеочувства, от которых в последующем формируются валеологические убеждения и соответствующее мировоззрение личности.

Проблема формирования культуры здорового образа жизни имеет комплексный, междисциплинарный характер. Важнейшее требование к содержанию валеологического образования – интеграция естественно–научных и гуманитарных знаний о человеке и деятельностный подход, ориентация на практическое применение получаемых знаний не в далеком будущем, а уже сегодня. Поэтому работа по здоровьесозиданию должна быть организована как надпредметная, т.е. пронизывающая как разные учебные дисциплины, так и досуговую сферу воспитания.

Существуют разные формы педагогической практики, которые традиционно используются для формирования культуры здорового образа жизни: уроки, семинары, лекции, беседы, конференции, экскурсии, факультативы. Но на сегодняшний день они недостаточно эффективны, необходимо искать новые формы работы, созвучные современной культуре и массовому сознанию семьи и ребенка.

Организация проектной деятельности по здоровьесозиданию в образовательном учреждении, одна из форм деятельности участников образовательного процесса (и за его пределами), соответствующая современному подходу в формировании культуры здорового образа жизни подрастающего поколения.

Цель участников проектной деятельности в области здоровьесозидания - не только развить безопасную здоровьесохраняющую среду, а так же выйти на новый уровень её развития - уровень здоровьесозидающего образовательного пространства, где участники не только учатся и оздоравливаются, но и овладевают технологиями самостоятельного культуротворчества здорового образа жизни через систему социальных проектов. Ученики становятся сторонниками здорового образа жизни и активными его пропагандистами, трансляторами в широкой социальной среде на всю дальнейшую самостоятельную жизнь.

Эффективность проектной деятельности учащихся зависит от активного массового «педагогического погружения» учащихся, педагогов, родителей в здоровьесозидающую деятельность. Деятельность по формированию культуры здорового образа жизни должна касаться каждого ученика, каждой группы, коллектива, семьи, а так же должна выходить за рамки образовательного учреждения, способствуя оздоровлению окружающей среды. Существенны отношения между учениками и взрослыми. Важно, чтобы отношения приобретали здоровьесберегающий характер, при котором возникает взаимная эмпатия, общая заинтересованность в конечном результате, вера друг в друга и четкое распределение обязанностей, осознание важности роли каждого участника.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности формирования культуры здоровья современного школьника

Автор: Анисимов Юрий Евгеньевич

Дата: 15.06.2016

Номер свидетельства: 334724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Программа внеурочной деятельности "Культура здоровья""
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-kul-tura-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "290836"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455027421"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Социальное здоровье школьника"
    ["seo_title"] => string(35) "sotsial_noie_zdorov_ie_shkol_nika_1"
    ["file_id"] => string(6) "452673"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1516956894"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА" "
    ["seo_title"] => string(62) "stat-ia-zdorov-ie-mladshikh-shkol-nikov-probliema-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "117316"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412766706"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Педагогический совет на тему "Интенсификация урока и формирование ценностного отношения к здоровью" "
    ["seo_title"] => string(115) "piedaghoghichieskii-soviet-na-tiemu-intiensifikatsiia-uroka-i-formirovaniie-tsiennostnogho-otnoshieniia-k-zdorov-iu"
    ["file_id"] => string(6) "180103"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425125227"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад на тему "Психологическое здоровье школьника" "
    ["seo_title"] => string(57) "doklad-na-tiemu-psikhologhichieskoie-zdorov-ie-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "160055"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421998629"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства