Программа внеурочной деятельности "Культура здоровья"
Программа внеурочной деятельности "Культура здоровья"
Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги, но и представители широкой общественности и политики. Программа предмета “ Культура здоровья” предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека. Предмет является важным фактором в плане формирования ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья.
Программа «Культура здоровья» составлена для учащихся начальных классов. В ней учтены психологические и физиологические особенности младшего школьника, его потребность в движении, смене видов деятельности, соблюдение режима дня, игре, подражании.
Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры, окружающего мира, дополняя его с учетом интересов детей, их возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Культура здоровья"»
Пояснительная записка
Образовательная программа предназначена для организации внеурочной деятельности.
Важнейшей глобальной общегосударственной проблемой современности стала проблема национального здоровья, она особенно актуальна и обозначена государством в последнее время. Состояние здоровья детей и подростков приобрело настолько плачевное состояние, что о нём заговорили не только врачи и педагоги, но и представители широкой общественности и политики. Программа предмета “ Культура здоровья” предусматривает последовательное изучение вопроса здорового образа жизни, влияние факторов среды на здоровье человека . Предмет является важным фактором в плане формирования ответственного отношения к здоровью, формированию культуры здоровья .
Программа «Культура здоровья» составлена для учащихся начальных классов. В ней учтены психологические и физиологические особенности младшего школьника, его потребность в движении, смене видов деятельности, соблюдение режима дня, игре, подражании.
Программа составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры, окружающего мира, дополняя его с учетом интересов детей, их возраста.
Цель программы: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи программы:
1-ый год обучения:
-обучающие: формирование понятия об общих и индивидуальных основах личной гигиены, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида; формирование необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания; научить детей учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.
- развивающие: сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
раскрыть свою индивидуальность; развивать творческую активность;
-воспитательные: воспитание потребности систематически заниматься физическими упражнениями; воспитание у детей нравственных качеств;
- мотивационные: приобщение к здоровому образу жизни;
- социальные: содействовать укреплению здоровья, выработать устойчивость к неблагоприятным условиям среды, предоставить возможность самореализации в общественно полезной деятельности, способствовать состоянию социального благополучия, социальной значимости.
2-ой год обучения:
-обучающие: углубить знания о профилактике и предупреждении заболеваний, личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья;
- развивающие: развивать умение оценки возможностей организма, самоконтроля;
- воспитательные: развитие дисциплинированности, ориентация учащихся на здоровый образ жизни, содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие свойств личности;
- мотивационные: формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья;
- социальные: содействовать ослаблению отрицательного влияния факторов быта, природного окружения и производства.
Направленность программы – спортивно - оздоровительная.
Принципы и подходы реализации программы
Программа «Культура здоровья » основывается на общедидактических принципах обучения младших школьников.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
Принцип сознательности нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших: в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип постепенности: стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип сотрудничества: работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия.
Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Личностно – ориентированный подход : уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
Связь программы с общим образованием проявляется в том, что программа повышает интерес учащихся к урокам физической культуры, окружающего мира.
Условия реализации программы:
наличие материальной базы (спортивный инвентарь, спортивный зал, стадион), методический материал, использование ИКТ.
Этапы проведения занятий:
-организационный,
-проверочный,
-подготовительный,
-основной,
- контрольный,
- итоговый.
Структура образовательной программы
Год обучения
Количество часов в неделю
Количество занятий в неделю
Продолжительность занятий
Возрастное освоение программы
1 год
1
1
60
6,5- 7,5
2 год
1
1
60
7,5- 8,5
Характеристика учащихся
Особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высока эмоциональность во время занятий. Поэтому на занятиях разумная дисциплина должна сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность. Особенно любят дети подвижные игры, простейшие соревнования.
Контроль и оценка в младшем школьном возрасте применяют таким образом, чтобы стимулировать стремление ученика к личному физическому совершенствованию и самоопределению, улучшению результатов, повышению активности, радости. На занятиях необходимо принимать интересы и склонности детей, учитывать большие индивидуальные различия даже внутри одного возраста.
Краткое содержание курса
Программа нацелена на укрепление здоровья, развитие двигательных качеств, формирование правильной осанки, манеры держаться, воспитание навыков личной гигиены как необходимого условия сохранения здоровья и как средства повышения культуры.
Основные блоки программы:
Введение.
Твой организм.
Физическая активность и здоровье.
Личная гигиена. Закаливание.
Гигиена питания.
Самоконтроль.
Первая помощь при травмах.
Вредные привычки.
Методы:
словесный,
демонстрационный,
иллюстративно – объяснительный,
игровой.
Формы реализации программы:
тематические беседы;
игры;
викторины;
КВНы;
конкурсы рисунков, плакатов;
конкурсные программы;
спортивные праздники и соревнования;
мероприятия с родителями (круглые столы, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы)
Каждое занятие состоит из трех частей:
-подготовительной,
- основной,
-заключительной.
Организация воспитательного процесса
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста (1- 4 классы) на 4 года,каждый по 34 часа. Программа спортивно – оздоровительной направленности.
Формы диагностики:
-входная,
-текущая,
- итоговая.
Формы подведения итогов реализации программы:
-участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных праздниках.
Программа предполагает возможность совместной деятельности детей и родителей в проведении Дней здоровья, семейных праздников, спортивных мероприятий, совместных родительских собраний.
Учебный план 1 года
Блок, раздел программы
№ занятия
Тема
Всего часов
Учебные часы
Контрольные
Резервное время программы
Теория
Практика
Введение
1
Я - школьник.
1
1
2
Что такое здоровье.
1
1
Твой организм
3
Основные части тела.
1
1
4
Основные внутренние органы.
1
1
5
Скелет.
1
1
6
Мышцы.
1
1
7
Осанка.
1
1
8
Органы чувств.
1
1
9
Викторина.
1
1
Физическая активность и здоровье.
10
Бег. Ходьба.
1
1
11
Прыжки. Метание.
1
1
12
Режим дня - основа жизни человека.
1
1
13
Играем все.
1
1
Личная гигиена. Закаливание.
14-15
Друзья Вода и Мыло.
2
1
1
16
Что такое закаливание.
1
1
17
Конкурс рисунков.
1
1
Гигиена питания.
18
Органы пищеварения
1
1
19
Как и чем мы питаемся.
1
1
20
Пища.
1
1
21
Витамины. Минераль-ные вещества.
1
1
22
Игры, викторины, конкурсы.
1
1
Самоконтроль.
23
Что такое самоконт-роль.
1
1
24
Пульс.
1
1
25
Дневник самоконтро-ля.
1
1
26
Совместное занятие с родителями.
1
1
Первая помощь при травмах.
27
Травмы.
1
1
28-29
В приемной у доктора Айболита.
2
2
30
Игры.
1
1
Вредные привычки.
31
Откуда берутся грязнули .
1
1
32
Подвижные игры.
1
1
33
Веселые старты.
1
1
Итого
33
20
13
Учебный план 2 года
Блок, раздел программы
№ занятия
Тема
Всего часов
Учебные часы
Контрольные
Резервное время программы
Теория
Практика
Введение
1
Я хозяин своего здоровья.
1
1
2
Когда и как возникли физическая культура и спорт.
1
1
Твой организм
3-4
Органы чувств.
2
2
5
Сердце и кровеносные сосуды.
1
1
6-7
Что нужно делать для улучшения осанки.
2
1
1
8
Плоскостопие.
1
1
9
Игра «Проверь себя»
1
1
Физическая активность и здоровье.
10
Азбука движения.
1
1
11
Режим труда и отдыха.
1
1
12
Правила выполнения зарядки.
1
1
13
Как правильно ходить и бегать.
1
1
14
Веселые эстафеты.
1
1
Личная гигиена. Закаливание.
15
Хочу быть закаленным.
1
1
16
Тепловой и солнечный удары.
1
1
17
Береги зубы.
1
1
18
Спортивная обувь и одежда.
1
1
Гигиена питания.
19
Заповеди здорового питания.
1
1
20
Вода и питьевой режим.
1
1
21
Здоровая пища.
1
1
22
Витаминная азбука.
1
1
23
Светофор здоровья.
1
1
24
Викторина «Крепкий орешек».
1
1
Самоконтроль.
25
Режим дня.
1
1
26
Дневник самоконтроля.
1
1
27
Выполняем контрольные упражнения.
1
1
28
Игры.
1
1
Первая помощь при травмах.
29
Ушибы, ссадины, потертости.
1
1
30
«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
1
1
31
Эстафеты.
1
1
Вредные привычки.
32
Воспитание здоровых привычек.
1
1
33
Подвижные игры.
1
1
Итого
33
22
11
Уровни усвоения программы:
- низкий – слабое владение теоретическими знаниями, практическими умениями;
- средний - незначительные пробелы в знаниях, хорошие навыки и умения;
-высокий – отсутствие пробелов в знаниях, прочные навыки выполнения заданий самостоятельно, без помощи учителя.
Список литературы
1.Климова В.И. Человек и его здоровье [Текст ]/ В.И.Климова.- М.: Знание, 2005.- 195 с.
2.Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии[Текст ]/Д.В.Колесов, Р.Д.Маш.- М.: Просвещение, 2003.-201 с.
3.Лях, В.И. Мой друг – физкультура [Текст]/В.И.Лях. - М.: Просвещение,2007.- 190 с.