Доклад на тему «Психологическое здоровье школьников»
Человеку необходимо не только физическое здоровье, но психологическое здоровье. Главный критерий хорошего психологического здоровья человека – его успешная социальная адаптация в обществе.
Психологически здоровый человек
умеет адекватно оценивать ситуацию, себя, других людей, свои возможности, достоинства и недостатки;
владеет своими мыслями, чувствами, действиями в соответствии с ситуацией, своими интересами, индивидуальными возможностями;
способен находить с людьми общий язык, управлять конфликтами;
способен действовать;
способен к достижению и поддержанию необходимого уровня интеллектуальной работоспособности;
имеет чувство юмора, остроумен;
способен радоваться жизни, любить и быть любимым;
принимает себя, удовлетворен своей жизнью, самодостаточен;
способен сохранять оптимистический настрой даже в трудных жизненных ситуациях;
стремиться творить добро, помогать, заботиться о ком-либо.
Хорошее психологическое здоровье необходимо каждому человеку для обеспечения высокого качества жизни и успешности во всех сферах жизнедеятельности. Психологическое здоровье молодого поколения находится сейчас под угрозой. Особое место среди разрушительных факторов занимает духовно-нравственная деградация общества. Духовные приоритеты заменились материальными. Погоня за материальными благами превратилась в смысл жизни многих людей. Нравственные эталоны исчезли. Патриотизм, гражданственность, честность, благородство, доброта – эти слова для многих остаются ненужными, ничего не значащими.
Общение с позиции силы все более становится единственным действенным аргументом в разрешение споров.
Самым неблагоприятным образом отражается на здоровье подрастающего поколения криминализация общества. Растет процент преступлений среди подростков и молодежи.
Большие трудности для воспитательной работы и формирования психологического здоровья детей и подростков создает резкое расслоение российского общества по имущественному признаку. Чревато самыми неприятными последствиями для будущего страны и большинства современных школьников.
Повседневная речь многих людей, представителей различных слоев населения, мужчин и женщин, густо замешанная на матерных выражениях, - очевидное свидетельство духовно-нравственного кризиса российского общества, выраженного неблагополучия психологического, социального здоровья детей.
Те, кто сейчас обходится словарем Эллочки-людоедки и ни одной фразы не может произнести без включения слов-паразитов и ненормативной лексики, воспитывают ими, воспитают в будущем таких же психологически нездоровых ущербных детей, не способных ни продуктивно работать, ни сохранить свою страну, ни прожить счастливую долгую жизнь. Угрожает современному школьнику и то, что он может попасть в зависимость. Опасные для жизни и здоровья зависимости делятся на две основные группы - химические (употребление психоактивных веществ: табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркомания) и социально-психологические. Социально-психологические зависимости – это влечения к азартным играм, тяга к посещению магазинов и приобретению ненужных вещей, зависимость от тоталитарных сект, это зависимость поведения, состояния школьников от воздействия средств массовой информации, видеоэкранных средств, опасны для психологического здоровья школьников и чрезмерное увлечение компьютерными играми и Интернетом.
На психологическое здоровье детей и подростков не могут не оказать влияние и факторы медико-социального характера. Традиционное в нашей стране беспечное отношение к своему здоровью, неумение своевременного обращения за медицинской помощью, привычка к самолечению приводит людей к истощению ресурсов своего здоровья, а кроме того, подает плохой пример подрастающему поколению.
Богатые люди Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они, владыки, были здоровы. А культурный образованный человек не тот, кто постоянно обращается к врачам, а тот, кто своим образом жизни не создает предпосылки для болезни.
Негативное влияние на формирование культуры здоровья в обществе оказывает отсутствие моды на здоровье. У американских старшеклассников проранжировали 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а российских только девятое.
Формирование и поддержание психологического здоровья учащихся – одна из задач, решаемых школой. Главными критериями успешности этой работы в школе – успешная адаптация школьников к условиям образовательного процесса в школе и полноценное психическое и личностное развитие ребенка в разные возрастные периоды. Именно поэтому работа психологической службы школы базируется на решении следующих задач: диагностика уровня психологического и личностного развития учащихся, выявление трудностей, возникающих у учащихся в образовательном процессе школы на разных ступенях обучения, особенно в адаптационные периоды (1,5,8,10 классы) и оказание им своевременной психолого-педагогической помощи, развитие познавательной деятельности и личностной сферы школьников и формирование у обучающихся жизненно важных знаний и навыков, таких как умение оценить себя, свои способности, интересы, склонности, умение найти пути собственного самосовершенствования, сделать выбор (поведенческий, профессиональный), умение строить взаимоотношения с людьми, общаться.
С целью решения этих задач в школе с учащимися проводятся
специальные коррекционно-развивающие занятия (общеклассные, групповые, индивидуальные) по программам: «Я первоклассник», «Первый раз в пятый класс», «Я учусь выбирать» (7,8 классы), «Я выбираю» (9,11 классы), «Самосовершенствование личности» (5-11 классы), «Уроки развития» (1-4 классы),
организуется психодиагностика с целью изучения индивидуальных и личностных особенностей школьников ( цель которой – выявить профессиональные наклонности учащихся 7,8,9,11 классов и помочь им выбрать будущую профессию);
проводятся психологические уроки и большие психологические игры (например, игра «Социологический опрос»), цель которых помочь школьнику познать себя и сформировать у него необходимые положительные нравственные ценности и ориентации;
ведется постоянное консультирование и просвещение учителей, учащихся и их родителей.
Каковы же результаты этой работы.
Во-первых, психологической работой охвачено все 100% учащихся школы, это уже результат.
Во-вторых, создается ясная картина того, как идут процессы психологического и личностного развития учащихся и насколько успешна их адаптация в образовательном процессе школы и за стенами школы, во взрослой жизни.
Нужно отметить, что успешно адаптируются к обучению в школе % первоклассников, % пятиклассников и 95% десятиклассников
Причин много. Вот несколько из них:
низкий уровень готовности детей, поступающих в первый класс;
низкий уровень развития у учащихся познавательных процессов;
отсутствие у многих школьников интереса к учебе;
отсутствие личностноориентированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
отсутствие контроля родителей за учебой многих детей.
Велика роль школы, семьи, ближайшего окружения школьника в формировании его отношения к учебе, к здоровью, здоровому образу жизни.
Образ жизни родителей – модель, по которой ребенок строит свои отношения с миром, в том числе в вопросах заботы о своем здоровье. В подростковом возрасте закономерно усиливается влияние сверстников на формирование установок. При негативном характере этого влияния усиливается риск приобщения к психоактивным веществам, другим вредным привычкам, что постепенно закладывает аргумент многих недугов, проявляющихся годы спустя.
Поэтому Вам, родителям, и нам, учителям, необходимо овладеть методами и приемами практической психологии здоровья, что позволит всем нам противопоставить негативным влияниям окружающей среды такую систему ценностей и установок, умений и навыков, которые выступят своеобразным противоядием от многочисленных воздействий природной и социальной среды.
Психологическое здоровье школьника – основа его благополучия в жизни.
Недопустимо экономить силы и ресурсы на его формирование.