Просмотр содержимого документа
«Особенности развития младших школьников»
1.Младший школьный возраст
Специфика младшего школьного возраста состоит в том, что цели деятельности ребёнка, в этот период его развития, в основном задаются взрослым. И здесь важно отметить, что даже среди наиболее активных детей, которые охотно включаются в коллективную деятельность и берутся за выполнение различных поручений, довольно часты случаи, когда они не справляются с поставленными заданиями поскольку не смогли усвоить их сути и поэтому быстро утратили к ним свой первоначальный интерес или просто забыли выполнить их в срок.
Психологи считают, что этого можно избежать, если придерживаться следующих правил личностно-ориентированного подхода на этапе постановки исходных задач деятельности ребенка:
1. Необходимо, чтобы ребёнок, получив задание, сразу повторил его. Это заставляет его лучше понять содержание задания, а также отнести это задание к самому себе, зафиксировать его в своей памяти;
2. Нужно предложить ребёнку сразу же спланировать свои действия;
Что ты хочешь сделать? (ответ фактически будет являться оценкой правильности ваших (вожатого) действий в п.1).
Какими средствами?
Когда планируешь закончить?
Кто из детей тебе может помочь?
Помощь кого из взрослых необходима?
Ожидаемый результат выполнения задания?
Ответы ребенка на данные вопросы будут свидетельствовать не только о понимании им поставленной задачи, по и дадут вам комплексное представление о содержании проектируемой ребенком деятельности по ее реализации.
Чтобы младшие школьники могли самостоятельно управлять своим поведением, взрослому необходимо соблюдать следующие условия:
1. Формирование у ребёнка достаточно сильного и длительного мотива поведения.
2. Введение ограничительных параметров цели.
Цель нужно ставить в начале задания.
Цель должна быть понятной, конкретной (иметь определенные качественные и/или количественные характеристики, параметры), быть доступной, реально выполнимой (достижимой в существующих условиях).
3. Разделение сложного задания на небольшие действия, операции, этапы.
В тоже время старшим школьникам, в отличие от младших детей, достаточно обозначить общий объем работ и распределить среди ребят функции по их выполнению.
4. Со стороны взрослого необходим систематический контроль за действиями ребенка или детского коллектива.
Для того чтобы лучше понимать характер межличностных отношений детей в младшем отряде рассмотрим более подробно взаимоотношения младших школьников со сверстниками.
Ваши самые «маленькие» подопечные - это люди, активно овладевающие навыками межличностного общения. Они, как правило, очень хотят и стремятся завязывать дружеские отношения, общаться со своими товарищами. В то же время в процессе формирования межличностных отношений младших школьников значительная роль отводится взрослому.
В начальный период знакомства дети (в первую очередь 7-8 лет), попадая в новую для себя обстановку и коллектив, даже не испытывающие сложностей в процессе коммуникации, начинают чувствовать себя дискомфортно и поэтому пытаются избегать непосредственных контактов. Соответственно у них отсутствует самостоятельная инициатива в организации общения с незнакомыми сверстниками или взрослыми.
Гораздо быстрее взаимодействовать между собой они начинают посредством взрослого. Поэтому задача классного руководителя и вожатого проследить, чтобы каждый ребенок был в достойной, уважительной форме представлен, завязать между ребятами интересный разговор, создать «почву» для свободного, дружеского общения. Как правило, лучше всего это сделать посредством игр различной направленности и конкретных форм, так как в этот возрастной период игра - это то, что в наибольшей мере соответствует уровню развития и потребностям ребенка.
Отдельно необходимо отметить, что в это время, пока у детей еще не сложились цельные представления себя и своей личностной самооценки, они безоговорочно принимают и усваивают оценки значимого для них взрослого, особенно, если он вызывает у них симпатию, положительный эмоциональный настрой. И наоборот, систематически высказываемые старшими отрицательные мнения о ребенке, резкие замечания типа: «Опять ты мешаешь всем!», слова: «Ты подводишь класс!» могут стать для остальных детей своеобразным «ярлыком», характеризующим данного члена коллектива, вследствие чего дети могут перестать воспринимать его как близкого товарища, друга. Таким образом, подобные малопродуманные, непрофессиональные действия взрослого фактически могут предопределить негативное поведение детей по отношению к излишне и антипедагогично критикуемому ребенку.
Также отрицательное влияние на положение ребенка в классе может оказать неумеренное захваливание и, тем самым, его противопоставление всем остальным. «Маша опять все сделала быстрее всех! Маша самая аккуратная! Маша самая активная!». Это может привести к тому, что дети станут избегать Машу, завидовать ей и относиться с нескрываемой неприязнью.
Поэтому в своих отношениях с детьми вожатый должен быть не только открыт, дружелюбен, доброжелателен, но и следить за тем, чтобы невольно не стать причиной разрушения межличностных отношений своих питомцев.
Результаты многочисленных исследований показывают, что, и само понятие дружбы имеет для детей определённую динамику на протяжении даже, казалось бы, малопродолжительного и не очень «серьезного» младшего школьного возраста.
Для детей 5-7 лет:друзья - это, прежде всего те дети, с кем ребёнок играет, кого видит чаще других.Выбор друга определяется внешними причинами: ребёнок сидит за одним столом, спит на соседней кровати и так далее, то есть близость определяется в основной мере объективными (независящими от него, внешними) факторами.
В этом возрасте дети гораздо больше обращают внимание на поведение, чем на качества личности. Межличностные связи в этот возрастной период легко устанавливаются и также легко разрушаются.
Возраст 8-11 лет:дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы, разделяет их интересы, участвует в решении возникающих проблем, подсказывает выходы из сложных конфликтных ситуаций. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы важными становятся такие качества личности как доброта, самостоятельность, уверенность в себе, честность и надёжность.
Данные социометрии показывают, что для учащихся 1 -2 классов, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: красивая внешность, привлекательность, принадлежность к сложившемуся активу, готовность поделиться сладостями и ценными среди ребят вещами.
Для популярности мальчиков большое значение уже приобретает физическая сила, ловкость. Для девочек привлекательная внешность, принадлежность к группе актива, красивая одежда, игрушки,
К концу младшего школьного возраста на первом месте стоят общественная активность, в которой дети ценят лидерские и организаторские способности и по-прежнему красивую внешность.
Значимость приобретают: самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Особенность этого возраста: в отличие от более младших детей с возраста 9-10 лет школьники начинают острее переживать замечания, полученные в присутствии значимой для них группы сверстников, возрастает роль оценок, мнения окружающих.
Обсуждение личностных качеств и поведения ребенка в присутствии коллектива сверстников может являться мощным травмирующим фактором, последствия воздействия которого, в свою очередь, могут приводить к нежелательным и сложно корректируемым деформациям пока еще нестабильной детской психики ребенка.
Очень часто вожатый испытывает затруднения в работе с «отвергнутыми», изолированными детьми, которые не могут самостоятельно разрешать проблемы общения со сверстниками. Именно в силу своей исключительной значимости для младших детей, вожатый, используя свой авторитет, влияние, может вывести такого ребенка из статуса изолированного.
Я.Л. Коломенский сформировал общие рекомендации для педагогов по отношению к «изолированным» детям.
Рассмотрим их.
1) Вовлечение изолированного ребёнка в интересную деятельность.
2) Помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой зависит положение, статус ребёнка в отряде (социальной группе).
3) Помощь в преодолении аффективности (драчливости, обидчивости, вспыльчивости).
4) У некоторых детей рекомендуется вырабатывать уверенность в себе.
5) Использование косвенных мер педагогического воздействия.
Например, предложите детям, лидирующим в отряде, поддержать такого ребёнка своим участием, добрым вниманием и соответственно повысить его статус в группе.
Одновременно с этим, очень важно, чтобы ребёнок знал: «Я могу и умею, это и это, а вот это я умею лучше всего». И, конечно же, важно помнить, что этому ребёнку необходимо значительно больше, чем другим, ваше душевное тепло, живое участие, искренний интерес и ваша дружба.
Много проблем создают для вожатого и дети с синдромом дефицита внимания. Они шумны и непоседливы, отвлекаются сами и мешают другим, непоследовательны в своём поведении.
Остановимся на этой категории более подробно.
Выделяются следующие медицинские симптомы проявления синдрома дефицита внимания.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах (например, сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается).
2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Лёгкая отвлекаемость на посторонние стимулы и воздействия.
4. Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (экскурсии, походы, дежурство) и т.д..
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушав их до конца.
6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий (например, торопливость).
7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Частые необоснованные переходы от одного незавершённого действия к другому.
9. Неумение тихо, спокойно играть.
10. Болтливость.
11. Мешает другим, пристаёт к окружающим.
12. Нередко складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.
13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь об их последствиях (например, перебегает дорогу перед идущим транспортом и т.д.).
Наличие 8 из 14 описанных симптомов, которые наблюдаются постоянно, в течение как минимум шести месяцев, свидетельствует об основании диагноза «синдром дефицита внимания».
Очевидно, что вожатый не может делать медицинские заключения в области психосоматической сферы человека, но присутствие особых пометок в медкарте ребёнка, наличие явных внешних признаков, предупреждений родителей, родственников требует к такому подопечному особого отношения, особого внимания.
При работе с такими детьми психологи рекомендуют:
- придерживайтесь в общении и работе с ним «позитивной модели» (хвалите его в каждом удобном случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте достигнутый успех);
- говорите сдержано, мягко;
для большей концентрации внимания при устных инструкциях используйте зрительную стимуляцию (показывайте на конкретных примерах - схемы, картинки и т.д.);
давайте возможность израсходовать накопленную избыточную энергию;
поощряйте ребёнка за участие во всех видах деятельности, требующих его внимания, сосредоточенности;
на определённый промежуток времени давайте только одно задание, ход и результат выполнения которого, можно легко контролировать и если необходимо корректировать в процессе его реализации.
Существует ещё одна категория детей, требующая особого подхода. Это дети, испытывающие эмоциональные нарушения (агрессивность, эмоциональная расторможенность, лёгкая ранимость, застенчивость, обидчивость, тревожность).
В педагогической работе с этой группой целесообразно использовать следующие рекомендации:
1. Нельзя стремиться учить ребёнка подавлять свои эмоции. Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей правильно направлять и своевременно проявлять свои чувства, не накапливая отрицательные эмоции;
2. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с людьми, окружающим миром. Необходимо учить ребёнка адекватным (соответствующим реальности и заданному смыслу) формам реагирования на различные ситуации;
3. Не нужно стараться полностью ограждать ребёнка от отрицательных переживаний. В воспитательном процессе необходимо учитывать и пытаться (когда это возможно и требуется) регулировать интенсивность его эмоций;
4. Чувства ребёнка нельзя оценивать. Невозможно требовать, чтобы он не переживал того, что переживает. В случае не соблюдения этого правила, могут иметь место бурные аффекты реакции — результат длительного внутреннего зажима, накопления отрицательных эмоций.
Возрастные особенности детей (занятие 3)
Чтобы добиться успеха в своей деятельности вожатый должен стать для детей и подростков не только руководителем и организатором, но и старшим товарищем, другом, к которому бы все прислушивались, человеком, умеющим чувствовать настроение, правильно подбирать игры, разумно реагировать на шалости, умеющим предотвращать конфликты, контролировать ситуацию, разрешать уже возникшие конфликты, умело предоставляющим детям разумную свободу. Для этого вожатому необходимо знать свои обязанности и права, стремиться выполнять эти обязанности, с уважением относиться к детям, и, если это возможно, любить их, вне зависимости от их нравственных качеств. Вожатый должен помнить, что готовых рецептов для решения педагогических ситуаций нет, но есть некоторые закономерности, зная которые, можно найтисвой, наиболее удачный выход, свое решение.
Знание возрастных особенностей детей и подростков, характеристик физического развития, особенностей их поведения в том или ином возрасте поможет в процессе воспитательной деятельности. Нагляднее всего (это удобно и для запоминания) представить такие сведения в виде таблицы.
Физический рост и развитие
Особенности поведения
Советы вожатому
Развитие детей младшей группы (6—8 лет)
руки и ноги растут быстрее тела
общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам
высокий уровень активности
стремление к общению вне семьи
стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
понимание различий пола
стремление получить время на самостоятельные занятия
ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным
организация подвижных игр при ограничении прыжков и бега
развитие умения лазать и пользоваться качелями
использование ритмических видов деятельности; пение, драматические постановки
обучение правильным навыкам труда
обеспечение конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
предоставление детям свободы действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка жизни школы и т. п.)
Развитие детей средней группы (9—11 лет)
рост девочек опережает рост мальчиков
в начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее
стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек
энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности
стремятся к большой мускульной активности
любят коллективные игры
шумны, спорят
влюбчивы
боятся поражения, чувствительны к критике
интересы постоянно меняются
мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству
начинают осознавать нравственные нормы
пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг
учет того обстоятельства, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
использование таких видов деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
организация коллективных спортивных игр, занятий по интересам
организация разумного руководства; разумное направление пробуждающихся интересов к окружающему миру; стремление обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
Развитие детей старшей группы (12—14 лет)
девочки обычно выше мальчиков
половое созревание
быстрый рост мускулатуры
переутомление опасно
девочки менее активны
мальчики склонны к групповому поведению
дети испытывают внутреннее беспокойство
антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды
сопротивление критике
появляется интерес к заработку
организация коллективных игр (различных для мальчиков и девочек)
предпочтение спортивным играм
использование общего энтузиазма при выполнении порученных заданий
Развитие подростков (15-16 лет)
наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам)
завершение роста скелета
различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть
мальчики отстают в развитии на 2 года
девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
наблюдается беспокойство о своей внешности
растет социальная активность
стремление к достижению независимости от своей семьи
поиск себя
происходит выбор будущей профессии
возникновение первой любви
появляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»
оказание помощи подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
руководство поведением подростков построить так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
создание необходимых, условий для отдыха
учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу
учет того обстоятельства, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.
2. Подросток (Занятие 4)
Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым как отрочество (10-14 лет). Далеко не все могут находить с подростками общий язык и хотя бы элементарное взаимопонимание. Разобраться в это время в интересах ребят не просто и поэтому остановимся более подробно на этом временном периоде.
Как свидетельствует анализ психологической литературы, возраст 10 и особенно 12 лет характеризуется как период резкого возрастания познавательной активности и любознательности детей.
Но при этом приходится обращать внимание на определённую поверхностность, разбросанность, несистемность, хаотичность проявлений любознательности, а также на практически полное отсутствие связи подростковых интересов с основной школьной программой обучения.
Спецификой интересовв возрастном интервале 10-14 лет является то, что во-многом они обслуживают потребность в общении со сверстниками. Общие интересы дают повод, содержание и средства общения ребят.
В значительной степени подросток интересуется тем же, что и его друзья. С этим связана характерная для подростков так называемая «мода на интересы».
Помимо непосредственного общения со сверстниками, в 13-14 лет существенную роль начинает играть подростковая или юношеская субкультура, то есть некоторые нормы, стиль общения и одежды, интересы, взгляды, предпочтения, характерные для молодежи. Специфика возраста в том, что подростки приобщаются, включаются в эту субкультуру. Именно приобщение к ней, усвоение ее ценностей они чаще всего имеют в виду, когда говорят о своем желании быть «взрослыми». При этом обычно отрицается накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых людей. Так как существенную, если не ведущую, роль в личностном самоопределение подростка и в определении его общественного статуса в глазах сверстников играет принадлежность к группе.
И ситуации конфликта требований взрослых и морально-этических и других установок сверстников подростки сознательно предпочитают нормы, принятые среди ровесников.
Высокая значимость группы сверстников заставляет подростка вести себя так, как ожидают этого сверстники. Но в то же время, не желая огорчать взрослых или, боясь наказания, стремясь избежать конфликтов, подросток вынуждено начинает обманывать последних. Этот частый эффект вызван тем, что пока для него внутренне усвоенной и принятой им системой жизненных установок и ценностей, является именно молодежная субкультура (в широком понимании этого слова), а не комплекс норм, правил, ролевых моделей поведения и т. д.. признанный и используемый старшими поколениями общества в своей повседневной жизни.
Поэтому очень важно с первых минут пребывания детей в коллективе определиться с ними как во внутренних правилах поведения, так и в уже действующих - общих, установленных для всего детского коллектива организации (школы).
Причем вожатый в своей работе должен избегать возможных проявлений юношеского лицемерия, специфического обмана, использования «двойных стандартов» путем организации очень открытой, демократичной и обязательно вдумчивой дискуссии. Это обусловлено тем, что наиболее действенны те правила и нормы, которые предложили, обсудили и утвердили (при вашем целенаправленном участии и согласии) сами дети. В противном случае они начнут складываться стихийно и могут стать источником возникновения многочисленных проблем, создания нездоровой морально-психологической атмосферы в отряде.
Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведёт зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные и/или наркотические вещества, может совершить кражу и иные асоциальные поступки, действия.
В таких случаях всегда требуется выявлять истинные мотивы и причины поведения детей.
В первую очередь очень важно понять насколько характерно, присуще для ребёнка подобное поведение, а поняв, создавать своей деятельностью такие условия, которые бы не давали для него оснований. Например, истинный алкоголизм и наркомания в возрасте 10-14 лет встречаются довольно редко. Но если такие подростки выявляются, то первоочередной мерой, конкретным шагом со стороны взрослого, является установление с ними доверительного контакта. К работе с этими детьми следует привлечь профессионального психолога, так как им необходима профессиональная психологическая или даже медицинская помощь.
Чаще всего исходным мотивом принятия алкоголя или токсичных веществ бывает желание детей испытать новые ощущения и/или узнать, испытать и продемонстрировать сверстникам возможности своего организма. Зачастую, это также является проявлением чувства взрослости, следствием подражания миру взрослых, детективно-криминальной литературе, кино и т.д.
Причиной алкогольного или токсикоманического поведения может выступать, в том числе и, так называемая групповая зависимость от дурманящего вещества, когда желание выпить возникает всякий раз, когда собирается компания, а вне группы оно отсутствует. При этом на смену желанию испытать неизвестные ранее ощущения приходит желание снять накопившееся напряжение и расслабиться наряду со всеми.
Практика показывает, что включение подростков в систему социально полезной, значимой для самих ребят и окружающих коллективной деятельности, приводит к реальному укреплению контактов детей в классе, сокращению изолированных, противостоящих друг другу групп, снижению потенциала конфликтности, появлению новых целей, формированию чувства удовлетворенности от пребывания в школе.
В связи с этим, при планировании деятельности на год важно не только насытить её мероприятиями, но и организовать деятельность классов, актива школы так, чтобы каждый ребенок ощущал значимость и заинтересованность (свою и коллектива сверстников в нём, в его возможностях, навыках), а тем самым, осознал бы то, что совместная деятельность, сотрудничество приносит большее удовлетворение, чем безусловная личная победа или неоспоримое превосходство в чем-либо над окружающими.
При организации работы с подростками, вожатому необходимо помнить еще и о том, что бурный рост, созревание организма, происходящее с детьми в этот возрастной период, отражается на их функциональном состоянии. 11-12 лет - период повышенной физической активности, значительного роста жизненной энергии. Но одновременно это и период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Часто в этом возрасте за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью у детей скрывается резкое наступление утомления, которое они сами не только не могут проконтролировать, но и понять.
Эта ситуация усугубляется влиянием процесса полового созревания - начинающегося у мальчиков и уже интенсивно протекающего у девочек, что в свою очередь, способствует еще большему возрастанию импульсивности, частой смене настроения, неадекватным формам выражения обид и протеста. Как указывают психологи, обидчивость, плач без какой-либо видимой, а подчас и осознаваемой причины, частая и резкая смена настроений характерны для девочек (особенно в критические дни). У мальчиков возрастает двигательная активность, они становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время размахивают руками, вертят в них различные предметы. У многих ребят могут наблюдаться частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими. В результате что-то случайно ломают, разрушают вокруг себя. Это создает впечатление преднамеренности, злого умысла, хотя, как правило, данные действия происходят невольно и, чаще всего, вопреки желанию подростка.
Также имеет место снижение работоспособности и эффективности деятельности при выполнении различных задач, поручений и т.д. Причем количество ошибочных действий у мальчиков резко увеличивается в 13-14 лет. «Пик ошибок» у девочек отмечается в 12 лет. Исследуя особенности подросткового периода, А.Б. Леонова, установила, что наряду с этим, для подростков чрезвычайно трудны ситуации монотонии. Так, если у взрослого человека, падение работоспособности вследствие выполнения однообразных действий составляет примерно 40-50 минут, то у подростков оно наблюдается уже через 8-10.
С повышенной утомляемостью также связано и явление «специфической подростковой лени». Часто подростки больше хотят лежать, не могут стоять прямо, постоянно стремятся опереться на что-нибудь. Причина этого в усиленном физическом росте и связанным с ним явлением повышенной физической утомляемости.
Следует помнить, что подростки очень остро переживают свою «неуклюжесть» и временные затруднения в проявлении своей физической активности. Возникающая диспластичность, избыточный вес, функциональная слабость часто ведут к значительным внутренним переживаниям, связанным с осознанием ребенком своего физического «Я»: комплекции, внешнего вида, спортивных способностей и др.
По этой причине, полные или «излишне» худые, высокие ребята часто отказываются выходить на физическую зарядку, участвовать в спортивных состязаниях, иногда и в подвижных играх. Слишком быстрое или слишком медленное развитие, резкое, выделяющееся внешнее отличие от сверстников, а главное - несовпадение с не формулируемыми прямо, но вполне очевидными для подростковой группы эталонами «молодежной красоты» имеет громадное значение для самооценки подростков, а значит и для развития межличностных отношений.
Уточним, что самооценка - это оценивание человеком своих собственных качеств, поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков.
Традиционно выделяется, в основном, три вида самооценки - адекватная самооценка, заниженная и завышенная.
Рассмотрим трудности людей, которые возникают при неадекватной самооценке:
Заниженная самооценка
Наблюдается чрезмерная зависимость от других.
Несамостоятельность в принятии решений и поведении.
Заискивание перед окружающими.
Робость, неуверенность.
Искаженное восприятие окружающих и их поступков.
Заниженный уровень притязаний, т.е. уровень трудности задач, которые человек для себя обязуется достигнуть, зная уровень предыдущего выполнения.
Как правило люди с заниженной самооценкой пассивны, стремятся уклониться от всевозможной активной деятельности и зачастую могут становиться послушным орудием в руках других, более активных и удачливых.
Завышенная самооценка
Человек с завышенной самооценкой зачастую вызывает раздражение, негативную реакцию у окружающих и нежелание продолжать общение, сотрудничество с ним.
У него формируется ревность и зависть к успехам окружающих.
Развивается нетерпимость и чрезмерная обидчивость.
В вопросах оценки собственного поведения и деятельности он, как правило, потенциально конфликтен.
Имеет завышенный уровень притязаний, что ведет к принятию сложных целей, постановке трудновыполнимых для него задач, вследствие чего, возникают частые разочарования, неудачи, переутомление, как физическое, так и эмоциональное.
Таким образом, взрослому желательно попытаться определить уровень самооценки у своих подопечных и, столкнувшись с проблемами в их поведении, обязательно учитывать ее при принятии управленческого или иного решения, выборе методов и форм взаимодействия с ними.
Как считают психологи самое оптимальное состояние - это адекватная самооценка с небольшой тенденцией к завышению.
Возвращаясь к проблемам физического самовосприятия детей среднего возраста, следует также помнить, что у подростков, сильно отличающихся от некоего бытующего в их среде «стандарта в физическом развитии» отмечается большая зависимость от окружения, проявляющаяся в формах подчинения или бунта против него.
Напряженность и аффективная значимость проблемы внешности, полового созревания вызывает стремление обсудить, проговорить «больные» темы с окружающими, услышать их мнение, их оценки.
Однако, ощущение собственной уязвимости при обсуждении этих вопросов, боязнь показаться слишком «маленьким», наивным, стать объектом насмешек со стороны сверстников, ведет к грубому, нередко извращенному обсуждению подростками проблем сексуальности и других особенностей человеческой физиологии. Это объясняет высокую популярность анекдотов с сексуальной тематикой у ребят данной возрастной группы.
Поэтому для подростков чрезвычайно важны доверительные разговоры со взрослым на эти темы. Задача взрослого в том, чтобы помочь подростку понять, что с ним происходит. Развивать и укреплять в нем чувство самоуважения, собственного достоинства, содействовать выработке адекватных критериев самооценки, и, главное, своими действиями создавать ситуации способствующие этому.
Ценностный конфликт
В 12-13 лет появляются первые признаки так называемого «ценностного конфликта». Он выражается в активном отстаивании подростками собственного, особого понимания принципов и норм справедливости, равенства, честности в самых различных областях жизни и сферах человеческой деятельности. Причем никаких тематических ограничений здесь, как правило, не существует. Это может быть, агрессивное утверждение (среди окружающих) «собственных» взглядов на экономические, политические или общественные проблемы, резкая, необоснованно негативная, реакция на замечания кого-либо из взрослых, «поза» в вопросах «отстаивания» своих прав в мелких, ничего не значащих по сути, бытовых ситуациях и т.д.. В это время подросток начинает с особым удовольствием уличать родителей, взрослых в том, что они сами не следуют тем нормам и правилам, которые провозглашают и которых стараются придерживаться в семье, на работе, в деловых и личных отношениях.
Причины этого кроются в особенностях представлений подростка о себе, в специфике его мышления и нравственного развития личности.
Изучением данных проблем занимался французский психолог Ж. Пиаже. Его исследования показали, что между 12 и 13 годами нравственное развитие ребенка приобретает новый смысл, заключающийся в том, что для него становятся значимымиценности и идеалы, выходящие за рамки его повседневной жизни; социальная справедливость, дружба, любовь, искренность.
Все эти понятия для подростка эмоционально и личностно окрашены.
Однако на восприятие этих ценностей влияют особенности интеллектуального развития и, прежде всего, «познавательный эгоцентризм» (определение Ж.Пиаже), когда реально существующее и потенциально возможное меняется местами и аффективно окрашенные интеллектуальные построения кажутся для подростка более существенными и значимыми, чем окружающая жизнь.
Проведение в жизнь, «практическая» реализация определённых принципов для подростка - это чаще всего не конкретные дела, а словесное провозглашение, декларирование этих принципов.
Вожатому хорошо знакомы случаи, когда подросток «критичен», негативно оценивает всё, что сделано другими. В то же время, когда он сам становится исполнителем, то, зачастую, не в состоянии справиться с заданием, которое казалось до этого простым, несложным.
Часто вожатые, испытывая затруднения с подобным поведением подростков, действуют по принципу «Критикуешь, - делай сам!». И ярому критику дают сложное поручение в присутствии всего коллектива.
И тогда подросток, почти безальтернативно стоит перед необходимостью осуществления непосредственных действий в части обязательного выполнения полученного задания - иначе он рискует в очень короткий промежуток времени потерять уважение членов коллектива. Неопытный вожатый считает, что ситуация таким образом исправлена, проблема решена. Ведь вряд ли теперь этот критикан, не справившийся с поручением, будет в дальнейшем открыто, публично демонстрировать свой нигилизм и пренебрежение к вожатому или членам коллектива.
Однако, в описанной педагогической ситуации важно не заставить замолчать неугодного, продемонстрировать его некомпетентность, деловую слабость, а увлечь его интересными делами. Через включенность в деятельность необходимо изменить отрицательную оценку сложившего положения, ранее даваемую им, на положительную, и, главное, вызвать у него чувство удовлетворения от выполняемой работы, желание активно сотрудничать с вожатым, взаимодействовать с ребятами.
Решение «ценностных конфликтов» для вожатого заключается не в том, чтобы пассивно соглашаться или используя свои полномочия «давить» юного «оппонента», а в том, чтобы выражать, и аргументировано обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а впоследствии убеждать ребят в ее правильности практическими делами, действиями.
Здесь важно помнить, что в подобных случаях общий эмоциональный фон разговора должен быть доброжелательным, спокойным, внушающим доверие. Важно продемонстрировать признание за ребенком права на собственную, индивидуальную точку зрения. Беседа должна быть не назидательным монологом со стороны старшего, а нести в себе конструктивное и развивающее начало. Такое спокойное и уважительное «противостояние» позволяет подростку оттачивать, а в случае необходимости выявлять изъяны и корректировать свою логику, совершенствовать свои жизненные принципы. При этом для обеспечения позитивного выхода из «ценностных конфликтов» вожатый сам должен обладать четким пониманием совокупности своих личных ценностей и жизненных принципов.
3. Старший школьный возраст (Занятие 5.1)
Ранний юношеский возраст 16-17 лет - это ваши самые старшие дети. Это ваша опора и одновременно самая большая головная боль.
Этот возраст является периодом формирования самосознания и собственного мировоззрения, этапом начала принятия ответственных решений. Это время, когда ценности дружбы, любви, могут стать и становятся первостепенными.
В этом возрасте молодой человек формирует:
1. Самосознание - целостное и эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков;
2. Собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, убеждений, своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно - теоретическому мышлению;
3. Стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и личностную оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья.
Реализация потребности в доказывании своей независимости и самобытности сопровождаются, как правило, типичными поведенческими реакциями «пренебрежительного» отношения к советам старших, недоверием и критиканством обращенном к ним, иногда даже открытым противодействием. Очевидно, что в такой ситуации, юноша (девушка) вынужден(а) и хочет опираться на моральную поддержку своих друзей и это приводит (как и в более ранние годы) к типичной реакции «повышенной подверженности влиянию ровесников», которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали.
Становление самосознания в этой временной период происходит по нескольким направлениям:
1. Открытие своего внутреннего мира - в этом возрасте молодой человек начинает ощущать свою особенность, непохожесть на других, воспринимает эмоции как состояние своего внутреннего «Я»;
2. Начало понимания конечности своего существования, что заставляет задуматься над смыслом жизни, о своих перспективах, о будущем;
3. Формируется целостное представление о самом себе;
4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности.
В этом возрасте идет интенсивное половое созревание. Л.Д.Столяренко подчеркивает, что хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в ласке и нежности, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физиологической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости.
Проблема юношеской сексуальности достаточно специфична и неоднозначна в этическом и психологическом плане. Поэтому, столкнувшись с трудностями, мы рекомендуем вожатым обратиться за консультацией к практическому психологу или к старшему, более опытному коллеге-педагогу за советом, консультацией, поддержкой. Однако, следует помнить, что в данных ситуациях требуется быть крайне деликатным и осторожным, с тем, чтобы ни в коем случае своим возможным вмешательством не навредить подопечным.
На стадии ранней юности молодые люди активно формируют представления о себе самом. Для того чтобы помочь им в личностном самоопределении, мы предлагаем им воспользоваться следующей методикой.
1. Предложите молодому человеку проверить, что он (она) знает о себе. Для этого необходимо нарисовать следующую схему. В центре ее ставится собственное «Я» и предлагается ответить на ряд вопросов, раскрывающих образ этого «Я».
2. Теперь, предложите оглянуться вокруг себя и нарисовать другую схему.
3. После ответов на предложенные вопросы, молодому человеку необходимо внимательно и критически проанализировать все ответы. Возможно, в них с вашей помощью, ребята найдут причины собственных конфликтов и неудач, раскроют возможные перспективы личностного роста.
В завершении, хочется пожелать, будьте внимательны и искренни в отношениях с детьми. За специфической формой поведения подростков не бойтесь искать истинные мотивы их поступков.
Этапы развития детского коллектива (занятие 5.2)
Бережная И.Ф.
Как и любая малая группа, детский коллектив проходит несколько этапов в своем становлении и развитии. Возникнув в рамках заданной организационной структуры, он непрерывно находится в динамике, поскольку изменяются сами дети, меняются межличностные связи, отношения, психологическая атмосфера. А.С. Макаренко подчеркивал, что движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти.
Для руководителя очень важно определить, на каком этапе развития находится детский коллектив, так как от этого зависит и позиция педагога по отношению к детям, и задачи, которые он решает.
В педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектива.
Первый этап - становления и первоначального сплочения.
В этот период, когда ребята только начинают знакомиться между собой, ощущается общее эмоциональное напряжение, вызванное, главным образом, нехваткой информации о нормах, требованиях группы, о ее членах, об их возможном положении в группе.
Обычно на этом этапе находятся классные коллективы 5-х классов, если происходит переформирование по определенному признаку после окончания начальной школы, 8-х и 10-х классов, так как, как правило, набираются специализированные классы, детские группы в начале смены в детском загородном лагере или в новой детской организации. Каждый ребенок приходит в такой коллектив со своими целями, притязаниями на определенное место в группе, своими представлениями и ценностными ориентациями. Ребятам хочется предстать перед новыми товарищами в лучшем виде, отсюда не всегда обоснованно завышенная самооценка и готовность к функционированию в самых главных ролях организаторской деятельности, неадекватно высокий уровень притязаний.
Межличностные отношения только начинают складываться, идет процесс узнавания «кто есть кто». Сначала они носят случайный характер (ребята сидят за одной партой, живут в одном дворе и т.д.), постепенно они приобретают избирательный характер, т.е. появляются общие интересы, увлечения, образуются малые группы.
Педагог на этом этапе должен занять так называемую открытую педагогическую позицию, т.е. его задача заключается в том, чтобы снять эмоциональное напряжение, чувство тревожности у ребят, а это можно сделать, разъяснив цели создания группы, предъявив определенные требования ко всем членам группы, объяснив нормы и правила поведения, принятые в этой школе или лагере. Педагог должен знать, что в это время в своей деятельности ребята обращены на него, стараются получить его позитивную оценку и именно руководитель является носителем норм, ценностей, законов группы.
Организуя внеклассную работу, педагог, прежде всего, должен создать благоприятную атмосферу для установления межличностных отношений, а также опираться на актуальные потребности членов группы. Педагог организует работу на основе ближней перспективы (Закон А.С. Макаренко об использовании принципа перспективных линий в развитии коллектива). Очень важно, чтобы совместная деятельность была интересной, направленной на организацию успеха. Совместно пережитая радость создает благоприятную психологическую атмосферу, создает эмоциональный настрой на дальнейшее сплочение.
В специализированных классах стало традицией проводить вечера – «посвящения в профессию». Но это может быть и «Осенний бал», и поход, и вечер «Давайте познакомимся!» и многое другое. В детском загородном лагере с первой минуты необходимо включать детей в интересную для них деятельность – это может быть подготовка к вечеру знакомств, к открытию лагеря и т.д.
Педагог должен внимательно наблюдать за процессом организации малых групп, которые на этом этапе стремятся к самоопределению. Идет дифференциация групп – нередко между ними возникают противоречия, являющиеся следствием несогласованных притязаний, разных ценностных установок, норм, мотивов поведения.
К концу первого этапа обязательно выявляются лидеры. Можно выделить следующие типы лидеров: эмоциональные (те ребята, которые создают в группе настроение, без которых скучно), деловые (или лидеры-организаторы), лидеры-интеллектуалы (ребята, которые знают больше всех, хорошо учатся) и абсолютные лидеры (ребята, совмещающие качества всех типов лидера).
Постепенно начинает складываться «мы-чувство», которое помогает ребятам осознать свою принадлежность именно к этому детскому коллективу.
Педагогу на первом этапе необходимо решить следующие проблемы:
выявить уровень воспитанности детей;
- выявить уровень их интеллектуального развития;
выявить направленность личности каждого ребенка, его социальных ориентаций;
изучить особенности самооценки, уровня притязаний, эмоционально-волевых черт, характера членов детского коллектива;
изучить складывающиеся отношения в формирующемся коллективе.
(Занятие 6 )
Второй этап в развитии детского коллектива может быть сложным, так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты. Происходит это потому, что в межличностных отношениях идет процесс стабилизация неформальных групп. Каждая из них пытается утвердить себя и утвердить именно свои социальные (или асоциальные) ценности. У каждой группы существуют свои притязания, установки, нормы, мотивы поведения. Идет борьба за лидерство и влияние.
Если рассматривать подростковые коллективы 5-9-х классов, то, как правило, можно выделить типичные группы, складывающиеся на этом этапе. (Заметим, что в подростковом возрасте по составу эти группы, как правило, однополые).
Первая группа - девочек с позитивными ценностными ориентациями, настроенных на получение знаний, активно участвующих во внеклассной деятельности, являющихся опорой классного руководителя. Они охотно отзываются на различные инициативы, «болеют» за интересы класса. Педагог должен поддерживать их, способствовать созданию их авторитета в классе, развивать организаторские и лидерские качества.
Вторая группа – мальчиков с позитивными ценностными ориентациями, интересы которых носят познавательных характер. Это может быть увлечение компьютерами, какими-либо предметами (особенно, если речь идет о специализированных классах). Они могут интересоваться, а могут не интересоваться общественной работой, их поведение, как правило, не доставляет хлопот педагогу и его задача сводится к тому, чтобы их интересы не были односторонними. Этих ребят необходимо активнее вовлекать в организацию различных воспитательных мероприятий.
Третья группа – мальчиков, объединенных вокруг лидера со знаком «-». Их социальные ценности противостоят коллективным нормам и установкам. Опрос педагогов показал, что их число последнее время увеличивается. Если в 1994 г. таких ребят в классе было 1-2, то в 1998 г. их уже насчитывалось в среднем 3-4 человека. Причем, если в конце 80-х – начале 90-х гг. это были дети в основном из неблагополучных семей, подростки, стремящиеся установить власть над другими с помощью физической силы, то сегодня это нередко дети из очень обеспеченных семей, подчиняющие себе других с помощью денег. Они пренебрежительно относятся и к учебе, и к общественной работе.
В работе с неблагополучными подростками главное выяснить причину их негативного поведения. Редко бывает так, что мальчик действительно принципиально не хочет подчиняться требованиям школы. Чаще всего это делается для того, чтобы таким образом выделиться, обратить на себя внимание, самоутвердиться. Раньше педагоги не замечали их организаторских способностей, считали непослушными, неудобными и т.д. У подростков накопился отрицательный опыт общения с учителями, они привыкли к тому, что взрослые их не понимают, и это определяет заранее их позицию по отношению ко всем педагогам. Поэтому с самого начала, узнав что, интересует этих ребят более всего, в чем они сильны, целесообразно включить их в позитивные виды деятельности, полезные для всего класса и создать такие условия, чтобы они достигли успеха и были оценены ребятами. Педагог должен отмечать и поддерживать каждый успешный шаг такого подростка, попытаться сблизиться с ним и сделать его своим сторонником. Ребятам, которые стараются утвердить свое лидерство с помощью денег, необходимо постоянно показывать, что ценности людей не сводятся только к деньгам, и важно обладать определенными качествами личности, чтобы заслужить уважение ребят.
Четвертая группа – девочек, ориентированных не на своих классных товарищей, а на общение с более старшими ребятами. Это, как правило, девочки, опережающие в своем развитии (особенно физическом) сверстников и поэтому их интересы не совпадают с интересами одноклассников. Их также надо привлекать к совместной творческой деятельности, и они охотно будут это делать, когда речь идет о соревнованиях между классами, об общешкольных мероприятиях.
Для того, чтобы преодолеть возникающие конфликты, необходимо организовывать совместную деятельность учащихся из разных групп, показывать все преимущества сотрудничества. Особенно важно, чтобы это поняли лидеры групп, опираясь на них в классе можно создать авторитетный актив, который при поддержке педагога становится способным управлять рядом процессов коллективной жизни. По мере развития этих процессов актив становится носителем общих норм, ценностей, правил жизнедеятельности.
Постепенно педагог уходит в «скрытую» педагогическую позицию, передавая позиции лидера активистам. В своей деятельности ребята обращены уже не только на оценку педагога, но и на оценки друг друга. Работа может строиться на основе средней перспективы, т.е. вполне возможно увлечь ребят целью, отстоящей на два-три месяца, и на основе этой цели строить всю деятельность. Например, на летних каникулах поехать в Санкт-Петербург, а для этого необходимо изучить историю города, его архитектуру, подготовиться к посещению музеев и т.д.
Особое внимание в это время педагог должен уделить аутсайдерам – ребятам, не входящим ни в одну из группировок, замкнутым, не принимающим участие в жизни детского коллектива. Здесь целесообразно только индивидуальная работа, осторожное выяснение причин замкнутости и нежелания общаться со сверстниками. Ведь подростковый возраст – тот, когда у ребят могут быть различные комплексы, сомнения, разочарования. Только ненавязчивое внимание педагога, совет в косвенной форме может повлиять на такого ребенка. Очень важно отмечать все успехи таких ребят, чаще хвалить их, по возможности создавать «ситуацию успеха» для них.
На этом этапе педагог должен способствовать максимальному раскрытию потенциалов детского коллектива:
- создавать оптимальные условия для совершенствования межличностных отношений;
- способствовать обогащению содержания коллективной деятельности, и в то же время создавать реальные возможности для успешной деятельности каждого;
- воспитывать в подростках чувство уверенности в своих силах, развивать их самостоятельность и ответственность;
- научить ребят ставить перед собой социально-значимые цели и достигать их,
привить подросткам умения объективно оценивать себя, отстаивать свою точку зрения,
научить ребят осмысливать свою деятельность,
развить и обогатить социальные ориентации всего детского коллектива и каждого его члена.
Если эти задачи решены, то детский коллектив вступает в третий этап развития – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.
На этом этапе наблюдается высокий уровень психологического единства всех членов коллектива. Группа становится референтной для всех. Большую роль в жизни и деятельности играет общественное мнение, сложившиеся традиции. В классе царит атмосфера доброжелательности, сочетающаяся с высоким уровнем требовательности. Складывается так называемый «эффект коллектива», когда ребята понимают, что вместе они могут сделать больше и лучше, чем, если бы делали то же самое по одному.
Группы, основанные на дружеских чувствах, сохраняются, но их границы размыты. Коллектив в целом выступает носителем норм, ценностей, правил жизнедеятельности. У каждого члена группы свое уникальное место в коллективе, и его любят и уважают за его индивидуальность.
В деятельности ребятам присуща самостоятельность и ответственность, они сами успешно могут решать возникающие конфликты. Коллектив берет на себя функции целеполагания, планирования, анализа проведенных дел. При этом каждый раз цели и задачи коллектива расширяются и углубляются. В это время коллектив вполне может строить работу на основе дальних перспектив.
Большое значение имеют внешние связи, когда коллектив выступает как целое, с другими классами он связан дружескими отношениями. В школе часто выступает инициатором и организатором интересных дел для младших классов, КВН-ов, вечеров, праздников.
Педагогическая позиция учителя на этом этапе – скрытая. Он играет роль старшего друга, помощника, консультанта. Ребята при этом знают, что педагог всегда готов принять участие в интересных делах класса, помочь советом, поделиться своим опытом. Они глубоко уважают его не только за знания, но и за его личные качества.
На этом этапе учитель решает следующие основные педагогические задачи:
создание условий, при которых каждый подросток может проявить и развить свои интересы, творческие способности;
предоставление каждому подростку возможности осознать себя как часть творческого коллектива, определить свое место в нем, развить исполнительские и организаторские качества;
помощь в осмыслении и закреплении приобретаемых знаний, умений и навыков, социального опыта;
осмысление сформированных социальных ориентаций, увлечение подростков перспективой самосовершенствования.
Учитель проделал для формирования детского коллектива большую работу, ребята под его руководством и помощью достигли третьего этапа развития. Что же дальше?
А дальше педагогическая деятельность продолжается, так как межличностные, деловые взаимоотношения ребят непрерывно меняются, растут сами ребята, развиваются и изменяются их интересы и ценности. После летних каникул учитель зачастую приходит в совершенно другой класс, не потому что поменялся его состав (хотя кто-то может уйти в другую школу, кто-то может пополнить класс, и это тоже важно, так как это меняет структуру детской группы), но самое главное, ребята выросли, и педагог снова должен изучать каждого в отдельности, его интересы и ценности, межличностные отношения и потребности каждого подростка и коллектива в целом.
Решение педагогических ситуаций (Занятие ___ )
Какие же ситуации ожидают вожатого в работе с детским коллективом, которые можно спрогнозировать? Рассмотрим некоторые, часто встречающиеся проблемы в следующей таблице (выделим в ней три возрастных периода: 6-8 лет, 9-11 лет, 12-16 лет).
Прогнозируемые ситуации
Возрастные особенности
Варианты решения
Младший возраст (6—8 лет)
Раздражительность, тоска по домашним, слезы.
Скучают по домашним, испытывают чувство страха перед неизвестностью: боязнь новой обстановки (новые люди в окружении).
Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
Множество вопросов.
Любознательность.
Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
Быстрая утомляемость.
Высокая активность.
Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде...
Неуверенность в себе.
Есть робкие и физически слабые.
Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
Готовы пробовать все на вкус.
Повышенный интерес ко всему новому, неизвестному.
Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.
Опасность травматизма.
Мальчики демонстрируют свою смелость.
Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности.
Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание.
Утомляемость от однообразия, неумение сосредоточиться на одном объекте, легко отвлекаются на любой внешний раздражитель.
Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
Слезы и страхи в темноте.
Боязнь темноты.
Не оставлять одного в темноте.
Желание играть со сверстниками.
Чувство взрослости по отношению к младшим.
Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.
Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».
Средний возраст (9—11 лет)
Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости.
Половое созревание.
Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений.
Внешнее проявление взрослости.
Проводить разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучать к выполнению разумного режима дня.
Замкнутость, одиночество.
Обостренное переживание своих недостатков.
Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения.
Непослушание, действие « наперекор», постоянные споры.
Стремление к самостоятельности.
Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними .
Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости.
Неуемная фантазия.
Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.
Старший и подростковый возраст (12—16 лет)
Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых.
Самоутверждение.
Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.
Замкнутость, агрессивность. Отсутствие навыков общения, легкая ранимость. Чередование плохого и хорошего настроения, уход в «себя».
Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.
Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли.
Стремление к независимости, агрессивность, вызывающее поведение
Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их
поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.
Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе.
Специфические особенности внешнего вида (прыщики, полнота, жирные волосы и т. д.).
В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
Проявление чрезмерной самостоятельности.
Стремление освободиться от родительской опеки.
Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.