Психологические особенности мечты младших школьников с задержкой психического развития
Психологические особенности мечты младших школьников с задержкой психического развития
Мечта, являясь особой формой воображения, оказывает влияние на построение жизненных планов и выбор стратегии поведения человека. Актуальность проблемы формирования личности ребёнка обусловлена важностью развития здоровой, уверенной, адекватно оценивающей свои силы личности, способной раскрыть весь свой потенциал. В работе представлены результаты изучения психологических особенностей мечты младших школьников с задержкой психического развития. Особенности мечты младших школьников с задержкой психического развития отмечаются в том, что у детей задержкой психического развития мечта имеет материальный характер, их мечта связана с развлечениями. Также можно отметить, что у детей с задержкой психического развития отсутствует социально-нравственная ориентация на других – их мечты касаются только их самих. Также младшие школьники с задержкой психического развития предпочитают идти самым простым путём до достижения цели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности мечты младших школьников с задержкой психического развития»
Психологические особенности мечты младших школьников с задержкой психического развития
Гусева Яна Викторовна
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа №110», г. Омск
Педагог-психолог
Аннотация. Мечта, являясь особой формой воображения, оказывает влияние на построение жизненных планов и выбор стратегии поведения человека. Актуальность проблемы формирования личности ребёнка обусловлена важностью развития здоровой, уверенной, адекватно оценивающей свои силы личности, способной раскрыть весь свой потенциал. В работе представлены результаты изучения психологических особенностей мечты младших школьников с задержкой психического развития. Особенности мечты младших школьников с задержкой психического развития отмечаются в том, что у детей задержкой психического развития мечта имеет материальный характер, их мечта связана с развлечениями. Также можно отметить, что у детей с задержкой психического развития отсутствует социально-нравственная ориентация на других – их мечты касаются только их самих. Также младшие школьники с задержкой психического развития предпочитают идти самым простым путём до достижения цели.
Ключевые слова: мечта, младшие школьники с задержкой психического развития, особенности мечты.
Роль мечты в жизни человека велика. Мечта тесно связана с психическими процессами, свойствами и состояниями личности. Во многом познавательное, эмоциональное и личностное развитие человека связано с его мечтами. Мечта значительно углубляет и расширяет процесс познания, играет одну из главных ролей в преобразовании мира, является наиболее важным условием претворения в жизнь сил человека. Способность мечтать – это способность планировать и реализовывать свой уникальный жизненный путь. Первоначально, только зарождаясь, мечта является простой реакцией на интересующий стимул, однако с течением времени она становится внутренней потребностью личности. Так или иначе, но мечта связана с планами на будущее, в некотором смысле мечта даже формирует будущее человека, как личное, так и общественное.
Мечта редко затрагивается в исследованиях напрямую. Этим и объясняется наш исследовательский интерес к содержанию мечты школьников с задержкой психического развития. Изучая мечту ребёнка, мы можем оказывать направляющую помощь, формировать здоровую и уверенную в своих силах личность, возможно, способствовать будущей успешности ребёнка.
Целью исследования является выявление психологических особенностей мечты младших школьников с задержкой психического развития.
Нами были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; тестирование; количественный и качественный анализ данных. В качестве конкретных психодиагностических методик использовались проективный тест «Морские сокровища», «беседа о мечте» авторы: Бабунова Е. С., К. Абрахам и Зырянова Н. М., Черткова Ю. Д., специальный семантический дифференциал (СД): понятие «мечта».
Эмпирическим путём мы выяснили, что у детей с задержкой психического развития имеются психологические особенности мечты.
у детей с задержкой психического развития мечта имеет материальный характер, а у нормотипичных детей содержание мечты связано с «другими людьми», «духовной сферой».
Не все дети с задержкой психического развития в отличие от нормотипичных младших школьников знают, что такое мечта и зачем люди мечтают. Дети с задержкой психического развития видят по- своему, зачем люди мечтают, а их сверстники с нормой психического развития мыслят одинаково.
У детей с задержкой психического развития мечта в большей степени связана с развлечениями, чем у детей с нормой психического развития. Эти дети хотят посетить разные развлекательные учреждения, чтобы им купили игрушки, телефоны. Также дети с нормальным психическим развитием мечтают о чём-то фантастическом, в то время как дети с задержкой психического развития живут в реальном мире. Также можно отметить, что у детей с задержкой психического развития отсутствует социально-нравственная ориентация на других – их мечты касаются только их самих.
Младшие школьники с задержкой психического развития считают, что для того чтобы мечта сбылась можно попросить у кого-либо, то есть они предпочитают идти самым простым путём, в то время, когда дети с нормальным психическим развитием предпочитают сами добиваться своей мечты.
Дети с задержкой развития больше мечтают «для себя», чем дети с нормотипичным развитием. Также у нормотипичных детей встречаются «глобальные» желания, чего не наблюдается у младших школьников с задержкой психического развития.
Также, младшие школьники с задержкой психического развития и дети с нормотипичным психическим развитием видят понятие «мечта» по-разному. Дети с задержкой психического развития представляют понятие «мечта», как пассивное, упорядоченное, запретное, свободное, неосознанное, бесцветное, постоянное, общественное, простое, неприятное, типичное, действительное, оптимистичное, наказуемое.
Таким образом, особенности мечты младших школьников с задержкой психического развития отмечаются в том, что у детей задержкой психического развития мечта имеет материальный характер, их мечта связана с развлечениями. Также можно отметить, что у детей с задержкой психического развития отсутствует социально-нравственная ориентация на других – их мечты касаются только их самих. Также младшие школьники с задержкой психического развития предпочитают идти самым простым путём до достижения цели.
Список литературы:
Бабунова, Е. С. Психологические особенности мечты детей старшего дошкольного возраста / Е. С. Бабунова, А. В. Романова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1. – С. 47-48.
Додонов, Б. И. Эмоция как ценность // StudFiles – файловый архив студентов. - 2015. - 18 марта. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2231020/ (дата обращения: 30.01.2017).
Егорова П.А. Мечта как предмет психологического исследования / П. А. Егорова // Психологическая наука и образование. – 2014. – №1. – С. 19-27.
Зырянова, Н.М. Мечты и желания современных дошкольников/ Н.М. Зырянова, Ю.Д. Черткова// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. - С.627-628.