Особенности модульной технологии обучения как инновационной образовательной технологии
Особенности модульной технологии обучения как инновационной образовательной технологии
В статье рассматривается особенность организации образовательной деятельности согласно модульной технологии. Преимущества и недостатки данной технологии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности модульной технологии обучения как инновационной образовательной технологии»
Особенности модульной технологии обучения как инновационной образовательной технологии
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что одним из эффективных способов реализации основных требований ФГОС, предъявляемых к уровню образования, является внедрение инновационных образовательных технологий с целью совершенствования образовательного процесса. Особое место среди них занимает модульная технология обучения.
Технология модульного обучения создает оптимальные условия для активной, самостоятельной, осознанной учебной деятельности школьников, является одним из направлений индивидуализированного обучения. В настоящее время одной из приоритетных задач современного образования является раскрытие личностных характеристик и творческого потенциала обучающихся, формирование аналитического мышления, способности прогнозировать и решать проблемы нестандартным путем. Образ выпускника школы представляет собой человека, способного самостоятельно организовывать свою деятельность, применять полученные знания к различным областям практической деятельности, готового самосовершенствоваться и развиваться в любых социокультурных условиях.
Применение технологии модульного обучения в контексте компетентностного подхода способствует решению поставленных задач, связанных с модернизацией содержания, актуализацией образовательных программ, оптимизацией способов и методических приемов обучения, увеличением познавательной и творческой активности обучающихся.
Основное понятие теории модульного обучения – понятие модуля. Модуль – от латинского слова «modulies» – «мера», «способ». Сущность технологии модульного обучения заключается в самостоятельной работе обучающегося с предлагаемой ему учебной программой, составленной из модулей. Исходя из того, что модуль – это относительно самостоятельная часть какой-либо системы, которая несет определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это определенная «доза» информации или действия, которой достаточно для формирования определенных знаний.
Технология модульного обучения зародилась и приобрела большое распространение в 70-х годах XX века в США и Западной Европе как альтернатива традиционному обучению. Модульная технология была рекомендована как наиболее пригодная для непрерывного обучения и в настоящее время применяется при построении различных учебных дисциплин.
Первоначально идея модульного обучения разработана и обоснована в работах иностранных учёных Б.Ф. Скинера, М. Гольдшмид, Г. Оуенса, Дж. Рассела. В западных исследованиях модульное обучение явилось разновидностью программированного обучения. Общими характеристиками модульного и программированного обучения являются четкая логика действий ученика на основе самоконтроля, индивидуальный темп усвоения, высокий уровень личной заинтересованности и активности.
В нашей стране технология модульного обучения используется и исследуется с 1980-х годов группой ученых под руководством П.А. Юцявичене.
Согласно концепции Юцявичене П.А. в процессе организованной работы с модулем обучающийся может работать самостоятельно с предлагаемой ему индивидуальной программой, которая содержит в себе целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Психологическим основанием данной технологии можно считать теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, суть которой заключается в создании ориентировочной основы действия. Одним из критериев построения модуля является структурирование деятельности школьника в логике этапов усвоения знаний: восприятие - понимание – осмысление – запоминание – применение – обобщение – систематизация.
Психологи А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин утверждают, что формирование системности получаемых знаний посредством поэтапного предоставления материала (первичного, промежуточного и конечное обобщение) гарантирует большую эффективность усвоения материала.
Учебный модуль предоставляет возможность многократного повторения, что является результативным способом усвоения материала, кроме того психологами доказано, что продуктивное усвоение информации происходит при семикратном возвращении к нему.
Технология модульного обучения содержит ряд инноваций:
подача материала осуществляется в форме логической системы;
каждый модуль разбит на учебные элементы, которые позволяет осваивать материал по алгоритму в индивидуальном темпе;
рефлексия.
Главная задача модульной технологии – научить правильно поставить цель деятельности, обеспечить ее достижение и проверить уровень усвоения знаний и приобретенных компетенций.
Обязательной составляющей учебного модуля является оценивание уровня его освоения обучающимися. Модули можно представить как логически последовательные компоненты программы обучения.
В рамках обучения иностранному языку применение модульной технологии обеспечивает достижение конкретной дидактической цели в рамках цикла уроков по разговорной теме.
Внутри модуля учебный материал структурирован в виде системы учебных элементов (УЭ), отражающих логику решения учебных задач на разных этапах овладения школьниками иноязычным общением. Среди них выделяются как обязательные, присутствующие в начале и в конце каждого модуля и варьируемые элементы. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7).
К числу обязательных элементов относится самый первый, нумеруемый как УЭ – 0, который предназначен для раскрытия целей модуля и его содержания.
УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;
Завершают модуль два учебных элемента, также являющихся обязательными. В первом из них содержатся задания для контроля уровня усвоения учебного материала (тест, контрольная работа), а во втором – для подтверждения итогов работы с модулем, оценку качества сформированных навыков и умений, выбор домашнего задания, рефлексию.
Обязательные компоненты образовательного модуля значимы, так как они создают условия для овладения учащимися такими рефлексивными компонентами учебной деятельности, как целеполагание и контроль.
Модуль представляет объем знаний, который должны усвоить учащиеся в компактном, обобщенном и систематизированном виде.
Технология модульного обучения является одним из эффективных средств самореализации учащихся. В процессе работы с модулем у обучающихся развивается мотивация, интеллект, творческие способности, память, внимание, мышление, самостоятельность, коллективизм, умение организовывать свою самостоятельную работу.
Модульный подход нацелен на достижение учебно-познавательной компетентности. Под компетенцией понимается способность реализации знаний и умений в конкретной ситуации. Учебно-познавательная компетенция представляет собой готовность и способность школьника планировать, контролировать, оценивать свою учебную деятельность. Учебно-познавательная компетенция лежит в основе иноязычной коммуникативной компетенции школьников, изучающих иностранный язык. Организации процесса обучения осуществляется индивидуально, парами и в малых группах.
Учебный материал структурируется для каждого учащегося, как по уровням сложности, так и по аспектам языка (аудирование, говорение, письмо, изучение лексики, а также грамматических упражнений). Построение учебной программы при модульном обучении происходит по принципу составления календарно-тематического плана, которая включает в себя коммуникативную цель для модуля в общем виде и конкретные речевые или языковые задачи для каждого блока.
Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее двух академических часов, так как на подобном занятии нужно определить исходный уровень знаний и умений школьников по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и произвести выходной контроль.
В условиях применения данной технологии учащиеся получают возможность работать с системой связанных учебных модулей, учебный материал в которых может быть представлен в форме таблиц, схем и других форм, удобных для запоминания. Работая над модулем, учащиеся получают возможность одновременно изучать новый материал и закреплять ранее изученные темы, восполняя проблемы в знаниях.