ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Законом «Об образовании» Республики Казахстан утвержден принцип вариативности в выборе форм, методов, технологий обучения, позволяющий использовать наиболее оптимальные и эффективные инновационные технологии в образовательном процессе учебного заведения. Согласно учебным планам специальности «Филология» на четвертом курсе мы - студенты проходим педагогическую практику в общеобразовательных школах. Перед тем как пойти на практику я ознакомилась с инновационными технологиями, имеющимися в педагогической науке и практике с целью успешности проведения уроков и формирования более глубоких знаний, умений и навыков учащихся. Придя на педагогическую практику в гимназии № 111 г. Алматы в старшие классы, я почувствовала трудности в коммуникативном общении с учащимися, так как у них был недостаточный уровень словарного иноязычного запаса, что, в свою очередь, сказывалось на уровне коммуникативных умений и навыков учащихся. Поэтому из всех известных мне инновационных технологий, я решила применять модульную технологию обучения по М.М.Жанпеисовой.
Выбор мной данной технологии обучения объясняется следующим:
· технология модульного обучения предполагает стремление к организации личностно мотивированной, познавательной деятельности;
· позволяет строить учебный процесс на основе диалогического общения.
В словаре С.И.Ожегова модулю дается следующее определение: «…определяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации».
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Учебный модуль, как воспроизводимый учебный цикл, имеет конструкцию, состоящую из структурных частей: вводной, диалогической и итоговой. Каждый учебный модуль состоит из определенного количества часов, в зависимости от часов, отведенных по учебной программе на тему, блок тем или раздел.
Особенностью учебного модуля является то, что на вводную, итоговую части при любом количестве часов отводится по одному - два часа. Все оставшееся время отведено на диалогическую часть.
Это связано с необходимостью проработки учебного материала всеми учениками на 3-х уровнях сложности в зависимости от уровня подготовленности,обученности каждого ученика. Проработка материала на уровнях воспроизведения, элементарных умений и навыков и переноса знаний производится по всей теме, разделу или содержанию учебного модуля.
Неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» - от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску дает возможность ученику усвоить учебный материал от уровня «понимания» до уровня «переноса знаний». В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно на основе взаимодействия учащихся между собой посредством деления класса на микрогруппы, на основе диалога, общения учащихся, с включением в эту часть различных игровых технологий. Моя роль в данном случае носила характер координатора. Второй особенностью конструирования учебного модуля является система собственно подготовки моей как учителя к нему, которая сводилась к следующим шагам:
1 шаг: выявление обязательных знаний, умений и навыков, целей и задач урока.
2 шаг: изучение всего содержания учебного материала по модулю.
3 шаг: вычленение ключевых понятий, несущих смысловую нагрузку по данному модулю. Определение их взаимосвязи и взаимозависимости.
4 шаг: составление опорных схем по всей теме (на основе выделенных ключевых понятий).
5 шаг: составление тестовых заданий по всему содержанию учебного модуля (15-20 заданий).
6 шаг: составление блока вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала данного модуля для итогового «релейного зачета» (в данном случае мною применялись и другие формы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся: диктанты, самопрезентация и т.п.)
7 шаг: разработка диалогической части.
Во вводной части учебного модуля я нацеливала учеников на осознание и значимость изучаемого раздела программы. Поэтому данный этап включал следующие учебные действия:
- создание учебно-проблемной ситуации;
- формирование основной учебной задачи;
- самоконтроль и самооценка готовности учеников к изучению предстоящего раздела (темы);
- совместная разработка и обсуждение плана предстоящей работы.
Чтобы цель была принята учениками, т.е. стала побудительной силой, превратилась в мотив необходимо, чтобы ученики осознавали предполагаемые трудности в достижении цели, контролировали себя в том, насколько успешно идет продвижение к цели.
Во вводной части мною сообщалась новая информация, которая затем трансформировалась в знания учащихся.
Каждый ученик, в процессе движения к цели, выдвигал предположения, конструировал новые знания на основе предыдущих, заложенных в сознание, а затем, сформулировав их, сверял, сопоставлял правильность своих предположений с эталонными.
При поиске путей решения проблемы ученики находят и перебирают ряд вариантов, версий. Чем больше непроверенных, необоснованных версий, тем меньше вероятность совпадения предположения с эталоном. Отсюда необходимость ориентиров, дополнительных сведений и указаний для ученика со стороны учителя.
Однако важной является общая установка учителя на побуждение учеников к любым предположениям.
При подготовке диалогической части учебного модуля я вычленяла и структурировала основное содержание учебного материала для разбивки его на части.Подачу учебного материала для проработки его учениками на каждом уроке давала определенными порциями, в которых в краткой, емкой форме было заключено содержание всего раздела (темы). Учебный материал готовила на трех уровнях сложности: простой, средней степени сложности, сложный. Право выбора одного из трех уровней оставляла за каждым учеником. Дополнительно готовила задания проблемного характера, требующие переноса знаний.а