Контроль знаний и умений обучающимися является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и обучающимся, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные виды контроля знаний и умений учащихся»
Основные виды контроля знаний и умений учащихся
Контроль знаний и умений обучающимися является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и обучающимся, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений обучающихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений обучающихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету являетсяученик,
Cам процесс обучения – это приобретение знаний и умений обучающимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным.
Контроль должен восприниматься обучающимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.
Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему, является основной.
В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений обучающихся, которые я представлю в своей работе:
-физический диктант
-тестовое задание
-краткая самостоятельная работа
-письменная контрольная работа
-контрольная лабораторная работа
-устный зачет по изученной теме.
Виды контроля и формы контроля
Физический диктант – форма письменного контроля знаний и умений обучающихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые они должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов.
Недостаток:
С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний :
-буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;
-определения физических явлений, формулировки физических законов, связь между физическими величинами, формулировки научных фактов;
-определения физических величин, их единиц, соотношения между единицами.
2.Тестовые задания.
Здесь обучающимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный.
Преимущества:
Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учениками можно проверить с помощью физического диктанта, появляется возможность проверить умения , связанные с распознаванием физических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам.
Недостатки.
1. Трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении.
2.Тстовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний и умений обучающихся, оставляя в стороне деятельность по созданию физических объектов, воспроизведению конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и физическим явлениям и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного ответа в устной форме.
Кратковременная самостоятельная работа.
Здесь также задается некоторое количество вопросов, на которые предлагается дать свои обоснованные ответы.
В качестве заданий могут выступать теоретические вопросы на проверку знаний, усвоенных обучающимися;
задачи, на проверку умения решать задачи по данной теме; конкретные ситуации, сформулированные или показанные с целью проверить умение распознавать физические явления; задания по моделированию (воспроизведению) конкретных ситуаций, соответствующих научным фактам и понятиям.
Достоинства:
При этой форме контроля обучающиеся обдумывают план своих действий, формулируют и записывают свои мысли и решения.
Письменная контрольная работа – наиболее распространенная форма в школьной практике. Традиционно «контрольные работы по физике проводятся с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания для решения задач определенного типа по данной теме или разделу. Содержание контрольных работ составляют задачи как текстовые, так и экспериментальные.
Недостатки:
Таким образом составленная контрольная работа позволяет проверить довольно узкий круг знаний и умений: умение решать задачи по теме, а также различные умения по применению физических знаний при решении экспериментальных задач.
Количество вариантов контрольной работы является спорным вопросом. В школе применяется 2,4,6 и даже 8 вариантов, т.к. учителя стараются как можно лучше обеспечить самостоятельность выполнения заданий каждым учеником. Увеличение числа вариантов ведет к увеличению количества времени, требуемого для проверки контрольной работы учителем, а также к появлению трудности, связанной с составлением большого числа вариантов одинаковой сложности.
С другой стороны, такое недоверие к ученикам мне кажется необоснованным, т.к. списывать их заставляет отнюдь не лень или нечестность, а неуверенность в своих силах. Поэтому увеличивать самостоятельность при выполнении контрольной работы следует не увеличением числа вариантов, а улучшением подготовки.
Лабораторная работа. Лабораторная работа – достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Достоинства.
Достоинства
Лабораторная работа активизирует познавательную деятельность обучающегося, т.к. от работы с ручкой и тетрадью ребята переходят к работе с реальными предметами.
Устный зачет по теме.
Это одна из основных форм контроля в старших классах. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.
Достоинства.
Позволяет проконтролировать сформированность физического мировоззрения, пробелы в знаниях, рассмотреть непонятные места в курсе, отличает зачет от других форм контроля. Это наиболее индивидуализированная форма.
ТЕСТЫ.
Тестовый метод контроля знаний можно разделить на три вида:
Текущий тестовый контроль.
Промежуточный (рубежный) тестовый контроль.
Итоговый тестовый контроль.
Текущий тестовый контроль - осуществляется в ходе повседневной работы учителя и преследует цель проверки формального усвоения изучаемого на уроке материала.
Итоговый тестовый контроль применяется после изучения определённого раздела, где обобщаются все ранее изученные понятия.
Все тесты, входящие в тестовый блок контроля можно разделить на следующие:
Текстовые - в этих тестах вся необходимая информация для решения содержится в данном тесте.
Иллюстративные - вся необходимая информация для решения содержится в осмысленном анализе предложенного графика, схемы, чертежа, рисунка...
Комбинированные - тесты, включающие в себя текстовую и иллюстративную информацию, которые взаимно дополняя друг друга, позволяют выработать правильную тактику решения.
Тест-прогноз - наиболее важный, с методической точки зрения, тип тестов. При решении такого типа тестов, учащийся, обладая определенными знаниями в ранее изученной теме, обобщает и переносит их на новую, незнакомую ему ситуацию.
Тестовый контроль знаний можно проводить как традиционно "бумажным" способом так и с применением компьютера в локальной сети.
Для индивидуальной, а соответственно и более объективной проверки знаний учащихся (исходя из реально установленного педагогом уровня знаний данного учащегося, что является, вообще говоря, субъективным мнением) рекомендуем тестовые задания подразделять на три уровня - А, В, С.
Первая, наиболее легкая группа А требует умения выделять, опознавать изучаемый объект, явление или величину (в виде описания, определения, формулы, графика), а также производить несложные расчеты, не требующие анализа предложенной ситуации. Очевидно, что тестовый блок этой группы должен быть составлен исходя из "жёсткой" регламентации времени выполнения этой группы тестов.
Второй уровень - (группа В) должен выявлять знание сущности изучаемого понятия, установление связи этого понятия с другими, раннее пройденными. Однако, установление связей показанных в данном тесте, должно быть в рамках стандартных ситуаций. (Необходимо отметить, что задания входящие в группы А и В, должны соответствовать минимальному (базовому) уровню знаний установленных методистами.) Третий уровень - (группа С) должна выявлять способность анализировать понятия, устанавливать связи между ними в незнакомой (нестандартной) ситуации. Задания данной группы также требуют глубокого понимания пройденного материала, умения связать его с ранее пройденным.
Оценка и отметка за выполнение тестовой работы
По способу оценки тесты делят на два класса: 1:где " действуют " две оценки: задание выполнено - 1 балл, задание не выполнено - 0 баллов;
2. где фигурируют три оценки: задание выполнено полностью и верно - 2 балла, задание выполнено частично верно - 1 балл, задание выполнено не верно или не выполнено - 0 баллов.