"Ориентация образовательного учреждения на новые подходы в обучении учащихся в дополнительном образовании детей"
"Ориентация образовательного учреждения на новые подходы в обучении учащихся в дополнительном образовании детей"
Являясь частью системы общего образования, дополнительное образование не может не учитывать требования общества к образованию, поэтому в условиях перехода школы на ФГОС, перед системой дополнительного образования стоят задачи по внесению изменений как в содержание и технологии образовательного процесса, так и в систему оценивания образовательных результатов. Среди целей выделяется ориентация образовательного учреждения на новые подходы в обучении учащихся:системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, что позволяет обучающемуся, главному субъекту образования не только усваивать знания, но, главное, постигать способы этого усвоения. В связи с этим возрастает роль мышления и деятельности в учебной практике обучающегося, что способствует развитию познавательной активности и творческого потннциала в нем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Ориентация образовательного учреждения на новые подходы в обучении учащихся в дополнительном образовании детей"»
«Ориентация образовательного учреждения на новые подходы в обучении учащихся: системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного в дополнительном образовании детей»
«Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно,
а учитель руководил этим
самостоятельным процессом и
давал для него материал».
К. Д. Ушинский
План
Дополнительное образование на современном этапе развития общества, необходимость использование в образовательном процессе развивающих технологий.
Педагогическое проектирование по предварительной разработке основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Проектирование развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС:
Проектирование образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Проектирование учебных занятий
1. Дополнительное образование на современном этапе развития общества, необходимость использования в образовательном процессе развивающих технологий.
Современное дополнительное образование не просто элемент существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного и профессионального самоопределения ребенка.
До недавнего времени в соответствии с традиционной «знаниевой» парадигмой считалось, что качественное образование - это знание основ отдельных наук. Сегодня количество информации в мире с каждым годом удваивается, что порождает увеличение объема содержания образования. «Образование в течение всей жизни» - вот девиз сегодняшнего дня.
В последнее время во всем мире активно пропагандируется идея непрерывного образования. Такой пересмотр взглядов связан с ориентацией на формирование компетентности обучающихся в различных сферах деятельности, обеспечивающих их социализацию и личностное развитие.
Обобщение характеристик компетентности, представленных в научной, методической литературе, позволяет определить это понятие как интегральное качество личности, характеризующее решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Являясь частью системы общего образования, дополнительное образование детей не может не учитывать требования общества к образованию, поэтому в условиях перехода школы на ФГОС, перед системой дополнительного образования стоят задачи по внесению изменений как в содержание и технологии организации образовательного процесса, так и в систему оценивания образовательных результатов обучающихся.
Среди целей выделяется - ориентация ОУ на новые подходы в обучении учащихся: системно-деятельностного, компетентностного, личностно-ориентированного, что позволяет обучающемуся, главному субъекту образования, не только усваивать знания, но, главное, постигать способы этого усвоения. В связи с этим возрастает роль мышления и деятельности в учебной практике обучающегося, что способствует развитию познавательной активности и творческого потенциала в нём.
Именно эти характеристики прописаны в «Портрете выпускника основной школы», который составлен с учётом быстро изменяющихся реалий современного мира. Чтобы обеспечить достижение образовательных результатов, в первую очередь личностных, образовательному учреждению необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы у обучающихся появилась возможность развивать свой интеллектуально-творческий потенциал.
Наилучшим образом поможет решить эту задачу проектирование развивающей образовательной среды, включающей пространственно-предметный компонент; технологический компонент; социальный компонент.
- каким должно быть содержание образования, чтобы оно отвечало задаче развития творческого потенциала детей, как его «обогатить»?
- какие формы организации необходимо использовать для развития интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося?
- какие технологии, методы, применять в образовательном процессе, ориентированные на развитие личности.
Педагоги и руководство МБУ ДО «Дворец пионеров и школьников г. Курска» нашли свой продуктивный путь, выстроили свою модель развивающего творческого пространства, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал каждого учащегося и помочь особо одарённым детям. Определение результатов и постановки целей, проектируется в программах развития Дворца пионеров и школьников, где прописаны, они, прежде, всего, как ресурс развития творческого потенциала обучающихся.
Тактика нашего образовательного учреждения заключается в выбранных направлениях, нацеленных на: изменение уровня социальной адаптации детей к изменяющимся условиям жизни; успешную социализацию детей; формирование готовности к самостоятельному гражданскому, нравственному выбору, индивидуальной творческой самореализации; проявление социальной ответственности, осознанного жизненного самоопределения и выбора профессии.
Такой подход позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные особенности обучающихся, подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Педагогическое проектирование заключается в предварительной разработке основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов; разработке конкретных занятий, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных видов деятельности.
Педагогическое проектированиеспособствует созданию более технологичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу.
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума; опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности; расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности; направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.
Методологической основой развивающего образования является - усвоение «знаний-умений-навыков» из цели образования превращается в средство развития способностей и важных качеств (методы мышления, способы порождения и употребления знаний, техники понимания и рефлексии, приёмы и способы коммуникации и действия). Мышление, понимание, рефлексия, коммуникация образуют деятельностный материал, из которого строятся единицы культуры и уникальности личности. (Рубцов).
Проектирование учебных занятий
В связи с этим, предполагаются два основных взаимосвязанных подхода, при которых должен осуществляться процесс проектирования учебных занятий в системе дополнительного образования детей.
Подход первый:
ориентация учебных занятий на достижение предметных, метапредметных (надпредметных) и личностных результатов;
использование продуктивных методик и технологий, направленных не только на усвоение, но и на генерирование информации);
соответствие содержания учебных занятий содержанию образования в современной школе по принципу «дополнительности».
Подход второй: - оценивание образовательных результатов обучающихся на основе:
использование оценочных процедур, ориентированных на индивидуальные нормы;
перехода от оценки отдельных, изолированных умений к интегральной и междисциплинарной оценке;
внедрения деятельностных методов оценивания (в форме проектов, деловых игр, дебатов);
использование ситуационных заданий и задач;
сочетание оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе
Новые требования к образовательным результатам являются - новыми целевыми ориентирами. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Для этого педагогам необходимо поменять не только элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать занятиев логике учебной деятельности: ситуация – проблема - задача – результат.
В этом случае должна измениться роль педагога: из «транслятора» информации он превращается в организатора деятельности обучающегося. Соответственно и учащийся не просто сидит, слушает и воспринимает информацию на занятии, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации, осуществляется «перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук». Педагог должен проектировать занятие так, чтобы ребенок учил решать проблемы, что способствует получению предметных, метапредметных и личностных и результатов
«Проектирование образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения».
Информационно-коммуникационные технологии в дополнительном образовании
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Использование применяемых в сфере образования ИКТ ставит своей целью реализацию следующих задач, таких как: поддержка и развитие системности мышления обучаемого; поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов: создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение); содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве; применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам.
Компьютеризация создает экологически чистое, гармоничное, гуманизированное общество знания, не имеющее границ для развития культурной и интеллектуальной деятельности человека. Техника новых поколений, техника "третьей волны" выдвигает на первый план ценности человеческого самосовершенствования. Необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, научить технологии работы с информацией для принятия решений на основе коллективного знания.
Задача образования как раз и заключается в том, чтобы подготовить учащегося к переходу и проживанию в информационном обществе, помочь ему овладеть информационной культурой.
Для педагога. Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров: Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Педагог может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д.
Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, педагог может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий. Компетентность педагога должна заключаться в области владения и эффективного применения современных образовательных технологий и методик, в том числе информационно-коммуникационных технологий. Умение работать с современными компьютерными средствами. Владение современными информационно-коммуникационными технологиями на уроке и во внеурочной деятельности. Распространение опыта применения продуктивных образовательных технологий.
Развитие воспитания в системе образования: (Стратегия развития воспитания до 2025 года) - обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитанияи способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
- содействие разработке и реализации образовательных программ, включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и нравственных ценностей;
- расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей;
- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;
- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности на основе использования потенциала системы дополнительного образования;
- развитие уподрастающего поколения интереса к чтению;
создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями;
- создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики, мы выбрали педагогические технологии, которые в большей степени соответствуют методологии продуктивного обучения. Это технология исследовательской деятельности, информационные технологии, технология развития критического мышления через чтение и письмо, проблемное обучение. В информационных технологиях мы видим инструмент для реализации основных идей продуктивного обучения и других технологий. Проблемы, которые позволяет решить данный инструмент:
усилить мотивацию обучения,
повысить скорость усвоения материала,
повысить активность учащихся в процессе обучения;
установить тесную обратную связь;
создать благоприятные условия для проблемного обучения, проведения учебно-исследовательских работ;
решать вопросы дифференцированного подхода и индивидуализации обучения.