Организация самостоятельной работы учащихся как средство формирование УУД.
Требования к результатам учебного процесса, устанавливаемые Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.
Страшно подумать, но классно-урочная система, которую Ян Амос Коменский ввел в практику образования почти 400 лет назад, уже не столь актуальна. Четыреста лет учитель входил в класс и начинался урок, который все эти годы проходил по одному и тому же сценарию: проверка домашнего задания, затем объяснение новой темы. Но вот появился в нашей жизни компьютер, и – революция свершилась! Работа в сети Интернет может быть в целом оценена как смена авторитарного стиля обучения на демократический. Учитель должен стать для ученика консультантом и экспертом, особенно в тех ситуациях, когда самостоятельная деятельность студентов вызывает проблемы (особенно в старших классах).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться контролировать, планировать, корректировать и оценивать свои действия, а также обеспечивать возможности к саморазвитию и самосовершенствованию.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.
Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли ученика, но и роли учителя. Его роль по-прежнему важна и является главной, но она становится «невидимой». Здесь имеет значение переосмысления самим учителем его места в образовательном процессе, ведь для части педагогов «невидимая» позиция на уроке воспринимается как потеря статуса, появляется ощущение потери контроля над учебной ситуацией и даже чувство ненужности. И здесь важно понимать, что задача взрослого как организатора учебного процесса не в том, чтобы провести урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся.
Благодаря современным технологиям лекции, тесты для проверки знаний доступны каждому в Интернете. Учителя не являются единственным источником знаний. Содержание обучения уже не самоцель, оно становится отправной точкой. Акцент – на процессе познавательной деятельности, в ходе которой ученик, опираясь на контент, открывает для себя новое знание. Урок – это время для обсуждения, размышлений, решения проблем. Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя
подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок.
Как это выглядит в учебном процессе?
1. Учителя готовят несколько видеолекций в неделю, но это могут быть и готовые материалы из сети Интернет.
2. Учащиеся смотрят дома видео лекцию, подготовленную учителем.
Особенности просмотра видео лекции:
- ученик осваивает материал в своем темпе;
- отсутствуют временные ограничения урока;
- возможность общаться со сверстниками и учителем, используя систему онлайновых дискуссий.
3. Урочное время используется для выполнения лабораторных работ или другой учебной деятельности.
4. Учащиеся делятся на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читать или писать.
Советы по
организации модели “Перевёрнутый класс”:
1.Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и
поэтапной инструкцией.
2. Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео.
Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.
3. Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
Где взять видеолекции?
Учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете.
На сегодняшний день существует некоммерческий проект Академия Хана, созданный американцем Салманом Ханом с коллекцией из более чем 3600 бесплатных микролекций (источник:https://www.khanacademy.org/), переведенные на
разные языки, в том числе и на русский. Текже на просторах Рунета набирает популярность сервис Интернет уроки: http://
interneturok.ru/, видеоуроки videouroki.net/
Каковы трудности подобного подхода? Это прежде всего смещение центра тяжести нагрузки учителя на внеурочную («пред-урочную») деятельность, особенно в плане проектирования и подготовки курса по своему предмету, а также последующем индивидуальном сопровождении групп или отдельных учеников в процессе их познавательной деятельности. Не стоит сбрасывать со счетов такие факторы как неравномерная ИТ-грамотность в классе, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов на интернет услуги. Препятствием для внедрения этого подхода может быть низкий уровень владения технологиями, а также частичное или полное отсутствие возможности ученика изучать необходимые материалы дома (убогие материально-финансовые возможности семьи). К тому же в процессе использования интернет - сервиса и учителям, и ученикам может понадобится дополнительная техническая консультация и поддержка по настройке или поддержанию работоспособности сервиса, не говоря уже о возможности полной или частичной потери электронных данных.
.