kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация самостоятельной работы учащихся как средство формирование УУД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация самостоятельной работы учащихся как средство формирование УУД.

Требования к  результатам  учебного процесса, устанавливаемые Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения вызывают необходимость изменения технологии организации обучения, в котором ученик становится активным участником учебной деятельности, а учитель - направляющим звеном. Перенос акцентов с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей» включает в повседневную образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты и многое другое.

Страшно подумать, но классно-урочная система, которую Ян Амос Коменский ввел в практику образования почти 400 лет назад, уже не столь актуальна. Четыреста лет учитель входил в класс и начинался урок, который все эти годы проходил по одному и тому же сценарию: проверка домашнего задания, затем объяснение новой темы. Но вот появился в нашей жизни компьютер, и – революция свершилась! Работа в сети Интернет может быть в целом оценена как смена авторитарного стиля обучения на демократический. Учитель должен стать для ученика консультантом и экспертом, особенно в тех ситуациях, когда самостоятельная деятельность студентов вызывает проблемы (особенно в старших классах).

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться контролировать, планировать, корректировать и оценивать свои действия, а также обеспечивать возможности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли ученика, но и роли учителя. Его роль по-прежнему важна и является главной, но она становится «невидимой». Здесь имеет значение переосмысления самим учителем его места в образовательном процессе, ведь для части педагогов «невидимая» позиция на уроке воспринимается как потеря статуса, появляется ощущение потери контроля над учебной ситуацией и даже чувство ненужности. И здесь важно понимать, что задача взрослого как организатора учебного процесса не в том, чтобы провести урок и передать знания, а в том, чтобы создать учебно-проблемную ситуацию для познавательно-исследовательской деятельности учащихся.

Благодаря современным технологиям лекции, тесты для проверки знаний доступны каждому в Интернете. Учителя не являются единственным источником знаний. Содержание обучения уже не самоцель, оно становится отправной точкой. Акцент – на процессе познавательной деятельности, в ходе которой ученик, опираясь на контент, открывает для себя новое знание. Урок – это время для обсуждения, размышлений, решения проблем. Перевернутый урок инвертирует традиционные методы преподавания, реализуя

подачу материала вне классной комнаты и переводя домашнюю работу на урок.

Как это выглядит в учебном процессе?

1. Учителя готовят несколько видеолекций в неделю, но это могут быть и готовые материалы из сети Интернет.

2. Учащиеся смотрят дома видео лекцию, подготовленную учителем.

Особенности просмотра видео лекции:

- ученик осваивает материал в своем темпе;

- отсутствуют временные ограничения урока;

- возможность общаться со сверстниками и учителем, используя систему онлайновых дискуссий.

3. Урочное время используется для выполнения лабораторных работ или другой учебной деятельности.

4. Учащиеся делятся на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читать или писать.

Советы по

организации модели “Перевёрнутый класс”:

1.Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и

поэтапной инструкцией.

2. Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео.

Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.

3. Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.

Где взять видеолекции?

Учебное видео по теме, сделанное самим учителем или найденное в Интернете.

На сегодняшний день существует некоммерческий проект Академия Хана, созданный американцем Салманом Ханом с коллекцией из более чем 3600 бесплатных микролекций (источник:https://www.khanacademy.org/), переведенные на

разные языки, в том числе и на русский. Текже на просторах Рунета набирает популярность сервис Интернет уроки: http://

interneturok.ru/, видеоуроки videouroki.net/

Каковы трудности подобного подхода?  Это прежде всего смещение центра тяжести нагрузки учителя на внеурочную («пред-урочную») деятельность, особенно в плане проектирования и подготовки курса по своему предмету, а также последующем индивидуальном сопровождении групп или отдельных учеников в процессе их познавательной деятельности. Не стоит сбрасывать со счетов такие факторы как неравномерная ИТ-грамотность в классе, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов на интернет услуги. Препятствием для внедрения этого подхода может быть низкий уровень владения технологиями, а также частичное или полное отсутствие возможности ученика изучать необходимые материалы дома (убогие материально-финансовые возможности семьи). К тому же в процессе использования интернет - сервиса и учителям, и ученикам может понадобится дополнительная техническая консультация и поддержка по настройке или поддержанию работоспособности сервиса, не говоря уже о возможности полной или частичной потери электронных данных.

.

Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы учащихся как средство формирование УУД»

Организация самостоятельной работы учащихся в сети Интернет как средство формирования УУД

Организация самостоятельной работы учащихся в сети Интернет как средство формирования УУД

«…бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте»  Алиса в Зазеркалье

«…бежать со всех ног, чтобы только оставаться на том же месте» Алиса в Зазеркалье

Технология

Технология "Перевернутый класс"

Перевернутый класс

Перевернутый класс

Таким образом, суть методики перевернутого обучения можно свести к трем основным компонентам :

Таким образом, суть методики перевернутого обучения можно свести к трем основным компонентам :

  • 1.Подготовка (подбор или создание) учителем виртуальной образовательной среды: видео-уроков, презентаций, иных материалов и заданий к ним, а также выбор электронного сервиса для обратной связи с учениками.
  • 2.Организация учебного процесса. Определение учителем ключевых компетенций по теме, форм работы с учениками на уроке. Подготовка заданий для работы учеников в классе. В то же время ученики в процессе совместной работы с учителем решают дополнительные задачи: углубления, закрепления и повторения пройденного материала.
  • 3 .Текущая и итоговая оценка знаний и компетенций учеников. Учитель может выбрать совместно с учениками несколько форм выполнения итоговой работы, например, в виде теста или проекта.
Опыт работы в «перевёрнутых классах» показывает, что учащихся следует специально обучать
  • Опыт работы в «перевёрнутых классах» показывает, что учащихся следует специально обучать способам организации своей учебной работы, самостоятельной работы вне класса.
  • К началу 2000-х гг. практика полного усвоения вошла в перечень эффективных педагогических практик, рекомендованных ЮНЕСКО.
Зачем «переворачивать»?

Зачем «переворачивать»?

  • 1.Необходимость развития навыков самостоятельности.
  • 2. Отсутствие огромного массива печатной актуальной информации в домашней библиотеке ученика и фондах школы.
  • 3. Специфика восприятия информации учеником.
  • «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью » Л.Н.Толстой
Как это выглядит в учебном процессе?

Как это выглядит в учебном процессе?

  • 1. Учителя готовят несколько видеолекций в неделю, но это могут быть и готовые материалы из сети Интернет.
  • 2. Учащиеся смотрят дома видео лекцию, подготовленную учителем.
  • Особенности просмотра видео лекции :
  • - ученик осваивает материал в своем темпе;
  • - отсутствуют временные ограничения урока;
  • - возможность общаться со сверстниками и учителем, используя систему онлайновых дискуссий.
  • 3. Урочное время используется для выполнения лабораторных работ или другой учебной деятельности.
  • 4. Учащиеся делятся на мини-группы не только по уровню подготовленности, но тех, кто больше любит смотреть, читать или писать.
Советы по организации модели “Перевёрнутый класс”: 1.Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией. 2. Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео. Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.

Советы по организации модели “Перевёрнутый класс”:

  • 1.Каждое учебное видео или электронные образовательные ресурсы сопровождайте четкими учебными целями и поэтапной инструкцией.
  • 2. Обязательно сопровождайте каждое учебное видео заданием. Если видео не содержит задания, то предложите ученикам составить несколько вопросов к видео.

Это могут быть вопросы общего характера и специальные вопросы к отдельным фрагментам видео.

  • 3. Привлекайте учеников к написанию конспектов или небольших заметок по просмотренному видео.
Где взять видеолекции?   На сегодняшний день существует некоммерческий проект Академия Хана, созданный американцем Салманом Ханом с коллекцией из более чем 3600 бесплатных микролекций (источник:https://www.khanacademy.org/), переведенные на  разные языки, в том числе и на русский.

Где взять видеолекции?

  • На сегодняшний день существует некоммерческий проект Академия Хана, созданный американцем Салманом Ханом с коллекцией из более чем 3600 бесплатных микролекций (источник:https://www.khanacademy.org/), переведенные на

разные языки, в том числе и на русский.

  • Текже на просторах Рунета набирает популярность сервис Интер н ет уроки: http://interneturok.ru/, видеоуроки videouroki.net/
Каковы трудности подобного подхода? 

Каковы трудности подобного подхода? 

  • 1. Смещение центра тяжести нагрузки учителя на «пред-урочную» подготовку;
  • 2. неравномерная ИТ-грамотность в классе, зависимость от техники, широкополосного Интернета;
  • 3. препятствием для внедрения этого подхода может быть низкий уровень владения технологиями, а также частичное или полное отсутствие возможности ученика изучать необходимые материалы дома ;
            Преимущества Недостатки Ученик может спокойно просматривать и прослушивать задание, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент в фильме. Ученик не может непосредственно задавать вопрос учителю, если он у него возник. Фильмы доступны для отсутствующих школьников. Не каждый ученик выполняет домашнее задание. Если ученик что-то забыл, он всегда может обратиться к исходному файлу. Компьютер или другой аппарат должен быть в свободном доступе для школьника, что, к сожалению, не всегда возможно. Во время презентации на компьютере (с помощью программы для записи видео-руководства Screencast) можно более доступно преподнести материал [8]. Речь идет о медиализации «нелюбимой фронтальной работы». Внимание учителя сосредоточено на конкретной работе обучающегося (индивидуальный подход). Ученикам, которые не смотрели фильм, будет неинтересно на уроке.

           

Преимущества

Недостатки

Ученик может спокойно просматривать и прослушивать задание, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент в фильме.

Ученик не может непосредственно задавать вопрос учителю, если он у него возник.

Фильмы доступны для отсутствующих школьников.

Не каждый ученик выполняет домашнее задание.

Если ученик что-то забыл, он всегда может обратиться к исходному файлу.

Компьютер или другой аппарат должен быть в свободном доступе для школьника, что, к сожалению, не всегда возможно.

Во время презентации на компьютере (с помощью программы для записи видео-руководства Screencast) можно более доступно преподнести материал [8].

Речь идет о медиализации «нелюбимой фронтальной работы».

Внимание учителя сосредоточено на конкретной работе обучающегося (индивидуальный подход).

Ученикам, которые не смотрели фильм, будет неинтересно на уроке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация самостоятельной работы учащихся как средство формирование УУД

Автор: Eфремова Людмила Валентиновна

Дата: 24.05.2017

Номер свидетельства: 418152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД. "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-1"
    ["file_id"] => string(6) "236816"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444155203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Презентация "Проектная деятельность как  средство  формирования УУД у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(98) "priezientatsiia-proiektnaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "104976"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402775560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "УМК "Перспектива" .Статья "Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативных УУД" "
    ["seo_title"] => string(114) "umk-pierspiektiva-stat-ia-tiekhnologhiia-produktivnogho-chtieniia-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnykh-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244461"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445945911"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Групповая работа как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(101) "gruppovaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-uud-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "246289"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446322164"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства