kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация работы с детьми девиантного поведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале имеется ряд мероприятий для работы с детьми девиантного  поведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация работы с детьми девиантного поведения»

Организация занятости учащихся с девиантным поведением

в КГУ «Средняя школа № 24»

Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности ( слайд 2)

В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения  только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм и т.д.)

Итак, девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе

( слайд 3).

Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми». Я. Гилинский отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений».

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление  проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации (слайд 4). И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся начальной школы. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирования, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи (слайд 5), определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье, составляют «Социальный паспорт класса» (слайд 6)

Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение на дому осуществляется по договоренности с родителями.  Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель будет иметь возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.

На основании собеседования с классными руководителями зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог проанализировав и обобщив данные о семьях, составляет «Социальный паспорт школы» (слайд 7). Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся.

Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует индивидуальную работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной социально-психолого-педагогической карте» ребенка (слайд 8). К этой работе  подключается педагог-психолог, одним из основных  направлений работы которого является психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

В своем плане работы классные руководители  планируют профилактические мероприятия, организуя либо родительский лекторий, либо работу с группами родителей по конкретной проблематике.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из тех этапов провоцирующих девиантное поведение школьников.

В течение I четверти классными руководителями пятых и десятых классов осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями. Заместителем директора по ВР проводится собеседование между классными руководителями пятых и десятых классов и учителями начальной школы. Это собеседование  проходит согласно плана работы школы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего в старшее. Цель такого собеседования: как можно более полно ознакомить с особенностями данного контингента учащихся и их семей, дать рекомендации в работе с конкретными семьями, обратить внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают социально-психологическая служба. По результатам работы по преемственности проводится совещание при директоре, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.

Выделяются категории семей, в которых:

  • не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);

  • не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

Эффективность социально-педагогической работы зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: педагогов, психологов, психиатров, наркологов, работников правоохранительных органов и др. Желательно также, чтобы в школе были социальные педагоги, а также необходима общая программа, где была бы скоординирована совместная работа школы, правоохранительных органов, здравоохранения и социальных служб.

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом  в целом.

Само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Существует афоризм: «Человек – творец своего счастья».

В нашей школе с детьми девиантного поведения и их семьями проводится следующая социально-педагогическая работа:

  1. В рамках работы родительского всеобуча организован цикл лекций для родителей испытывающих затруднения в воспитании своих детей.

  2. В рамках операции «Подросток», проходящей ежегодно, организован цикл лекций для трудновоспитуемых детей и детей с отклонениями в поведении с привлечением инспекторов по делам несовершеннолетних, представителей прокуратуры, милиции и здравоохранения.

  3. Ведется журнал на учащихся, состоящих на внутришкольном учете, согласно которой проводится индивидуальная работа, а также отслеживаются результаты.

  4. Регулярное посещение таких учащихся и семей на дому.

  5. Обеспечение занятости в кружках и секциях, привлечение к участию в общешкольных и городских мероприятиях,  к общественно-полезному труду. Ведь только труд дает возможность осознавать себя полезным этому обществу.

Психологом школы были проведены следующие методики и диагностики по выявлению детей с девиантным поведением:

- Самооценка психических состояний (Опросник Айзенка)

- Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

По результатам диагностик были выявлены дети с нарушениями в поведении. Педагогом-психологом заполняется психологические особенности учащегося. После чего каждому классному руководителю были даны следующие рекомендации:

- Наблюдение за данными учащимися

- Активное включение учащихся в различные виды деятельности (творческая деятельность, реализация двигательной активности по средствам участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и т.д.)

- Взять группу высоко тревожных детей под особый контроль, избегая в общении, по возможности, критических замечаний и негативного оценивания их личности, которые имеют психотравмирующее действие на них. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и межличностном воздействии.

- Организовывать на внеклассных мероприятиях работу, направленную на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков.

Отслеживание динамики числа правонарушений среди детей и подростков, состоящих на внутришкольном учете в ОДН показало рост правонарушений подростков. (слайд 9)





Мониторинг профилактики правонарушений

Учебный год

Группа риска

ВШУ

Уклонение от учебы (список по всеобучу)

Эпизодическое употребление алкоголя

Табако-курение

Ученики на учете в ОНЦ

Преступления

Ученики на учете в ОДН

Семьи, состоящие на учете в ОДН

2013-2014

11

22

2

-

1

1

2

6

2

2014-2015

4

29

-

-

-

-

-

12

4

2015-2016

13

34

-

-

-

-

-

11

6



Мониторинг семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (слайд 10)

Учебный год

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Малообеспеченные семьи

45

27

27

Дети из малообеспеченных семей

53

41

39





В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья),  в нашей школе таких семей – 6, что составляет 4%, а детей девиантного поведения – 8, что составляет 3,7%, на учете в ОДН – 11, то есть 4,5 %. Из-за сдачи новых домов в районе Береке, увеличивается количество детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей.

Дети из таких семей вовлекаются в кружковую и спортивную деятельность.

На базе нашей школы работает ДПК «Спектр», где функционируют кружки: картинг, мотоциклетный, вокальный, «тогыз кумалак», школьные (рукопашный бой, «умелые руки», внешкольные (ДЮСШ - бокс, футбол).
В работе с семьёй, с целью её реабилитации, социально-психологическая служба использует такие методы как:
1. Консультирование, предоставление необходимой информации.

2.Работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами).
3. Групповые тренинги для родителей с целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем, химическими веществами.
Оказание помощи трудным подросткам из неблагополучных семей, совместной помощи в выборе профессии, помощь в трудоустройстве в летний период.

С целью патриотического воспитания учащихся, профориентации, для развития кругозора учащихся организовываем для них  экскурсии на работающие предприятия города, по местам боевой славы, в историко-краеведческие музеи, в учебные заведения.

Зам. директора по ВР по окончании каждой четверти проводит индивидуальные собеседования с классными руководителями. В ходе этого собеседования проводится итог определенного этапа работы классного руководителя, корректируя планы на следующий временной интервал. По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности на следующий учебный год.

Проводя таким образом организованную работу систематически и последовательно, администрация школы, психолого-педагогическая служба  имеют достоверную и полную информацию о контингенте учащихся. На основании сведений о таких учащихся  строим планирование и проведение профилактики девиантного поведения школьников. Основной движущей силой в проведении данной работы является классный руководитель, так как именно он  осуществляет непосредственный контакт с учащимися и их семьями. Задача зам. директора - вовремя подключить к индивидуальной или групповой работе психолога школы и социального педагога. Построив взаимодействие указанных специалистов школы таким образом, можно прогнозировать повышение эффективности профилактической работы и, как следствие, снижение количества проявлений девиантного поведения школьников.

(слайд 11)

Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей и работу с проблемными семьями на качественно новый уровень, необходимо:

  • повышение профессиональной компетенции педагогического коллектива, особенно классных руководителей, психолога, социального педагога, инспектора по охране прав детства;

  • освоение новых технологий, как в воспитательном процессе, так и управлении им;

  • объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы.

  • привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация работы с детьми девиантного поведения

Автор: Сагитова Алия Сериковна

Дата: 01.02.2017

Номер свидетельства: 386280

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Работа классного руководителя с детьми девиантного поведения "
    ["seo_title"] => string(69) "rabota-klassnogho-rukovoditielia-s-diet-mi-dieviantnogho-poviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171584"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423680524"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков"
    ["seo_title"] => string(61) "probliemaotkloniaiushchieghosiapoviedieniiadietieiipodrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "275442"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452579688"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "«Организация совместной работы социального педагога и органов системы профилактики » "
    ["seo_title"] => string(92) "orghanizatsiia-sovmiestnoi-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-i-orghanov-sistiemy-profilaktiki"
    ["file_id"] => string(6) "150691"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420543639"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Планирование работы социального педагога по профилактике беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних "
    ["seo_title"] => string(129) "planirovaniie-raboty-sotsial-nogho-piedaghogha-po-profilaktikie-biesprizornosti-i-bieznadzornosti-sriedi-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "137683"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417422505"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми "группы риска""
    ["seo_title"] => string(99) "rabota-sotsial-nogho-piedaghogha-obshchieobrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia-s-diet-mi-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "287276"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454445066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства