Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми "группы риска"
Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми "группы риска"
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд педагогических проблем, важнейшей из которых является проблема воспитания личности каждого ребенка, прочерчивание индивидуальной траектории развития ребенка в быстро меняющихся условиях жизни на основе диалога учителя и ученика, цель которого научить ребенка делать правильный выбор.
Актуальность этой проблемы отчасти продиктована и тем, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением, детей, составляющих так называемую «группу риска». Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Причем появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, занимаются проституцией, совершают экономические преступления. В настоящее время очень остро стоит проблема детской безнадзорности, все больше подростков оказываются предоставлены сами себе и вовлекаются в преступный бизнес, совершают систематические правонарушения и не успевают в обучении.
Все более ощутимым становится разрушение института семьи, семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет в полной мере родительских обязанностей, не редко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми "группы риска"»
Семинар-практикумсоциальных педагоговшкол г. Мичуринска« Работа социального педагога общеобразовательного учрежденияс детьми «группы риска»
МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова
Структурное подразделение-отделение № 1
Воспитания личности каждого ребенка, прочерчивание индивидуальной траектории развития ребенка в быстро меняющихся условиях жизни на основе диалога учителя и ученика, цель которого научить ребенка делать правильный выбор – актуальная проблема современной педагогики.
Актуальность:
рост детской преступности, наркомании;
тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением;
низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних;
рост агрессивности несовершеннолетних;
нежелание учиться и работать.
« Человек рождается на свет полным добра, а испортить его могут жизненные обстоятельства»Ж . Ж . Руссо
Учащиеся "группы риска"
– это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества; это дети, для которых характерно проявление различных девиаций и существует риск укоренения девиантного поведения, как основополагающего, в сознании ребенка, т.е. риск зарождения и развития соответствующих особенностей личности.
Группы критериев
Критерии, определяющие «группу риска»
Медицинские
Имеют хронические заболевания внутренних органов
Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи
Часто и длительно болеют
Состоит на учете у психоневропотолога
Перенесли сложные медицинские операции
Перенесли стрессы
Леворукие дети (левша)
Другое
Социальные
Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку
Живут в малообеспеченной семье
В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)
Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса
Самовольный уход из дома
Другое
Учебно-педагогические
Имеют стойкую неуспеваемость
Пропуски занятий без уважительных причин
Пропускают отдельные предметы без уважительных причин
Поведенческие
Нарушение поведения
Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями
Повышенная тревожность
Употребление наркотических веществ
Табакокурение
Токсикомания
Гиперактивность
Другое
К детям «группы риска» относятся:
Инфантильные дети
Дети с трудностями произвольности и самоорганизации
Тревожные дети
Астеничные дети
Неуверенные дети
Гипертимные дети
Отличники и перфекционисты
Застревающие дети
К детям группы риска относятся:
Социально запущенные дети;
социально незащищенные дети;
дети из неблагополучных семей;
дети с девиантным поведением;
«педагогически запущенные» дети;
дети-инвалиды;
дети на опеке и без попечения родителей;
«Педагогически запущенные» дети
– это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.
«Социально запущенные» дети
- эти дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях.
Причины социальной незащищенности:
Экономические
Экологические
Медицинские
Психологические
Криминогенные
дети с девиантным поведением
антисоциальное (делинквентное) поведение
асоциальное (аморальное) поведение
аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Дети, оставшиеся без попечения родителей
Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальная сирота — это ребенок, который имеет биологических ролей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
Дети - инвалиды
- это дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучением, общения, трудовой деятельности в будущем.
Дети «группы риска» дошкольного возраста
пониженная познавательная активность,
отставание в развитии речи,
задержка психического развития,
отсутствие навыков общения,
конфликты со сверстниками.
Сложность выражения чувств
Дети «группы риска» младшего школьного возраста
отклонения в развитии интеллектуальной сферы,
часто не посещают школу,
с трудом усваивают учебный материал,
задержка в развитии мышления,
неразвитость саморегуляции, умения управлять собой
Подростки«группы риска»
трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми
, сложность взаимоотношений
нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности),
усугублением трудностей в овладении учебным материалом,
проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения).
В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека
Дети «группы риска» старшего школьного возраста
неумение общаться с людьми, трудности установления контактов
низкий уровень социального интеллекта,
неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности,
низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.);
Причины отклоняющегося поведения детей и подростков.
Макро
Низкий уровень жизниДистанцирование школы от детейНедостатки досуговой системыНедостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективахПроникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями
Низкий уровень жизни
Дистанцирование школы от детей
Недостатки досуговой системы
Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективах
Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями
социальные
семейное неблагополучиеВлияние асоциальных группировок в микросреде
семейное неблагополучие
Влияние асоциальных группировок в микросреде
Микро
социальные
19
Межведомственное взаимодействие социального педагога школы в работе с детьми «группы риска»
КДНиЗП
ЗОЛ
Центры
Школа
ПДН
УДОД
и У К
медицина
www.themegallery.com
Company Logo
Социальные службы, работающие с детьми «группы риска»
Центр неотложной помощи
«Телефон доверия»
Кабинет анонимного приема
Выездные бригады
Центр семейного воспитания
Работа с детьми «группы риска» включает в себя пять этапов:
Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, неполным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы.
Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, неполным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы.
Выявление учащихся «группы риска»
А) анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия; Б) выявление акцентуаций характера (анкетирование); В) установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик.
А) анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия;
Б) выявление акцентуаций характера (анкетирование);
В) установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик.
Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности
составление плана индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними « группы риска») . Существует также план работы школы с детьми «группы риска».
составление плана индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними « группы риска») . Существует также план работы школы с детьми «группы риска».
Составление плана и проведение психолого-педагогической коррекции по устранению причин и нравственной деформации, отклонений в поведении
Беседа, психологический тренинг, встречи с родителями, индивидуальные консультации, родительский лекторий, проведение внеклассных мероприятий совместно с родителями
Беседа, психологический тренинг, встречи с родителями, индивидуальные консультации, родительский лекторий, проведение внеклассных мероприятий совместно с родителями
Изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий семейного воспитания;
Погружение несовершеннолетних в культурно-досуговую среду школы и города, привлечение к общественно значимым операциям и акциям.
Погружение несовершеннолетних в культурно-досуговую среду школы и города, привлечение к общественно значимым операциям и акциям.
Вовлечение несовершеннолетних в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение успеха в ней.
22
Социальный состав школы на декабрь 2011
Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности:
анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия;
выявление акцентуаций характера (анкетирование);
установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик.
План работы школы с детьми «группы риска»
:
25
Изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий семейного воспитания.
Беседа;
Психологический тренинг;
Встреча с родителями;
Индивидуальные консультации;
Родительский лекторий;
Проведение внеклассных мероприятий совместно с родителями.
Вовлечение несовершеннолетних в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение успеха в ней
Участие в городских соревнованиях по ПДД «Безопасное колесо»
Участие волонтерской группы в городском и областном конкурсе волонтерских агитбригад «Здоровое питание – здоровое поколение», октябрь, декабрь 2011 года (заняли первое место в городе)
Молодежный слет «Иди дорогою добра» на базе МГПИ
Выступление агитбригады «Позиция
Выпуск стенгазеты «Быть здоровым – здорово»
25
Распространение памяток, буклетов, листовок
10/19/16
copyright 2006 www.brainybetty.com
25
Психологический тренинг «Как вести себя в компании»
10/19/16
copyright 2006 www.brainybetty.com
25
Круглый стол «Жизнь прекрасна – не потрать её напрасно»
10/19/16
copyright 2006 www.brainybetty.com
25
Социальная деятельность школы:
Социальная диагностика.
Организационно-воспитательная деятельность.
Коррекционная работа
Просветительская работа.
Работа с учащимися.
Работа с педагогическим коллективом
Работа с родителями.
Программа работы с детьми группы риска «Перспектива»
Задачи программы «Перспектива»:
Своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении
Своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации
Своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Детей-инвалидов
Организация психолого-педагогической помощи детьми их родителям
Внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями
Направления реализации программы
Работа с учащимися
Работа с семьей
Работа с педагогами
Организация досуга детей
Деятельностный
Организационно-диагностический
Этапы реализации программы
Анализ и подведение итогов
Общие правила при работе с детьми "группы риска"
Ответственность педагога за принятие решения.
Особая осторожность в определении ситуации и рекомендациях.
Первостепенность работы с семьей.
Основные принципы воспитания.
Воспитание в коллективе и через коллектив
Индивидуальный и дифференцированный подход
Опора на положительное в личности и коллективе
Гуманизм в воспитании
Стимулирование активности личности.
Благополучие ребенка в нравственно здоровой семье – основа воспитания личности, важнейший из факторов, препятствующий возникновению отклоняющегося поведения.