kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми "группы риска"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выд­винули целый ряд педагогических проблем, важнейшей из которых является про­блема воспитания личности каждого ребенка, прочерчивание индивидуальной траектории развития ребенка в быстро меняющихся условиях жизни на основе диалога учителя и ученика, цель которого научить ребенка делать правильный выбор. 

Актуальность этой проблемы отчасти продиктована и тем, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция  уве­личения числа детей с девиантным поведением, детей, составляющих так называемую «группу риска».  Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать,  демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и  психотропных средств.

Причем появляются всё новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, занимаются проституцией, совершают экономические преступления. В настоящее время   очень остро стоит проблема детской безнадзорности, все больше подростков оказываются предоставлены сами себе и вовлекаются в преступный бизнес, совершают систематические правонарушения и не успевают в обучении.

Все более ощутимым становится разрушение института семьи, семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет в полной мере родительских обязанностей, не редко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

Просмотр содержимого документа
«Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми "группы риска"»

Семинар-практикум  социальных педагогов  школ г. Мичуринска  « Работа социального педагога общеобразовательного учреждения  с детьми «группы риска»    МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова Структурное подразделение-отделение № 1

Семинар-практикум социальных педагогов школ г. Мичуринска « Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми «группы риска»

МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д. Потапова

Структурное подразделение-отделение № 1

Воспитания личности каждого ребенка, прочерчивание индивидуальной траектории развития ребенка в быстро меняющихся условиях жизни на основе диалога учителя и ученика, цель которого научить ребенка делать правильный выбор – актуальная проблема современной педагогики.

Воспитания личности каждого ребенка, прочерчивание индивидуальной траектории развития ребенка в быстро меняющихся условиях жизни на основе диалога учителя и ученика, цель которого научить ребенка делать правильный выбор – актуальная проблема современной педагогики.

Актуальность:

Актуальность:

  • рост детской преступности, наркомании;
  • тенденция увеличения числа детей с девиантным поведением;
  • низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних;
  • рост агрессивности несовершеннолетних;
  • нежелание учиться и работать.
« Человек рождается на свет полным добра, а испортить его могут жизненные обстоятельства»  Ж . Ж . Руссо

« Человек рождается на свет полным добра, а испортить его могут жизненные обстоятельства» Ж . Ж . Руссо

Учащиеся

Учащиеся "группы риска"

– это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества; это дети, для которых характерно проявление различных девиаций и существует риск укоренения девиантного поведения, как основополагающего, в сознании ребенка, т.е. риск зарождения и развития соответствующих особенностей личности.

Группы критериев Критерии, определяющие «группу риска» Медицинские Имеют хронические заболевания внутренних органов Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи Часто и длительно болеют Состоит на учете у психоневропотолога Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стрессы Леворукие дети (левша) Другое Социальные Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку Живут в малообеспеченной семье В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые) Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса Самовольный уход из дома Другое Учебно-педагогические Имеют стойкую неуспеваемость Пропуски занятий без уважительных причин Пропускают отдельные предметы без уважительных причин Поведенческие Нарушение поведения Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями Повышенная тревожность Употребление наркотических веществ Табакокурение Токсикомания Гиперактивность Другое

Группы критериев

Критерии, определяющие «группу риска»

Медицинские

Имеют хронические заболевания внутренних органов

Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи

Часто и длительно болеют

Состоит на учете у психоневропотолога

Перенесли сложные медицинские операции

Перенесли стрессы

Леворукие дети (левша)

Другое

Социальные

Живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку

Живут в малообеспеченной семье

В семье беженцев, переселенцев (проблемы адаптации и языковые)

Проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса

Самовольный уход из дома

Другое

Учебно-педагогические

Имеют стойкую неуспеваемость

Пропуски занятий без уважительных причин

Пропускают отдельные предметы без уважительных причин

Поведенческие

Нарушение поведения

Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями

Повышенная тревожность

Употребление наркотических веществ

Табакокурение

Токсикомания

Гиперактивность

Другое

К детям «группы риска» относятся:

К детям «группы риска» относятся:

  • Инфантильные дети
  • Дети с трудностями произвольности и самоорганизации
  • Тревожные дети
  • Астеничные дети
  • Неуверенные дети
  • Гипертимные дети
  • Отличники и перфекционисты
  • Застревающие дети
К детям группы риска относятся:

К детям группы риска относятся:

  • Социально запущенные дети;
  • социально незащищенные дети;
  • дети из неблагополучных семей;
  • дети с девиантным поведением;
  • «педагогически запущенные» дети;
  • дети-инвалиды;
  • дети на опеке и без попечения родителей;
«Педагогически запущенные» дети – это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

«Педагогически запущенные» дети

– это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается.

«Социально запущенные» дети  - эти дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

«Социально запущенные» дети

- эти дети отчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Причины социальной незащищенности:

Социально незащищенными называют детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях.

Причины социальной незащищенности:

  • Экономические
  • Экологические
  • Медицинские
  • Психологические
  • Криминогенные
дети с девиантным поведением

дети с девиантным поведением

  • антисоциальное (делинквентное) поведение
  • асоциальное (аморальное) поведение
  • аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Дети, оставшиеся без попечения родителей Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальная сирота — это ребенок, который имеет биологических ролей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальная сирота — это ребенок, который имеет биологических ролей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети - инвалиды  - это дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучением, общения, трудовой деятельности в будущем.

Дети - инвалиды

- это дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучением, общения, трудовой деятельности в будущем.

Дети «группы риска» дошкольного возраста

Дети «группы риска» дошкольного возраста

  • пониженная познавательная активность,
  • отставание в развитии речи,
  • задержка психического развития,
  • отсутствие навыков общения,
  • конфликты со сверстниками.
  • Сложность выражения чувств
Дети «группы риска» младшего школьного возраста

Дети «группы риска» младшего школьного возраста

  • отклонения в развитии интеллектуальной сферы,
  • часто не посещают школу,
  • с трудом усваивают учебный материал,
  • задержка в развитии мышления,
  • неразвитость саморегуляции, умения управлять собой
Подростки  «группы риска»

Подростки «группы риска»

  • трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми
  • , сложность взаимоотношений
  • нарушениями самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности),
  • усугублением трудностей в овладении учебным материалом,
  • проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения).
  • В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека
Дети «группы риска» старшего школьного возраста

Дети «группы риска» старшего школьного возраста

  • неумение общаться с людьми, трудности установления контактов
  • низкий уровень социального интеллекта,
  • неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
  • несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности,
  • низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания; 
  • склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных средств и т.д.);
Причины отклоняющегося поведения детей и подростков.   Макро Низкий уровень жизни Дистанцирование школы от детей Недостатки досуговой системы Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективах Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями Низкий уровень жизни Дистанцирование школы от детей Недостатки досуговой системы Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективах Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями социальные семейное неблагополучие Влияние асоциальных группировок в микросреде семейное неблагополучие Влияние асоциальных группировок в микросреде Микро социальные 19

Причины отклоняющегося поведения детей и подростков.

Макро

  • Низкий уровень жизни Дистанцирование школы от детей Недостатки досуговой системы Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективах Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями
  • Низкий уровень жизни
  • Дистанцирование школы от детей
  • Недостатки досуговой системы
  • Недостатки в организации трудоустройства несовершеннолетних, а так же воспитания их в трудовых коллективах
  • Проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями

социальные

  • семейное неблагополучие Влияние асоциальных группировок в микросреде
  • семейное неблагополучие
  • Влияние асоциальных группировок в микросреде

Микро

социальные

19

Межведомственное взаимодействие социального педагога школы в работе с детьми «группы риска» КДНиЗП ЗОЛ Центры Школа ПДН УДОД и У К медицина www.themegallery.com Company Logo

Межведомственное взаимодействие социального педагога школы в работе с детьми «группы риска»

КДНиЗП

ЗОЛ

Центры

Школа

ПДН

УДОД

и У К

медицина

www.themegallery.com

Company Logo

Социальные службы, работающие с детьми «группы риска»

Социальные службы, работающие с детьми «группы риска»

  • Центр неотложной помощи
  • «Телефон доверия»
  • Кабинет анонимного приема
  • Выездные бригады
  • Центр семейного воспитания

Работа с детьми «группы риска» включает в себя пять этапов:

  • Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, неполным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы.
  • Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, неполным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы.

Выявление учащихся «группы риска»

  • А) анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия; Б) выявление акцентуаций характера (анкетирование); В) установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик.
  • А) анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия;
  • Б) выявление акцентуаций характера (анкетирование);
  • В) установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик.

Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности

  • составление плана индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними « группы риска») . Существует также план работы школы с детьми «группы риска».
  • составление плана индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними « группы риска») . Существует также план работы школы с детьми «группы риска».

Составление плана и проведение психолого-педагогической коррекции по устранению причин и нравственной деформации, отклонений в поведении

  • Беседа, психологический тренинг, встречи с родителями, индивидуальные консультации, родительский лекторий, проведение внеклассных мероприятий совместно с родителями
  • Беседа, психологический тренинг, встречи с родителями, индивидуальные консультации, родительский лекторий, проведение внеклассных мероприятий совместно с родителями

Изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий семейного воспитания;

  • Погружение несовершеннолетних в культурно-досуговую среду школы и города, привлечение к общественно значимым операциям и акциям.
  • Погружение несовершеннолетних в культурно-досуговую среду школы и города, привлечение к общественно значимым операциям и акциям.

Вовлечение несовершеннолетних в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение успеха в ней.

22

Социальный состав школы  на декабрь 2011

Социальный состав школы на декабрь 2011

Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности:

Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности:

  • анализ семейного окружения, выявление типа семейного неблагополучия;
  • выявление акцентуаций характера (анкетирование);
  • установление форм отклоняющегося поведения методом наблюдения, экспертного опроса, обобщением независимых характеристик.
План работы школы с детьми «группы риска»    :   25

План работы школы с детьми «группы риска»

:

25

Изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий семейного воспитания.

Изменение характера межличностных отношений девиантов со сверстниками, взрослыми и условий семейного воспитания.

  • Беседа;
  • Психологический тренинг;
  • Встреча с родителями;
  • Индивидуальные консультации;
  • Родительский лекторий;
  • Проведение внеклассных мероприятий совместно с родителями.
Вовлечение несовершеннолетних в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение успеха в ней

Вовлечение несовершеннолетних в различные виды социально полезной деятельности и обеспечение успеха в ней

  • Участие в городских соревнованиях по ПДД «Безопасное колесо»
  • Участие волонтерской группы в городском и областном конкурсе волонтерских агитбригад «Здоровое питание – здоровое поколение», октябрь, декабрь 2011 года (заняли первое место в городе)
  • Молодежный слет «Иди дорогою добра» на базе МГПИ
Выступление агитбригады «Позиция

Выступление агитбригады «Позиция

Выпуск стенгазеты «Быть здоровым – здорово» 25

Выпуск стенгазеты «Быть здоровым – здорово»

25

Распространение памяток, буклетов, листовок 10/19/16 copyright 2006 www.brainybetty.com 25

Распространение памяток, буклетов, листовок

10/19/16

copyright 2006 www.brainybetty.com

25

Психологический тренинг «Как вести себя в компании» 10/19/16 copyright 2006 www.brainybetty.com 25

Психологический тренинг «Как вести себя в компании»

10/19/16

copyright 2006 www.brainybetty.com

25

Круглый стол «Жизнь прекрасна – не потрать её напрасно» 10/19/16 copyright 2006 www.brainybetty.com 25

Круглый стол «Жизнь прекрасна – не потрать её напрасно»

10/19/16

copyright 2006 www.brainybetty.com

25

Социальная деятельность школы:

Социальная деятельность школы:

  • Социальная диагностика.
  • Организационно-воспитательная деятельность.
  • Коррекционная работа
  • Просветительская работа.
  • Работа с учащимися.
  • Работа с педагогическим коллективом
  • Работа с родителями.
Программа работы с детьми группы риска «Перспектива»

Программа работы с детьми группы риска «Перспектива»

Задачи программы «Перспектива»:

Задачи программы «Перспектива»:

  • Своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении
  • Своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной дезадаптации
  • Своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Детей-инвалидов
  • Организация психолого-педагогической помощи детьми их родителям
  • Внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными семьями
Направления реализации программы Работа с учащимися Работа с семьей Работа с педагогами Организация досуга детей

Направления реализации программы

Работа с учащимися

Работа с семьей

Работа с педагогами

Организация досуга детей

Деятельностный  Организационно-диагностический Этапы реализации программы Анализ и подведение итогов

Деятельностный

Организационно-диагностический

Этапы реализации программы

Анализ и подведение итогов

Общие правила при работе с детьми

Общие правила при работе с детьми "группы риска"

  • Ответственность педагога за принятие решения.
  • Особая осторожность в определении ситуации и рекомендациях.
  • Первостепенность работы с семьей.
Основные принципы воспитания.

Основные принципы воспитания.

  • Воспитание в коллективе и через коллектив
  • Индивидуальный и дифференцированный подход
  • Опора на положительное в личности и коллективе
  • Гуманизм в воспитании
  • Стимулирование активности личности.
Благополучие ребенка в нравственно здоровой семье – основа воспитания личности, важнейший из факторов, препятствующий возникновению отклоняющегося поведения.

Благополучие ребенка в нравственно здоровой семье – основа воспитания личности, важнейший из факторов, препятствующий возникновению отклоняющегося поведения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Работа социального педагога общеобразовательного учреждения с детьми "группы риска"

Автор: Степанова Наталья Владимировна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 287276

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Психологический мониторинг в работе с учащимися "группы риска" "
    ["seo_title"] => string(72) "psikhologhichieskii-monitoringh-v-rabotie-s-uchashchimisia-ghruppy-riska"
    ["file_id"] => string(6) "116950"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412667074"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Организации индивидуальной работы с социально-опасными семьями"
    ["seo_title"] => string(67) "orghanizatsii_individual_noi_raboty_s_sotsial_no_opasnymi_siem_iami"
    ["file_id"] => string(6) "406055"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1491206928"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Результаты работы по взаимодействию с субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. "
    ["seo_title"] => string(124) "riezul-taty-raboty-po-vzaimodieistviiu-s-subiektami-profilaktiki-bieznadzornosti-i-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "138147"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417504653"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Концепция воспитательной  системы класса " Растим человека" "
    ["seo_title"] => string(64) "kontsieptsiia-vospitatiel-noi-sistiemy-klassa-rastim-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "188227"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426627161"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. "
    ["seo_title"] => string(87) "inkliuzivnyi-podkhod-k-obrazovaniiu-dietiei-s-osobymi-obrazovatiel-nymi-potriebnostiami"
    ["file_id"] => string(6) "174658"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424165689"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства