Слайд 1. Доклад Чегодаевой Л.В.
директора
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы № 2 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Организация педагогической деятельности в условиях специального (коррекционного) класса 8 вида для детей с ОВЗ.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Слайд 2.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом возможность получения образования гарантируется гражданам Российской Федерации независимо от их состояния здоровья и места жительства.
Инклюзивное образование в настоящее время рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 3. Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа.
Слайд 4. Перевод учащихся на обучение по программе специальной (коррекционной) школы восьмого вида осуществляется на основе рекомендаций ПМПК краевого уровня с письменного согласия родителей на обучение своего ребенка по специальной (коррекционной) программе восьмого вида.
В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения обучающегося, определенных ученических групп в процессе обучения и воспитания. ПМПк школы объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, которой владеют педагоги, классные руководители, школьный фельдшер, и на основе целостного видения обучающегося разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.
Слайд 5.В нашей школе созданы необходимые условия для успешного обучения детей с ОВЗ:
С детьми коррекционного класса работают педагоги, имеющие специальное образование и прошедшие специальную курсовую подготовку. Это Ушакова Анна Анатольевна, учитель-олигофренопедагог, и Гуренко Алина Александровна, специальный психолог.
Слайд 6.Создана адаптивная среда, позволяющая обеспечить интеграцию и личностную самореализацию детей с ОВЗ.
Слайд 7.Обучение проводится по образовательным программам, разработанным на основе Базисного учебного плана с учетом психофизиологических особенностей таких учащихся.
Слайд 8.Все дети с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми включены в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Слайд 9.Со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками проводится информационно-просветительская и разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей.
Слайд 10. Работа строится в соответствии с общими принципами и правилами коррекционной работы:
1.Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Слайд 11.Коррекционный класс исторически существует в нашей школе. Этому способствовали следующие причины:
Слайд 12.Учебный год | Общее количество учащихся | Дети в ЗПР | Дети, обучающиеся по программе 8 вида |
2012-2013 | 221 | 5 | 7 |
2013-2014 | 246 | 13 | 7 |
2014-2015 | 398 | 19 | 14 |
Большая численность учащихся школы, позволяет открывать коррекционный класс.
Ранняя диагностика и выявление учащихся, нуждающихся в коррекции.
Созданные условия для обучающихся детей с ОВЗ.
В 2014-2015 учебном году в школе открыт специальный (коррекционный) класс 8 вида, в котором обучаются дети 8-9 класса в составе 8 человек.
Слайд 13. Обучение ведется как в группах (8 класс, 9 класс), так и индивидуально. На каждого ребенка составлен план индивидуального развития. Большое внимание уделяется таким предметам как слайд14 социально-бытовая ориентировка, слайд 15,16 трудовое и профессиональное обучение. Эти предметы позволяют приобрести начальные трудовые навыки, учат ориентироваться в современном обществе, общаться со сверстниками и взрослыми.
Слайд 17 Инклюзия в воспитании представляет собой участие учащихся коррекционного класса в доступных общешкольных мероприятиях: военно-спортивная игра «Зарница», акция «Мы за здоровый образ жизни», конкурс рисунков «Безопасная дорога», выставка поделок из природного материала.
Участие в общешкольных мероприятиях не только социально адаптирует особых учащихся, но и приносит им массу удовольствия, множество новых ярких впечатлений от общения с окружающими, что положительно сказывается на их развитии.
Слайд 18 Обучение завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия.
Слайд 19 После окончания 9 класса дети получают свидетельство об окончании специального (коррекционного) класса 8 вида в общеобразовательной школе и могут освоить рабочие специальности в Профессиональных училищах № 6, № 9, № 40 г. Хабаровска с дальнейшим трудоустройством.
Слайд 20 Мы видим в инклюзивном образовании множество преимуществ: дети с ограниченными возможностями здоровья приобретают больше социальных навыков, обогащают свой жизненный опыт, учатся, как вести себя в реальном мире, им необходимо иметь друзей как с особыми потребностями, так и без таковых, и взаимодействовать с ними, у них есть возможность стать лидерами в коллективе равных себе.
Слайд 21 Наряду с нашими успехами, существует и барьер для инклюзивного образования - отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (логопеды, педагоги-психологи) работников.
Слайд 22 Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Список использованных интернет-ресурсов:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/07/01/chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie
http://school4kruf.ucoz.ru/index/inkljuzivnoe_obrazovanie_v_shkole/0-26
http://www.menobr.ru/materials/727/4895/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%ED%EA%EB%FE%E7%E8%E2%ED%EE%E5_%EE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5