Коррекционно-развивающий дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе.
Коррекционно-развивающий дидактический материал для работы с детьми с ОВЗ в начальной школе.
Одной из актуальных проблем современной школы является проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний, которые учитывали бы реальные возможности учащихся и условия, в которых протекает их учебная деятельность. Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости. Все это порождает множество проблем, требующих теоретического осмысления и методологического поиска путей их разрешения.
Дидактический материал представлен в виде творческих заданий для детей с ЗПР. Он включает в себя программный материал 1-4 классов инклюзивного и интегрированного обучения.
Данный дидактический материал может быть использован учителем на уроках начальной школы, внеурочной деятельности, коррекционно-развивающих занятиях.
Идея создания данного дидактического материала продиктована трудностями овладения учащимися вычислительными навыками, основу которых составляет осознанное и прочное усвоение приёмов устных и письменных вычислений. Предложенные нами творческие математические диктанты позволяют развивать у младших школьников с ЗПР умение воспринимать задание на слух и понимать язык математики; умение осуществлять математические действия, зная названия компонентов; умение подчинять свои действия поставленной задаче и доводить действия до конца; умение использовать полученные знания по предметам в жизни.
Основная задача современной школы, и это уже общепризнанно, - не просто сформировать у учащихся необходимые знания, умения, навыки, а развить личность ребенка, способную к творческой деятельности, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одним из приемов и методов решения данной проблемы в обучении детей с задержкой психического развития выступает применение игровых технологий.
Дидактический материал, задания для предметов в специальных коррекционных классах – это практические разработки учителя. Дидактический материал составлен на основе Примерных программ, адаптированные к УМК «Школа России» и построенные с учетом специфики усвоения учебного материала детьми с ограниченными возможностями здоровья. Ведущая педагогическая идея – превратить процесс формирования вычислительных навыков, усвоение грамотного произношения и письма в процесс интересный, творческий, увлекательный.
Результативность – устойчивые вычислительные навыки, навыки грамотного письма, чтения учащихся начальных классов, развитие познавательного интереса и эмоциональной сферы ребёнка, а именно:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
-развитие навыков каллиграфии;
-развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
-развитие зрительного восприятия и узнавания;
-развитие зрительной памяти и внимания;
-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
-развитие пространственных представлений ориентации;
Прочитай. Найди и произнеси парные звонкие и глухие согласные в начале слова.
В лесу
Павел и Борис пошли в лес. Борис собирал в лесу бруснику. Павел рвал рябину. У пенька дети нашли много грибов.
Спиши. Подчерки парные согласные.
Карточка 9
Прочитай предложения. Назови слова со звуками [б] и [п].
Под ёлкой растёт белый гриб. Бабушка сварила вкусный суп. Ястреб поймал воробья. Мешки с картофелем внесли в погреб. Краб ползал по мокрым камням.
Запиши предложения, буквы б и п подчеркни.
Карточка 10
Прочитай предложения.
У Паши есть бабушка. Она живет в деревне. Мальчик приезжает к ней в гости на каникулы. Из муки и молока бабушка печет вкусные блины.
Дай полные ответы на вопросы:
– Что испекла бабушка из муки?
– Как зовут мальчика?
Произнеси парные звонкие и глухие согласные в словах Паша, бабушка, блины. Где находятся эти звуки – в начале или середине слова?
Запиши ответы на вопросы в тетрадь.
Карточка 11
Прочитай предложения. Выбери из предложений слова со звуками [б] и [п], прочитай их.
У Миши болит зуб. У дома намело большой сугроб. В озере живёт карп. В лесу растёт дуб. Краб живёт в море. Мама сварила вкусный суп.
Выпиши слова со звуками [б] и [п] в два столбика.
Карточка 12
Рассмотри картинки. Определи, какой звук, [б] или [п], в названии картинки.
Придумай предложения со словами на картинках и запиши их.
Карточка 13
Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы.
В поле колосилась ..шеница. На огороде созрел красный ..омидор. У девочки в косе красный ..ант. У Бори старший ..рат Павлик. На полку поставили ..укет цветов.
В выделенных словах подчеркни одной чертой букву, которая обозначает парный глухой согласный, двумя чертами – парный звонкий согласный.
Карточка 14
Спиши предложения, в которых есть слова с буквами б или п на конце. Подчеркни эти слова.
Голубь красногрудый сел на крышу к нам.
Марина сама сварила суп.
Из пекарни привезли хлеб.
Почки набухли на вербе.
Худ обед, когда хлеба нет.
Грибы ищут – по лесу рыщут.
Карточка 15
Заполни таблицу, используя слова с буквами б и п.
Животные
Деревья
Ягоды
Цветы
Карточка 16
Рассмотри рисунок. Найди и назови слова, в которых есть буква б и п.
Запиши слова с буквами б и п.
Карточка 17
Прочитай пословицы. Чётко произнеси звонкие и глухие согласные.
Берегись бед, пока их нет.
Беседа дорогу коротает, а песня – работу.
Без дела жить – только небо коптить.
Объясни смысл пословиц. Спиши их. Слова с буквами б и п подчеркни.
Карточка 1
Прочитай слова. Произнеси парные звонкие и глухие согласные в начале слова. Скажи, какой из этих звуков звонкий, а какой – глухой.
Точка, трава, дачка, тачка, дочка, диван, топор.
Выпиши в один столбик слова со звонкой согласной, в другой – слова с глухой согласной.
Карточка 2
Прочитай. Произнеси парные звонкие и глухие согласные.
Таня пишет диктант. Дима купил тетради. В лесу тень весь день. Дети катаются на коньках.
Спиши предложения. Подчеркни буквы д и т в начале слова.
Карточка 3
Прочитай. Произнеси парные звонкие и глухие согласные в начале выделенных слов.
Котик
Котик Дымок дома. Он стал искать еду. Таня дала ему молоко. Тима дал котику мясо. Дымок сыт.
Спиши, буквы д и т подчеркни.
Карточка 4
Прочитай. Замени звонкую согласную в начале слова парной глухой согласной. Пары слов запиши в тетрадь.
Образец: доска – тоска.
дам – … дом – …
дачка – … Дон – …
дочка – … дома – …
доля – … доска – …
Карточка 5
Прочитай. Вставь пропущенные слова.
Дети раскрыли … .
Таня любит … .
Корове дали много … .
В лесу стучит … .
Слова для справок: дедушку, дятел, тетради, травы.
Спиши предложения, вставляя слова для справок, подчеркни буквы д и т.
Карточка 6
Прочитай. Произнеси звонкие и глухие согласные на месте пропущенных букв. Спиши.
В школе
Дима идёт в школу. Он ..ежурный. ..има кладёт ..етради на парты. Мел он кладёт на ..оску. ..има полил цветы.
Карточка 7
Назови нарисованные предметы и запиши их названия.
Карточка 8
Рассмотри картинки. Что ты видишь на них?
Запиши вместо картинок слова: в первый столбик – в которых слышится звук [д], во второй – в которых слышится звук [т]. С одним из слов составь предложение.
Карточка 9
Отгадай загадки и запиши отгадки. Подчеркни буквы д и т.
Скажи, какие слова начинаются с парного глухого согласного, какие – с парного звонкого. Спиши слова парами. Буквы, которые обозначают парный глухой согласный, подчеркни одной чертой, парный звонкий – двумя.
Карточка 11
Прочитай пары слов.
плоды – плоты
удочка – уточка
душ – тушь
кадушка – катушка
Спиши слова парами. Ответь на вопросы и запиши ответы.
– Что нужно рыболову?
– Кто плавает в пруду?
Карточка 12
Прочитай пары слов. Как произносятся звуки [д] и [т]?
дрова – трава плоды – плоты
дом – том дочка – точка
Даня – Таня доска – тоска
С каждым словом составь предложение. Три предложения запиши в тетрадь. Буквы д и т подчеркни.
Карточка 13
Составь предложение из каждой строчки.
Напали, на, Враги, отряд, пограничный.
пограничники, погибли, Многие.
вишнёвый, Теперь, сад, цветёт, здесь.
память, Это, погибших, о.
Объясни написание выделенных слов. Запиши составленные предложения. Устно выбери название: «На заставе», «Память о погибших», «Вишневый сад». Объясни свой выбор.
Карточка 14
Прочитай пословицы. Чётко произнеси звонкие и глухие согласные.
Жи(д/т)ка слеза, да е(д/т)ка.
Яго(д/т)ка красна и на вкус сла(д/т)ка.
Рыбка мелка, да уха сла(д/т)ка.
Спиши, выбирая нужную согласную.
Карточка 15
Прочитай диалог Волка и Медведя по ролям.
– Ты куда идёшь, медве..ь?
– В горо.. ёлку присмотреть.
– Да на что тебе она?
– Новый го.. встречать пора.
– Что ж не вырубил в лесу?
– Жалко, лучше принесу.
Кто прав: Волк или Медведь? Почему? Спиши выделенные слова, вставляя пропущенные буквы.
Карточка 16
Прочитай. Вставь пропущенные слова.
Зимой во дворе сделали ... .
Дети раскрыли ... .
Таня любит ... .
В магазине продаётся ... .
тетради
каток
дедушку
одежда
Спиши. Буквы д и т подчеркни.
Карточка 17
Рассмотри картинки. Определи, какой звук, [д] или [т], в названии картинки.
Придумай предложения по этим картинкам, запиши их.
Карточка 18
Вставь пропущенные буквы д или т. Прочитай слова.
п
р
у
т
р
у
о
б
е
к
у
с
с
л
е
Запиши слова. Вставленную букву подчеркни.
Карточка 19
Назови нарисованные предметы.
Впиши их названия в клетки.
Карточка 1
Прочитай. Чётко произнеси выделенные парные звонкие и глухие согласные. Скажи, какой из них глухой, а какой – звонкий.
Дедушка купил книгу. Тут картинки. Вот на лугу гуси. Вот ягода и груши. А вот горка. На горке дети.
Спиши, подчеркни буквы г и к.
Карточка 2
Прочитай. Назови парные звонкие и глухие согласные. Как произносятся звонкие согласные в начале слова? Как произносятся глухие согласные в начале слова?
Спиши слова. Придумай с любым из этих слов два предложения. Запиши их. Слова с буквами з и с подчеркни.
Карточка 4
Прочитай загадки. Подбери отгадки. Определи, в какой части слова находятся звуки [з] и [с].
Хоть сама – и снег, и лёд,
А уходит – слёзы льёт.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
Спиши загадки вместе с отгадками. Буквы з и с подчеркни.
Карточка 5
Прочитай предложения. Скажи, какие звуки слышатся на месте пропущенных букв.
Наступила ..олотая осень.
У Лизы ..лая ..обака.
В саду ..апели ..оловьи.
Зоя идёт на ..тадион.
Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы и подчеркни их.
Карточка 6
Дополни предложения словами вместо картинок. В каких словах слышится звук [з], а в каких – звук [с]?
На вязанка дров.
У круглые глаза.
Дети лепили .
Саша прочитал сказку про .
Мама несла тяжёлую .
Сеня пошёл на прогулку с .
Карточка 7
Рассмотри картинки. Помоги животным расселиться в домики.
Запиши в тетрадь названия животных: тех, которые поселятся в домик с буквой с, помести в первый столбик, тех, которые поселятся в домик с буквой з, – во второй.
Прочитай текст, вставляя пропущенные парные звонкие и глухие согласные.
Зимой
Пришла ..има. Моро.. все окошки занё.. . Летит пуши..тый ..нег. Весь ..ад белый. У крыльца вы..окий ..угроб.
Спиши, подчеркни вставленные буквы.
Карточка 19
Рассмотри картинки. Определи, какой первый звук в названии картинки.
Придумай предложения, запиши их.
Тема: К тайнам звуков и букв
(1 класс)
Цели: закрепить навык различать парные звонкие и глухие согласные звуки; развивать фонематический слух; умение соотносить произношение и написание слов с глухими и звонкими согласными на конце слов; воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: карточки для дидактической игры «Парный звонкий согласный заболел», предметные картинки.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Орешек знаний твёрд, но всё же
Вы не привыкли отступать.
Вам расколоть его поможет
Желанье сильное узнать.
II. Минутка чистописания.
– Назовите буквы, в которых есть элементы С, Э.
Учитель записывает на доске буквы, которые называют дети: ж, х, э, с.
– Запишите эти буквы в порядке их следования в алфавите.
– Какая буква «лишняя»? (Э.) Дайте ей характеристику.
III. Введение в тему.
– Сколько букв в русском языке? Какие буквы не обозначают звуков?
– Сколько гласных звуков? (6.) Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)
IV. Сообщение темы урока, постановка целей.
– Что вы знаете о парных звонких и глухих согласных? (Ответы детей.)
– Послушайте сказку.
Парные и непарные
Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные – с согласными. Буквы а–я, у–ю, ы–и, э–е, о–ё танцевали вальс. Им было весело!
Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с. Причем буквы б, в, г, д, ж, з звонко отбивали ногами в такт музыке.
А вот п, ф, к, т, ш, с были глухи к музыке. Буквы, обозначающие звонкие звуки, весело выкрикивали свои имена в такт музыке, глухие робко шептали, как эхо, имена своих подруг.
Вот какие это были странные пары.
Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это л, м, н, р, й, х, ц, ч, щ, ъ, ь. Пар у них не было. Это непарные. С тех пор так и повелось. На праздниках парные танцуют в паре со своим партнером. А непарные просто тихо сидят и смотрят на танцующих.
– Давайте проведем наблюдение: как ведут себя парные согласные по глухости–звонкости в начале и на конце слова.
V. Изучение нового материала.
1. Дидактическая игра «Парный звонкий согласный заболел».
Один ученик называет «здоровый» парный согласный (с голосом, звонкий), второй – «заболевший» парный согласный (без голоса, глухой). (Б–п, в–ф, г–к, д–т, ж–ш, з–с.)
Вывод: при произнесении парных согласных звуков воздух встречает одинаковую преграду, но звонкие звуки произносятся с голосом, а глухие только с шумом.
2. Дидактическая игра «Будь внимателен».
– Поднимите сигнальные карточки с парными согласными.
Вот царь зверей – могучий ле..,
А тут жира.. с длиннющей шеей.
Ушастый ё.. . Чем не хорош?
Уда.. пятнистый всех длиннее.
Ено..-красавец смотрит вниз,
Там потянулась сладко ры..ь.
Плывет могучий бегемо..,
Медве..ь пчелиный ищет мёд.
И белый голу..ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа с пословицами.
– Прочитайте пословицы. Напишите их в тетради, вставляя нужные буквы. Объясните смысл пословиц.
Старый дру.. лучше новых двух.
Тру.. кормит, а лень портит.
– Какие буквы вставили? Какие слова могут быть проверочными?
2. Дидактическая игра «Чья команда победит?».
Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача учащихся – подобрать к ним и записать парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее выполнит задание, тот и победит.
I
голос –
коза –
злой –
жаль –
жить –
сиять –
II
кора –
кол –
твоих –
шалость –
пить –
пас –
VII. Итог занятия.
– Как парные глухие и звонкие согласные произносятся и пишутся в начале слова? На конце слова?
– Как следует проверять парные согласные на конце слова?
2 класс
Тема: Что узнали? Чему научились?
Прочитай данные отрывки.
● Найди мягкие согласные в подчеркнутых словах. Четко произнеси их.
Лиса и заяц
(отрывок)
Жили-былилиса да заяц. У лисы была избёнкаледяная, у зайца – лубяная. Пришлавесна красна – у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у негопереночевать, а его из избёнки и выгнала.
Идёт доро́гой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:
– Что, зайчик, плачешь?
– Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.
– Не плачь, зайчик. Я твоему горю помогу.
(Русская народная сказка.)
Кто это?
Я живу под землёй в тёмнойнорке.
Шубка серая, крошечный рост,
Глазки, чёрныебусинки, зорки,
И верёвочкойтоненький хвост.
Межстеблямиколосьевпоспелых
Я опавшие зёрна ищу
И в зубах своих остреньких, белых
Колос срезанный в норку тащу.
Я боюсь долгоносой вороны,
Желтоглазой совы и хорьков,
Голодаю весноюстудёной,
Зябну в сырости талых снегов.
О. Белявская
Блекнут травы. Дремлют хаты.
Рощи вспыхнуливдали.
По незримому канату
Протянулисьжуравли.
Гаснетдень. За косогором
Разливается закат.
Звонкиймесяцвыйдет скоро
Погулять по крышам хат.
С. Есенин
Шляпалежала на комоде. КотёнокВаськасидел на полу. Вовка и Вадикраскрашиваликартинки. Вдруг позадиних что-то плюхнулось на пол. Мальчикиобернулись и увидели на полу шляпу. Неожиданношляпа поползла. Она выползла на середину комнаты и остановилась. Мальчикииспугались и побежали на кухню. Они набрали картошки и сталишвырять её в шляпу. Шляпа как подпрыгнеткверху! Из неёвыскочилкотёнок. (По Н. Носову.)
Осень
Облетелилистья с клёна,
Клён от холода дрожит
На дорожке у балкона
Золотой ковёрлежит.
Ставитдождь на окна точки,
А по крыше без конца
Барабанятмолоточки.
Лужи зябнут у крыльца.
Е. Авдиенко
Найди слова, в которых мягкость согласных обозначена гласными я, ё, ю, е, и, ь. Запиши их.
Четыре желания
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
– Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!
– Запиши твоё желание в мою карманную книжку, – сказал отец.
Митя записал.
(К. Ушинский)
Берёзовый пирожок
Братья с Нюркой пошли в лес по ягоды. К обеду бидоны у ребят были полны. Присели отдохнуть. Никто из них не взял в лес ни сухаря, ни лепёшки.
– Погодите, я сейчас пирожков напеку! – сказала Нюрка.
Она сорвала с берёзовой ветки листок, завернула в него пяток земляничин и протянула мне как старшему.
– Что это? – спросил я.
– Берёзовый пирожок. Ешь!
Очень вкусным оказался берёзовый пирожок.
(Ю. Коваль)
Мой кораблик
Подхватил ручей мой кораблик и понёс его. Кругом волны кипят, подбрасывают его, из стороны в сторону кидают. А кораблик плывёт дальше и дальше. Я рядом с ним бегу. Другие ребята за мной спешат. Вот и река. Поплыл мой кораблик в речную даль. Вот уже меньше и меньше. Вот уже крохотной точкой мелькнул и скрылся.
Ребята вокруг шумят, кричат:
– Юркин кораблик не потонул, в реку уплыл!
Может, до самого моря теперь доберётся.
(Г. Скребицкий)
Назови буквы, которые указывают на мягкость впереди стоящего согласного в подчеркнутых словах.
Приключения зелёного листа
Как-то раз с большогоклёна
Оторвалсялистзелёный
И пустилсявместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зелёноголиста.
Ветернёс его и нёс,
Бросилтолько на мосту.
В тот же мигвесёлыйпёс
Шмыг – к зелёномулисту!
Лапой хватьзелёныйлист,
Дескать, поиграем.
«Не хочу», – парашютист
Головой качает…
Ветервновь с листомзелёным
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листезелёном.
Ю. Карасёва
Прочитай имена мальчиков и девочек.
Составь пословицы из слов-рассыпушек.
рёДаному нюко в бызу не смяттор.
Уньече – тевс, а ченьенеу – мать.
сиКраво сапить – делюй важауть.
Запиши детёнышей животных.
У львицы –
У свиньи –
У овцы –
У утки –
У вороны –
У коровы –
У орлицы –
У гусыни –
Каких зверей так называют? Запиши.
Косой –
Косолапый –
Сохатый –
Увалень –
Надут как…
Грязный как…
Упрям как…
Колючий как…
● Синонимы – это слова, которые называют по-разному один и тот же предмет.
Запиши к словам синонимы.
Грусть –
Буран, вьюга –
Лошадь –
Огромный –
Дорога –
Луна –
Собака –
● Антонимы – разные по звучанию слова с противоположным значением.
Запиши к словам антонимы.
Молодость –
Труд –
Здоровый –
Лёгкая (ноша) –
Кто хочет много знать, тому надо мало…
Ученье – свет, а неученье –…
Знай больше – говори…
● Омонимы – слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение.
1. О каких ключах идёт речь?
Шёл я с сумкой за плечом,
Вижу, бьёт в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
В. Лифшиц
2. Какие ключи вы знаете?
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный – ключ дверной.
Замени одним словом фразеологические обороты:
Бить баклуши –
Держать язык за зубами –
Сломя голову –
Морочить голову –
Зарубить на носу –
Очки втирать –
Перемывать косточки –
Разгадай кроссворд.
Кроссворд
По вертикали:
1. Летит – воет, упадёт – землю роет. (Снаряд.)
2. Крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия. (Землянка.)
3. Картофель всмятку. (Пюре.)
4. Лодка на корабле. (Шлюпка.)
5. Что пряли поздно вечером 3 девицы под окном? (Пряжа.)
6. Соперник Буратино в сердечных делах. (Пьеро.)
7. Отдельная комната монаха в монастыре. (Келья.)
8. Очень усердно. (Рьяно.)
9. Охотница до чужих мехов. (Моль.)
10. Подвал на корабле. (Трюм.)
11. На столе винтом верчу,
Да никак не улечу. (Вентилятор.)
12. Ходит по двору он важно,
Горд собой: «Пусть знает каждый:
Раз индейский я петух –
То один, мол, стою двух!» (Индюк.)
13. У матроса есть рубашка,
Называется – … (Тельняшка.)
14. Горбатый корабль
По пустыне плывёт.
Сухую колючку
Лениво жуёт. (Верблюд.)
15. Замените слова: льёт (дождь), шагает (мальчик), едет (машина), течёт (время) – одним словом, подходящим по смыслу. (Идёт.)
16. С головой в нору ныряю –
Вам ворота отворяю. (Ключ.)
17. У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже… (Брюки.)
По горизонтали:
1. Везёт, а не лошадь,
Летит, а не птица,
Жужжит, а не пчела. (Самолёт.)
2. Одежда священника (Ряса.)
3. Человек, идущий пешком. (Пешеход.)
4. О ней мечтает птица в клетке. (Воля.)
5. Весь день стоит в болоте на одной ноге. (Цапля.)
6. День рождения дикарей. (Понедельник.)
7. Это берег реки,
На нём зонты и лежаки. (Пляж.)
8. Окно на корабле. (Иллюминатор.)
9. Это пахучее растение любят класть в чай. (Мята.)
10. Синоним слову «аккуратно». (Опрятно.)
11. Крошечная девочка, ростом не больше дюйма. (Дюймовочка.)
12. Один – человек, а много. (Люди.)
13. Морское млекопитающее, которое на суше неуклюжее, но зато замечательный пловец. (Тюлень.)
14. Ему обидно оттого,
Что «стукачом» зовут его.
Но какой же он стукач?
Он лесных деревьев врач. (Дятел.)
15. Молчаливый… знак,
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам. (Твёрдый.)
16. На меня клюёт рыбёшка,
И на мне висит одёжка,
Я держать умею дверь,
Ну и кто же я теперь?
Сгорблен я, как старичок,
И зовут меня…(Крючок.)
Прочитай и реши задачи Григория Остера.
1. Мряка и Бряка пришли на полянку и стали прыгать. Мряка прыгнула на 7 лыгов, а Бряка на 8 лыгов. Сколько лыгов осталось нераздавленными, если всего на полянке сидели и тихо пели задумчивую песню 39 лыгов?
2. Мряка и Бряка поссорились. Мряка 7 раз фрякнула Бряку марфуфочкой по чём попало, а Бряка фрякнула Мряку той же марфуфочкой по чём попало 9 раз. Спрашивается, сколько раз хватали бедную марфуфочку за хвост и фрякали ею по чём попало?
3. Когда Слюник видит, что кто-то нашёл пусик, он сразу начинает умирать от зависти. В четверг Мряка в присутствии Слюника нашла сначала 6 пусиков, а потом ещё 12. Сколько раз в этот день начинал умирать от зависти Слюник?
4. Мряка и Бряка нашли чалочку, длина которой 9 тягусиков. Мряка отгрызла себе 4 тягусика, а остальное отдала Бряке. Вырази длину доставшейся Бряке части чалочки в длиниках, имея в виду, что длина каждого тягусика 7 длиников.
5. За зиму Люся потеряла 12 варежек, а Дуся – в 2 раза меньше. Сколько пар варежек потеряли за зиму Люся и Дуся?
6. Дворняга Клюква за свою бурную жизнь сменила много хозяев. В первый раз, ещё в щенячьем возрасте, она просто потерялась. Во второй – убежала от скупых хозяев сама. Восемь раз разные хозяева выгоняли Клюкву за грубость. За неопрятность и разгильдяйство Клюкву выгоняли в два раза реже, а за жадность в три раза чаще, чем за грубость. Последние хозяева, несмотря ни на что, долго любили Клюкву и умерли с ней в один день, после того как она подгрызла ножки шкафа. Сколько всего хозяев было у дворняги Клюквы?
7. Коза Люська имеет 4 кривые ноги, а её хозяйка тётя Уля только 2. Сколько всего ног у них обеих?
8. На дереве сидят 27 котят. 8 котят молока не хотят. А остальные хотят. Сколько котят молока хотят?
9. В небе летят 35 утят, а 27 котят на дереве сидят и глядят на утят. На сколько утят больше, чем котят, которые на них глядят?
Найди лишнюю букву в данном ряду букв:е, ё, ю, я, и, ь.
(Буква «ь» не обозначает звука. Она показывает, что находящийся перед ним согласный произносится мягко. Кроме мягкого знака, на мягкость согласных указывают гласные е, ё, ю, я, и, если находятся после согласных.)
Измени слова так, чтобы согласный на конце стал мягким.
дал – … кров – … ел – … косит – … брат – …
был – … вес – … мел – … купит – … хор – …
стал – … цел – … угол – … ловит – … пыл – …
шест – … лез – … жар – … сушит – … плакат – …
Измени слова по образцу:
рыси – рысь
гуси – … гости – … голуби – …
кони – … двери – … медведи – …
пни – … брови – … снегири – …
синеть – синь чернеть – …
болеть – … зеленеть – …
носит – носить косит – … читает – …
солит – … возит – … молчит – …
мечтает – … говорит – … мечтает – …
Прочитай названия месяцев.
● Напиши их по временам года. Вставь, где надо, мягкий знак.