kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация образовательного процесса с использованием ИКТ в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда время так стремительно летит вперед, школьный учитель не может оставаться в стороне от достижений информационных технологий. Применение электронных средств обучения в школьном образовании позволяет изменить и неограниченно обогащать содержание образования.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными методиками создают необходимые условия для обеспечения вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Использование электронных средств обучения гарантирует комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация образовательного процесса с использованием ИКТ в начальной школе »

Организация образовательного процесса с использованием ИКТ


Микулёнок Жанна Юрьевна,

заместитель директора по учебной работе


Когда время так стремительно летит вперед, школьный учитель не может оставаться в стороне от достижений информационных технологий. Применение электронных средств обучения в школьном образовании позволяет изменить и неограниченно обогащать содержание образования.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными методиками создают необходимые условия для обеспечения вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. Использование электронных средств обучения гарантирует комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.

Под термином « электронные средства обучения» (далее ЭСО) будем понимать средства обучения, созданные с использованием компьютерных технологий, это все виды программного обеспечения и информационных ресурсов, которые специально ориентированы на образовательный процесс. Этот термин понимается в очень широком смысле. К ЭСО будем относить электронные учебники в любых форматах, образовательные интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы, электронные учебные материалы.

Таким образом, к ЭСО можно отнести и сложную систему управления образовательным процессом, и простую презентацию учителя-предметника, и тщательно проработанную систему из нескольких тысяч электронных учебных заданий, и авторский комплект оригинальных тестов по конкретной учебной теме.

По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:

  • Обучающие программные средства, методическое назначение которых- сообщение суммы знаний или навыков учебной или практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.

  • Программные средства (системы)-тренажеры, предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности, осуществления самоподготовки. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала.

  • Программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом - контролирующие программные средства.

  • Информационно - поисковые, информационно- справочные программные средства, предоставляющие возможность выбора и вывода необходимой пользователю информации. Их методическое назначение-формирование умений и навыков по систематизации информации.

  • Имитационные программные средства (системы), предоставляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров.

  • Моделирующие программные средства произвольной композиции, предоставляющие в распоряжение обучаемого основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления. Процесса или ситуации (как реальных так и виртуальных) с целью их изучения, исследования.

  • Демонстрационные программные средства, обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

  • Учебно - игровые программные средства, предназначенные для проигрывания учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).

  • Досуговые программные средства, используемые для организации деятельности обучаемых во внеклассной, внешкольной работе. Имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти и т.д.

В настоящее время ЭСО отличаются многообразием форм реализации, которые обусловлены как спецификой предметных областей, так и возможностями современных компьютерных технологий.

Современные ЭСО могут быть представлены в виде:

- виртуальных лабораторий, лабораторных практикумов;

- компьютерных тренажеров;

- тестирующих и контролирующих программ;

- игровых обучающих программ;

- программно-методических комплексов;

- электронных учебников, текстовый, графический и мультимедийный материал который снабжен системой гиперссылок;

- предметно-ориентированных сред (микромиров, имитационно- моделирующих программ);

- наборов мультимедийных ресурсов;

- справочников и энциклопедий;

- информационно-поисковых систем, учебных баз данных;

- интеллектуальных обучающих систем.


ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний. Единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Необходимо отметить значение использования информационно-коммуникационных технологий для формирования информационной культуры учащихся, поскольку только при работе со средствами ИКТ учащиеся могут приобрести умения и навыки, необходимые для жизни в информационном обществе, что и предполагает воспитание информационной культуры.

Организация образовательного процесса с использованием ИКТ

При условии целенаправленного и систематического использования ЭСО в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения значительно повышается эффективность обучения.

Обозначу ряд ключевых аспектов использования ЭСО в образовательном процессе:

Мотивационный аспект - создание условий для максимального учёта индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся.

Содержательный аспект ЭСО дополняет традиционный учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭСО можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов).

Учебно-методический аспект. ЭСО обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭСО можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.

Организационный аспект. ЭСО могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе.

Контрольно-оценочный аспект. ЭСО позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый. Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемыми и педагогом, и, соответственно, на методику проведения занятий в целом, Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии не заменят традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.

Главное для педагога найти соответствующее место ИКТ в учебном процессе, т.е. идти от педагогической задачи к информационным технологиям там, где они более эффективны, чем обычные педагогические технологии.

Любой из традиционных типов уроков (изучения нового материала; совершенствования знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; комбинированный; контроля и коррекции знаний, умений и навыков) может быть проведен с использованием ИКТ. Так например, на уроке изучения нового материала педагогом могут быть использованы следующие ЭСО: предметно-ориентированные среды (микромиры, имитационно-моделирующие программы); игровые обучающие программы; программно- методические комплексы; наборы мультимедийных ресурсов; справочники и энциклопедии. На уроке контроля и коррекции знаний, умений и навыков – тестирующие и контролирующие программы; лабораторные практикумы, виртуальные лаборатории.

Приведу возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:

  1. Класс разбивается на 2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через 10-15 минут её сменяет следующая;

  2. Вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезкти времени только часть учащихся;

  3. В классе постоянно находится 2-3 компьютера.

Применение ИКТ возможно также при подготовке и проведении учителем урока в нетрадиционной форме, во внеурочное время при проведении факультативных занятий, кружковой работы, организации самоподготовки.

Примерная структура урока с использованием ИКТ

  1. Организационный момент--------------- 2-3 минуты

  2. Работа с печатными учебными материалами__________ 10-15 минут

  3. Физкультминутка__________1-2 минуты

  4. Работа с компьютером ______________10-20 минут

  5. 5 Физкультминутка_____________3-4 минуты

  6. Подведение итогов_____________2-3 минуты.

Одним из условий эффективного внедрения ИКТ в образовательный процесс является анализ и самоанализ урока с использованием ЭСО. Он может осуществляться педагогами по следующим показателям:

  1. Обоснованность и целесообразность использования того или иного ЭСО на уроке.

  2. Организация работы класса в целом и каждого учащегося с материалами, представляемыми ЭСО.

  3. Деятельность учителя во время работы учащихся с материалами, представляемыми ЭСО.

  4. Деятельность учащихся во время демонстрации материалов с помощью ЭСО.

  5. Деятельность учителя сразу после окончания работы уащихся с материалами ЭСО.

  6. Организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО.

  7. Соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.

Электронное пособие (даже самое лучшее) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронное пособие принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного пособия не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника (во всех случаях мы подразумеваем лучшие образцы любого жанра), а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.

Электронное пособие должно максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности эмоциональную память.

Даже самые лучшие электронные средства обучения осядут мертвым грузом на компьютерах, если их использование не будет методически обеспечено, если не будет создано компьютерное учебно-информационное пространство, единое для преподавателей и учащихся.

Успешная компьютеризация образования зависит не от количества компьютеров, а от качества средств обучения и методического обеспечения их использования.

Бурное развитие информационных технологий, медленное, но неуклонное превращение компьютера в явление повседневной обыденности, появление Internet и т.д. — все это рано или поздно должно было затронуть и такую традиционно консервативную область, как отечественное образование. Каждый ученик имеет право на качественное образование, которое в современном информационном обществе невозможно без использования компьютерных технологий.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Организация образовательного процесса с использованием ИКТ в начальной школе

Автор: Микуленок Жанна Юрьевна

Дата: 24.09.2014

Номер свидетельства: 114502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Использование информационно-комуникационных технологий в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-informatsionno-komunikatsionnykh-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "218661"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433862919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Итоговая работа "ИКТ как средство повышения активности учащихся на уроках в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(106) "itoghovaia-rabota-ikt-kak-sriedstvo-povyshieniia-aktivnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "219542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434267771"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Использование ИКТ в работе учителя начальных классов." "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432835984"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Условия эффективного использования модели обучения «1 ученик: 1 компьютер» на уроках  на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(126) "usloviia-effiektivnogho-ispol-zovaniia-modieli-obuchieniia-1-uchienik-1-komp-iutier-na-urokakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "159536"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421920475"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства